РП Основы социальной жизни (9 класс Адаптированная вариант 8.1)

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для 9 классов разработана на
основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы для учащихся с легкой умственной отсталостью
(вариант8.1) МОБУ «Гимназия №3».
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы социальной жизни» реализуется через обязательную часть
учебного плана. Рабочая программа «Основы социальной жизни» для 9 классов рассчитана на
68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МОБУ «Гимназия №3».:
Цель: практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более
отдаленном социуме.
Задачи:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с
ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с
использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебная программа «Основы социальной жизни» строится по концентрическому принципу,
что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.
Особенностью учебной программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а
также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это
способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение
материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному.
Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом
прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться

услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме
того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения,
выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. На занятиях
по предмету «Основы социальной жизни» следует уделять внимание обогащению словарного
запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи.
Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения. На занятиях
используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная
(рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала,
температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая
(учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы);
схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта). Программа составлена с учетом
возрастных и психофизических особенностей развития учащихся и учитывает национальнорегиональный компонент:
особенности и традиции города Кудымкар.
Коррекционная работа по предмету включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция и развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи;

диалогической речи;
Формы контроля: тестирование, проверочные работы в конце каждого раздела/четверти,
итоговые контрольные работы в конце учебного года

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу
включены практические работы, экскурсии, предусмотренные адаптированной образовательной
программой.
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение
к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил
техники безопасности;
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого
отношения к домашнему труду;
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной
ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь;
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение
к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил
техники безопасности.
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого
отношения к домашнему труду.
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной
ориентировки.
Предметные результаты: Минимальный
уровень:
- Обучающиеся должны уметь готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи,
делать заготовки впрок.
- Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно
ухаживать за кожей лица и волосами.
- Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к
имеющимся косметическим средствам.
- Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.
- Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.
- Мыть кафельные стены, чистить раковины.
Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

- Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством. o Кратко
объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо
разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему. Достаточный уровень:
- Обучающиеся должны уметь самостоятельно и без рецепта готовить пресное тесто и изделия
из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок.
- Самостоятельно определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с
этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
- Ежедневно без напоминания взрослых правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног,
использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам.
- Самостоятельно и правильно стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей,
гладить рубашки и блузки.
- Самостоятельно аккуратно купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.
- Мыть кафельные стены, чистить раковины.
- Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством. o Кратко
объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо
разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся При
устном опросе:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с
помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки.
-Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но
обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при
небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно
исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
-Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность
рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении
существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает
неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации
и связать с раннее изученным материалом.

-Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную
или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо
сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов;
не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может
исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с
незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который
соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или
1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше
50 %); допустил 2-3 ошибки.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с
незначительной помощью учителя правильно (30%- 50%); выполнил ½ всей работы правильно с
использованием необходимой наглядности. 13
-Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не
владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного
программного материала).
Критерии оценки знаний и умений на уроках основы социальной жизни за выполнение
практической работы.
«5» - ставится за безошибочную выполненную работу, выполненную в соответствии с планом,
инструкционной и технологической картой, за отведённое время.
«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями. Нарушен
порядок работы по инструкции или плану.
«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями.
- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы
по инструкции.
- выполнение работы с ошибками.
«2» - ставится за невыполненную работу.
Критерии оценивания тестовых заданий
«5» - правильное выполнение 90 - 100% заданий теста
«4» - правильное выполнение 70 - 89% заданий теста
«3» - правильное выполнение 50 - 69% заданий теста
«2» - правильное выполнение менее 50 % заданий теста

Раздел. Название темы

9 класс
Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Личная гигиена

Кол-во
часов
2

Здоровый образ жизни – одно из Рассказ учителя. Ответы на вопросы
учителя. Выполнение заданий по
условий успеха в жизни человека.
разграничению понятий.
Вред курения, алкоголя и наркотиков.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с дидактическим
материалом;

1

Средства и способы укрепления

1

здоровья. Значение физических
упражнений: в здоровом теле –
здоровый дух.

Рассказ учителя. Ответы на вопросы
учителя. Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с дидактическим
материалом;

Одежда и обувь
Стиль одежды. Мода. Обновление
одежды.

Выбор одежды и обуви при покупке.

Практическая
работа.
Определение своего размера.

