ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовую базу разработки АОП СОО обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее
-НОДА)
составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением главного государственного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
Программа коррекционной работы предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса.
Рабочая программа логопедических занятий «Готовимся к ЕГЭ по
русскому языку» адресована учащимся 10 классов общеобразовательной
школы, имеющих статус ОВЗ. Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к результатам
освоения школьниками 10-х классов курса русского языка.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки
учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических
навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт
выпускникам средней школы целостное представление о богатстве
русского языка, помогает использовать в повседневной практике
нормативную устную и письменную речь.
Цель курса: подготовка старшеклассников к выполнению
заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне,
1
формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых
и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной
устной и письменной речью в различных сферах деятельности; коррекция
двигательных нарушений (касаемых речи и артикуляции).
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов по
организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование
языковой
грамотности
учащихся,
формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых
и коммуникативных задач учащимися с разным
уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных
ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического
использования художественно-выразительных средств русского языка;
- развитие подвижности мышц речевого аппарата и мимической
мускулатуры.
Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана на
один год: 10-й класс – 0,5 часа в неделю (итого 17 часов за год).
Материал программы предполагает использование его для
расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык»
на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в
процессе освоения, обусловлены его практической направленностью:
работа с нормативными документами, с учебными пособиями по
подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на
поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и
решения лингвистических и коммуникативных задач, миниисследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и
редактирование
(рецензирование)
образцов
ученических
экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические
работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса
обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и
коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой
изложения учебного материала в примерной программе изучения
2
русского языка в основной и средней школе.
Программа предполагает совершенствование умений и навыков,
сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11
классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и
навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Планируемые результаты:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в
практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические
нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и
дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста,
микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного
текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем
собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и
последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с
грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и
соответствующими требованиями к письменной экзаменационной
работе.
- умение выполнять тестовые и коммуникативные задания на
уровне, позволяющем выпускникам прогнозировать положительные
результаты выполнения экзаменационной работы;
- умение выразительно и четко читать и выражать свою мысль.
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Диагностическая работа.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения
слова.
Лексическое
многообразие
лексики
русского
языка.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение. Изобразительно- выразительные средства языка.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила
согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование
определений с определяемым словом). Нормы Построение предложений
с однородными членами. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение. Интонированное выразительное чтение.
Написание сочинения. План сочинения. Литературные
аргументы. Возможные ошибки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
6
Тематика курса
10 класс
Введение в курс. Входная диагностика.
Орфографические нормы русского языка.
Лексические нормы. Работа над интонацией и дикцией.
Написание сочинения.
Контрольная зачетная работа и ее анализ.
Всего в 10 классе
кол-во часов
1
4
4
6
2
17
4
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
10 класс
к-во час.
№п/п
1.
Тема урока
Введение в курс. Диагностика.
Входная диагностика.
Орфографические нормы русского языка
2. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
ЕГЭ №9
3. Правописание ъ и ъ. ЕГЭ №10. Развитие артикуляции.
4. Работа с деформированными текстами с целью развития
орфографической зоркости. Развитие артикуляции.
5.
НЕ с разными частями речи. ЕГЭ №13. Развитие артикуляции и
дикции.
Лексические нормы.
6. Паронимы. ЕГЭ №5
7. Работа с деформированными текстами. Нахождение и
исправление ошибок. Интонированное чтение. Развитие
артикуляции.
8. Чтение текстов. Развитие дикции и интонации.
9. Упражнения для развития дикции. Чтение сложных текстов.
Написание сочинения
10. Чтение текстов. Работа над интонацией и дикцией. Развитие
артикуляции.
11. Структура сочинения. Возможные ошибки.
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
8
1
1
12. Возможные темы сочинения и литературные примеры к
ним.
13. Составление плана сочинения.
1
14. Написание сочинения по составленному плану.
1
15. Работа над ошибками.
1
1
16. Итоговая зачетная работа по тестам в формате ЕГЭ
17. Анализ работы. Итоговый урок
1
1
5
Система условий реализации программы
Создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную
коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения:
а) рабочая зона учителя-логопеда, которая включает в себя:
мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов, родителей (законных представителей);
б) зона коррекционно-развивающих занятий оборудована мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, настенными
зеркалами, учебными пособиями, индивидуальным раздаточными дидактическим
материалами;
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса дает
возможность для доступа каждого субъекта образовательного процесса к
информационно - методическим фондам и базам данных, системным источникам
информации, наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам
деятельности, а также учебно- наглядных пособий и т.д.
В школе имеются мультимедийные комплексы (ноутбук)
У школы есть внешний ресурс - официальный сайт. Сайт активно используется для
привлечения родителей к интересам детей, школы, общей организации
образовательного процесса.
6