СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 10
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО
(вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
3
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
−
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных
и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
− познакомить с культурой и бытом разных народов;
− показать особенности взаимодействия человека и природы;
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
4
− формирование и развитие личностного отношения к своему
населенному пункту как части России;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости;
−
содействовать
развитию
абстрактного
мышления,
развивать
воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Календарно-тематический план выделен
в отдельный
документ
(templan-Microsoft Excel), размещен на сайте https://school.permkrai.ru
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «География» в 9 классе
Личностные результаты:
−
умение нести личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
−
умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения
и давать оценку событий;
− сформированность
ответственного отношения к выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений;
−
владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
−
осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о
культуре народов родного края;
5
− владение
навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
−
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
−
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
−
сформированность
адекватных
представлений
о
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
собственных
−
проявление
готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «География» в 9 классе
Минимальный уровень:
− представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
− владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
− выделение, описание и объяснение существенных признаков
географических объектов и явлений;
6
− сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
− использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
− ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
− нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
− применение
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
− называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
7
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика; −
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
8
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на
карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается
в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
9
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
Подбор
материала
в
9
классе
предусматривает
углубление,
систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение
вопросов физической, экономической и социальной географии разных стран
рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда
обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития
народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность
рассказать о распаде монополизированного государства, на данном
материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление
экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны,
культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе края,
знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях,
на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание изучению
социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов
истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций
будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств.
Содержание разделов
10
№
Название раздела
Количество
часов
1
Контрольные работы
1.
Введение. Политическая карта Евразии
2.
Западная Европа
6
3.
Южная Европа
3
4
Северная Европа
3
5
Восточная Европа
12
1
6.
Центральная Азия
5
1
7.
Юго-Западная Азия
7
1
8
Южная Азия
2
9
Восточная Азия
5
10
Юго-Восточная Азия
3
11
Россия (повторение)
6
1
12
Свой край
15
1
68
7
Итого
1
1
11
III.
№
Тема предмета
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение. Государства Евразии - 1 час
1.
Политическая
карта Евразии
1ч.
Закрепление и систематизация На политической карте
знаний обучающихся о Евразии Евразии знакомятся с
как
самом
большом
и разнообразием стран,
густонаселенном
материке расположенных на материке.
земного
шара,
его Показывают границу между
географическом
положении, Европой и Азией, выделенной
хозяйстве и населении.
заранее учителем.
Совершенствование
навыков Показывают крупнейшие
работы
с
географическими государства Евразии,
картами.
используя помощь учителя
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
стран,
расположенных
на
материке.
Закрепление знаний обучающихся
о географическом положении,
хозяйстве и населении России
Западная Европа – 6 часов
На карте показывают Евразию.
По политической карте
перечисляют крупнейшие
государства Европы и Азии. По
физической карте показывают
условную границу между
Европой и Азией. Называют
регионы Европы и Азии,
записывают их в тетрадь
12
2.
3.
4.
5.
Великобритания
(Соединенное
Королевство
Великобритании и
Северной
Ирландии)
Франция
(Французская
Республика)
2ч.
2ч.
Формирование представлений
обучающихся о странах Западной
Европы.
Знакомство обучающихся с
географическим положением,
природными условиями,
хозяйством, населением
Великобритании.
Показывают на карте
Великобританию, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по
опорным словам. Составляют
рассказ о Лондоне, используя
предложенные учителем
Описывают географическое
положение Великобритании.
Называют и показывают на
карте формы поверхности
страны. Рассказывают о климате
Великобритании. Перечисляют
представителей животного и
расти-
Закрепление знаний школьников
о зависимости климата от
географического
положения
объекта
предложения. Отмечают на
контурной карте
Великобританию и ее
столицу, с помощью
тельного мира. Составляют
рассказ о традициях, культуре и
быте народов Великобритании.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу
Формирование
представлений
обучающихся о странах Западной
Европы.
Знакомство
обучающихся с географическим
положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением,
культурой
и
достопримечательностями
Франции.
Формирование
интереса к изучаемому предмету
Показывают на карте
Францию, ее столицу,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о Париже
по предложенным учителем
предложениям. Отмечают в
контурной карте страну и ее
столицу, заранее выделенные
учителем
Показывают на карте Францию,
столицу и крупные города.