Правила и способы выведение мелких
пятен на одежде в домашних
условиях
Практическая работа. Выведение пятен.
Техника безопасности при пользовании
средствами для
выведения пятен

Рассказ учителя. Ответы на вопросы
учителя. Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с дидактическим
материалом;
Рассказ учителя. Ответы на вопросы
учителя. Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с дидактическим
материалом;

5
1

1

Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.
Выполнение по образцу

1

Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.
Выполнение по образцу

2

Семья
Российская семья. Условия для
создания семьи. Закон Российской
Федерации о браке и семье

3

Рассказ
учителя.
Просмотр
презентации; Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Демонстрация наглядного материала
Рассказ учителя. Выполнение заданий

Семейные отношения. Семейные
традиции

Авиатранспорт. Назначение

Слушание

авиатранспорта. Аэровокзал

объяснений

учителя.

4
2

Систематизация учебного материала.

Маршруты. Порядок приобретения
Стоимость

1

по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с раздаточным
материалом
Транспорт

билетов.

2

проезда.

Регистрация рейсов.

Работа с раздаточным материалом.
Разгадывание кроссворда
Слушание объяснений учителя.
Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом
(памятки) Демонстрация наглядного
материала

Культура поведения
Адекватность поведения в обществе. Слушание
объяснений
учителя.
Взаимоотношения с соседями. Правила Систематизация учебного материала.
общежития.
Работа с раздаточным материалом.
Разгадывание
кроссворда
Сюжетно-ролевая игра «Я и
общество»
Прием гостей и правила хорошего тона Слушание
объяснений
учителя.
в обращении с друзьями, знакомыми
Систематизация учебного материала.

2

2
1

1

Работа с раздаточным материалом.
Разгадывание кроссворда
Сюжетно-ролевая игра «Я встречаю
гостей»
Средства связи
Виды связи: сотовая, автоответчик,
компьютерная, факс, интернет,
телефон с определителем.

Слушание
объяснений
учителя.
Систематизация учебного материала.

4
1

Особенности каждого вида связи и их
значимость.
Необходимость
в
современных
условиях
жизни
общества.

Работа с раздаточным материалом.
Разгадывание кроссворда

Виды денежных переводов. Стоимость

Слушание объяснений учителя.

отправки

Систематизация учебного материала.

2

Работа с раздаточным материалом.
Разгадывание кроссворда

Практическая работа. Заполнение
бланков денежных переводов

Демонстрация наглядного материала.
Сюжетно-ролевая игра
Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.
Выполнение по образцу

1

Жилище

3

объяснений
учителя.
Рациональная расстановка мебели в Слушание
квартире. Интерьер
Систематизация учебного материала.

2

Сохранение жилищного фонда

Работа с раздаточным материалом
(памятки). Таблицы, картинки,
памятки, предметы интерьера,
мебель. Демонстрация наглядного
материала.
Слушание объяснений учителя.

1

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Памятки
Питание
Диетическое
питание.
Рецепты Слушание объяснений учителя.
приготовления диетических блюд.
Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с раздаточным
материалом «Диетическое питание»

18
2

Практическая работа.
Приготовление диетического блюда
Инструктаж по технике безопасности
с электрической плитой

Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.
Выполнение по образцу

2

Питание детей ясельного возраста

Слушание объяснений учителя.
Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение
за
демонстрациями
учителя. Работа с раздаточным
материалом «Питание детей ясельного
возраста»
Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.
Выполнение по образцу

2

Практическая работа.
Приготовление блюда для детей
ясельного возраста
Национальные блюда

Практическая работа.
Приготовление национальных блюд

Слушание объяснений учителя.
Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с раздаточным
материалом
Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.

2

2

2

Выполнение по образцу

Меню праздничного стола.
Сервировка праздничного стола

Практическая
работа.
Сервировка праздничного стола

Слушание объяснений учителя.
Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями
учителя. Работа с раздаточным
материалом
Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.
Выполнение по образцу

2

2

Практическая работа. Приготовление
салата для праздничного стола

Слушание объяснений учителя.
Практическая работа. Наблюдение за
демонстрациями учителя.

2

Выполнение по образцу
Торговля
Виды ярмарок: ярмарки-привозы,
ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
Значение ярмарок

Рынок. Роль рынка в обеспечении
населения продуктами питания,
продовольственными товарами и
реализации сельскохозяйственных
продуктов. Отделы рынка, цена на
отдельные товары. Проверочный
тест
Экскурсия на рынок или ярмарку.
Инструктаж по технике
безопасности во время экскурсий

Слушание

3
объяснений

учителя.

1

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Наблюдение за демонстрациями
учителя.
Слушание объяснений учителя.

1

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Наблюдение за демонстрациями
учителя.
Экскурсия

1

Медицинская помощь

6

Инфекционные заболевания.
Меры по предупреждению
инфекционных заболеваний
Уход за больным.

