БЛИК 2025

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Гимназия №3» г. Кудымкара

Программа дополнительного образования
«Блик»

Возраст учащихся:
Срок освоения:

7 - 10 лет
1 год

Разработчик программы:
учитель изобразительного искусства,
высшей квалификационной категории
МОБУ «Гимназия №3»
Четина Ольга Леонидовна

Кудымкар, 2025

Пояснительная записка
Современная педагогика уделяет огромное внимание всестороннему
развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, в том числе
изобразительных способностей. Исследования психологов и педагогов
показали, что овладение рисованием требует развития восприятия,
формирования образных представлений, воображения, развития специальных
движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих
воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Вместе с тем
техническая основа рисования имеет большое значение для детей младшего
школьного возраста, так как в этом возрасте дети начинают овладевать
способами изображения и неудачи в этом плане могут навсегда отвратить
ребенка от изобразительной деятельности, а успехи способствуют развитию
изобразительных способностей и творчества.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах, отводится на
изучение изобразительного искусства ограниченное время, актуальным
становится повышение эффективности дополнительного художественного
образования.
Начальная школа — это познание «начала начал». Открытость,
непосредственность и деятельный характер этого возраста позволяет детям
легко погрузиться в мир, окрашенный звуками и цветом. Одновременно
этот подход помогает раскрепостить закрепощенного ребенка, преодолеть
его чувство страха. Совместные работы рождают особую атмосферу
доброжелательности, взаимопомощи и внимательного отношения друг к
другу.
Цель программы
- создание наиболее благоприятных условий для
обучения детей основам изобразительной грамоты и развитие творческих
способностей детей с учетом их индивидуальности.
Основные задачи:
Обучающие:
- формирования нравственно-эстетической отзывчивости на проявление
искусства в жизни;
- овладение практическими умениями и навыками художественнотворческой деятельности;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса, художественнотворческой активности;
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и
применять полученные знания; планировать свою деятельность;
- развитие творческих способностей, художественного вкуса, творческого
воображения, пространственного мышления;
- развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
Воспитательные:
- формировать чувства личной ответственности, уважения к труду;

- формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми;
- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного.
Отличие от типовой программы – углубленное изучение изобразительного
искусства, за счет увеличения часов; использование разнообразных техник,
художественных материалов, методов работы. Программа составлена на
основе образовательных программ «Рисунок», «Живопись» 1-11 классы
В.С. Кузина.
Программа имеет художественно - эстетическую направленность,
предусматривает студийные занятия с детьми 1 - 4 классов (7 - 10 лет),
рассчитана на 64 часа в год.
Количество обучающихся в группе — 15 человек.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней
предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых
примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
изучения окружающей реальности является важным условием успешного
освоения детьми программного материала. Стремление к отражению
действительности, своего отношения к ней должно служить источником
самостоятельных творческих поисков.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в
программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов
практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений
художественной
культуры,
изучение
произведений
искусства
и
художественной жизни общества подкрепляется практической работой
школьников. Используемые виды художественной деятельности школьников
на занятиях находят разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная
и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение
работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и
индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить
прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их
к художественной культуре, через эмоциональную восприимчивость.
Программа
учитывает особенности развития
ребенка, его
любознательность и открытость, расположенность к творчеству. Учащиеся
работают различными материалами и техниками, учатся основам художественной грамотности. Курс построен так, чтобы поддержать интерес
ученика, развить в нем внутреннюю свободу и положительную самооценку,
что способствует творческой самореализации. Большое значение придается
коллективным формам работы. На всех этапах обучения ведется активная
экскурсионная и выставочная деятельность, в оформлении которой ребята
принимают активное участие.
Данная программа помогает детям в самоопределении по интересам для
дальнейшего художественного образования на 2 ступени обучения в
кружках, студиях эстетического направления.