Отмечают их на карте.
Называют формы поверхности
страны, полезные ископаемы.
Сравнивают климат Франции и
Великобритании. Составляют
рассказ о культуре, быте,
традициях французского народа.
Рассказывают о Париже и его
достопримечательностях,
опираясь на текст в учебнике
13
6.
Германия
(Федеративная
Республика
Германии)
1ч.
7.
Австрия
(Австрийская
Республика).
Швейцария
(Швейцарская
Конфедерация)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о странах Западной
Европы.
Знакомство
обучающихся с географическим
положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением.
культурой
и
достопримечательностями
Германии.
Формирование
интереса к изучаемому предмету
Знакомство с положением на
карте,
природноклиматическими особенностями,
высокоразвитой экономикой и
с/х Австрии и Швейцарии.
Формирование представлений об
Показывают на политической
карте Германию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Германию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической Показывают на карте изучаемые
карте изучаемые государства, государства, их столицы,
используя помощь учителя.
отмечают на контурной карте.
Отмечают их в контурной
Определяют по физической
карте. По иллюстрациям
карте формы поверхности.
рассказывают, чем
Рассказывают о главных
занимаются
особенноэкономике стран Западной
жители государства
стях природы, экономики и
хозяйственной деятельности
Европы. Показ причиннонаселения. Составляют рассказ
следственной зависимости между
о главных
географическим положением,
достопримечательностях одной
климатом, природой и развитием
из стран
международного туризма в
государствах Западной Европы
Южная Европа - 3 часа
14
8.
Испания
(Королевство
Испания)
Португалия
(Португальская
Республика)
1ч.
9.
Италия
(Итальянская
Республика)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом,
водоемами, природными
условиями, хозяйством,
изучаемых стран. Закрепление
знаний о великих географических
открытиях португальских
мореплавателей Колумба и
Магеллана
Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом,
водоемами, природными
условиями, хозяйством Италии
Показывают на карте
изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по
опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном
городе этих государств,
используя предложенные
учителем предложения
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы,
отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают о главных
особенностях природы,
экономики и хозяйственной
деятельности населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран
Показывают на карте
Италию, ее столицу,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о Риме по
предложенным учителем
предложениям. Отмечают в
контурной карте страну и ее
столицу, заранее выделенные
учителем
Показывают на политической
карте Италию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
15
10. Греция (Греческая
Республика)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом,
водоемами, природными
условиями, хозяйством Греции
Показывают на карте Грецию,
ее столицу, используя помощь
учителя. Составляют рассказ
об Афинах по предложенным
учителем предложениям.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем
Северная Европа - 3 часа
11. Норвегия
(Королевство
Норвегия)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о странах Северной
Европы. Знакомство с
географическим положением,
рельефом, природными
условиями, хозяйством Норвегии.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Грецию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
16
12. Швеция
(Королевство
Швеция)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о странах Северной
Европы. Знакомство с
географическим положением,
рельефом, природными
условиями, хозяйством Швеции.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте. Формирование
бережного отношения к
окружающей среде на примере
решения экологических проблем в
Швеции
Показывают на политической
карте Швецию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
13. Финляндия
(Финляндская
Республика)
1ч.
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о странах Северной карте Финляндию и ее
Европы. Знакомство с
столицу, используя помощь
географическим положением,
учителя. Отмечают их в
рельефом, природными
контурной карте. По
условиями, хозяйством
иллюстрациям рассказывают,
Финляндии. Традиции населения чем занимаются жители
Северной Европы. Формирование государства
навыков показа географических
объектов на настенной карте
Восточная Европа – 12 часов
Показывают на политической
карте Швецию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
17
14. Польша
(Республика
Польша)
1ч.
15. Чехия
1ч.
(Чешская
Республика).
Словакия
(Словацкая
Республика)
Формирование представлений
обучающихся о странах
Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом,
природными условиями,
хозяйством Польши.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
Формирование представлений
обучающихся о странах
Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом,
природными условиями,
хозяйством изучаемых стран.
Сравнение характеристик двух
государств Восточной Европы –
Чехии и Словакии.
