СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................................ 8
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................ 12
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
«Логопедические
области
занятия»
относятся
к
коррекционно-развивающей
«Коррекционные занятия» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа
коррекционных курсов «Логопедические занятия» в 9 классе рассчитана на
34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 9 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика,
коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский
язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;
3
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
−
закреплять практические навыки правильного использования
языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в
ближнем и дальнем окружении;
−
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и
аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Логопедические занятия» в 9 классе
Личностные результаты:
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
−
развитие
этических
чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
−
развитие
желания
вступать
в
устную
коммуникацию
для
межличностного
4
− взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
− деятельности;
− умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме
устных высказываниях в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами русского языка;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− наличие мотивации к овладению устной речью.
Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «Логопедические занятия» в 9 классе
Минимальный уровень:
− производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
− дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
− различать гласные и согласные в слове на слух;
− образовывать новые слова разными способами;
− правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе
и падеже, глаголы в роде и числе;
− употреблять личные местоимения в нужной форме;
− грамматически правильно связывать слова в предложении;
− грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в
письменной и устной речи;
− интонационно оформлять высказывание;
− читать правильно, осознанно, целыми словами;
− писать под диктовку простой текст;
5
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Достаточный уровень:
− быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
− подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их
лексическую сочетаемость;
− знать способы проверки написания согласных и безударных гласных
в корне слова;
− пользоваться
различными
способами
словообразования
и
словоизменения;
− осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
− различать и уметь употреблять различные части речи (имя
существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
−
пользоваться
различными
частями
речи
при
составлении
предложения;
− анализировать речь (на уровне текста, предложения);
− конструировать предложения разных видов и использовать в речи
предложения сложных синтаксических конструкций;
− работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;
− писать изложения и сочинения;
− читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами,
используя логические ударения, читать «про себя»;
− владеть различными видами пересказа;
6
− писать под диктовку тексты (60-65 слов);
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Система оценки достижения обучающимися с
умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Логопедические занятия» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
оцениваться
только
нарушениями)
строго
результативность
индивидуально
с
обучения
учетом
может
особенностей
психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
На
логопедических
занятиях
система
оценивания
является
безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и
контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и
формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности
обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
устного
опроса
(индивидуального,
фронтального),
письменных
работ,
7
тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную
работу
с
учетом
частотности
допускаемых
ошибок.
Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.
Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на
начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной
речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет
степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть
допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает
возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из
уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой
профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых
норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с
одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и
правильного применения обучающимися грамматических правил, а с
другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению
чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее
совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развѐрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более
высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа
и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода,
жизненными
компетенциями,
поэтапного
формирования
умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании
различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные
–
наблюдения,
работа
с
картинками,
аудио-
и
видеоматериалами;
9
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения,
при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для
ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и
темпа усвоения
программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим
и
очень
важным
структурным
компонентом
логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела
Количество
часов
10
1.
Обследование устной и письменной речи
4
2.
Звуки и буквы
1
3.
Предложение. Текст
5
4.
Состав слова
3
5.
Слово
10
6.
Связная устная речь
4
7.
Связная письменная речь
5
8.
Работа над выразительностью чтения
2
Итого:
34
11
III.
№
Тема курса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 4 часа
1.
Обследование
грамматического
строя речи
2.
Обследование
словарного запаса
и связной речи
1
Выявление
понимания
и
правильности
построения
грамматической
структуры
предложения;
использования
падежных
форм
существительных;
правильное
употребление рода различных
частей
речи;
форм
единственного
и
множественного числа
Умеют воспроизводить слова,
словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно с
опорой на наглядный материал
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования,
управления
Выявление
уровня
сформированности развернутого
самостоятельного высказывания
Восстанавливают
последовательность сюжета с
опорой на инструкцию.
Составляют предложения по
серии сюжетных картинок
(сюжетной картинке) с
помощью учителя-логопеда
Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют развернутый
рассказ по серии сюжетных
картинок (сюжетной картинке)
и объема словарного запаса
3.
Обследование
навыка чтения
1
Чтение текстов.
Ответы на вопросы
учителялогопеда.
