3.5. Число групп для факультативных курсов определяется в пределах общего количества
часов на эти занятия, устанавливаемых в ОО на основе действующего учебного плана.
3.6. Наполняемость групп определяется в зависимости от специфики факультативных
занятий, но не менее 10 обучающихся в группе.
3.7. В тех случаях, когда на тот или иной факультативный курс число желающих
учащихся превышает возможности выбора, преимущество отдается тем школьникам,
которые в изучении данного или смежного с ним предметов проявили большее
прилежание и заинтересованность.
3.8. При комплектовании групп для изучения факультативных курсов не допускается
проведение отборочных испытаний и проверок.
3.9. Факультативные курсы ведут учителя ОО или приглашенные специалисты,имеющие
соответствующую подготовку в данной образовательной области.
4. Порядок организации факультативных занятий.
4.1. Факультативный курс может быть рассчитан менее, чем на 34 часа (в течение
полугодия или в течение года).
4.2. Часы, выделяемые на факультативные курсы, входят в максимальный объем учебной
нагрузки учащегося.
4.3. Заместитель директора по УВР составляет специальное расписание факультативных
курсов. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком
рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
4.4. По каждому факультативному курсу составляются рабочие программы на текущий
учебный год, которые утверждаются приказом директора ОО или его заместителем,
курирующим данный предмет после согласования на методическом совете.
4.5. При проведении факультативных занятий используются различные формы, методы
обучения и виды учебной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары,
практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др.
4.6. Отметки по итогам работ учащихся на факультативных занятиях не выставляются.
4. 7. Учащимся, освоившим программу факультативных занятий, в аттестате об основном
общем образовании, в аттестате о среднем общем образовании указывается название
изученного курса без выставления отметок.
5. Заполнение журналов факультативных занятий.
5.1. Для фиксирования проведенных факультативных занятий, их содержания,
посещаемости обучающихся учителем ведется журнал факультативных занятий в
электронной или бумажной форме.
5.2. В журнале указываются следующие данные:
- название факультативного курса;
- Ф.И.О. учителя, ведущего вышеуказанный курс
- дата проведения занятий;
- тема проведенного занятия в соответствии с календарно-тематическим планом;
- фиксируются посещение занятий обучающимися, в случае отсутствия ученика ему
проставляется «н»;
5.3 Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении
необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
6. Финансирование
6.1. Оплата преподавателей факультативных курсов проводится в соответствии с
тарификацией.
7. Руководство и контроль
7.1. Руководство и контроль за организацией и содержанием факультативных занятий
осуществляет директор ОО и заместители по учебно-воспитательной работе.
7.2. Контроль организации факультативных занятий предполагает изучение следующих
вопросов:
- целесообразность выбора формы занятия и эффективность проведения занятия;
- активность обучающихся в процессе проведения занятия;
- посещаемость занятия обучающимися.
8. Элективные курсы
8.1. Элективные курсы (курсы, избираемые обучающимися в обязательном порядке)
составляют компонент образовательного учреждения учебного плана и являются важной
содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения.
8.2. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные
интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством
построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.
9. Виды и задачи элективных курсов
9.1. К элективным курсам в предпрофильной подготовке относятся:
- предметно-ориентированные
Задачи курсов данного вида: создать условия школьнику для реализации личных
познавательных интересов в выбранной им образовательной области; выявить готовность
обучающихся изучать предмет на повышенном уровне; создать условия для сдачи
экзамена по выбору.
- межпредметные (ориентационные)
Задачи курсов данного вида: сформировать у школьников способность ориентироваться в
мире современных профессий, познакомить обучающихся на практике со спецификой
типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространѐнным
профессиям; осуществлять поддержку мотивации к будущему профилю обучения.
9.2. К элективным курсам для профильного обучения относятся:
- курсы – «надстройки» профильного учебного предмета.
Задача курсов данного вида: обеспечить повышенный уровень изучения профильных
предметов.
- курсы, направленные на обеспечение межпредметных связей
Задача курсов данного вида: создать условия для изучения смежных учебных предметов
на профильном уровне.
- курсы, носящие «внепредметный» или «надпредметный» характер
Задача курсов данного вида: создать условия для удовлетворения познавательных
интересов школьника, выходящих за рамки традиционных школьных предметов,
распространяющихся на область деятельности человека вне круга выбранного им
профиля;
- курсы, направленные на удовлетворение познавательных интересов в различных
областях деятельности.
Задача курсов данного вида: создать условия для приобретения школьниками
образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
10. Организация работы элективных курсов
10.1. По продолжительности элективные курсы могут быть долгосрочными (34 ч) и
краткосрочными (от 6 до 17 часов).
10.2. Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и
исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные
формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии.
10.3. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных
для изучения.
10.4. По каждому элективному курсу составляются рабочие программы на текущий
учебный год, которые утверждаются приказом директора ОО или его заместителем,
курирующим данный предмет после согласования на методическом совете.
10.5. Рабочая программа элективного курса содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
10.6. Преподавание элективных курсов ведѐтся в соответствии с расписанием,
составленным с учѐтом гигиенических требований СанПин к режиму образовательного
процесса.
10.7. Учитель элективного курса определяется приказом директора ОО о тарификации.
10.8. Учитель элективных курсов несѐт ответственность за жизнь и здоровье школьников
во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда и
техники безопасности
11. Условия оценивания элективных курсов
11.1. Элективный курс оценивается, если ученик выполнил зачѐтную работу,
предусмотренную программой курса: подготовил проект, выполнил творческую или
исследовательскую работу, реферат, тест, сконструировал макет или прибор и др. в
соответствии с планируемыми результатами освоения курса.
11.2. Критерии оценивания достижений доводятся до сведения обучающихся на первом
занятии. Достижения могут быть отмечены и на предметах соответствующего цикла,
занесены в портфолио ученика в разделы: проекты, творческие работы и социальная
практика.
12. Права и обязанности учащихся
12.1. Учащийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в объеме,
определенном учебным планом.
12.2. Объѐм учебной нагрузки учащегося в неделю не должен превышать максимально
допустимый (согласно учебному плану).
13. Ответственность
13.1. Учитель несѐт ответственность за выполнение программы элективного курса.
13.2.Учитель несѐт ответственность за ведение документации, своевременность и
правильность отчетов по элективному курсу.
13.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение элективного
курса учащимися, которые выбрали соответствующий курс.
14. Ведение документации
14.1. В журнале для элективных курсов (электронном или бумажном) в алфавитном
порядке заполняется списочный состав обучающихся, указывается название курса и ФИО
преподавателя, ведущего элективный курс.
14.2. При проведении каждого занятия преподавателем в журнале элективных курсов
ставятся число, месяц, отмечаются отсутствующие обучающиеся, на соответствующей
странице указывается число и производится запись темы занятия. Количество и даты
проведѐнных занятий, записанных на левой и правой стороне журнальной страницы,
должны совпадать. Если с обучающимися в часы занятий проводится экскурсия, то
указывается объект экскурсии.
14.4. Все записи в журнале производятся чѐтко, аккуратно; запрещается исправление и
сокращение слов.
14.5. Журнал элективных курсов проверяется администрацией согласно плану
внутришкольного контроля.