Методика преподавания курса связана с его содержанием:
Развитие основных необходимых навыков владения художественными
материалами. Цветоведение – изучение цветового круга. Основы рисунка
карандашом. Основы живописи, в основном — гуашь. Рисование пастелью.
Аппликация. Изучение основ композиции, её законов. Дети узнают о видах и
жанрах изобразительного искусства, изучат основы портрета, получат общее
эстетическое и художественное развитие.

Организация учебной деятельности
- теоретическая часть;
- практическая работа учащихся;
- продуктивная часть (различные формы контроля).
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных
форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся:
- практическая работа;
- творческое задание;
- игра;
- выставка творческих работ;
- экскурсия;
- итоговый праздник;
- конкурс творческих работ на уровне города, округа, края.
Организация деятельности детей на занятиях
Учащиеся выполняют творческие задания индивидуально, в парах, группах.
Режим занятий
Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей детей:
1- 2 классы 2 раза в неделю по 1 часу; 3- 4 классы 1 раз в неделю по 2
часа.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо иметь:
оборудование : мольберты – 15 шт.;
канцелярские товары: альбом, листы А4, А3, бумага бытовая, картон,
цветная бумага, клей «ПВА»; кисти беличьи, стаканчики для воды, палитра,
карандаши простые, краски акварельные, гуашь.
Оценка результативности учебных знаний
Для оценки результативности знаний и умений применяется входной,
текущий и итоговый контроль: опрос, диагностическое анкетирование,
художественный диктант, творческие задания, выставки творческих работ
учащихся. В течение года необходимо организовывать участие школьников
в конкурсах, выставках детского творчества.

Привлечение родителей к сотрудничеству:
- по формированию коллектива;
- контролю обучения;
- организации внеурочных мероприятий.
Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
-обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой
деятельности;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Ожидаемые результаты
Данная программа направлена на развитие у детей к концу обучения
следующих знаний и умений:
- эмоционально откликаться на красоту мира;
- понимать различные эмоциональные состояния (яркие и переходные),
уметь сопереживать и откликаться на них;
- совершенствовать художественные навыки в работе с различными
материалами, такими как гуашь, акварель, мелки, пластилин, цветная бумага
- иметь представление о выразительных возможностях разных
художественных техниках;
- отражать увиденное и услышанное в своих творческих работах, развивая
образное мышление;
- выражать задуманный замысел в материале;
- уметь работать в коллективе;
в области композиционной организации изображения:
- гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения,
- выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания
изображаемого,
- выбирать величину изображения предметов соответственно размеру
листа,
- передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
- уметь творчески подходить к составлению сюжетной композиции;
в области формы, пропорции, конструкции:
- уметь рисовать линии разного направления и характера,
- уметь рисовать предметы симметричной формы,
- знать особенности строения тела человека;
- учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;
в области цвета:
- знать способы получения составных цветов, светлых и темных оттенков
одного цвета,
- иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,

- чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
в области передачи пространства:
- уметь передать плановость пространства (ближе – ниже, дальше – выше),
- загораживаемость дальних предметов ближними,
- элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену),
- уметь передавать зрительное уменьшение удаленных предметов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений изобразительного искусства;
- самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
В конце каждого года обучения проводится итоговое занятие в форме
праздника, фестиваля с привлечением родителей, организуются тематические
и индивидуальные выставки детских работ.