Формирование навыков показа
Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте
Рассказывают о географическом
изучаемые страны, используя положении изучаемых стран,
помощь учителя. Называют
что влияет на климат этой
формы поверхности по
страны, какие отрасли
опорным словам. Составляют промышленности особенно
рассказ о любом крупном
развиты. Составляют рассказ о
городе этих государств,
достопримечательностях одного
используя предложенные
из государств
учителем предложения
географических объектов на
настенной карте
18
16. Венгрия
(Венгерская
Республика)
1ч.
17. Румыния
(Республика
Румыния).
Болгария
(Республика
Болгария)
1ч.
18. Сербия и
Черногория
1ч.
Продолжение формирования
представления обучающихся о
странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом,
природными условиями,
хозяйством Венгрии.
Развитие и совершенствование
навыков обучающихся при работе
с настенной картой и картами
приложения к учебнику
Формирование представлений
обучающихся о странах
Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом,
природными условиями,
хозяйством изучаемых стран.
Сравнение характеристик двух
государств Восточной Европы –
Румынии и Болгарии.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте
изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по
опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном
городе этих государств,
используя предложенные
учителем предложения
Показывают на карте
изучаемые государства, их
столицы, отмечают на
контурной карте. Определяют
по физической карте формы
поверхности. Рассказывают о
главных особенностях
природы, экономики и
хозяйственной деятельности
населения. Составляют рассказ
о главных
достопримечательностях одной
из стран
Формирование представлений о
Называют изучаемые
Показывают на карте изучаемые
государствах Восточной Европы – государства и их столицы.
государства, их столицы,
Сербии и Черногории. Развитие и Отмечают в контурной карте, отмечают на контурной карте.
совершенствование навыков
используя помощь учителя.
Определяют по физической
обучающихся при работе с
Записывают в тетрадь отрасли карте формы поверхности.
настенной картой и картами при- сельского хозяйства и
19
Рассказывают о главных
особенно-
ложения к учебнику
19. Эстония (Эстонская 1ч.
Республика)
промышленности, опираясь
на текст учебника и используя
помощь учителя
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Эстонию и ее столицу,
Восточной Европы. Знакомство с используя помощь учителя.
государствами Балтии. Сравнение Отмечают их в контурной
занятий населения прибалтийских карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
государств, отрасли
занимаются жители
промышленности и сельского
государства
хозяйства
стяхт природы, экономики и
хозяйственной деятельности
населения
Показывают на политической
карте Эстонию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
20
20. Латвия (Латвийская 1ч.
Республика)
21. Литва (Литовская
Республика)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
рельефом, природными
условиями, хозяйством Латвии.
Сравнение занятий населения
прибалтийских государств,
отрасли промышленности и
сельского хозяйства.
Совершенствование навыков
работы с географической картой,
навыков работы в контурных
картах
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
рельефом, природными
условиями, хозяйством Литвы.
Сравнение занятий населения
прибалтийских государств,
отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Совершенствование навыков
работы с географической,
контурной картами
Показывают на политической
карте Латвию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Латвию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Литву и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Литву и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и
сельского хозяйства
21
22. Республика
Беларусь
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством,
населением Белоруссии.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой
23. Украина
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством,
населением Украины.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой
24. Молдавия
(Республика
Молдова)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством,
населением Молдавии.
Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о
Беловежской пуще по
предложенным учителем
предложениям
Показывают на политической
карте Республику Беларусь и ее
столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
главных
достопримечательностях
Белоруссии
Показывают на карте страну, Показывают на политической
столицу и крупные города,
карте Украину и ее столицу.
используя помощь учителя.
Определяют по физической
Отмечают их в контурной
карте формы поверхности.
карте. По иллюстрациям
Отмечают в контурной карте
рассказывают, чем
географические объекты,
занимаются жители
предложенные учителем.
государства
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу, карте Молдавию и ее столицу.
используя помощь учителя.
Определяют по физической
Отмечают их в контурной
карте формы поверхности.
карте. По иллюстрациям
Отмечают в контурной карте
рассказывают, чем
географические объекты,
занимаются
предло22
25. Обобщающий урок
«Европейские
государства»
1ч.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой
Повторение,
обобщение
и
систематизирование
знаний
обучающихся об изученных
государствах Европы. Сравнение
стран Европы по размерам,
природным
условиям
и
национальным
особенностям.
Продолжение
формирования
навыков
показа
изученных
государств на географических
картах, навыков
составления
рассказов об одном из изученных
государств Европы по плану,
опорным словам и иллюстрациям
жители государства
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на карте
государства Европы, заранее
обозначенные учителем.