Пересказ прочитанного текста
4.
Обследование
навыка письма
1
Написание диктанта
Читают простой текст целыми
словами.
Пересказывают текст с
помощью наводящих вопросов
Читают текст правильно,
целыми словами, осознанно,
соблюдая интонационное и
логическое ударение.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда
распространенным или
сложным предложением.
Пересказывают прочитанный
текст
Пишут под диктовку доступный Умеют писать под
текст после предварительного
диктовку текст
разбора
Звуки и буквы – 1 час
13
5.
Акустические и
артикуляционные
свойства гласных
и согласных
звуков
1
Сопоставление и сравнение
группы гласных звуков.
Признаки и роль в речи гласных и
согласных.
Различение на слух и правильное
воспроизведение в речи
смыслоразличительных звуковых
единиц (гласные: ударные безударные, согласные: твердые мягкие, звонкие – глухие,
шипящие, свистящие, соноры)
Выделение звука на фоне
полного слова. Определение
последовательности звуков в
словах.
Элементарный фонетический
разбор.
Развитие слухового восприятия
Различают на слух гласные и
согласные буквы с опорой на
схемы.
Подбирают слова на гласные и
согласные звуки с помощью
учителя-логопеда Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове с
опорой на наглядность.
Определяют
последовательности звуков в
словах с помощью
учителялогопеда
Сравнивают и различают
гласные и согласные звуки по их
артикуляторным свойствам.
Выявляют особенности звуков
при произношении.
Различают на слух гласные и
согласные буквы.
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове.
Определяют
последовательности звуков в
словах.
Выполняют элементарный
фонетический разбор простых
слов
Предложение. Текст – 5 часов
14
6
Выделение
признаков
связного текста.
Тема текста.
Основная мысль
текста
1
Формирование умения отличать
текст от группы предложений.
Выделение признаков связного
текста.
Определение темы текста.
Развитие умения выделять
средства связи предложений в
тексте.
Развитие чувства языка
Читают по карточке
определение «связного текста».
Различают текст и отдельные
предложения с помощью
учителя-логопеда.
Определяют основную мысль
текста с помощью наводящих
вопросов учителя-логопеда.
Озаглавливают текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме. Читают
предложения
Дают определение связного
текста.
Различают текст и отдельные
предложения.
Умеют определить основную
мысль текста.
Озаглавливают текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Выразительно читают
предложения.
Делают вывод о расположении
предложений в тексте в
определенном порядке
7.
Составление
предложений из
слов.
Объединение их в
связный текст
1
Составление связного текста из
отдельных предложений.
Закрепление умения
составлять предложения,
соблюдая правильный порядок
слов. Определение темы
текста. Развитие умения
придумать заголовок к тексту.
Развитие ориентировки в
языковом материале
С помощью учителя-логопеда и
наводящих вопросов
устанавливают
причинноследственные связи.
Отвечают на вопрос
учителялогопеда простым
предложением.
Составляют предложения из
данных слов с помощью
опорных схем
Умеют устанавливать
причинно-следственные связи
между явлениями и событиями.
Выделяют признаки связного
текста.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда полным
грамматически правильно
оформленным предложением.
Составляют предложения из
данных слов.
Располагают предложения в
правильном порядке. Могут
15
озаглавить текст
8.
Деление
сплошного текста
на отдельные
предложения.
Обозначение
границ
предложения на
письме
1
Развитие умения находить
границы предложения в не
пунктируемом тексте по
интонации.
Выделение предложений из
текста.
Установление смысловой связи
слов в предложении.
Обозначение границ
предложения.
Правильное употребление знаков
препинания (.,?,!) в конце
предложения.
Развитие слухового вербального
анализа
Прослушивают текст.
Находят границы
предложения после прочтения
текста учителем-логопедом.
Ставят в конце каждого
предложения знак препинания.
Озаглавливают текст с
помощью наводящих вопросов
Читают текст.
Определяют главную мысль
текста.
Определяют количество
предложений в тексте. Делят
текст на предложения. Умеют
делать паузы, выделяя главное
слово и интонируя конец
каждого предложения. Ставят
в конце каждого предложения
знак препинания.
Озаглавливают текст
16
9.
