Положение об учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

1.6. Согласно требованиям ФГОС СОО в соответствии с основной
образовательной программой СОО обучающиеся 10-11 классов выполняют
индивидуальное исследование или проект и защищают его обязательно. Тема
исследования или проекта должна соответствовать профилю обучения.
1.7. Учебно-исследовательская и проектная и деятельность осуществляется в
рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
2. Цель и задачи организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности
2.1. Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности – приобретение
обучающимися функционального навыка исследования как универсального
способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому
типу мышления, освоения социальных ролей, необходимых для выполнения
проекта, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном
процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
2.3.Задачи:
- обучать целеполаганию, планированию, контролю;
- формировать навыки самостоятельного сбора и обработки информации;
- обучать умению работать в команде;
- развивать креативность и критическое мышление, умение самостоятельно
принимать решения;
- формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять
инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным
графиком), навыки самоанализа, рефлексии;
- развивать проектные и учебно-исследовательские умения;
- развивать коммуникативную компетенцию обучающихся как один из факторов их
успешной социализации.
3. Формы организации учебно-исследовательской проектной и
деятельности
3.1. На урочных занятиях:
-урок-исследование,
урок-лаборатория,
урок-творческий
отчет,
урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урокзащита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;
-учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов;
-учебный проект, который научит составлять план работы над проектом, ставить
цели и задачи, создавать продукт;
-домашнее задание исследовательского;
- урок «Индивидуальный проект» (СОО).
3.2. На внеурочных занятиях:
-исследовательская практика обучающихся, в том числе на базе сторонних
организаций;

- поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями,
программой деятельности, предусматривающей активную образовательную
деятельность учащихся, в том числе проектного и исследовательского характера;
-факультативные занятия или элективные курсы, предполагающие
углубленное изучение предмета;
-участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных,
предметных
неделях,
интеллектуальных
марафонах,
предполагающее выполнение ими учебных исследований или их элементов в
рамках данных мероприятий.
4. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Учебно-исследовательская деятельность осуществляется под руководством
учителя-предметника. Руководителями проекта могут выступать учителя
предметники; педагоги, ведущие внеурочную деятельность; классные
руководители. Если проект групповой, то руководитель проекта совместно с
участниками проекта формирует проектные группы и назначает их руководителей.
В состав проектной группы могут входить обучающиеся школы, члены
педагогического коллектива, родители и привлеченные специалисты.
4.2. Руководитель исследования/проекта контролирует выполнение этапов,
соблюдение сроков работы, консультирует обучающегося по вопросам
планирования, содержания работы, оформления, представления результатов
исследования.
4.3. Руководители несут ответственность за качество выполнения учебноисследовательской/ проектной работы обучающимися.
4.4. Выбор темы исследовательской работы проводится самими обучающимися с
учетом их интересов, склонностей, рекомендаций учителей-предметников,
классных руководителей исходя из предложенного перечня тем, одну и ту же тему
проекта могут выбрать несколько учеников, распределяя задачи работы над
проектом. Ученик может сформулировать тему самостоятельно по согласованию с
учителем – руководителем исследования.
4.5. Работа над исследовательской темой в основной и старшей школе может быть
рассчитана как на один учебный год, так и на два. Длительность выполнения
проекта или исследования в начальной школе может быть ограничена 1 - 2
неделями в режиме урока или внеурочных занятий.
4.6. Алгоритм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:
4.6.1. Учителя разрабатывают перечень тем исследований /проектов на текущий
учебный год и представляют его на утверждение научно-методическому совету
гимназии не позднее 10 сентября текущего года. Перечень тем может быть изменен
или дополнен в течение первого полугодия.
4.6.2. После утверждения тем, учителя предметники знакомят с перечнем тем
исследований и проектов учащихся, классные руководители знакомят учащихся с
перечнем тем проектов социальной направленности. Не позднее 30 сентября
текущего года формируются списки учащихся с указанием тем и руководителей
исследования/проекта (Приложение1.).