Называют по приложению к
учебнику характерные
особенности стран Европы с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем
Показывают на карте
государства Европы. Дают
краткую характеристику стран
Европы с опорой на карты и с
помощью учителя
Центральная Азия – 5 часов
26. Казахстан
(Республика
Казахстан)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний об
основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных
особенностей природы,
экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Казахстана.
Показывают на политической
карте Казахстан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Казахстан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
23
27. Узбекистан
(Республика
Узбекистан)
1ч.
28. Туркменистан
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний об
основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных
особенностей природы,
экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Узбекистана. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с
контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний об
основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных
особенностей природы,
экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Туркмении. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов
Показывают на политической
карте Узбекистан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Узбекистан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Туркменистан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Туркменистан и его
столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
24
на карте, навыков работы с
контурной картой
29. Киргизия
(Кыргызская
Республика)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний
об основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных осо-
Показывают на политической
карте Киргизию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются
бенностей природы, экономики, жители государства
населения
и
хозяйственной
деятельности Киргизии. Работа
над совершенствованием навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с
контурной картой
Показывают на политической
карте Киргизию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
25
30. Таджикистан
(Республика
Таджикистан)
1ч.
31. Грузия
1ч.
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Таджикистан и его
Центральной Азии.
столицу, используя помощь
Формирование системы знаний учителя. Отмечают их в
об основных особенностях ГП контурной карте. По
страны.
Раскрытие
главных иллюстрациям рассказывают,
особенностей
природы, чем занимаются жители
экономики,
населения
и государства
хозяйственной
деятельности
Таджикистана.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков с
контурной картой
Юго-Западная Азия – 7 часов
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Грузию и ее столицу,
Юго-западной Азии.
используя помощь учителя.
Формирование представлений о
Отмечают их в контурной
географическом положении,
карте. Записывают в тетрадь
природных условиях, хозяйстве
отрасли сельского хозяйства
Грузии, обычаях и традициях
и промышленности, опираясь
грузин. Раскрытие главных
на текст учебника и
особенностей природы,
используя помощь
экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Показывают на политической
карте Таджикистан и его
столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
26
32. Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)
1ч.
33. Армения
(Республика
Армения)
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников с
географическим положением,
рельефом, климатом,
природными условиями,
хозяйством, населением
Азербайджана. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с
контурной картой
Продолжение
формирования
представлений обучающихся о
государствах
Юго-западной
Азии. Знакомство с положением
Армении на политической и
физической картах Азии, ее
природными
богатствами,
древней
архитектурой
и
традициями армянского народа.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой
Показывают на политической
карте Азербайджан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства. Описывают
рельеф страны, используя
предложенные учителем
предложения
Показывают на политической
карте Азербайджан и его
столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Армению и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Армению и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
27
34. Турция (Турецкая
Республика)
35. Ирак (Республика
Ирак)
1ч.
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Западной Азии. Знакомство
с положением на карте, климатом,
растительным и животным миром,
крупными городами Тур-
На карте показывают Турцию
и ее столицу, используя
помощь учителя. В тетрадь
записывают товары, которые
изготавливают в этой стране.
В контурной карте отмечают
города-курорты, заранее вы-
ции
деленные учителем
Показывают на политической
карте Турцию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Ирак и его столицу,
карте Ирак и его столицу.
Юго-Западной Азии. Знакомство используя помощь учителя.
Определяют по физической
школьников с географическим
Отмечают их в контурной
карте формы поверхности.
положением, климатом,
карте. По иллюстрациям
Отмечают в контурной карте
природными условиями,
рассказывают, чем
географические объекты,
населением и хозяйством Ирака. занимаются жители
предложенные учителем.
Закрепление знания обучающихся государства
Перечисляют отрасли
о типичных представителях
промышленности и сельского
растительного и животного мира
хозяйства
пустынь, о населении и его
традициях.
28
36. Иран (Исламская 1ч.
Республика Иран)
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной Азии.
Закрепление знаний школьников
о влиянии природных условий на
занятия населения. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с
контурной картой
Показывают на политической
карте Иран и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Иран и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
37. Афганистан
(Исламская
Республика
Афганистан)
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной Азии.