Учебно-тематический план 1 год
Количество учебных
часов
всего теория практика

Название темы
Введение
1. Чем и на чем рисуют художники
2. Линия – рассказчица
3. Моя любимая игрушка
4. Волшебный сад
5. Фрукты (лепка с натуры)
6. Сказочные деревья (из листьев)
7. Идет дождь
8. По морям, по волнам
9. Коты и котята
10. Бабушкины сказки (лепка)
11. Основы цветоведения
12. Город, в котором мы живем
13. Изобразительная игра «На что похоже»
14. Зимушка-зима
15. Зимние узоры
16. Путешествие на Cеверный полюс
17. Веселая азбука
18. Змейка
19. Птичий переполох
20. Бабочки
21. Сказочный дым
22. Серебреная мечта
23. Корабли пустыни
24. Коми-пермяцкие сказки
25. Кактусы (лепка)
26. Страна капелек
27. Мир букашек
28. Тайны подводного царства
29. Мир вокруг нас
30. Одуванчики в траве
31-32. Праздник Красок (итоговое занятие)

0,5
1,5
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-

1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
4

64

13,5

50,5

Всего:

Содержание программы 1 класс

Введение (0,5ч)
Знакомство с учебными задачами студии и планом работы. Организация
рабочего места и правила ТБ. Художественные материалы, оборудование
используемые в учебном году. Правила внутреннего распорядка.
1. Чем и на чем рисуют художники (1,5ч)
Художественные инструменты и материалы. Свойства бумаги, гуаши,
акварели. Приемы работы гуашью.
Практическое задание: изобразить цветик - семицветик (10-12 лепестков),
используя неповторяющиеся цвета.
2. Линия – рассказчица (2ч)
Знакомство с графическими материалами и их свойствами. Приемы
рисования карандашом и фломастером. Средства выразительности: линия,
штрих, пятно.
Практическое задание: нарисовать маленький рассказ про себя карандашом
и фломастером
Видеоряд: графические работы художников.
3. Моя любимая игрушка (2ч)
История игрушки. Русские народные игрушки. Последовательность
рисования игрушки.
Практическое задание: изобразить свою игрушку по памяти.
Видеоряд: фото, различные детские игрушки.
4. Волшебный сад (2ч)
Образ волшебного сада. Способы и приемы работы в технике
монотипии. Приемы оттисков мятой бумагой, цветами и веточками.
Расположение изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее.
Практическое задание: изобразить волшебный сад в технике монотипии.
Видеоряд: графические работы художников.
5. Фрукты (2ч)
Свойства пластилина. Приемы лепки из целого куска. Виды фруктов.
Знакомство с объемом предмета.
Практическое задание: вылепить фрукты в натуральную величину.
Видеоряд: работы скульпторов.
6. Сказочные деревья (2ч)
Строение листьев. Колорит осенних листьев.
Практическое задание: изображение сказочных деревьев с использованием
сухих листьев на цветном фоне в технике коллажа.
Видеоряд: репродукции с изображением необычных деревьев.
7. Идет дождь (2ч)
Знакомство с новыми художественными приемами: восковые мелки и
акварель. Основы композиции.

Практическое задание: Создание композиции «Идет дождь».
Видеоряд: репродукции картин художников.
8. По морям, по волнам (2ч)
Использование различных художественных техник: гуашь и аппликация.
Основы композиции.
Практическое задание: Создание композиции «По морям, по волнам ».
Видеоряд: репродукции картин художников - моренистов.
9. Коты и котята (2ч)
Отношение художника к миру природы. Художники-анималисты.
Практическое задание: Изображение выбранного животного.
Видеоряд: репродукции картин художников - анималистов.
10. Бабушкины сказки (2ч)
Любимые сказки. Знакомство
с
пропорциями фигуры человека.
Использование художественных приемов лепки в передаче образа героев
сказки. Свойства пластилина. Приемы лепки из целого куска.
Практическое задание: вылепить сюжетную композицию из сказки.
Видеоряд: репродукции скульптур.
11. Основы цветоведения (2ч)
Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета.
Практическое задание: упражнения «Шары», «Радуга» - получение
дополнительных цветов при помощи смешивания основных.
Видеоряд: цветовой круг, репродукции картин художников.
12. Город, в котором мы живем (2ч)
Фотоэкскурсия по г.Кудымкару. Городской пейзаж.
Составление
композиции. Цветовые отношения.
Практическое задание: изображение городского пейзажа.
Видеоряд: фотографии, репродукции картин художников г.Кудымкара.
13. Изобразительная игра «На что похоже» (2ч)
Упражнение на развитие воображения.
Практическое задание: По заданному пятну (произвольной формы) из
цветной бумаги, ткани создать образ животного, предмета.
Видеоряд: учебные работы.
14. Зимушка-зима (2ч)
Зимний
пейзаж. Составление композиции. Цветовые
(отсутствие ярких цветов в природе).
Практическое задание:
изображение зимнего пейзажа.
Видеоряд: репродукции картин художников.

