Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы медицинских знаний» составлена
в соответствии с нормативными документами: (Приказ Министерства
образования
и
науки
РФ
от
17
мая
2012 г.
N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования")
Программа рассчитана на 17 часов (из расчета 0,5 час в неделю, 34
учебных недели). Программа предназначена для учащихся 10-ых классов,
планирующих продолжение образования по химико-биологическому и
медицинскому направлениям.
Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые
для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, является
ознакомительным со сферой начальных медицинских знаний.
Цели курса:
овладеть основными медицинскими терминами и понятиями;
уметь применять их на практике;
расширить знания по биологии;
сформировать интерес к медицинским профессиям и специальностям;
овладеть
определенными практическими навыками проведения
медицинских мероприятий;
уметь применять полученные знания на практике и выбирать средства
для решения поставленных задач;
профессиональная ориентация;
формирование
умения отбирать необходимый для занятий
дополнительный материал.
Программа предусматривает организацию учебных практик на базе
медицинского учреждения в количестве 8 часов.
Планируемые результаты курса.
Личностные:
усвоение и соблюдение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных, экстремальных и
опасных ситуациях, осознание себя в качестве активного и ответственного
гражданина, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
сформированность коммуникативных навыков общения и сотрудничества,
готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и
самообразованию, к осознанному выбору будущей профессии, успешной
профессиональной и общественной деятельности; бережное, ответственное и
компетентное отношение к своему здоровью и здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь и самопомощь; принятие и реализация
ценностей здорового и разумного образа жизни, потребность в физическом
самосовершенствовании и спортивно-оздоровительной деятельности,
осознание значения здоровья в жизни человека и общества, принятие
ценностей жизни, ответственный подход, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи и к себе лично.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своей
деятельности, формулировать и ставить перед собой задачи в учебной и
внеучебной работе, составлять планы и контролировать их выполнение,
использовать необходимые ресурсы для достижения целей, выбирать
правильное решение в различных ситуациях; умение продуктивно общаться
и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции другого, разрешать конфликты, находя решение на основе
согласования позиций и учета интересов; владение навыками
познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
умениями в разрешении проблем, способность и готовность к
самостоятельному поиску способов решения практических задач,
применению различных методов познания; готовность и способность к
самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников, достаточная компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий для решения задач
обеспечения безопасности; умение оценивать свои возможности и
согласовывать действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с
прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и
корректировать их в соответствии с изменениями обстановки; владение
приемами действий и способами применения средств защиты в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Предметные: владение основами медицинских знаний и оказания
первой помощи пострадавшим и самопомощи при неотложных состояниях
(при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания
об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Содержание программы.
Введение (1 час)
Общее понятие болезни. Понятие об этиологии, патогенезе, течении и
тяжести болезни, симптомах и синдромах. Понятие о первой медицинской
помощи и лечении. Значение ухода за больным.
Ранения. Первая медицинская помощь при них.(3 часа)
Виды ран (резаные, колотые, рубленые, рваные, ушибленные, размозженные,
укушенные, отравленные, огнестрельные). Профилактика инфицирования
ран.Виды раневой инфекции (неспецифическая, специфическая, острая и
хроническая). Опасность инфицирования ран. Пути проникновения
инфекции в рану (экзогенный и эндогенный).Антисептика, ее виды
(механическая, физическая, химическая и биологическая). Способы
применения антисептических средств. Виды антисептических веществ
(химические, биологические и фитонциды). Антисептики домашней аптечки.
Понятие
об
асептике,
сепсисе,
столбняке.
Общие сведения о десмургии. Виды мягких повязок.
Учебная практика. Виды хирургических повязок.(2ч)
Кровотечения. Первая медицинская помощь при них. (2 часа)
Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное; наружное,
внутреннее). Способы временной остановки кровотечения. Окончательная
остановка кровотечения. Способы остановки кровотечения (механические,
физические, с использованием химических или биологических средств).
Особенности остановки кровотечения у детей. История развития
переливания крови. Учение о группах крови (К.А.Ландштейнер и Я.Янский).
Совместимость групп крови. Понятие о резус-факторе. Действие перелитой
крови
на
организм.
Учебная практика. Отработка навыков остановки кровотечений.
Переломы.Первая медицинская помощь при них. (3 часа)
Понятия о переломах и их классификация (врожденные, приобретенные,
патологические). Причины возникновения переломов. Распознавание
переломов. Первая медицинская помощь при открытых и закрытых
переломах. Правила наложения шинных повязок. Иммобилизация. Основные
правила иммобилизации.Виды шин.Иммобилизация подручными средствами
Учебная практика.Отработка навыков оказания первой помощи при
переломах конечностей.
Ожоги и обморожения. Первая медицинская помощь при них. (2 часа)
Общие сведения об ожогах. Классификация ожогов (термические, световые,
электрические, химические, лучевые). Степени термических ожогов. Понятие
об ожоговой болезни и ожоговом шоке. Признаки ожогов дыхательных
путей. Первая помощь пострадавшему при ожоге.Обморожения. Причины
возникновения. Степени обморожения. Понятие об озноблении и замерзании.