Знакомство школьников с
географическим положением,
климатом, природными условия-
По иллюстрациям описывают
рельеф
Афганистана.
Отмечают на контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем
Показывают на политической
карте Афганистан
и его
столицу.
Определяют
по
физической
карте
формы
поверхности.
Отмечают
в
контурной
карте
географические
объекты,
предло-
1ч.
ми, хозяйством, населением
Афганистана
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Южная Азия – 2 часа
29
38. Индия (Республика
Индия)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся об Индии как
самом крупном государстве
Южной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением, климатом,
природными условиями,
населением и хозяйством Индии
Показывают Индию на карте,
с
помощью
учителя.
Составляют рассказ о ТаджМахале,
используя
предложенные
учителем
предложения
39. Индия (Республика
Индия)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся об Индии как самом
крупном государстве Южной
Азии. Знакомство школьников с
географическим положением,
климатом, природными
условиями, населением и
хозяйством Индии
Показывают Индию на карте,
с
помощью
учителя.
Составляют рассказ о ТаджМахале,
используя
предложенные
учителем
предложения
Восточная Азия – 5 часов
40. Китай (Китайская
Народная
Республика)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство с
самым крупным государством Во-
На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают отрасли про-
Показывают на политической
карте Индию и ее столицу.
Определяют по физической
карте
формы
поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
главных
достопримечательностях Индии
Показывают на политической
карте Индию и ее столицу.
Определяют по физической
карте
формы
поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
главных
достопримечательностях Индии
Показывают на политической
карте Китай и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. От30
41. Китай (Китайская
Народная
Республика)
1ч.
сточной Азии – Китаем:
географическое
положение,
рельеф,
реки,
климат.
Разнообразие растительного и
животного
мира
Китая.
Знакомство с Китаем как с
крупным
индустриальноаграрным
государством с многочисленным
населением
Формирование
представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство с
самым крупным государством
Восточной Азии – Китаем:
географическое
положение,
рельеф,
реки,
климат.
Разнообразие растительного и
животного
мира
Китая.
Знакомство с Китаем, как с
крупным
индустриальноаграрным
государством с многочисленным
населением
мышленности и сельского мечают в контурной карте
хозяйства
этой
страны, географические
объекты,
опираясь на текст учебника
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
достопримечательностях Китая
На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
этой
страны,
опираясь на текст учебника
Показывают на политической
карте Китай и его столицу.
Определяют по физической
карте
формы
поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
достопримечательностях Китая
31
42. Монголия
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением, рельефом,
климатом, природными
условиями, хозяйством и
населением Монголии
Показывают на политической
карте Монголию и ее
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной
карте.
По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Монголию и ее столицу.
Определяют по физической
карте
формы
поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности и
сельского хозяйства
43. Корея (Корейская
НародноДемократическая
Республика и
Республика Корея)
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Сравнение
характеристик географического
положения, хозяйства КНДР и
Республики Корея
Показывают
на
карте
изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы
поверхности
по
опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном
городе
этих
государств,
используя
предложенные
учителем предложения
Показывают на карте изучаемые
государства,
их
столицы,
отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают
о
главных
особенностях
природы,
экономики и хозяйственной
деятельности
населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран
32
44. Япония
1ч.
45. Таиланд
(Королевство
Таиланд). Вьетнам
(Социалистическая
Республика
Вьетнам).
1ч.
Формирование представлений
Показывают Японию на
Показывают на политической
обучающихся о государствах
физической карте, используя карте Японию и ее столицу.
Восточной Азии. Знакомство
помощь учителя. Составляют Определяют по физической
школьников с особенностями
предложения со словами
карте формы поверхности.
географического положения,
«землетрясение» и «тайфун». Отмечают в контурной карте
рельефа, климата Японии.
Отмечают на контурной карте географические объекты,
столицу Японии и крупные
Формирование представлений о
предложенные учителем.
города, выделенные учителем Перечисляют отрасли
Японии, как высокоразвитой
индустриальной стране. Работа
промышленности и сельского
над совершенствованием навыков
хозяйства. Составляют рассказ о
показа географических объектов
Токио
на карте, навыков работы с
контурной картой
Юго-Восточная Азия – 3 часа
Формирование представлений
На карте показывают Азию.