отношения

15. Зимние узоры (2ч)
Зимние узоры на стекле. Использование различных художественных

материалов. Техника рисования воском и акварелью.
Практическое задание:
изображение узоров на стекле.
Видеоряд: репродукции картин художников, репродукций зимних пейзажей.
16. Путешествие на Cеверный полюс (2ч)
Беседа о великих путешественниках и освоении новых земель.
Основы композиции. Фигурная композиция. Техника симметричной и
ленточной аппликации
Практическое задание:
создание коллективной панорамы «Путешествие
на северный полюс».
Видеоряд: фотографии, репродукции картин художников.
17. Веселая азбука (2ч)
Основные виды шрифтов. Художественный образ шрифта (создание
образа в линиях, красках, гармонических созвучиях и ассоциациях).
Практическое задание:
Нарисовать, как буквы алфавита могут
трансформироваться в дом: В - вокзал, Д - дворец, Г - гараж.
Видеоряд — виды шрифтов.
18. Змейка (2ч)
Использование различных художественных
материалов. Техника
рисования ватными палочками и гуашью. Орнамент. Закономерности
орнамента: ритм, повторяемость, чередование. Особенности построения
орнамента в полосе. Цвет в орнаменте.
Практическое задание:
изображение змейки в технике печатания.
Видеоряд: фотографии, учебные работы.
19. Птичий переполох (2ч)
Птицам - Вестники весны.
Последовательность рисования птиц
(ласточки, воробьи, синички).
Практическое задание: Выполнить углем или мягким карандашом рисунки
птиц, сидящих на веточках.
Видеоряд: репродукции художников-анималистов.
20. Бабочки (2ч)
Мир насекомых. Последовательность рисования бабочки.
Практическое задание: рисование бабочек.
Видеоряд: фотографии, рисунки насекомых.
21. Сказочный дым (2ч)
Упражнение на развитие воображения.
Практическое задание: нарисовать дом, из трубы которого идет дым.
Дыму придать необычную форму и изобразить образ животного или
предмета.
Видеоряд: учебные работы.

22. Серебреная мечта (2ч)
Путешествие в небесную высь. Краски ночного неба.
Практическое задание: Нарисовать ночное небо, используя в работе мазки,
брызги, оттиски и печати.
Видеоряд: фотографии, репродукции картин художников.
23. Корабли пустыни (2ч)
Многообразие мира животных. Животные, которые приспособились жить в
различных природных условиях. Основы композиции. Фигурная композиция.
Практическое задание: создание силуэтной композиции каравана
верблюдов, в технике аппликации на желтом фоне (способ шаблона).
Видеоряд: фото, репродукции картин художников.
24. Коми-пермяцкие сказки (2ч)
Коми-пермяцкие сказки. Основы композиции. Иллюстрирование комипермяцких сказок.
Практическое задание: Иллюстрирование коми-пермяцких сказок.
Видеоряд: иллюстрации коми-пермяцких сказок.
9
25. Кактусы (2ч)
Комнатные растения. Свойства пластилина. Приемы лепки из целого
куска. Объем предмета.
Практическое задание:
используя различные материалы создать образ
кактуса (пластилин, трубочки от сока, цветная бумага).
Видеоряд: фотографии комнатных растений.
26. Страна капелек (2ч)
Всё состоит из частичек, которые, сливаясь вместе, образуют единое
целое. Капли воды сливаются в реку, из нескольких звуков создаётся песенка,
а несколько красочных мазков дают ощущение предмета.
Практическое задание: при помощи точек, штрихов изобразить весенний
пейзаж
Видеоряд — работы детей, выполненные разными материалами.
27. Мир букашек (2ч)
Заселяем созданный нами мир самыми маленькими и хрупкими существами.
Строение насекомых.
Практическое задание: Выполнить букашек и жучков из цветной бумаги,
приклеивая их на поляну.
Видеоряд — фотографии, материалы экскурсий, репродукции художников.
28. Тайны подводного царства (2ч)
Наш аквариум. «Что бы я смог увидеть, если бы я был маленькой рыбкой».
Практическое задание:
восковыми мелками и акварелью нарисовать
подводный мир с морскими звёздами.
Видеоряд: фотографии, репродукции художников.