Работа с
деформированны
ми
предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
повторяющимися
словами
1
Формирование умения находить
и исправлять речевые и
неречевые (логические) ошибки
в предложениях.
Развитие умения составлять
сложноподчиненные
предложения из простых.
Развитие умения грамотно
выражать свои мысли.
Развитие чувства языка.
Умеют находить допущенные в
тексте речевые ошибки с
помощью учителя-логопеда.
Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова, словами
близкими по значению,
используя слова для справок.
Составляют по образцу из двух
предложений одно.
Списывают предложения,
соблюдая знаки препинания с
карточки
Находят допущенные в тексте
орфографические,
синтаксические ошибки.
Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова словами
близкими по значению.
Составляют из двух
предложений одно (по образцу).
Конструируют
сложноподчиненные
предложения, используя данные
союзные слова и помощь
учителя-логопеда. Записывают
предложения, соблюдая знаки
препинания
17
10. Составление
связного текста из
деформированны
х предложений,
данных в
правильной
грамматической
форме
11. Состав слова.
Анализ слова по
морфемам.
12. Правописание
слов с
удвоенными
согласными
1
1
1
Развитие умения устанавливать
связь слов в предложении.
Объединение предложений в
связный текст.
Развитие чувства языка.
Развитие вербально-логического
мышления
С помощью наводящих
вопросов устанавливают
причинно-следственные связи.
Отвечают на вопрос
учителялогопеда простым
предложением.
Составляют предложения из
слов с помощью
учителялогопеда.
Списывают текст с карточки
Состав слова – 3 часа
Составляют родственные слова с Составляют родственные слова
опорой на схему
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
(приставка, корень, суффикс,
окончание). Образуют от основ
окончание).
существительных однокоренные Выполняют морфемный анализ
слова с удвоенными согласными
слов.
с помощью учителя-логопеда.
Упражняются в написании слов с Образуют от основ
существительных
двойными согласными
однокоренные слова с
удвоенными согласными.
Находят слова с удвоенными
согласными. Записывают
слова с удвоенными
согласными под диктовку
Устанавливают
причинноследственные связи
слов в предложении.
Выделяют признаки связного
текста.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда полным
грамматически правильно
оформленным предложением.
Составляют предложения из
слов.
Читают
и
записывают
составленный текст
Составляют родственные слова
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
окончание). Образуют от основ
существительных однокоренные
слова с удвоенными согласными
с помощью учителя-логопеда.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Упражняются в написании слов
с двойными согласными
18
13. Словообразовани
е слов с помощью
приставок и
суффиксов
14. Грамматические
признаки имени
существительного
.
Значение имени
существительного
в речи
1
1
Закрепление знаний и
практических способов
словообразования слов
различных частей речи.
Формирование умения
определять способ
словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
Образовывают слова
приставочно-суффиксальным
способом с опорой на
картинный материал. Выделяют
приставки и суффиксы с
помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
логического мышления
словами
Слово - 10 часов
Закрепление понятия о словах,
Классифицируют и называют
обозначающих предмет.
с помощью учителя-логопеда
Совершенствование навыка
имена существительные и
дифференциации одушевленного ставят к ним правильный
и неодушевленного предмета.
вопрос.
Развитие умения ставить вопрос
Дифференцируют
к имени существительному.
одушевленные и
Употребление в речи в
неодушевленные предметы с
различных формах в зависимости опорой на картинный
от связи с другими словами.
материал, собственные и
Обогащение и расширение
нарицательные с помощью
словарного запаса.
наводящих вопросов.
Развитие зрительного внимания
Изменяют слова по образцу.
и памяти
Находят в предложении имена
существительные с помощью
учителя-логопеда
Образовывают слова
приставочно-суффиксальным
способом.
Находят и обозначают
графически приставки и
суффиксы.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Имеют представление об
именах существительных,
ставят к ним правильный
вопрос.
Выделяют
имена
существительные среди других
слов.
Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы,
собственные и нарицательные.
Знают правописанием имен
собственных.
Изменяют слова по числам.
Находят в предложении имена
существительные
19
15. Согласование
имен
существительных
с местоимениями
1
Развитие умения находить в
предложениях и тексте личные
местоимения. Закрепление
умения согласовывать имена
существительные единственного
и множественного числа с
местоимениями.