Показывают на карте изучаемые
обучающихся о государствах
По иллюстрациям
государства, их столицы,
Юго-Восточной Азии.
рассказывают, какие формы отмечают на контурной карте.
Формирование системы знаний
рельефа преобладают в Азии. Определяют по физической
обучающихся об основных
Называют изучаемые
карте формы поверхности.
особенностях ГП изучаемых
государства и их столицы.
Рассказывают о главных
стран. Раскрытие главных
Отмечают в контурной карте, особенностях природы,
особенностей природы,
используя
экономики и хоэкономики, населения и
помощь
учителя. зяйственной деятельности
хозяйственной деятельности
Записывают
в
тетрадь населения. Составляют рассказ
отрасли сельского хозяйства о главных
и
промышленности, достопримечательностях одной
опираясь на текст учебника из стран
и
используя
помощь
учителя
33
46. Индонезия
(Республика
Индонезия) (по
выбору учителя
или другие
государства)
1ч.
47. Обобщающий урок
«Государства Азии»
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Восточной Азии.
Формирование системы знаний
обучающихся об основных
особенностях ГП изучаемых
стран. Раскрытие главных
особенностей природы,
экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Повторение, обобщение и
систематизирование знаний
обучающихся об изученных
государствах Азии. Сравнение
государств Азии по размерам,
природным условиям и
национальным особенностям.
Продолжение формирования
навыков показа изученных
государств на географических
картах, навыков составления
рассказов об одном из изученных
государств Азии по плану,
опорным словам и иллюстрациям
Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на карте
государства Азии, заранее
обозначенные учителем.
Называют по приложению к
учебнику характерные
особенности стран Азии с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем
Показывают на политической
карте страну и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте
государства Азии. Дают краткую
характеристику стран Азии с
опорой на карты и с помощью
учителя
Россия (повторение) – 6 часов
34
48. Границы России
1ч.
Повторение
и
систематизирование
знаний
обучающихся о географическом
положении России, морских и
сухопутных
границах
государства. Совершенствование
навыков
самостоятельной
работы
с
географическими
картами
при
составлении
описаний
географических
объектов
Показывают сухопутные и
морские границы нашей
страны, используя помощь
учителя. Называют, заранее
выделенные
учителем,
пограничные государства
Показывают сухопутные и
морские границы России на
политической и физической
картах, обозначают ее на
контурной карте. Называют
моря, по которым проходит
государственная
граница.
Определяют по политической
карте государства, граничащие с
Россией
35
49. Россия (Российская
Федерация) –
крупнейшее
государство
Евразии
1ч.
Повторение и обобщение знаний
обучающихся о рельефе,
водоемах, особенностях природы,
полезных ископаемых, экономике,
населении страны.
Совершенствование навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с
контурной картой
Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые находятся
на
территории
России
(с
помощью
учителя).
Называют
(заранее
выделенные учителем) и
показывают крупные реки и
отмечают их на контурной
карте. Называют некоторые
народы, проживающие на
территории России (до 4
названий).
Называют
и
показывают
(заранее
обозначенные учителем на
настенной
карте)
крупнейшие месторождения
полезных ископаемых России
Называют и показывают на
настенной
карте
равнины,
которые
находятся
на
территории России. Называют
горы России, показывают на
физической
карте
России.
Перечисляют
полезные
ископаемые, которые добываю
на
территории
России.
Называют и показывают на
настенной карте крупнейшие
месторождения нефти и газа.
Наносят на контурную карту
географические
объекты,
выделенные в тексте жирным
шрифтом.
Называют
и
показывают на карте реки и
озера России, указанные в
учебнике. Рассказывают об
использовании водных ресурсов
по плану.
Перечисляют
названия народов России (с
опорой
на
таблицу).
Показывают на карте места
расселения отдельных народов
опорой на политикоадминистративную карту)
(с
36
50. Административное
деление России
1ч.
51. Столица и крупные
города России
1ч.
52. Обобщающий урок
по теме «Россия»
1ч.
Повторение
знаний
об
административном делении РФ.
