Положение об организации инклюзивного образования

Принято
на педагогическом совете
Протокол № 3
от 30 марта 2023 года

Утверждено
приказом директора МОБУ
«Гимназия №3» г. Кудымкара
№ 172 от 31 марта 2023 года
__________________ /И.М.Головина/

Положение
об организации инклюзивного образования обучающихся
в МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет
порядок организации и содержание
инклюзивного образования в муниципальном общеобразовательном бюджетном
учреждении «Гимназия №3» г. Кудымкара
1.2. Положение разработано:
 на основании Конституции Российской Федерации,
 в соответствии с Федеральными Законами:
 от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
 от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
 Приказами Министерства Просвещения Российской Федерации:
 от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»,
 Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
 от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
 от 19.12.2014
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 Письмами Министерства образования и науки Российской Федерации:
 от 11.03.2016
№ ВК-452/07 «О введении федерального государственного
образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ»;
 от 22.04.2015 № 06-443 « О направлении Методических рекомендациями по разработке
и реализации адаптированных образовательных программ»
 от 11.08.2016 № 1718-вк-07 «Об организации образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
 Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
 от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-2
«Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»»

1.3. В Положении используются следующие понятия:
 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - ребенок, имеющий
особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией (далее - ПМПК), для которого указаны адаптированные
формы получения образования, а также которому
необходимо предоставление
специализированных условий для получения образования;
 инклюзивное образование - обучение в совместной образовательной среде детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – дети ОВЗ) и детей, не имеющих таких
ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ условий для обучения и социальной
адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таких
ограничений;
 адаптированная образовательная программа (далее – АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
1.4. Цель инклюзивного образования – реализация прав детей с ограниченными
возможностями здоровья на получение равного доступа к качественному образованию, в
соответствии с познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их
социализация, адаптация и интеграция в общество.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
 создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении с целью
максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
 освоения обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в
соответствии с государственным образовательным стандартом;
 развитие
потенциальных
возможностей
детей
с
особенностями
психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
 обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации
детей с особенностями развития школьного обучения;
 организация
системы
эффективного
психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностикоконсультативного, коррекционно-развивающего, социально-трудового направлений
деятельности;
 изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми
образовательными потребностями, формирование у всех участников образовательного
процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
В своей деятельности работники МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара
руководствуются нормами российского законодательства, Уставом МОБУ «Гимназия №3»
г. Кудымкара, а также настоящим положением
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ
«Гимназия №3» г. Кудымкара может быть организовано в различных формах инклюзивного
(включенного) обучения независимо от разновидностей ограничений здоровья.
2.2.
Инклюзивное образование организуется через следующие модели:
2.2.1. Полная (включенная) инклюзия – это форма инклюзивного обучения
независимо от разновидностей ограничений здоровья. Дети – инвалиды и дети с ОВЗ
посещают образовательные организации наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, и обучаются по учебным планам соответствующего инклюзивного класса, а

также могут посещать кружки, клубы, внеклассные и общешкольные мероприятия,
праздники, развлечения и т.д. с обязательной реализацией коррекционной части
адаптированных образовательных программ (в индивидуальном и групповом порядке);
2.2.2. Частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ и дети – инвалиды совмещают
индивидуальное обучение, в т.ч. и на дому, с посещением образовательного учреждения и
обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию
с родителями
(законными представителями), а также могут посещать индивидуальные занятия в
образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они
могут посещать кружки, внеклассные мероприятия, если это не противоречит
рекомендациям ПМПК.
2.2.3. Внеурочная инклюзия – дети – инвалиды обучаются только на дому и
посещают кружки, клубы, внеклассные и общешкольные мероприятия в образовательном
учреждении.
2.3. Допускается сочетание различных моделей инклюзивной формы организации
образовательного процесса, при наличии указания на это в заключении ПМПК, либо же
индивидуальных образовательных потребностей конкретного обучающегося.
2.4. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гимназию на
совместное обучение с другими обучающимися, не имеющих отклонений происходит на
общих основаниях.
2.5. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
учреждении по инклюзивным формам обучения осуществляется на основании ПМПК, по
выбору индивидуального образовательного маршрута и формы обучения – ППк гимназии, а
также заявления родителей (законных представителей)
2.6. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по
инклюзивным формам обучения оформляется приказом директора гимназии.
2.7. При организации инклюзивного обучения гимназия обязана:
 разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по
организации интегрированного (инклюзивного) обучения;
 обеспечить специальную помощь обучающимся, включенных в инклюзивное
обучение (обеспечить работу учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда,
социального педагога)
 иметь
адаптированные образовательные программы
(индивидуальные
образовательные маршруты) на каждого обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья;
 обеспечить материальную базу, соответствующие условия для инклюзивного
обучения;
 иметь документацию, позволяющую отследить прохождения образовательной
программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;
 осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
 педагогическим работникам гимназии следовать рекомендациям специалистов,
содержащимся в заключении ПМПК, ППк, выполнять требования специалистов
сопровождения.
3. Содержание инклюзивного образования и система аттестации обучающихся.
3.1. Содержание инклюзивного образования определяется АООП, разрабатывае-