4.6.3. Содержание этапов учебно-исследовательской и проектной деятельности:
Сроки

сентябрь

октябрь

Деятельность учащихся
Определение темы
исследования/проекта
Выдвижение гипотезы.
Планирование исследования,
определение методов его
проведения.
Выдвижение идей проекта.
Выбор лучшей идеи.

ноябрь

декабрьфевраль
февраль

март
апрель

Изучение теоретического
материала, связанного с темой
исследования, работа с
литературой по теме.
Планирование проектного
задания.
Собственно исследование, сбор
и систематизация полученной
информации.
Выполнение проекта.
Анализ, синтез, объяснение
данных, обобщение,
формулирование выводов
Защита исследований/проектов
на уровне классных
коллективов.
Реализация проектов.
Подготовка к публичной защите
результатов исследования.
Презентация и защита
результатов исследования на
школьных конкурсах рефератов,
исследований, проектов.

Деятельность
руководителя
исследования
Формирование
перечня
тем
исследований/проектов.
Помощь учащимся в определении темы
исследования.
Помощь в формулировании гипотезы,
обсуждение возможных объяснений
выдвинутой гипотезы.
Помощь
в
определении
этапов
исследования, сроков их реализации,
предложение
различных
методов
исследования, помощь в обосновании
выбора
методов
проведения
исследования.
Помощь
в
определении
круга
источников, обсуждение их содержания.
Совместный анализ различных точек
зрения на проблему, представленных в
литературе по проблеме исследования.
Оказание
помощи
в
фиксации,
систематизации полученных данных.
Предложение
различных
способов
обобщения информации, анализа и
синтеза полученных данных.
Организация
исследования/проекта.

защиты

Помощь в подготовке к публичной
защите результатов исследования.
Рецензирование работы.
Организация рефлексии.

4.6.4. Результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности учащиеся
представляют по отдельному графику на школьном конкурсе-конференции,
конкурсе проектов или на уроке.
4.7. При организации исследовательской и проектной деятельности с
обучающимися руководителю исследования/проекта на начальном этапе
необходимо ознакомить учащегося с этапами и сроками выполнения работы
(Приложение 2.).

4.7. Классный руководитель отслеживает участие обучающихся своего класса в
исследовательской/проектной деятельности и знакомит с этой информацией
родителей (законных представителей).(Приложение 3.)
5. Оформление результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
5.1. Конечный продукт учебно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся может быть представлен как в материальной, так и в интеллектуальной
форме в зависимости от уровня образования, направленности и содержания
исследования/проекта (Приложение 4.)
5.2. Структура проекта/исследования содержит в себе: титульный лист, оглавление,
введение, основную часть, заключение, список литературы. Образец оформления
титульного листа в приложении 5.
5.2.1. Структура учебно-исследовательской работы
Введение (актуальность исследования, проблема исследования, объект
исследования, предмет исследования, цели исследования; задачи исследования,
гипотеза исследования, методы исследования, этапы выполнения исследования,
практическая значимость исследования).
Теоретическая часть (текст, посвященный раскрытию теоретических вопросов по
теме исследования с ссылками на источники).
Практическая часть (описание экспериментального/ социологического и др.
исследования, в зависимости от практических задач).
Заключение (основные выводы в соответствии с задачами исследования).
Список литературы
Приложения (по необходимости)
5.2.2. Структура проекта
Введение (актуальность проекта, проблема, цели проекта; задачи проекта, тип
проекта, описание этапов проекта и сроки их реализации, методы и средства
реализации проекта, описание конечного продукта и его назначения).
Основная часть (подробное описание проекта, теоретических и практических
действий и полученных результатов, согласно поставленной цели и задач).
Заключение (основные выводы в соответствии с задачами проекта).
Список литературы
Приложения (по необходимости)
5.3. Учебно-исследовательские и проектные работы выполняются в текстовом
редакторе Word стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14,
межстрочный интервал – полуторный, прямой шрифт (не курсив). Цвет шрифта –
авто (черный цвет). Для заголовков используется шрифт Times New Roman, размер
шрифта до 20. Выравнивание текста по ширине страницы, отступ первой строки 1
– 1,5. Размер страницы – A4, настройка полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху
и снизу – 2 см.
Нумерация страниц арабскими цифрами в центре нижней части листа, соблюдая
сквозную нумерацию по всему тексту, кроме титульного листа (титульный лист и
оглавление включают в общую нумерацию).
6. Представление и защита результатов учебно-исследовательской и
проектной деятельности.