Слушание объяснений учителя.

2

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя.

1

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Демонстрация наглядного материала
Практическая работа. Сюжетная игра – Слушание
объяснений
учителя.
«Больной в доме».
Систематизация учебного материала.

1

Работа с раздаточным материалом.
Применение лекарства. Чтение
инструкций

Демонстрация наглядного материала
Слушание
объяснений
учителя.

1

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.

Документы, подтверждающие
нетрудоспособность: справка и листок
нетрудоспособности.

Демонстрация наглядного материала
Слушание
объяснений
учителя.
Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.

1

Демонстрация наглядного материала

Учреждения и организации
Предприятия бытового обслуживания
населения. Их назначение

Слушание объяснений учителя.
Систематизация учебного материала.

3
1

Работа с раздаточным материалом.
Демонстрация наглядного материала
Слушание объяснений учителя.

Виды услуг

1

Систематизация учебного материала.
Экскурсия. Деятельность
предприятия. Инструктаж по технике
безопасности во время экскурсий

Работа с раздаточным материалом.
Экскурсия. Инструктаж

Экономика домашнего хозяйства
Бюджет семьи. Расходы на
удовлетворение культурных
потребностей и некоторые текущие
расходы

Слушание объяснений учителя.
Систематизация учебного материала.

Экономия в домашнем хозяйстве

Слушание объяснений учителя.
Систематизация учебного материала.

1

4
1

Работа с раздаточным материалом.
1

Работа с раздаточным материалом.
Сбербанк.Кредит. Государственное
страхование.

Слушание объяснений учителя.

1

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.

Сбережения. Назначение сбережений.
Хранение денег в сберегательной
кассе. Виды вкладов.

Слушание объяснений учителя.
Систематизация учебного материала.

Работа с раздаточным материалом.
Профориентация и трудоустройство

Выбор профессии. Профессиональная
жизненная перспектива

1

Слушание объяснений учителя.
Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.

10
1

Учреждения и отделы по
трудоустройству

Слушание объяснений учителя.

1

Ответы на вопросы учителя;

Оформление на работу. Документы,
необходимые для оформления на
работу

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Просмотр презентации;
Слушание объяснений учителя.

2

Ответы на вопросы учителя;

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Просмотр презентации;
Собеседование. Оформление на работу Слушание объяснений учителя.

2

Ответы на вопросы учителя;
Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Просмотр презентации; Сюжетноролевая игра
Деловые бумаги (заявление, анкета,
расписка), правила их составления.

2

Слушание объяснений учителя.
Ответы

на

вопросы

учителя;

Систематизация учебного материала.

Практическая работа «Написание
заявлений о зачислении в учебное
заведение, об увольнении».
Повторительно-обобщающий урок.

Работа с раздаточным материалом.
Просмотр презентации;
Слушание объяснений учителя.

2

Систематизация учебного материала.
Работа с раздаточным материалом.
Годовая проверочная работа

1

Итого

68

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства обучения.

Компьютер.

Мультимедийный проектор
Учебно - практическое оборудование.
Кухонное оборудование: электроплита; мойка из нержавеющей стали; кастрюли 1;
1,5; 2 л сковороды большие, средние, малые (чугунные, алюминиевые с тефлоновым
покрытием);
-ведро эмалированное;
-чайник электрический, заварочный;
-сервизы (чайные); наборы салатников, сервировочных блюд;
столовые приборы (ножи, вилки, столовые и чайные ложки); тарелки
глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые, комбинированные;

доски разделочные; подносы; лопатка для котлет, блинов, торта;
набор кухонных ножей хлебница;
пылесос; веник;
щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола;
моющие и чистящие средства; кукла пластмассовая; таз
для купания;
комплекты одежды для новорожденного; предметы ухода за
новорожденным; аптечка с медикаментами и средствами для оказания
первой помощи;.
Учебно-методическое обеспечение
1.Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М.
«Социальнобытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы
VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр
ВЛАДОС, 2005 год;
2.Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя
/С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год;
3.В.П.Субчева: Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5 класс. Для специальных
(коррекц.) школ VIII вида
4.В.П. Субчева: Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 6 класс. Для специальных
(коррекц.) школ VIII вида
5.В.П. Субчева: Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 7 класс. Для специальных
(коррекц.) школ VIII вида
6.В.П. Субчева: Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 8 класс. Для специальных
(коррекц.) школ VIII вида
7.В.П. Субчева: Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие.9 класс. Для специальных
(коррекц.) школ VIII вида
8.Программа специальных (коррекционных)образовательных учрежденийVIII вида 5-9 кл под
ред В.В.Воронков



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.