Работа с историческими документами

Пояснительная записка
Содержание данной программы представляет собой курс из 6 занятий,
проводимых в рамках соглашения между Гимназией №3 г. Кудымкара и
Коми-Пермяцким окружным государственным архивом.
Основной целью курса является ознакомление учащихся с событиями
отечественной истории путем практической работы с историческими
источниками – оригинальными архивными документами. Отсюда занятия
носят

вспомогательно-практический

характер

и

являются

весомым

дополнением к школьному курсу по предмету «История».
В ходе реализации курса учащиеся могут обрести не только новые
знания по предмету, но и научиться работать с архивными материалами,
спецтехникой, оборудованием, усвоить основные навыки деятельности по
профессии архивиста в сфере использования документов.
Занятия являются выездными и проводятся на базе Коми-Пермяцкого
окргосархива.
Курс предназначен для учащихся 10-х классов.
Цели и задачи


ознакомление учащихся с событиями отечественной истории путем

практической работы с историческими источниками – оригинальными
архивными документами;


овладение различными методами научного исследования; умениями

работать с текстовыми и изобразительными источниками информации;


ознакомление

учащихся

с

основами

профессии

архивиста

и

деятельностью архивного учреждения;


воспитание

уважительного отношения к отечественной истории и

истории того места, где живешь.
Предполагаемый результат прохождения курса
По

итогам

обучения

учащиеся

некоторыми знаниями и умениями:

должны

овладеть

следующими

- знание событий истории России XIX-XX вв. на основе архивных
документов;
- знание локальной истории XIX-XX вв. (о Коми-Пермяцком округе и г.
Кудымкаре) на основе архивных документов;
- знание основ методики оформления, комплектования и учета архивных
документов;
- владение основными служебными и пользовательскими архивными
компьютерными программами: «Обращения граждан», «Фотокаталог»,
«Распорядительные документы», «Календарь знаменательных дат»;
- владение цифровым книжным (планетарным) фотосканером и другими
спецсредствами цифровой обработки документов;
- грамотное оформление научной работы с указанием ссылок на источники, в
т.ч. архивные источники;
- умение работать с многостраничными текстовыми документами;
- умение критически анализировать и извлекать данные из различных видов
документов: церковные книги, фотографии, негативы, афиши, издания,
периодика,

переписка,

рукописи

воспоминаний

и

художественных

произведений, распорядительные служебные документы органов власти и
др.;
- умение распознавать печатную и рукописную графику дореволюционного и
советского периода, в т.ч. национальную коми-пермяцкую графику с
использованием молодцовского и латинизированного алфавита;
- умение работать в составе команды с преследованием единой цели.
Тематический план занятий
№

Название

П/ занятия

Время

Кол-

проведени во

Примечание по содержанию

п
1

я*
Что такое архив и Апрель

часов
1

зачем он нужен?

Вводное занятие
Информативная часть:
- об истории архивного дела в
мире, России и Прикамье;
- о значении, целях и задачах
архивного дела в прошлом и в
наши дни;
Практическая часть:
- квест-экскурсия по архиву.

2

Пойду работать я в Апрель

1

архив

Информативная часть:
-

об

особенностях

деятельности

современных

архивистов

в

трех

направлениях: сбор, хранение,
использование документов;
Практическая часть:
- разбивка на микрогруппы и
практическая

работа

на

8

«станциях»: прием запросов,
читальный зал, реставрация,
оцифровка,
запросов,

исполнение
архивные

программы, комплектование и
экспертиза

ценности,

архивохранилище
3

Как мы жили при Май
царе?

1

Информативная часть:
- о документах и материалах
дореволюционного

периода

как исторических источниках:

виды, периодизация, фондыисточники,

особенности

содержания,

ценность

для

проведения исследований;
-

о

методах

работы

с

архивными документами;
- об особенностях оформления
исследовательских

научных

работ.
Практическая часть:
- составление родословной по
церковным

книгам

-

исповедным

ведомостям

и

метрикам;
- поиск сведений о Кудымкаре
и знаменитых
жителях

персоналиях-

Иньвенского

края

XIX-нач. XX вв.
4

Как мы жили при Май
Советах?

1

Информативная часть:
- о документах и материалах
советского

периода

исторических

как

источниках:

виды, периодизация, фондыисточники,

особенности

содержания,

ценность

для

проведения исследований.
Практическая часть:
- практикум (по группам) по
поиску

информации

о

Февральской и Октябрьской

революции

1917

года,

коллективизации,
репрессиях,

о

о

Отечественной
периоде

о

Великой
войне,

«оттепели»

о
и

«перестройки».
5

Вот

моя

вот

мой

деревня, Май

1

дом

Информативная часть:
-

родной!

о

значении

архивных

материалов для краеведения и
знаний

о

том

живешь:

месте,

об

коллекциях,

где

архивных

периодике

и

личных фондах;
Практическая часть:
- работа по группам. Задание:
на

основе

материалов

архивных
и

данных

составить план туристической
тематической
экскурсии/квеста

по

г.

Кудымкару.
6

7 причин вернуться Май
в архив

1

Заключительное занятие
Информативная часть:
- о практической пользе и
взаимодействии с архивом в
личной повседневной жизни
отдельно взятого человека (о
поиске интересных сведений
для личных нужд, о работе
паблика

в

соцсетях,

о

публичной просветительской и
досуговой
архива,

деятельности
о

поиске

личной

информации для себя и своей
семьи)
Практическая часть:
Контрольное
форме игры

испытание

в



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.