25.10.2024
Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости
структур головного мозга, что в дальнейшем может привести к трудностям в
обучении. Если вы заметили их у своего ребѐнка, и ошибки такого рода не
единичны, обязательно
обратитесь специалисту (учителю-логопеду напрямую или через классного
руководителя):
· Отсутствие пропусков между словами и предложениями.
· Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.
· Зеркальное письмо: буквы В, Э, З, Е, цифры 5, 4, 3
перевѐрнуты в другую сторону.
· Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо
«пирог»).
· Замена букв по кинетическому сходству, т.е.букв,
имеющих похожие графические элементы (б-д – «колодок» вместо «колобок»; ж-х – «мужомор»
вместо «мухомор»; и-у – «клумат» вместо «климат»; т-п – «пигр» вместо «тигр»,
л-м – «лалина» вместо «малина»).
· Ошибки в ударных слогах («учетель» вместо «учитель», «южик»
вместо «ѐжик»).
· Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка
слогов («гамазин» вместо «магазин»).
· Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).
Уважаемые
Родители! Для того чтобы исключить
неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у
квалифицированного специалиста - логопеда!
Есть несколько
упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
1.
Ежедневно в течение 5
мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные
буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут
быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести.
Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их
различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с - ш и т.д.
Через 2-2,5 месяца
таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается
качество письма.
2.
Каждый день пишите
короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он
будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет...) Пишите тексты по 15-20
слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях
зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем
давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать,
а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены
самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3.
Давайте ребенку
упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание
текста.
Занимаясь с
ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим
режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных
разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо
сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у
психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс
испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь
бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного,
ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может
быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов
может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на
скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст
написан с ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не
принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите
больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с
устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой
анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно
допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный
опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не
огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать
ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не
радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности
в успехе - оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим
результатам.