Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
"Гимназия №3"г.Кудымкара
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
________________________
Заместитель директора по УВР
___________________________
Руководитель ШМО
[Носкова О.И.]
[Сторожева Н.И.
Приказ № 411 от 29.08.2025г
протокол №1 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Орфография русского языка»
для обучающихся 11 класса
Составители:
учителя русского языка и литературы
Шмакова Т.А.
Епанова Т.И.
г. Кудымкар 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Итоговое сочинение в выпускном классе» рассчитан
на 17 часов
Цели и задачи данного курса, а также требования к результатам
обучения продиктованы особенностями структуры экзамена по литературе в
новой форме, в центре которого находится художественный текст и комплекс
заданий, сочетающих два типа заданий:
1.
задания с кратким ответом, проверяющие знание конкретных
литературных фактов и отдельных элементов художественной
формы (особенности композиции, жанровая специфика
произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.);
2.
комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.
Основными целями данного курса являются:
- формирование умений и навыков, необходимых для подготовки к
сочинению ЕГЭ и сочинению по литературе: умения работать с различными
типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы,
анализировать произведения малых жанров;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, овладение
необходимыми видами логически связного, образного речевого
высказывания.
В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи,
связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются
навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного
произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм,
детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что
позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от
формы их проведения).
Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская
деятельность, основными формами работы становятся:
- индивидуальная и групповая деятельность по решению
литературоведческих задач;
- написание сочинений различных жанров и форм;
- самостоятельный подбор художественных текстов для анализа и
сопоставительного анализа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- владеть элементами литературоведческого анализа текста литературного
произведения;
- владеть приемами решения литературоведческих задач;
- выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного
высказывания на литературную тему тексту, уметь создавать логически
связные, образные высказывания;
- владеть навыками самостоятельного поиска ответа на проблемные
вопросы, комментирование художественного произведения,
- уметь сопоставлять литературные факты и явления и выявлять в них общие
и своеобразные черты, а также устанавливать ассоциативные связи с
произведениями других видов искусства;
- уметь самостоятельно составлять задания к тексту, направленные на
осмысление содержания, авторского замысла, не выявление особенностей
использования в тексте средств воплощения авторской идеи.
Результаты работ могут отслеживаться с помощью таких форм, как
выполнение зачетных работ с рейтинговой системой баллов,
соответствующей требованиям написания сочинения; защита
индивидуальных или групповых проектов.
Литература
1.Сборник сочинений по русской литературе20 века Москва1995г Учебный
центр «Московский лицей»
2. «Как писать сочинение» Т.В.Торкунова1996г
3. « География чувств и мыслей» Ассоциация « Научная книга»2005г
4. « Сочинение на ЕГЭ» Н.А. Сенина 2014г
5. « Сочинение по литературе» В. Н. Александров, О.Н. Александрова
2014год
Учебно-тематическое планирование
№
Перечень разделов
Всего часов
Формы контроля
1
Основные цели и задачи курса.
Требования к творческой работе.
Памятка « Советы по написанию
сочинения»
Повторение орфографии
1
Коллективная
работа
2
Обучающее сочинение по тексту
художественного стиля.
1
Творческая работа
3-4
Направления, предложенные для
2
написания сочинения «Отцы и
дети» Составление плана-конспекта.
Коллективная и
самостоятельная
работа
5-6
Анализ текста по направлению «
Мечта и реальность» Композиция
Повторение пунктуации
2
Коллективная и
творческая работа
7
Обучающее сочинение с опорой на
текст
Рецензирование, редактирование
собственной творческой
работы.(тексты художественной
литературы)
1
Творческая работа
8-9
Особенности написания сочинения
по направлению « Месть и
великодушие» Повторение
синтаксиса
2
Коллективная
работа
10
Анализ текста сочинения
(домашнего)
1
Творческая работа
1112
Обучающее сочинение с опорой на
художественный текст по
направлению « Искусство и
ремесло»
2
Творческая работа
13
Рецензирование и редактирование
творческих работ
1
Коллективная
работа
1415
Работа с текстами художественной
литературы по направлению
«Доброта и жестокость »
2
Коллективная
работа
1617
Обучающее сочинение с опорой на 2
тексты художественной литературы
Всего часов: 17часов.
Творческая работа
№
СОДЕРЖАНИЕ
Количество
часов
1.Речевые нормы
1
Орфоэпические нормы. Фонетика. Фонетический разбор.
1 час
Лексико-фразеологические нормы. . Типичные лексические ошибки.
Орфография.
Чередование Ы и И после приставок. Практическая работа с текстом
2
Фразеологизмы. Словарная работа
1 час
3
Морфологические нормы. Употребление форм самостоятельных частей
речи.
1 час
4
2. Синтаксические нормы.
Связь слов в структуре словосочетания, нормы управления, примыкания 1 час
и согласования;
5
Употребление причастного и деепричастного оборота. Согласные в
приставках.
1 час
6
Сложные предложения. Ошибки в СПП ( главное и придаточные
предложения) практическая работа.
1 час
3.Русский литературный язык и его стили.
7
Литературный язык. Понятие о литературном языке. Основные
признаки литературного языка.
1 час
8
Стилистическая окраска лексики( разговорная-сниженная, высокаякнижная)
3 час
9
Стилистическая характеристика лексики в словарях. НЕ с различными
частями речи. (Словарный диктант)
10-11 Характеристика стилей. Основные стилевые черты и средства их
выражения . НЕ с глаголами, деепричастиями, наречиями.
12
Частици Не и Ни. Проверочный диктант
1 час
13
4.Средства выразительности речи (стилистические приемы):
2час
Понятия о тропе; основные виды тропов, эпитет, метафора, метонимия,
синекдоха, олицетворение, сравнение, аллегория, ирония, гипербола,
литота, перифраза; слитное и раздельное написание служебных слов.
14
Фигуры речи: оксюморон, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора,
экспрессивный повтор, градация, инверсия, эллипсис, парцелляция,
риторический вопрос, риторические обращение, риторическое
восклицание, языковой анализ текста; слитное и раздельное написание
наречий;
1 час
15
Контрольный тест. Анализ контрольного теста
16-17 Работа с тестами ЕГЭ
2 часа