6.1. Представление результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности проходит в два этапа:
1 этап – предзащита, презентация хода и ожидаемых результатов работы на уровне
классных коллективов на уроке, занятии курса, факультатива. Срок предзащиты –
февраль текущего учебного года.
2 этап – школьном конкурсе-конференции учебно-исследовательских работ,
рефератов, конкурсе проектов.
6.2. Даты проведения школьных конкурсов учебно-исследовательских работ,
рефератов, конкурса проектов определяются ежегодно планом УВР.
Ориентировочные сроки:
- на уровне НОО: конкурс учебно - исследовательских работ – январь, конкурс
проектов – апрель;
- на уровне ООО и СОО: конкурс-конференция учебно-исследовательских работ и
рефератов, проектов – апрель.
6.3. Участие в конкурсе учебно-исследовательских работ и рефератов, проектов
предусматривает публичное выступление учащихся с использованием
компьютерной презентации, и других наглядных пособий по необходимости и
ответы на вопросы членов жюри. Регламент выступления 5-7 минут.
(Приложение 6.)
6.4. Для оценки учебно-исследовательских работ и рефератов, проектов участников
школьных конкурсов - конференций создается жюри, которое определяет
победителей и призеров конкурсов, рекомендует учебно-исследовательские и
проектные работы к участию в конкурсах муниципального уровня и выше.
6.5. По итогам представления и защиты индивидуальных исследовательских работ/
проектов учитель-руководитель исследования/проекта вправе выставить
учащемуся отметку в журнал.
7. Критерии оценки учебно-исследовательской и проектной работы
7.1. Для оценки учебно-исследовательских работ и рефератов, проектов и
определения победителей и призеров конкурсов членами жюри школьных
конкурсов-конференций используются общие критерии.
7.2. Общие критерии и показатели оценки содержания и защиты учебноисследовательской работы.
№
Критерии
Показатели
1. Мотивы выбора темы 0 - актуальность темы слабо аргументирована, не
достаточно четко определены цели и задачи;
1 - тема аргументирована, четко, цели и задачи
требуют небольшой корректировки, проявлен
интерес к соответствующей литературе;
2 - актуальность темы аргументирована, четко
определены цели и задачи, проявлен интерес к
соответствующей литературе.
2. Использование
0 - не используются научные данные;

научных фактов и
данных

1 - используются широко известные научные данные;
2 - используются уникальные научные данные.

3.

Новизна
решаемой
проблемы

4.

Выполнение
требований к
оформлению
работы, соответствие
структуры целям
и задачам

5.

Глубина освещения
темы,
уровень творчества

6.

Устная защита

0 - задача известна давно;
1 - задача имеет элементы новизны, предложены
необычные способы еѐ решения;
2 - поставлена новая задача или известная задача
рассматривается в новом аспекте, с новой точки
зрения.
0 - структура работы недостаточно соответствует
целям и задачам автора;
1 - структура в основном соответствует
поставленным целям и задачам, в оформлении
допущены несущественные нарушения;
2 - выполнение работы в полном соответствии с
требованиями, структура соответствует
поставленным целям автора, содержание темы
отражено в плане работы полно и логически
правильно.
0 - автор слабо владеет методами исследования,
поверхностно делает анализ и обобщения, не
проявляет своего отношения к теме;
1 — выводы и предложения соответствуют целям и
задачам, но автор не проявляет своего отношения к
теме ;
2 - автор правильно использует методы
исследования, умеет анализировать и обобщать,
выводы и предложения соответствуют целям и
задачам, автор проявляет свое отношение к теме.
0 - Доклад зачитывается по подготовленному тексту.
1 - Упорядоченное, более или менее связное,
допускаются паузы, обращения к тексту доклада
или отсутствует презентация.
5 - Выразительное, логичное, компактное, с
элементами риторики, сопровождается презентацией.