Упражнения в правильном
употреблении местоимений в
предложении.
Развитие чувства языка
Находят в предложении и тексте
личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в предложениях
и тексте во избежание повтора
слов с помощью учителялогопеда
Находят в предложении и тексте
личные местоимения и
называют, на кого они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в предложениях
и тексте во избежание повтора
слов. Исправляют ошибки в
словосочетаниях и
предложениях, заменяя
местоимение и правильно
согласовывая его с
существительным
16. Правописание
имен
существительных
мужского и
женского рода с
шипящей на конце
в единственном
числе и Р.П.
множественного
числа
1
Закрепление правописания имен
существительных мужского и
женского рода с шипящей на
конце.
Развитие орфографической
зоркости и чувства языка
Определяют род имен
существительных, используя
опорные карточки
Составляют словосочетания,
правильно записывая имена
существительные с шипящей на
конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п. по
образцу
Определяют род имен
существительных. Знают
правописание имен
существительных с шипящей на
конце.
Составляют словосочетания и
предложения, правильно
записывая имена
существительные с шипящей на
конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п
20
Слова,
17. обозначающие
предметы – имена
существительные.
Омонимы
1
Закрепление представлений о
словах омонимах.
Работа над семантикой слова
(соотнесение слова и
предмета).
Чтение стихотворений с
многозначными словами.
Развитие умения слышать в
речи и выделять многозначные
слова.
Развитие чувства языка.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса
Дают определение понятия
«омонимы».
Находят многозначные слова
по картинкам, объясняют
значение слов.
Составляют словосочетания из
слов омонимов
Объясняют лексическое
значение понятия «омонимы».
Читают стихотворение, находят
слова омонимы, объясняют
значение каждого слова.
Составляют словосочетания и
предложения из слов омонимов.
Находят в тексте многозначные
слова, заменяют их словами
синонимами
21
18. Слова,
обозначающие
признаки
предметов – имя
прилагательное.
Значение имени
прилагательного.
1
Определение синтаксической
роли имени прилагательного в
речи.
Умение находить словапризнаки
в предложении и тексте по
вопросам. Закрепление умения
образовывать прилагательные
от существительных,
сравнительной степени
прилагательных.
Развитие практического навыка
в подборе имен прилагательных
Развитие слухового внимания и
памяти
Умеют классифицировать и
называть с помощью
учителялогопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к ним
правильный вопрос.
Выделяют имена
прилагательные из
предложения с помощью
учителя-логопеда. Умеют
закончить предложения,
подбирая по смыслу
подходящие слова признаки
Подбирают к именам
существительным подходящие
по смыслу слова,
обозначающие признаки.
Ставят вопрос к именам
прилагательным. Выделяют
имена прилагательные из
предложения и текста,
обозначают его графически.
Умеют закончить
предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова
признаки, образуя
прилагательные от
существительных и, используя
сравнительную степень
прилагательных
существительным в
предложении и тексте.
Развитие орфографической
зоркости и чувства
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного с помощью
учителя-логопеда
Вставляют пропущенные имена
прилагательные в предложение
и текст, соблюдая
предложнопадежные
конструкции
22
19. Слова,
обозначающие
действие
предметов –
глагол.
Значение глагола.
1
Определение синтаксической
роли глагола в речи.
Закрепление умения ставить к
глаголу вопрос.
Развитие практического навыка
в подборе глаголов к именам
существительным Развитие
слухового внимания и памяти
Умеют классифицировать и
называть с помощью
учителялогопеда слова,
обозначающие действие
предмета и ставить к ним
правильный вопрос. Выделяют
глаголы из ряда слов с
помощью учителялогопеда.
Находят в предложении
глаголы
Подбирают к именам
существительным глаголы,
подходящие по смыслу. Ставят
вопрос к глаголу от имени
существительного.
Выделяют глаголы из ряда слов.
Умеют закончить предложения,
подбирая по смыслу
подходящие слова,
обозначающие действие
предмета.
Находят в предложении
глаголы, обозначают его
графически
20. Правописание
разделительного
твердого знака в
приставках в
именах
существительных
и глаголов,
оканчивающихся
на согласный звук
1
Закрепление знаний о
правописании разделительного
твердого знака в приставках.
