1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Спортивные бальные танцы»
для 5– 9 классов
составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОБУ «Гимназия
№3» на 2023-2024 учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«Спортивные бальные танцы»
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского
общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном
активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем
использовать ценности физической и духовной
культуры для самоопределения,
саморазвития и самоактуализации. В рабочей программе нашли свои отражения
объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования
родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного
образования, внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически
сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства
подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья,
повышения функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития
жизненно важных физических качеств. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ:
Общей целью школьного образования по Спортивным бальным танцам является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха. В рабочей программе для 5 -9 классов данная цель конкретизируется и
связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и
нравственных качеств, творческом использовании ценностей танцевальной культуры в
организации здорового образа жизни.
Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития
физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся,
являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надѐжности и активности
адаптивных процессов. Отличительной особенностью программы является еѐ
направленность на формирование у учащихся широкого спектра умений и навыков в
области танцевального искусства. Программа предусматривает межпредметные связи с
музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством.
Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной
социализации школьников на основе осмысления и приобщения к их культурным
ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов
данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении
и взаимодействии со сверстниками и учителем, организации совместной учебной и
консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых
результатов образования в основной школе является воспитание целостной личности
учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной
природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания курса
«Спортивные бальные танцы», которое представляется двигательной деятельностью с
еѐ базовыми компонентами: информационным (знания о танцевальной культуре),
операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационнопроцессуальным (физическое, танцевальное совершенствование). Все перечисленные
задачи решаются при обучении спортивным бальным танцам, кроме того, данный курс
программы решает специфические задачи физического совершенствования через
овладение техникой танца. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует
ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет
к общему оздоровлению организма. На занятиях спортивными танцами ребенок учится
сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его
простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовывать
свои движения с музыкой. Способность согласовывать движения своего тела с музыкой
вызывает комфортное состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие,
осваивая те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог. Задача педагога — не
только научить ученика определенным приемам, связкам движений в различных танцах,
но и выработать в нем способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и
составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных
занятий создается мышечный корсет и исправляются недостатки осанки, уменьшается
плоскостопие. В латиноамериканских танцах в результате активной работы мышц
брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов,
организм укрепляется, ребенок меньше болеет. Таким образом решается задача общего
укрепления и физического развития ребенка. Задача курса «Спортивные бальные танцы»
также — привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с
окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных
праздников, балов, шоу-представлений, конкурсов. В результате обучения спортивным
танцам обучающиеся приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе
хорошее здоровье. Воспитывая при этом такие черты характера как чувство товарищества
и солидарность, обучающиеся получают знания, способствующие выбору здорового и
разумного образа жизни. Курс «Спортивные бальные танцы» включает
латиноамериканские танцы (ча-ча-ча, самба, джайв и румба), разминку; европейская
программа (медленный вальс, танго, венский вальс, фигурный вальс, квикстеп). По мере
освоения материала происходит постановка обучающихся в пары, выполнение изученных
композиций, совместно партнером и партнершей, в учебной позиции. Сначала медленно
под счет учителя, а затем под медленную музыку. Так же осуществляется формирование
правильной осанки, необходимых позиций рук, ног, головы, обучение правильному
дыханию во время исполнения танца, а также правильной работе стоп и коленей. Развитие
музыкально-ритмических способностей посредством различных упражнений (совместный
счет, отбивка ладонями ритма, танец под собственный счет и т. д.). Выполнение
общеразвивающих упражнений для формирования правильной осанки, необходимых
позиций рук и ног. Разминка проводится на каждом уроке в виде «статического танца» в
стиле аэробики. Задача — развитие координации, памяти и внимания, умения «читать»
движения; увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья,
всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, колени, стопы. Количество каждого вида
упражнений — 4—8; на 4, 16, 32 счета. Общая продолжительность — 10—15 мин.
Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и
насыщенности урока. Ставится задача через образное восприятие обогатить набор
движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться
в зале, выполнять команды. Бальные танцы являются наиболее сложными в смысле
координации движений и ритмической окраски, поэтому начинают изучаться в 5–8
классах. Включаются танцы по европейской, латиноамериканской программам. Ставится
задача отработки корпусного движения, правильного и полного переноса веса, точной
работы стопы, гармоничной позиции в паре, ведения в паре. Европейская программа:
«Танго»,
«Медленный
вальс»,
«Венский
вальс»,
«Быстрый
фокстрот».
Латиноамериканская программа: «Джайв», «Румба». На данном этапе не включены в
программу танцы из международного стандарта «Медленный фокстрот» и «Пасодобль»
как наиболее сложные в исполнении. В программу 9 класса включен «Историко бытовой
танец»: Полонез и Мазурка.
В своѐм предметном содержании курс «Спортивные бальные танцы» ориентируется
на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических
действий и физических упражнений под музыку, содействующих обогащению
двигательного опыта.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «Спортивные бальные танцы»
Программа курса «Спортивные бальные танцы» реализуется как часть внеурочной
деятельности из расчета 1 час в неделю в классах с углубленным изучением отдельных
предметов. Общее количество часов в 5-9 классах в течение учебного года на реализацию
программы составляет– по 34 часа.
Содержание курса расширяет и дополняет знания, реализующих образовательные
программы основного общего среднего образования.
Учитель имеет возможность вариативно использовать учебный материал в разных частях
урока с выбором различных средств спортивных бальных танцев, с учѐтом возраста и
физической подготовленности обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения содержания данного предмета определяют те результаты,
которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к ведению здорового образа жизни.
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы
являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними
общий язык и общие интересы.
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность,
поставленных целей.
трудолюбие
и
упорство
в
достижении
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах,
соблюдать правила техники безопасности во время
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и
выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы
упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических
качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем
организма;
Универсальные коммуникативные действия:
- описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и
элементы движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать
последовательность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения
посредством сравнения с эталонным образцом;
- наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических
упражнений другими учащимися, сравнивать еѐ с эталонным образцом, выявлять ошибки
и предлагать способы их устранения;
Универсальные учебные регулятивные действия:
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать
безопасности;
самостоятельную
деятельность
с
учетом
требований
ее
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия спортивных бальных
танцев, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, повседневной
жизни.
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приѐмы
помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения учающиеся научатся:
выполнять требования безопасности, на самостоятельных занятиях физическими
упражнениями в условиях активного отдыха и досуга;
знать о роли спорта для укрепления здоровья, о физической культуре и здоровье как
факторах успешной социализации;
владеть умениями организовывать
сберегающую жизнедеятельность;
формировать
состоянием;
навык
здоровье
систематического
формирующую
наблюдения
за
своим
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
спортивным бальным танцам;
и
здоровье
физическим
соревнований по
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха
и досуга с использованием средств спортивных бальных танцев;
излагать факты истории развития спортивных бальных танцев, характеристики
видов спортивных танцев, влияния танцевальных занятий на организм человека;
организовывать и проводить со сверстниками смотров – конкурсов по спортивным
бальным танцам, спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований;
видеть красоты движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
выполнять комплексы из Латиноамериканских
сопровождением и без музыкального сопровождения;
танцев
уметь находить отличительные
упражнений разными обучающимися;
техническом
особенности
в
с
музыкальным
выполнении
выполнять двигательные навыки и умения разными способами, в различных
условиях.
В период карантина или неблагоприятного температурного режима обучение по разделам
программы в течении, года может осуществляться дистанционно.
Содержание программы производится без изменений календарно-тематического
плана. Практические занятия производятся за счет теоретических занятий (замены
традиционной урочной системы обучения
лекционно-семинарскими занятиями) с
использованием: сети ВКонтакте, платформе ZOOM, системы ЭПОС, VIBER).
Предоставления учащимся права на самостоятельное изучение учебного материала
с последующим осуществлением контроля их работы в форме сообщения, реферата,
подготовки презентации, проекта и т.п.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса «Спортивные бальные танцы» выпускник основной
школы научиться:
составлять и выполнять танцевальные композиции совместно партнером и партнершей.
осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической
подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий;
соблюдать безопасность при выполнении танцевальных движений;
осуществлять судейство школьных соревнований по спортивным бальным танцам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
получит возможность научиться:
развитию личностных качеств (самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности и т.д.)
повышать индивидуальный уровень исполнительского мастерства;
свободно двигаться под музыку с различным ритмическим рисунком
Уровень подготовки учащихся может быть различным в силу индивидуальных
способностей и возможностей детей.
Так же программа предназначена для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Сложность и объем учебного материала могут быть откорректированы с учѐтом
особенностей и потребностей обучающихся уменьшены и облегчены. Дети от достаточно
простых задач постепенно будут переходить к более сложным, систематически повторяя и
закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения.
Степень освоения предложенной детям с особыми образовательными потребностями
образовательной программы зависит от их индивидуальных особенностей и требует в
ходе образовательного процесса решения коррекционных задач (диагностика
индивидуальных проблем, разработка плана их решения, решение проблем).
Личностными результатами освоения детьми могут быть:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей деятельностью
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами;
- умение «презентовать» себя и свои проекты.
Распределение тем по разделам.
№
Название раздела
Количество
(уроков)
часов
5а, 5г
1
Ча-Ча-Ча
16
2
Самба
18
Итого
34
6г
1
Медленный вальс
16
2
Квикстеп
18
Итого
34
7а,7б,7г
1
Румба
16
2
Джайв
18
Итого
34
8а,8б,8г
1
Венский вальс
16
2
Танго
18
Итого
34
9а,9г
1
Полонез, Мазурка
16
2
Венский вальс
18
Итого
34
Критерии оценки деятельности учащихся на уроках
Формы и методы контроля.
открытые занятия,
зачетные занятия,
текущие наблюдения,
устный контроль (индивидуальный опрос, устный зачет, фронтальный
опрос, оценка и взаимооценка),
концерты(в течение учебного года, отчетный),
Открытые занятия проводятся в конце каждого полугодия, на них приглашаются
администрация гимназии, учителя, родители. Обучающиеся демонстрируют свои
достижения за первое и второе полугодие.
Зачетные занятия проводятся после изучения одной темы для оценивания уровня
усвоения материала.
Текущие наблюдения осуществляются педагогом постоянно в течение занятия.
Устный контроль включает в себя индивидуальный опрос по отдельным теоретическим
вопросам, фронтальный опрос, устный зачет по этим вопросам, оценка обучающимися
самих себя и друг друга.
Система знаний, умений, навыков проверяется итоговыми уроками которые проводятся
один раз в полугодие. Итоговый урок включают в себя: 1. Технику исполнения фигур
(танца в целом) 2. Музыкальность 3. Ведение в паре 4. Эмоциональность.
Нормы оценок
«Зачѐт» Предусматривает чистоту исполнения движений, точную согласованность с
музыкальным сопровождением, выразительное и технически грамотное исполнение
комбинаций, отсутствие пробелов в прохождении и усвоении программного материала.
«Не Зачѐт»
Предусматривает не усвоение программного материала, не владение
навыками выполнения движений, не знание терминов, слабую самостоятельную работу.
Итоговое оценивание проводится в форме конкурсного урока, где ученики показывают
своѐ мастерство. Оценка за год выставляется на основании полугодовых.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5-й класс
Общие теоретические понятия: в течение всего периода обучения учащиеся знакомятся со
следующими понятиями: • позиции ног; • позиции рук; • позиции в паре• позиции
латиноамериканских танцев; • линия танца. Изучение истории Латиноамериканских
танцев. Обще развивающие упражнения для детей 10–11 лет (5-е классы)
Решается воспитательная задача: поведения в паре с партнером (партнершей), на
площадке. Формирование эстетического вкуса, навыка осмысленного и творческого
отношения к занятиям. Воспитание личностно значимых качеств: трудолюбия,
выносливости, настойчивости, деликатности, уравновешенности, терпимость.
Развивается творческий потенциал, моторико- двигательная память, уверенность в
собственных силах
Латино-американская программа включает в себя : «Ча-ча-ча», «Самба».
6-й класс
История возникновения и развития Европейских танцев Медленный вальс и Быстрый
фокстрот в Европе и России.