7.3. Общие критерии и показатели оценки содержания и защиты проекта.
№
Критерии
Показатели
1. Работа с информацией 0 - плагиат (проект сформирован из
по теме проекта
информационных материалов, взятых из различных
источников без ссылок на авторов материалов; не
проявлено свое отношение к материалу);
1 - информационные материалы, взятые из
различных источников (не менее 5 источников
информации) переработаны; автор сделал попытку
представить личный взгляд на тему проекта;
2 - выводы и предложения в тексте соответствуют
целям и задачам; автор проявил свое отношение к

теме; проанализировал достаточный разноплановый
объем информации.

2.

Использование
знаний вне школьной

1 - использованы знания школьной программы;
2 - использованы знания за рамками школьной
программы.

3.

Качество
проектного
продукта

0 - проектный продукт отсутствует;
1 - существует замысел проектного продукта, но
собственно продукт не получен;
2 - проектный продукт получен и полностью
соответствует цели проекта;
+ 1 балл за уникальность/оригинальность продукта.

4.

Структура проекта:
актуальность,
постановка проблемы,
цели и задач, решение,
выводы

О-в работе плохо просматривается структура;
1 - в работе присутствует большинство структурных
элементов;
2 - работа четко структурирована.

5.

Соответствие
выбранных
способов работы
цели и содержанию
проекта

0 - заданная цель не достигнута;
1 - использованные способы работы соответствуют
теме и цели проекта, но являются не достаточными
для достижения цели;
2 - способы работы достаточны и использованы
эффективно, цели проекта достигнуты.

6.

Качество
оформления
печатной работы и
презентации

0 - письменная часть проекта отсутствует;
1 – письменная часть проекта есть, но не все
требования соблюдены, или отсутствует презентация;
2 – работа оформлена, описание четко,
понятно, грамотно, соблюдены все требования к
оформлению работы, сопровождается презентацией.

7.

Защита проекта

0 - текст доклада зачитывается, затрудняется ответить
на вопросы;
1 - изложение несвязанное, допускаются паузы,
обращение к тексту, или даны ответы не на все
вопросы;
2-3 - выдержана логика изложения материала,
выступление последовательное, аргументированное,
выразительное, даны аргументированные ответы на
все вопросы.

Приложение 1.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся
______ учебный год
Направление (предмет)___________________
№

ФИО ученика

Класс

Тема

учительруководитель

Приложение 2.
Этапы работы обучающихся
Этапы работы над исследованием
Этапы проектной деятельности
1 .Актуализация проблемы.
1. Выбор темы и задачи проекта.
2. Определение сферы исследования.
2. Выдвижение первоначальных
3. Выбор темы исследования.
идей.
4. Выработка гипотезы.
3. Выбор лучшей идеи.
5. Выявление и систематизация
4. Планирование проектного задания.
подходов к решению.
5. Непосредственное выполнение
6. Определение последовательности
проекта.
проведения исследования.
6. Защита (представление) и оценка
7. Сбор и обработка информации.
проекта.
8. Анализ и обобщение полученных
материалов.
9. Подготовка отчета.
10. Доклад.
11. Обсуждение итогов завершенной
работы.
12. Защита (представление) и оценка
исследовательской работы.
Подготовка работы к защите
1. Четко сформулировать тему, при необходимости внести уточнения.
2. Выделить основные понятия и дать им определения.
3. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи, описать ход деятельности.
4. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
5. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы,
явления и события.
6. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
7. Сделать выводы и умозаключения.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
9. Подготовить текст сообщения.
10. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
11. Приготовиться к ответам на вопросы.