Умение найти и прочитать на
административной
карте
некоторые (из 85) субъекты
Российской Федерации: края,
республики, автономные округа
или области. Продолжение
формирования навыков работы
обучающихся
с
адаптированными
картами в
учебнике географии и его
приложении
Формирование представлений
обучающихся о Российской
Федерации. Повторение и
обобщение знаний школьников о
столице России и крупных
городах страны.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы при
выполнении упражнений в
тетради на печатной основе
Обобщение знаний о родной
стране. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах
при выполнении различных
заданий
Показывают
крупнейшие
края, области, республики
страны, заранее выделенные
учителем. Рассказывают о
столице нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям
Перечисляют
субъекты
федерации.
Называют
крупнейшие края, области,
республики
страны
и
показывают их на карте. Дают
краткую
характеристику
географического
положения
столицы
и крупнейших
городов.
Подписывают
названия
городов,
краев,
республик на контурной карте
Показывают
столицу
и
крупные города на настенной
карте с помощью учителя.
Рассказывают о столице и
городах нашей Родины по
предложенным учителем
предложениям
Показывают столицу и крупные
города на настенной карте.
Дают краткую характеристику
крупнейших
городов
по
предложенным
учителем
предложениям. Подписывают
названия
городов,
краев,
республик на контурной карте
Показывают на карте Россию. Дают краткую характеристику
На контурной карте отмечают России
границу
России
и
крупнейшие
города
с
помощью
учителя.
Называют, с опорой на карту
37
- приложение к учебнику,
характерные
53. Обобщающий урок
по курсу:
«География
материков и
океанов»
1ч.
особенности природных зон
России
Показывают материки и
океаны на настенной карте с
помощью
учителя.
Подписывают
названия
материков и океанов в
контурной карте
Систематизирование
и
обобщение
сформированных
представлений и понятий по
всему
разделу
«География
материков и океанов». Проверка
знаний обучающихся названий
материков и частей света,
океанов,
знания
наиболее
крупных государств на каждом
из материков и географических
особенностях этих стран
Свой край – 15 часов
Показывают на настенной карте
материки
и
океаны.
По
описанию и иллюстрациям
определяют, о каком материке и
океане идет речь. Наносят
названия материков и океанов в
контурной карте
38
54. История
возникновения
нашего края.
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
своем крае. Знакомство с
основными историческими
событиями, происходящими в
изучаемой местности.
Формирование представлений о
специфике,
уникальности,
неповторимости своего края,
необходимости
правильного
взаимодействия
человека
и
окружающей среды.
Формирование представлений
обучающихся о географическом
положении своего края на
политической и физической
карте
России
Составляют рассказ об
истории возникновения
своего края, значимых
исторических событиях,
используя краеведческие
справочники, по
предложенным учителем
предложениям. Записывают
формы поверхности своего
края в тетрадь
Рассказывают об истории
возникновения своего края,
значимых исторических
событиях, используя
краеведческие справочники.
Показывают на политической и
физической карте России
границы своего края.
Называют формы рельефа своего
края
55. Географическое
положение.
Границы.
Рельеф.
1ч.
Повторение и закрепление знаний
обучающихся о географическом
положении своего края на
политической и физической карте
России. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
с настенной картой. Закрепление
знаний обучающихся о
поверхности своего края
Показывают на настенной
карте свой край с помощью
учителя. Составляют рассказ
о поверхности с помощью
опорных слов и предложений
Дают характеристику
географического положения
своего края с помощью учителя.
Отмечают на контурной карте.
Составляют рассказ о рельефе
своей местности по
предложенному учителем плану
39
56. Климат.
Предсказание
погоды по
местным
признакам.
Народные
приметы.
1ч.
Закрепление
знаний
обучающихся об особенностях
климатических условий своего
края. Формирование умений
пользоваться
краеведческими
справочниками
для
самостоятельного
получения
необходимой информации
57. Полезные
ископаемые и
почвы. Реки,
пруды, озера,
каналы.
Водоснабжение
питьевой водой.
Охрана водоемов
1ч.
Повторение и закрепление
знаний обучающихся о почвах и
полезных ископаемых своего
края. Систематизация знаний об
использовании полезных
ископаемых.
Формирование навыков
бережного отношения и
рационального использования
природных богатств. Повторение
и обобщение сведений о
водоемах своей местности,
использование и
Записывают в тетрадь
народные приметы. Называют
местные признаки природы,
по которым можно
предсказать погоду,
используя помощь учителя.
Зарисовывают в тетради
условные знаки полезных
ископаемых и подписывают
их названия
По условным знакам,
предложенных учителем,
называют полезные
ископаемые своего края.