29. Мир вокруг нас (2ч)
Рисунок на асфальте цветными мелками. Основы композиции.
Практическое задание: рисование на асфальте цветными мелками «Мир
вокруг нас», работа в парах.
Видеоряд: фотографии
30. Одуванчики в траве (2ч)
Образ лета. Цветовые отношения.
Практическое задание:
Выполнить гуашью красочную основу для
цветочной поляны, используя в работе разные виды мазков кистью, а затем
нарисовать на ней цветы.
Видеоряд — фотографии и репродукции художников.
31-32. Праздник Красок (итоговое занятие) (4ч)
Обобщающие занятия года проводится в форме праздника
с
участием родителей. Организуются тематические и индивидуальные
выставки детских работ.

Методические рекомендации для учителей
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством
для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические
потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для
этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из
ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание
обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям
дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных
образов. Важно высвободить творческую энергию детей.
Специфика психологии детей младшего школьного возраста требует
постоянного поддержания педагогом интереса детей к деятельности. Интерес
детей к изобразительной деятельности вызывается эффектом удачи, который
особенно легко поддерживать при использовании принципа чередования
художественных материалов и техник. Такая практика дает детям наиболее
полное представление о выразительных возможностях различных
материалов, выработку разнообразных умений и навыков, свободу в
создании выразительного образа. Приобретенные графические навыки и
развившиеся двигательные способности руки дают возможность воплотить
любой изобразительный замысел. Тем самым нетрадиционные виды
графических изображений наряду с традиционными видами способствуют
развитию изобразительных способностей детей. Активно используются
коллективные формы работы, требующие объединения творческих усилий
всех ее участников.
У ребят формируются навыки совместной
деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений,
координации совместных действий.
В программе предлагаются различные задания предметного, сюжетного,
декоративного рисования, лепки, выстраивается их последовательность по
принципу нарастания степени сложности поставленных задач.
В отборе тем для занятий соблюдаются следующие принципы:
- учет эмоционально-интеллектуального опыта учащихся;
- последовательность освоения учащимися изобразительных умений и
навыков;
- необходимость повторения сходных тем при одновременном усложнении
характера познавательной деятельности детей;
- по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального
опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов
деятельности;
- региональный компонент.
В процесс приобщения ребят к декоративно-прикладному
искусству необходимо включать в драматургию урока активные средства
эмоционально-образного воздействия – слово, музыку, зрительные
образы. Так же комплексно использовать различные виды фольклора –
устно – поэтические (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и
др.), музыкальные и изобразительные, которые помогают осознать учащимся
нерасторжимую целостность народной культуры.
В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей

действительности, формирование у детей целостного, живого представления
о предметах и явлениях. Используются интегрированные формы работы с
детьми, которые выражаются в художественных формах деятельности.
При
планировании
занятий
чередуются
задания,
требующие
продолжительной работы, с быстрыми зарисовками, набросками,
упражнениями. Рекомендуемые размеры рисунков – А4, А3 листа, в
зависимости от содержания работы, материала.
При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности
ребенка:
- креативность, специальные способности;
- умения, навыки;
- познавательные интересы.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
словесные - беседа, рассказ, объяснение;
наглядные - репродукции, таблицы, презентации;
практические – изображение на бумаге, лепка, конструирование из бумаги
и бросового материала.