Различение раздельного и
слитного произношения и
звучания глаголов с приставкой
на согласный.
Формирование навыка
фонематического анализа слов и
орфографической зоркости
Дополняют правило написания
приставок на согласную.
Вставляют в слова
разделительный твердый знак с
помощью учителя-логопеда
Выделяют приставку
Знают и умеют правильно
применять правило написания
приставок на согласную.
Вставляют в слова
разделительный твердый знак.
Выделяют приставку в словах.
Составляют предложения из
слов, данных в «беспорядке»
23
21. Слова,
обозначающие
действие
предметов,
глагол.
Многозначность
глаголов
1
Закрепление представлений о
словах омонимах. Чтение
стихотворений с
многозначными словами.
Развитие умения слышать в
речи и выделять
многозначные слова.
Правильное построение
высказывания в соответствии с
его значением.
Расширение пассивного и
активного
словарного
запаса. Развитие чувства
языка
Дают определение понятия
«омонимы».
Находят многозначные слова
по картинкам, объясняют
значение слов.
Составляют словосочетания из
слов омонимов
22. Слова,
обозначающие
действие
предметов,
глагол.
Образные слова
1
Формирование умения
определять прямое и переносное
значение слов.
Развитие правильного
употребления образных слов и
выражений, которые влияют на
яркость и выразительность.
Расширение пассивного и
активного
словарного
запаса. Развитие чувства
языка
Дописывают подходящий по
образу глагол, используя
слова для справок. Находят
в предложении и связном
тексте образные сравнения и
выражения с
помощью учителя-логопеда
Объясняют лексическое
значение понятия «омонимы».
Читают стихотворение, находят
слова омонимы, объясняют
лексическое значение
словосочетаний.
Дифференцируют глаголы
(прямое и переносное значение
слова).
Составляют предложения из
словосочетаний. Правильно
используют многозначные
слова в устной и письменной
речи, не нарушая смысла
Умеют подбирать глаголы к
именам существительным по
образу.
Находят в предложении и
связном тексте образные
слова.
Правильно используют
образные выражения в устной
и письменной речи, не
нарушая смысла
24
23. Фразеологизмы.
Фразеологически
е обороты
1
Формирование понятия
«фразеологизм»,
«фразеологический оборот»,
«крылатые слова и выражения».
Усвоение признака
фразеологического оборота –
устойчивость.
Уточнение лексического и
Заканчивают предложения из
сказок.
Читают определение
«фразеологические обороты».
Дополняют в стихотворных
формах фразеологизмы
необходимыми словами,
используя слова для справок
грамматического значения
фразеологических оборотов.
Обогащение пассивного и
активного словаря
фразеологизмами
24. Составление
рассказа из
данных
предложений.
Определение
темы, главной
мысли рассказа.
Составление
плана рассказа.
Определение типа
текста
1
Связная устная речь – 4 часа
Составляют рассказ из данных
Закрепление умения составлять
связный рассказ из предложений. предложений, располагая их в
правильной последовательности
Развитие умения определять
с помощью учителя-логопеда.
тему и главную мысль рассказа.
Выделяют главную мысль
Беседа по рассказу.
Развитие навыка связной устной текста.
речи
Отвечают на вопросы
Развитие умения делить текст на учителялогопеда
распространенным
части.
предложением
Определение типа текста.
Читают текст рассказа.
Выделение основной мысли
Вставляют в текст подходящие
рассказа.
по смыслу слова с помощью
Озаглавливание рассказа.
Заканчивают предложения из
сказок.
С помощью учителя-логопеда
формулируют определение
«фразеологические обороты».
Понимают значение
фразеологизмов, могут его
объяснить или найти в словаре.
Дополняют в стихотворных
формах фразеологизмы
необходимыми словами.
Составляют сложные
предложения, используя и
правильно согласовывая слова
фразеологического оборота
Составляют рассказ из данных
предложений, располагая их в
правильной
последовательности. Изменяют
окончания отдельных слов.
Выделяют главную мысль
текста.
Определяют тему рассказа.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда
распространенным и сложным
предложением с соблюдением
правил оформления
25
25. Устное
сочинение.