мыми и реализуемыми МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара самостоятельно на
основе ФГОС и примерных адаптированных образовательных программ.
3.2. Определение варианта образовательной программы, форм и методов психологопедагогической и социальной помощи, необходимости создания специальных условий для
получения образования обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью осуществляется на
основе рекомендаций ПМПК.
3.3. Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и
коррекционно-развивающимися занятиями и внеурочной деятельностью определяется
СанПиН.
3.4. Для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью, правоотношения возникли с 1
сентября 2016 года, основанием для разработки образовательных программ являются
примерные АООП, размещенные на сайте fgosreestr.ru
3.5. С учетом психофизиологических особенностей для обучающихся с ОВЗ и (или)
инвалидностью могут разрабатываться индивидуальные учебные планы (далее – ИУП), в
соответствии с положением МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара «Об индивидуальном
учебном плане».
С учетом потребностей и возможностей личности обучающегося и в зависимости от
объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся форма получения
образования по ИУП может осуществляться в очной или очно-заочной формах с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3.6. Обучение учащихся с ОВЗ и (или) инвалидностью организуется как по общим, так
и по специальным учебникам и учебным пособиям, соответствующим программе обучения
в соответствии рекомендациям ПМПК.
3.7. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью
осуществляется с учетом особенностей развития учащихся на основании Положения МОБУ
«Гимназия №3» г. Кудымкара «О системе оценивания успеваемости обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Обучающиеся переводятся в следующий класс (на следующий уровень обучения) по
итоговой успеваемости на общих основаниях.
Обучающиеся с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие образование в форме
инклюзивного образования с учетом соответствующих требований, вправе пройти
государственную итоговую аттестацию с выдачей документа об образовании
соответствующего образца.
При невозможности проведения промежуточной и итоговой аттестации с
обучающимися с различными нарушениями результаты освоения АООП фиксируется в
картах мониторинга динамики личных обучающихся.
4. Участники образовательного процесса
4.1. Участниками образовательного процесса являются педагогические работники,
дети с ограниченными возможностями здоровья и их законные представители.
4.2. Образовательный процесс
осуществляется учителями начальных классов,
учителями-предметниками,
имеющими
профессиональную
квалификацию,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности и подтвержденную документами об образовании, прошедшими
соответствующую переподготовку.
4.3. Учащиеся с особыми образовательными потребностями, имеют право на обучение
в соответствии с государственными образовательными программами по индивидуальному
коррекционно-развивающему маршруту.

Учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения, добросовестно учиться, бережно
относиться к имуществу школы, выполнять требования учителя, соблюдать
индивидуальный коррекционно-развивающий режим.
4.4. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей с особенностями развития.
Они обязаны:
 соблюдать Устав школы;
 регулярно получать консультации и выполнять рекомендации специалистов и
учителей;
 создавать необходимые условия для получения их детьми образования.
4.5. Педагогические работники имеют право:
 самостоятельно выбирать и использовать методы и приѐмы для обучения детей с
особенностями развития, а также использовать в своей профессиональной деятельности
методы и приѐмы, рекомендованные специалистами ПМПК;
 использовать учебные пособия и материалы, различные способы оценки знаний
учащихся.
Учитель несѐт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за
качество образования учащихся с особыми образовательными потребностями и его
соответствие государственным образовательным стандартам. Также учитель несѐт
ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации
образовательного процесса, за соответствие выбранных форм и методов организации
образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны труда.
5. Психолого – педагогическое и социальное сопровождение инклюзивного обучения
и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
5.1. Для обеспечения инклюзивного образования и обеспечения необходимой
коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
приказом директора в гимназии создается психолого-педагогический консилиум (ППк).
Деятельность консилиума регламентируется «Положением о психолого-педагогическом
консилиуме» МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара.
В состав психолого-педагогического консилиума входят:
председатель консилиума,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
педагоги;
учитель – дефектолог,
педагог – психолог,
социальный педагог.
5.2. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения предусматривает
осуществление психолого-педагогического, логопедического и социального сопровождения
на базе гимназии. Специалистами психолого-педагогического, и социального
сопровождения являются:
учитель – дефектолог,
учитель – логопед,
педагог – психолог,
социальный педагог

5.3. Для обеспечения психолого-педагогического и социального сопровождения
инклюзивного образования детей с ОВЗ в гимназии оборудуются помещениями,
приспособленными для индивидуальных занятий, физкультурно-оздоровительной и
коррекционно-развивающей работы.
5.4. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение в гимназии строится на
принципах:
 непрерывности - психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех
ступенях образованиях, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса
сопровождения;
 системности – значимость и продуктивность сопровождения определяется его
системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство
образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействия детей, вопросы
самопознания и личностной саморегуляции.
 обеспечения положительного эмоционального самочувствия всех участников
образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение
обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную
динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствуют развитию
взаимодействия детей.
 Индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье, которым
руководствуются специалисты психолого-педагогического и социального сопровождения
инклюзивного образования.
5.5. Основными направлениями деятельности психолого-педагогического и
социального сопровождения инклюзивного образования являются:

диагностика;

психологическая и социальная реабилитация;

консультирование;

развивающая и коррекционная работа.
5.6. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных
программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в
документации ППк.
6. Управление образовательным учреждением с инклюзивной формой обучения
6.1. Управление образовательным учреждением, работающего в режиме инклюзивного
обучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Уставом образовательного учреждения.
6.2. Наряду с обязанностями, определѐнными Уставом образовательного учреждения,
директор несѐт персональную ответственность за правильную организацию инклюзивного
обучения детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивает создание им
необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления режима труда и отдыха.
6.3. Заместители директора образовательного учреждения

организуют работу педагогов по обучению и воспитанию этой категории
учащихся;

оказывают методическую помощь педагогам в повышении их
профессиональной квалификации и овладении ими основами коррекционной
педагогики и психологии;

руководят работой психолого-медико-педагогического консилиума

6.4. Управление образования осуществляет консультационное сопровождение, общую
координацию деятельности образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное
обучение, обобщение и распространение их практики.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.