Первая
помощь
при
обморожении,
озноблении
и
замерзании. Электротравмы. Виды повреждений при электротравме. Прямое
и непрямое действие электрического тока. Причины смерти при
электротравме. Первая помощь при электротравмах, меры безопасности,
типичные ошибки.
Учебная практика. Повязки при обморожениях и ожогах.
Инфекционные болезни.(2 часа).
Понятие об инфекции. Причины, симптоматика, возбудители, профилактика
инфекционных заболеваний.Желудочно-кишечные заболевания, болезни
дыхательных путей, болезни иммунной системы.
Реанимация. (2 часа)
Понятие о терминальных состояниях. Признаки клинической и
биологической смерти. Понятие о непрямом массаже сердца и искусственной
вентиляции легких.
Учебная практика. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция
лѐгких.
Методы лечения и ухода за больными. (2 часа)
Основные принципы лекарственной помощи. Пути введения лекарственных
средств.Цели и задачи лекарственной терапии. Понятие о лекарственном
сырье, веществе, форме. Пути введения лекарственных веществ в организм
человека. Их достоинства и недостатки. Понятие об аллергии.
Учебная практика «Демонстрация инструментов и оборудования
для
различных способов введения лекарственных средств»
Тематический план
№
Раздел и темы
Количество
часов
1
2
Введение.
Ранения. Оказание первой медицинской
помощи при них.
Кровотечения. Оказание первой
медицинской помощи при них.
Переломы. Оказание первой медицинской
помощи при них.
Ожоги и обморожения. Оказание первой
медицинской помощи при них
Инфекционные болезни. Отравления.
Реанимация.
1
3
2
2
1
3
2
2
1
2
2
1
1
17
2
8
3
4
5
6
7
8
Методы лечения и уход за больными.
итого
1.
Литература.
Учебные
практики
(из них)
1. Чередниченко И.П.,Элективные курсы. Биология 10-11 класс.Волгоград:Учитель 2007 год
2. Составитель Чередниченко И.П.,Элективные курсы. Биология 9 класс.
Предпрофильная подготовка - Волгоград:Учитель 2007 год.
3. Основы медицинских знаний учащихся, под ред. М.И. Гоголевой — М:
Просвещение, 1995 год.
4. Воронин П.Г., Маш Р.Д., Методика проведение опытов и наблюдений
по анатомии.физиологии и гигиене человека. - М:Просвещение,1983
год
5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., Биология. Человек. 8 класс,.М:Дрофа 2006 год.
Календарно-тематическое планирование. Курс «Основы медицинских знаний»
№
Сроки
Название раздела, темы
1
сентябрь
Введение
Первая медицинская помощь при
различных заболеваниях, травмах и
несчастных случаях
Ранения. Первая медицинская помощь
при них.
Кол.
час.
1
Формы
контроля
Решение
ситуационных
задач
Планируемые результаты
Конспект.
Метапредметные:умение оценивать свои возможности и
согласовывать действия в опасных и чрезвычайных
ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их
способы, контролировать и корректировать их в
соответствии с изменениями обстановки; владение
приемами действий и способами применения средств
защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Конспект.
Предметные:владение основами медицинских знаний и
оказания первой помощи пострадавшим и самопомощи при
неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и
различных видах поражений), включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Овладение навыками оказания первой помощи.
14
2
октябрь
3
октябрь
Учебная практика «Виды
хирургических повязок»
4
ноябрь
5
ноябрь
6
декабрь
Кровотечения. Первая медицинская
помощь при них
Учебная практика «Отработка навыков
остановки кровотечений»
Переломы. Первая медицинская
помощь при них.
Учебная практика «Отработка навыков
оказания первой помощи при
переломах конечностей»
Ожоги и обморожения. Первая
медицинская помощь при них.
Учебная практика. Повязки при
обморожениях и ожогах.
Инфекционные болезни. Отравления.
Реанимация.
Учебная практика. Непрямой массаж
сердца и искусственная вентиляция
лѐгких.
Уход за больными
2
4
декабрь
7
8
январь
9
январь
10-13
14
15
февраль
март
март
Конспект.
Личностные:готовность и способность к саморазвитию,
самовоспитанию и самообразованию, к осознанному выбору
будущей профессии, успешной профессиональной и
общественной деятельности; бережное, ответственное и
компетентное отношение к здоровью.
Конспект.
Конспект.
Конспект.
Личностные:усвоение и соблюдение правил
16
апрель
Методы лечения различных
заболеваний.Особенности ухода за
больными
17
май
Учебная практика «Демонстрация
инструментов и оборудования для
различных способов введения
лекарственных средств
Итог
Тестирование
по
материалам
ЕГЭ.
17
индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях,
осознание себя в качестве активного и ответственного
гражданина, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, сформированность коммуникативных
навыков общения и сотрудничества.
Метапредметные:использовать необходимые ресурсы для
достижения целей, выбирать правильное решение в
различных ситуациях; умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого.
Предметные:владение основами медицинских знаний и
правилами ухода за больными