Орфография русского языка

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
"Гимназия №3"г.Кудымкара

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО
________________________

Заместитель директора по УВР
___________________________

Руководитель ШМО
[Носкова О.И.]

[Сторожева Н.И.
Приказ № 411 от 29.08.2025г

протокол №1 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Орфография русского языка»
для обучающихся 11 класса

Составители:
учителя русского языка и литературы
Шмакова Т.А.
Епанова Т.И.

г. Кудымкар 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Итоговое сочинение в выпускном классе» рассчитан
на 17 часов
Цели и задачи данного курса, а также требования к результатам
обучения продиктованы особенностями структуры экзамена по литературе в
новой форме, в центре которого находится художественный текст и комплекс
заданий, сочетающих два типа заданий:
1.

задания с кратким ответом, проверяющие знание конкретных
литературных фактов и отдельных элементов художественной
формы (особенности композиции, жанровая специфика
произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.);
2.
комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.
Основными целями данного курса являются:
- формирование умений и навыков, необходимых для подготовки к
сочинению ЕГЭ и сочинению по литературе: умения работать с различными
типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы,
анализировать произведения малых жанров;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, овладение
необходимыми видами логически связного, образного речевого
высказывания.
В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи,
связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются
навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного
произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм,
детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что
позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от
формы их проведения).
Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская
деятельность, основными формами работы становятся:
- индивидуальная и групповая деятельность по решению
литературоведческих задач;
- написание сочинений различных жанров и форм;
- самостоятельный подбор художественных текстов для анализа и
сопоставительного анализа.
В результате изучения курса учащиеся должны:

- владеть элементами литературоведческого анализа текста литературного
произведения;
- владеть приемами решения литературоведческих задач;
- выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного
высказывания на литературную тему тексту, уметь создавать логически
связные, образные высказывания;
- владеть навыками самостоятельного поиска ответа на проблемные
вопросы, комментирование художественного произведения,
- уметь сопоставлять литературные факты и явления и выявлять в них общие
и своеобразные черты, а также устанавливать ассоциативные связи с
произведениями других видов искусства;
- уметь самостоятельно составлять задания к тексту, направленные на
осмысление содержания, авторского замысла, не выявление особенностей
использования в тексте средств воплощения авторской идеи.
Результаты работ могут отслеживаться с помощью таких форм, как
выполнение зачетных работ с рейтинговой системой баллов,
соответствующей требованиям написания сочинения; защита
индивидуальных или групповых проектов.

Литература

1.Сборник сочинений по русской литературе20 века Москва1995г Учебный
центр «Московский лицей»
2. «Как писать сочинение» Т.В.Торкунова1996г
3. « География чувств и мыслей» Ассоциация « Научная книга»2005г
4. « Сочинение на ЕГЭ» Н.А. Сенина 2014г
5. « Сочинение по литературе» В. Н. Александров, О.Н. Александрова
2014год

Учебно-тематическое планирование
№

Перечень разделов

Всего часов

Формы контроля

1

Основные цели и задачи курса.
Требования к творческой работе.
Памятка « Советы по написанию
сочинения»
Повторение орфографии

1

Коллективная
работа

2

Обучающее сочинение по тексту
художественного стиля.

1

Творческая работа

3-4

Направления, предложенные для
2
написания сочинения «Отцы и
дети» Составление плана-конспекта.

Коллективная и
самостоятельная
работа

5-6

Анализ текста по направлению «
Мечта и реальность» Композиция
Повторение пунктуации

2

Коллективная и
творческая работа

7

Обучающее сочинение с опорой на
текст
Рецензирование, редактирование
собственной творческой
работы.(тексты художественной
литературы)

1

Творческая работа

8-9

Особенности написания сочинения
по направлению « Месть и
великодушие» Повторение
синтаксиса

2

Коллективная
работа

10

Анализ текста сочинения
(домашнего)

1

Творческая работа

1112

Обучающее сочинение с опорой на
художественный текст по
направлению « Искусство и
ремесло»

2

Творческая работа

13

Рецензирование и редактирование
творческих работ

1

Коллективная
работа

1415

Работа с текстами художественной
литературы по направлению
«Доброта и жестокость »

2

Коллективная
работа

1617

Обучающее сочинение с опорой на 2
тексты художественной литературы
Всего часов: 17часов.

Творческая работа

№

СОДЕРЖАНИЕ

Количество
часов

1.Речевые нормы
1

Орфоэпические нормы. Фонетика. Фонетический разбор.

1 час

Лексико-фразеологические нормы. . Типичные лексические ошибки.
Орфография.
Чередование Ы и И после приставок. Практическая работа с текстом
2

Фразеологизмы. Словарная работа

1 час

3

Морфологические нормы. Употребление форм самостоятельных частей
речи.

1 час

4

2. Синтаксические нормы.
Связь слов в структуре словосочетания, нормы управления, примыкания 1 час
и согласования;

5

Употребление причастного и деепричастного оборота. Согласные в
приставках.

1 час

6

Сложные предложения. Ошибки в СПП ( главное и придаточные
предложения) практическая работа.

1 час

3.Русский литературный язык и его стили.
7

Литературный язык. Понятие о литературном языке. Основные
признаки литературного языка.

1 час

8

Стилистическая окраска лексики( разговорная-сниженная, высокаякнижная)

3 час

9

Стилистическая характеристика лексики в словарях. НЕ с различными
частями речи. (Словарный диктант)

10-11 Характеристика стилей. Основные стилевые черты и средства их
выражения . НЕ с глаголами, деепричастиями, наречиями.
12

Частици Не и Ни. Проверочный диктант

1 час

13

4.Средства выразительности речи (стилистические приемы):
2час
Понятия о тропе; основные виды тропов, эпитет, метафора, метонимия,
синекдоха, олицетворение, сравнение, аллегория, ирония, гипербола,
литота, перифраза; слитное и раздельное написание служебных слов.

14

Фигуры речи: оксюморон, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора,
экспрессивный повтор, градация, инверсия, эллипсис, парцелляция,
риторический вопрос, риторические обращение, риторическое
восклицание, языковой анализ текста; слитное и раздельное написание
наречий;
1 час

15

Контрольный тест. Анализ контрольного теста

16-17 Работа с тестами ЕГЭ

2 часа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.