-

Использование дидактического материала:
таблицы по изобразительному искусству;
презентации по изобразительному искусству;
карточки – задания;
раздаточный материал и др.

Список презентаций
Жанры изобразительного искусства
Виды искусства
Основы цветоведения
Искусство коми-пермяцков
Коми-пермяцкие художники
Коми-пермяцкий национальный костюм и др.

Натюрморт
Искусство Востока
Архитектура
Дизайн
Декупаж

Техническое оснащение
Для реализации программы необходимо иметь:
Инструменты и оборудование: мольберт;
канцелярские товары: альбом, листы А4, А3, бумага бытовая; картон;
цветная бумага, клей “ПВА”; кисти беличьи, стаканчики для воды; палитра;
карандаши простые; краски акварельные; гуашь.

-

Перечень методов и измерительных технологий:
анкетирование;
рейтинг;
художественный диктант,
творческая работа;
выставки с обсуждением и др.

Важным моментом на завершающей стадии занятия является проведение
выставок детских работ. При обсуждении и оценке работ учитываются
следующие критерии:
- художественное исполнение;
- содержательность;
- оригинальность.
Для выявления знаний, умений, навыков в программу включены
промежуточные срезы,
участие в городских, краевых выставках,
конкурсах, организация текущих просмотров; в конце итоговый срез участие в выставках на празднике школы.
Формы подведения итогов реализации программы
Важное значение в творческом развитии учащихся имеют итоговые,
обобщающие
занятия года, которые можно драматургически
выстраивать как праздники, фестивали в которые включаются
импровизированные диалоги, игры в форме викторин, кроссворды,
состязания команд, выставки детских работ и др.
В программе не ставится главной задачей вырастить профессиональных
художников, но умение «видеть и слышать» — это уже половина успеха в
духовном развитии ребенка. Постоянный поиск в работах, эксперимент,
осмысление истории культуры помогают раскрыть творческий потенциал
ребенка,
развить гармоничную,
свободно мыслящую
личность.
Ассоциативность художественных и музыкальных образов развивает
воображение, фантазию и помогает ученику в работах над рисунком,
скульптурой, живописью и конструированием.

Литература для учителя
1. Бернфельс А. Веселая школа живописи. М.: Издательство «Ниола Пресс», 2010.
2. Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. М.: Издательский дом
«Искатель» 1998.
3. Иогансон Б.В. Школа изобразительного искусства. М.: Изобразительное
искусство, 1988.
4. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просве щение,
1985.
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное.
Ярославль: Академия развития, 2001.
6. Корнилова С.Н. Уроки изобразительного искусства для детей 5 -9
лет. М.: Рольф, 2000.
7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество. – М.: творческий центр
«Сфера», 2008.
8. Мосин И.Г. Рисование. Екатеринбург: Фактория, 1997.
9. Морозов Е.М. Живопись и рисунок гуашью. М.: Эксмо, 2006.
10. Норлинг Э. Объемный рисунок и перспектива. М.: Эксмо, 2004.
11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.:
В 4ч. Ч. З.. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
12. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр « Академия»,

Литература для учащихся
1.ПлатоноваН.И. Искусство Энциклопедия. М.:ЗАО«РОССМЭН»2006.
2. Айзенбарт Б. Полный курс акварели. М.: «Внешсигма», 1999.
3. Милборн А. Как научиться рисовать животных. М.: РОССМЭН ПРЕСС, 2004.
4.. Никологорская О.А. Волшебные краски. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
5. Трофимова М.В. И учеба, и игра: изобразительное искусство.
Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Уатт Ф. Как научиться рисовать. М.: РОССМЭН-ПРЕСС,



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.