ИКОП "Сферум" и ЦОС "Моя школа"

Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» - это  российский коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ [1] и способствует достижение целей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» [2] по модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Платформа «Сферум» не заменяет традиционный урок, а призвана сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.

   Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений.

Идеи о создании и развитии образовательной платформы возникли в 2020 году после вынужденного перехода образовательных организаций на дистанционное обучение. Образовательным организациям пришлось применять различные системы, в том числе зарубежные решения с хранением персональных данных за пределами России. Они не были предусмотрены для обучения, что приводило к регулярным срывам занятий и нарушениям учебного процесса.

Основной задачей платформы «Сферум» является помощь педагогическому работнику в организации образовательной деятельности. Данный образовательный ресурс не заменяет традиционное образование, а дополняет его и делает более эффективным [3].

Преимущества использования ИКОП «Сферум»

25.04.2024
  1. Функциональность образовательной платформы

ИКОП «Сферум» используется для решения большого спектра учебных задач, таких как:

  • общение в групповых/индивидуальных чатах между педагогами, учащимися и родителями, изучение мнения участников образовательного процесса (публикация опросов и др.);
  • отправка и хранение учебных материалов;
  • организация дистанционных занятий с учащимися, в случаях, когда посещение очных занятий невозможно (введение карантина в образовательной организации, неудовлетворительные погодные условия, участие обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсах и др.);
  • повторение пройденного материала обучающимся в ходе просмотра записи урока;
  • организация внеучебной деятельности обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов, экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
  • организация сетевого взаимодействия (подключение к занятиям сотрудников иных образовательных организаций, культурно-просветительских организаций);
  • проведение родительских собраний посредством видеоконференцсвязи;
  • трансляция концертов образовательной организации и соревнований в режиме онлайн;
  • ведение информационного канала образовательной организации, сообществ секций и кружков в учреждении;
  • осуществление профессионального роста и развитие компетенций педагогических работников (участие в обучающих вебинарах, в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);

    Данный список учебных задач не является исчерпывающим, разработчики коммуникационной платформы продолжают развитие данного сервиса.

Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет действующий электронный журнал и дневник. Домашние задания, оценки и расписание также продолжают размещаться педагогическими работниками в АИС «ЭПОС». Просмотр данных об успеваемости обучающегося доступно для учеников и родителей также через федеральную государственную информационную систему «Моя школа».

  1. Платформа является российским программным обеспечением, созданным для образовательной сферы

   Согласно действующему законодательству при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, запрещено использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин [3].

Под данное ограничение на использование попадают иностранные информационные системы для обмена сообщениями (мессенджеры), ранее получившие широкое распространение при организации коммуникаций педагогов с учащимися и родителями. На сайте федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) размещен перечень мессенджеров, которые отнесены к иностранным на 01 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/