Составление
рассказа по
опорным словам
1
Составление плана рассказа.
слов для справок.
Предлагают название рассказа.
Делят рассказ на части с
помощью учителя-логопеда.
Закрепление умения
составлять описательный
рассказ по опорным словам.
Составление связного
высказывания по опорным
словам, и словосочетаниям.
Обогащение и развитие
словарного запаса на
материале группы
родственных слов.
Обогащение и развитие
словарного запаса.
Развитие умения обращать
внимание на смысловую связь
между предложениями.
Читают опорные слова и
словосочетания.
Подбирают родственные,
однокоренные слова.
Предлагают название
рассказа.
Составляют предложения,
опираясь на опорные
слова/словосочетания
Читают опорные слова и
словосочетания.
Подбирают родственные,
однокоренные слова.
Предлагают название
рассказа.
Составляют предложения,
опираясь на опорные
слова/словосочетания.
Грамотно, четко и
последовательно составляют
описательный рассказ.
Пересказывают рассказ
Развитие навыков устной связной
речи
26
26. Устное
сочинение.
Составление
рассказа по
вопросам
1
Закрепление умения
составлять описательный
рассказ по вопросам
учителя-логопеда.
Беседа по рассказу.
Развитие умения составлять
полный ответ на вопрос
учителя-логопеда, учитывая
связь слов в тексте. Развитие
умения устанавливать связь
заголовка с темой текста.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
простым предложением.
Читают составленные
предложения.
Предлагают название рассказа
Отвечают на вопросы
учителялогопеда
распространенным
предложением.
Умеют объяснять
лексическое значение слов.
Грамотно, четко и
последовательно составляют
описательный рассказ.
Предлагают название
рассказа.
Пересказывают рассказ
Развитие умения
использовать в тексте
распространѐнные и
сложные предложения.
Развитие навыков устной
связной речи
27
27. Устное сочинение.
Составление
рассказа по его
названию и
началу
Развитие умения продолжать
Прослушивают (прочитывают)
Прослушивают (прочитывают)
рассказ, опираясь на его начало.
начало рассказа.
начало рассказа.
Определяют, какая это часть
Определяют, какая это часть
Беседа по рассказу.
рассказа
(начало,
середина,
рассказа (начало, середина,
Установление
конец) с помощью наводящих
конец).
причинноследственных связей в
вопросов.
содержании рассказа.
Составляют план рассказа.
Составляют
план
рассказа
с
Составляют рассказ, используя
Соблюдение
творческое начало, и опираясь
последовательности
действий помощью учителя-логопеда
на составленный план.
при составлении рассказа.
Пересказывают рассказ
Развитие образного мышления и
воображения.
Развитие навыков устной связной
речи
Связная письменная речь – 5 часов
28. Изложениеповествование 1
Прослушивают выразительное Прослушивают выразительное
Формирование умения писать
на основе зрительного
изложение по вопросам.
чтение текста
чтение текста
восприятия текста по
Закрепление умения
учителемлогопедом.
учителемлогопедом.
вопросам к каждому
устанавливать связь заголовка с Читают текст вслух.
Читают текст вслух.
предложению
темой.
Выделяют основные признаки
Озаглавливают текст.
Составление предложений по
и мысль текста.
Отвечают на вопросы
вопросам.
учителялогопеда полным
Определяют тип текста.
Определение типа текста.
распространенным
Отвечают на вопросы
Развитие письменной связной
предложением.
учителялогопеда полным
речи
Записывают текст
распространенным
предложением.
Пересказывают текст,
используя вопросы.
Записывают текст и
выполняют самопроверку
1
28
29. Изложениеповествование
на основе зрительного
восприятия текста по
готовому плану,
опорным словам
1
Формирование умения писать
изложение по готовому плану и
опорным словам.
Развитие умения устанавливать
последовательность частей в
тексте.
Определение типа текста.
Развитие письменной связной
речи
Прослушивают выразительное
чтение текста
учителемлогопедом.
Читают текст вслух. Умеют
объяснить название текста.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
план и опорные слова.
Записывают текст
Прослушивают выразительное
чтение текста
учителемлогопедом.
Читают текст вслух.
Выделяют основные признаки
и мысль текста.