Приложение 3.
Занятость учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности
___класс
_____________учебный год _____________________________/классный руководитель
№

ФИО ученика

учебный предмет по
которому выполняется
исследование

Направление проектной
деятельности

Приложение 4.
Основные продукты учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся
Уровень
Продукт
Продукт проектной
образования
исследовательской
деятельности
деятельности
НОО
- реферат,
серия иллюстраций,
-доклад,
фотоальбом, гербарий, игра, спектакль,
- стендовый доклад.
викторина, газета,
журнал, альбом, буклет,
чертѐж, макет, модель,
коллаж, стенд, выставка, оформление
кабинета,
мультимедийный
продукт, возможные
варианты презентаций.
ООО
-реферат,
-газета, журнал, альбом,
-доклад,
фотоальбом, буклет,
-стендовый доклад,
-серия иллюстраций,
-статья,
-справочник,
-эссе,
-сценарий/разработка
- отчѐты о проведѐнных
мероприятия/игры,
исследованиях.
-пакет рекомендаций,
-чертѐж, макет, модель, коллаж.
-гербарий,
-бизнес-план,
-стенд, выставка,
оформление кабинета, школы и пр.,
-видеофильм, видеоклип,
-мультимедийный продукт,
программный продукт,
возможные варианты
презентаций.
СОО
-реферат (аналитического,
-газета, журнал, альбом, фотоальбом,
проблемного характера),
буклет,
- исследовательская работа, -серия иллюстраций,
-доклад,
-справочник,
-стендовый доклад,
-сценарий/разработка
-статья,
мероприятия/игры,
-эссе,
-пакет рекомендаций,
- пособие, учебное пособие, -чертѐж, макет, модель, коллаж.
- отчѐты о проведѐнных
-гербарий,
исследованиях.
-бизнес-план,
-стенд, выставка, оформление кабинета,
школы и пр.,
-видеофильм, видеоклип,
-web-сайт,
-мультимедийный
продукт, программный продукт.

Приложение 5.
Образец оформления титульного листа

Конкурс учебно-исследовательских работ/рефератов/проектов
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Гимназия №3»

Предмет (направление)

Тема работы

Фамилия, имя, отчество
класс, образовательное учреждение,
автора работы

Фамилия, имя, отчество,
должность руководителя

Кудымкар, 20___

Приложение 6.
Рекомендации
для подготовки выступления
1. Объявите тему своей работы, начав, например, с таких слов:
«Тема моего исследования…»
«Тема моей работы…»
«Я рассматривал(а) тему…»
2. Объясните свой выбор темы исследования:
чем эта тема интересна вам,
чем она может быть интересна окружающим,
какая проблема обусловила выбор темы…
3. Укажите цель вашей работы, вашего исследования, например:
«Целью моей работы является рассмотрение …, изучение…, применение …,
создание …»
4. Расскажите об основных этапах работы над темой, например:
изучение справочной, популярной литературы, материалов в Интернете
(укажите источники);
изучение различных точек зрения на данную проблему;
проведение наблюдений, опросов, создание продукта,…
5. Расскажите о практической реализации данной темы:
наиболее интересные факты, полученные в ходе исследования;
с какими трудностями вы столкнулись;
Продемонстрируйте продукты исследования, результаты опросов, наблюдений.
6. Представьте общие выводы по исследованию.
7.Дайте рекомендации по использованию результатов вашего исследования.
Расскажите о перспективах дальнейшей работы по данной теме.
8. Приготовьтесь ответить на вопросы.
Рекомендации к подготовке презентации исследования/проекта

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы
выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно
продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, эти
материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Общие требования к презентации:
Первый слайд - это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: тема исследования/проекта; название образовательной
организации; фамилия, имя, отчество автора; класс; руководитель.
Последними слайдами презентации должны быть выводы/заключение и
краткий список литературы.
Дизайн-эргономические требования - сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет и размер текста.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.