Общие теоретические понятия:в течение всего периода обучения учащиеся знакомятся со
следующими понятиями: • позиции ног; • позиции рук; • позиции в паре; • позиции
европейских танцев• направление движения; • углы поворотов.
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по
линии танца: • на носках, каблуках; • перекаты стопы; • высоко поднимая колени; •
выпады; • ход лицом и спиной; • бег с подскоками; • галоп лицом и спиной в центр и со
сменой ног.
Увеличивается сложность вариаций, музыкальность,
ориентируются в зале. Отрабатывается ведение в паре.
техничность.
Учащиеся
Требования безопасности при организации занятий спортивными бальными танцами в
хореографическом зале. Воспитание морально-волевых качеств во время занятий фитнесаэробикой.
Бальные танцы: Европейская программа «Медленный вальс», «Квикстеп»,
7-й класс
История возникновения и развития латино – американских танцев. Общие теоретические
понятия: в течение всего периода обучения учащиеся знакомятся со следующими
понятиями: • позиции ног; • позиции рук; • позиции в паре• позиции латиноамериканских
танцев; • линия танца; • направление движения; • углы поворотов.
Воспитание морально-волевых качеств во время занятий спортивными бальными танцами
в хореографическом зале.
Увеличивается сложность вариаций, разнообразие элементов.
Бальные танцы: Латино - американская программа «Джайв», «Румба»
8-й класс
Общие теоретические понятия: в течение всего периода обучения учащиеся знакомятся со
следующими понятиями: • позиции ног; • позиции рук; • позиции в паре; • позиции
европейских танцев.
Воспитание морально-волевых качеств во время занятий Правила постановки позиции
ног, корпуса и головы. Требования безопасности при организации занятий спортивными
бальными танцами в хореографическом зале.
Возрастает техника и сложность вариаций. Достигается выразительность движений,
подача.
Бальные танцы: Европейская программа «Венский вальс», «Танго».
9-й класс
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения
по линии танца: • на носках, каблуках; • перекаты стопы; • высоко поднимая колени; •
выпады; • ход лицом и спиной; • бег с подскоками; • галоп лицом и спиной в центр и со
сменой ног, перестроения для танцев: • «линии», • «шахматы»; •«змейка»;• «круг».
Знакомство с понятием «рисунок танца». Самостоятельное составление композиций на
рисунок танца
Подготовка к выпускному балу, к последнему звонку.
Историко – бытовые танцы: «Полонез», «Мазурка».
Бальные танцы: «Венский вальс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1.
Бар-Ор О., Роуланд Т. Здоровье детей и двигательная активность: от
физиологических основ до практического применения / Пер. с англ. И. Андреев. – К.:
Олимп. Л-ра, 2009. – 528 с., ил. – С. 457–527.
2.
Бегун И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей
физической культуры по составлению годового и тематического планирования. – М.:
Центр. Школьная книга, 2007.
3.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической
подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В.
Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
4.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и
методики воспитания [Текст]. 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2009 – 200 с., ил.
(Серия.Спорт без границ.).
5.
Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В.
Менхин, А.В. Менхин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с.
6.
Муромцев В.П., Воробьева А.П., Семейкин А.И. и др. Физическая культура.
Программа для учащихся 8–11-х классов на основе дифференциации физкультурноспортивнх
интересов
учащихся
//
Под
общ.
ред.
С.В. Барбашова. – Омск: СибГАФК, 1998. – 68 с.
7.
Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П. Физическое здоровье обучающихся и пути его
совершенствования // Информационно-методический сборник № 6. – М.: Центр .Школьная
книга., 2005.
Чурашов А.Г., Танцевально-двигательная терапия: Челябинск: Изд-во
Южно-Урал. гос. гу- ман.-пед. ун-та, 2018. – 60 с.
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры
1.
Федерация фитнес-аэробики России https://ffarsport.ru/
2.
Он-лайн справочник http://www.fizkult-ura.ru/ ФизкультУРА: сайт о различных
видах спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
3.
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
4.
Педагогическая газета (молодой ресурс)www.pedgazeta.ru
5.
Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
6.
Учительский портал www.uchportal.ru