Определяют тип текста.
Умеют объяснить название
текста.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
план и опорные слова.
Пересказывают текст,
используя план текста и
опорные слова.
Записывают текст и
выполняют самопроверку
29
30. Сочинениеповествование
по серии картинок и
вопросам
1
Знакомство с понятием
«сочинение»
Формирование умения
письменно излагать рассказ по
серии картинок и вопросам.
Закрепление умения
составлять полный ответ на
вопрос учителялогопеда,
учитывая связь слов в
предложении. Развитие
умения использовать в тексте
распространѐнные или
сложные предложения.
Обогащение и развитие
словарного запаса. Развитие
навыков письменной связной
речи
Рассматривают серию
сюжетных картинок.
Располагают сюжетные
картинки в правильной
последовательности.
Определяют тему сочинения.
Рассматривают каждую
картинку и составляют по ней
простые предложения.
Предлагают название
сочинения.
Записывают составленное
сочинение по образцу
Рассматривают серию
сюжетных картинок.
Располагают сюжетные
картинки в правильной
последовательности.
Определяют главную мысль и
тему сочинения.
Определяют тип текста.
Рассматривают каждую
картинку и составляют по ней
распространенные
предложения.
Предлагают название
сочинения.
Грамотно, четко и
последовательно составляют
рассказ.
Составляют устное
сочинение, учитывая связь
предложений в тексте.
Записывают
коллективно
составленное сочинение
30
31. Сочинение –
описание
предмета
1
Закрепление умения писать
сочинение по плану.
Повторение признаков и
строения текста-описания.
Формирование умения строить
собственное описание по
аналогии с образцом.
Обогащение и развитие
словарного запаса. Развитие
навыков письменной связной
речи
Прослушивают план
рассказаописания.
Определяют основную мысль.
Предлагают заголовок.
Определяют количество частей
в рассказе.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда, опираясь на
опорную таблицу.
Составляют устный
рассказописание. с помощью
учителялогопеда.
Записывают план сочинения в
тетрадь.
Записывают составленное
сочинение по образцу
Прослушивают план
рассказаописания.
Определяют основную мысль.
Предлагают заголовок.
Определяют количество частей
в рассказе.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда полным
распространенным
предложением, опираясь на
опорную таблицу.
Составляют устный
рассказописание.
Записывают план сочинения в
тетрадь.
Пишут сочинение-описание по
плану
31
31. Сочинение по
наблюдениям за
сезонными
изменениями
весной
1
Развитие умение замечать
основные признаки времени года
«Весна».
Закрепление умения писать
сочинение по плану, опорным
словам.
Использование средств
выразительности для описания
наблюдений.
Обогащение и развитие
словарного запаса.
Развитие навыков письменной
связной речи
Прослушивают музыкальное
произведение П.И.Чайковского
из цикла произведений
«Времена года».
Описывают картину, которую
они представили в процессе
прослушивания.
Указывают приметы ранней
весны.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Определяют основную мысль и
тему сочинения.
Записывают составленное
сочинение по образцу
Прослушивают музыкальное
произведение П.И.Чайковского
из цикла произведений
«Времена года».
Описывают картину, которую
они представили в процессе
прослушивания.
Указывают приметы ранней
весны.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Определяют основную мысль и
тему сочинения.
Составляют план сочинения,
называют
опорные слова.
Пишут сочинение, опираясь
на наблюдения, план и
опорные слова.
Записывают сочинение
Работа над выразительностью чтения – 2 часа
33. Работа над
техникой чтениявыразительность
ю прочитанного
1
Развитие навыков
выразительного чтения.
Развитие умения правильной
постановки логического и
Читают текст выразительно
после предварительного
разбора.
Читают текст выразительно.
Умеют выделять логическим
ударением главное во фразе в
32
34. Работа над
техникой чтения.
Ударение –
компонент
интонации
1
интонационного ударения.
Работа над интонационной
выразительностью речи.
Развитие навыков связной
устной речи
Слушают и выделяют слово, на
котором сделано логическое
ударение.
Читают предложения с
правильной интонацией
зависимости от ее смысла.
Соблюдают паузу, интонацию в
вопросах, ответах, при чтении и
пересказе связных текстов
33