ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ходе дополнительных занятий следует уделять большое внимание
формированию
предметной
компетентности
(природоохранной,
здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся
умений работать с текстом,
рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников. Сформировать
умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои
мысли при выполнении заданий со свободным развѐрнутым ответом.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Курс рассчитан
на 0,5 час. в неделю, всего 17 часов.
Цель: Подготовка к успешной сдачи ОГЭ учащихся 9 класса.
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы
изучаемые
на
заключительном
этапе
из основной школы
общего
биологического
образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче
ОГЭ формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками,
схемами, извлекать и анализировать информацию из различных
источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои
мысли при выполнении заданий со свободным развѐрнутым ответом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция
жизнедеятельности организма, раздражимость,
особенности организма человека, его строение, жизнедеятельность,
высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять:
роль
биологии
в
формировании
современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей и самого ученика; родство, роль различных организмов в
жизни
человека
и
собственной
деятельности;
взаимосвязи
организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в
сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль
человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей
среды; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и
органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых
объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы
органов животных, растения разных отделов, животных отдельных
типов и классов; наиболее распространенные растения и животных
своей местности, культурные растения и домашних животных,
съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к
среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и
системы
органов,
организмы,
представителей
отдельных
систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять
принадлежность
биологических
объектов
к
определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения
биологических
терминов;
в
различных
источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с
использованием информационных технологий);
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕCКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол.
часов
Тема 1 Признаки живых организмов (1ч)
2
1.Клеточное строение организмов. Признаки живых организмов
1
1
Тема 2 Систематика, многообразие и эволюция живой природы
4
(4 ч)
3.1 Царство Бактерии.
1
3.2 Царство Грибы.
1
3.3 Царство Растения
2
3.4. Царство Животные.
2
3.5 Учение об эволюции органического мира.
1
3
4
Тема 3.Человек и его здоровье (10 ч)
10
1. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
1
организма.
2. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
1
3. Дыхание. Система дыхания.
1
4. Внутренняя среда организма Транспорт веществ. Кровеносная и
1
лимфатическая системы.
5. Обмен веществ и превращение энергии Выделение продуктов
1
жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их
функции
6. Размножение и развитие организма человека.
1
7. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
1
8. Органы чувств, их роль в жизни человека.
1
9. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
1
10. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных
1
ситуациях.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2ч)
1.Учение о биосфере . Влияние экологических факторов на
2
2
организмы. Взаимодействия видов
2.Экосистемная организация живой природы.
1
Итого:
17
Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
1.Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс.
Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторысоставители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.
2.ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторысоставители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов –
Астрель, 2009.
3.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.
Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер,
В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
4. Банк ГИА