Пояснительная записка
Содержание данной программы представляет собой курс из 6 занятий,
проводимых в рамках соглашения между Гимназией №3 г. Кудымкара и
Коми-Пермяцким окружным государственным архивом.
Основной целью курса является ознакомление учащихся с событиями
отечественной истории путем практической работы с историческими
источниками – оригинальными архивными документами. Отсюда занятия
носят
вспомогательно-практический
характер
и
являются
весомым
дополнением к школьному курсу по предмету «История».
В ходе реализации курса учащиеся могут обрести не только новые
знания по предмету, но и научиться работать с архивными материалами,
спецтехникой, оборудованием, усвоить основные навыки деятельности по
профессии архивиста в сфере использования документов.
Занятия являются выездными и проводятся на базе Коми-Пермяцкого
окргосархива.
Курс предназначен для учащихся 10-х классов.
Цели и задачи
ознакомление учащихся с событиями отечественной истории путем
практической работы с историческими источниками – оригинальными
архивными документами;
овладение различными методами научного исследования; умениями
работать с текстовыми и изобразительными источниками информации;
ознакомление
учащихся
с
основами
профессии
архивиста
и
деятельностью архивного учреждения;
воспитание
уважительного отношения к отечественной истории и
истории того места, где живешь.
Предполагаемый результат прохождения курса
По
итогам
обучения
учащиеся
некоторыми знаниями и умениями:
должны
овладеть
следующими
- знание событий истории России XIX-XX вв. на основе архивных
документов;
- знание локальной истории XIX-XX вв. (о Коми-Пермяцком округе и г.
Кудымкаре) на основе архивных документов;
- знание основ методики оформления, комплектования и учета архивных
документов;
- владение основными служебными и пользовательскими архивными
компьютерными программами: «Обращения граждан», «Фотокаталог»,
«Распорядительные документы», «Календарь знаменательных дат»;
- владение цифровым книжным (планетарным) фотосканером и другими
спецсредствами цифровой обработки документов;
- грамотное оформление научной работы с указанием ссылок на источники, в
т.ч. архивные источники;
- умение работать с многостраничными текстовыми документами;
- умение критически анализировать и извлекать данные из различных видов
документов: церковные книги, фотографии, негативы, афиши, издания,
периодика,
переписка,
рукописи
воспоминаний
и
художественных
произведений, распорядительные служебные документы органов власти и
др.;
- умение распознавать печатную и рукописную графику дореволюционного и
советского периода, в т.ч. национальную коми-пермяцкую графику с
использованием молодцовского и латинизированного алфавита;
- умение работать в составе команды с преследованием единой цели.
Тематический план занятий
№
Название
П/ занятия
Время
Кол-
проведени во
Примечание по содержанию
п
1
я*
Что такое архив и Апрель
часов
1
зачем он нужен?
Вводное занятие
Информативная часть:
- об истории архивного дела в
мире, России и Прикамье;
- о значении, целях и задачах
архивного дела в прошлом и в
наши дни;
Практическая часть:
- квест-экскурсия по архиву.
2
Пойду работать я в Апрель
1
архив
Информативная часть:
-
об
особенностях
деятельности
современных
архивистов
в
трех
направлениях: сбор, хранение,
использование документов;
Практическая часть:
- разбивка на микрогруппы и
практическая
работа
на
8
«станциях»: прием запросов,
читальный зал, реставрация,
оцифровка,
запросов,
исполнение
архивные
программы, комплектование и
экспертиза
ценности,
архивохранилище
3
Как мы жили при Май
царе?
1
Информативная часть:
- о документах и материалах
дореволюционного
периода
как исторических источниках:
виды, периодизация, фондыисточники,
особенности
содержания,
ценность
для
проведения исследований;
-
о
методах
работы
с
архивными документами;
- об особенностях оформления
исследовательских
научных
работ.
Практическая часть:
- составление родословной по
церковным
книгам
-
исповедным
ведомостям
и
метрикам;
- поиск сведений о Кудымкаре
и знаменитых
жителях
персоналиях-
Иньвенского
края
XIX-нач. XX вв.
4
Как мы жили при Май
Советах?
1
Информативная часть:
- о документах и материалах
советского
периода
исторических
как
источниках:
виды, периодизация, фондыисточники,
особенности
содержания,
ценность
для
проведения исследований.
Практическая часть:
- практикум (по группам) по
поиску
информации
о
Февральской и Октябрьской
революции
1917
года,
коллективизации,
репрессиях,
о
о
Отечественной
периоде
о
Великой
войне,
«оттепели»
о
и
«перестройки».
5
Вот
моя
вот
мой
деревня, Май
1
дом
Информативная часть:
-
родной!
о
значении
архивных
материалов для краеведения и
знаний
о
том
живешь:
месте,
об
коллекциях,
где
архивных
периодике
и
личных фондах;
Практическая часть:
- работа по группам. Задание:
на
основе
материалов
архивных
и
данных
составить план туристической
тематической
экскурсии/квеста
по
г.
Кудымкару.
6
7 причин вернуться Май
в архив
1
Заключительное занятие
Информативная часть:
- о практической пользе и
взаимодействии с архивом в
личной повседневной жизни
отдельно взятого человека (о
поиске интересных сведений
для личных нужд, о работе
паблика
в
соцсетях,
о
публичной просветительской и
досуговой
архива,
деятельности
о
поиске
личной
информации для себя и своей
семьи)
Практическая часть:
Контрольное
форме игры
испытание
в