Составляют рассказ о водных
ресурсах по опорным
словосочетаниям и
предложениям
Рассказывают о климатических
условиях своего края.
Записывают в тетрадь народные
приметы. Называют местные
признаки природы, по которым
можно предсказать погоду.
Перечисляют полезные
ископаемые своего края,
записывают в тетрадь и
зарисовывают условные знаки
По геологической карте
определяют полезные
ископаемые своего края.
Рассказывают об их
использовании. По плану
составляют рассказ о водоемах
своего края. Обсуждают
возможности хозяйственного
использования и охране
водоемов
охрана воды
40
58. Растительный мир.
Красная книга. Охрана
растительного мира
1ч.
59. Растительный мир.
Красная книга. Охрана
растительного мира
1ч.
60. Животный мир нашей
местности. (Хищные и
травоядные, дикие и
сельскохозяйственные
животные,
птицы,
рыбы, земноводные,
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о природных
богатствах своего края.
Знакомство с уникальными
особенностями растительного
мира. Повторение и обобщение
знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края
Формирование представлений
обучающихся о природных
богатствах своего края.
Знакомство с уникальными
особенностями растительного
мира. Повторение и обобщение
знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края
Знакомство с уникальными
особенностями животного мира
своего края. Повторение и
обобщение знаний о типичных
представителях животного мира.
Знакомство с экологическими
проблемами своего края и
По рисункам называют
растения своего края.
Знакомятся с растениями,
занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в
тетрадь одно растение,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя
По рисункам называют
растения своего края.
Знакомятся с растениями,
занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в
тетрадь одно растение,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя
По рисункам называют
животных своего края.
Знакомятся с животными,
занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в
тетрадь одно животное,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя
Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь
лекарственные растения и как
их используют. Знакомятся с
растениями, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом браконьерами.
Рассказывают о заповедниках,
заказниках и национальных
парках своего края
Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь
лекарственные растения и как
их используют. Знакомятся с
растениями, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом браконьерами.
Рассказывают о заповедниках,
заказниках и национальных
парках своего края
Перечисляют
животных
своего края. Знакомятся с
животными, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают о заповедниках,
41
путями их решения.
Формирование навыков
насекомые).
Вред
природе, наносимый
браконьерами.
Красная
книга.
Охрана
животных.
Помощь зимующим
птицам. Заповедники,
заказники
заказниках и национальных
парках своего края
рационального использования
природных богатств своего края
42
61. Животный мир нашей
местности. (Хищные и
травоядные, дикие и
сельскохозяйственные
животные,
птицы,
рыбы, земноводные,
насекомые).
Вред
природе, наносимый
браконьерами.
Красная
книга.
Охрана
животных.
Помощь зимующим
птицам. Заповедники,
заказники
1ч.
Знакомство с уникальными
особенностями животного мира
своего края. Повторение и
обобщение знаний о типичных
представителях животного мира.
Знакомство с экологическими
проблемами своего края и
путями их решения.
Формирование навыков
рационального использования
природных богатств своего края
По рисункам называют
животных своего края.
Знакомятся с животными,
занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в
тетрадь одно животное,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя
Перечисляют
животных
своего края. Знакомятся с
животными, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают о заповедниках,
заказниках и национальных
парках своего края
62. Население нашего края
(области).
Национальный состав.
Обычаи, традиции,
костюмы,
фольклорные
1ч.
Систематизация
знаний
обучающихся о населении
своего края, его основных
занятиях.
Знакомство с уникальными
этническими особенностями
населения.
Знакомятся с уникальными
этническими особенностями
населения. Записывают в
тетрадь народы, которые
проживают на территории
края. По иллюстрациям рас-
Знакомятся с уникальными
этническими особенностями
населения. Перечисляют
народы, которые проживают на
территории своего края.
Составляют рассказ о культуре,
тради-
Содействие
социальной
адаптации обучающихся к
жизни в своем крае
сказывают, чем занимается
население своего края.
Составляют рассказ о
культуре, традициях своего
края по предложенным
учителем предложениям
циях, национальной кухне.
Называют отрасли
промышленности своего края и
продукцию, которую они
выпускают.
песни и танцы,
национальная кухня.
43
Рассказывают об отраслях
сельского хозяйства
63. Промышленность.
Ближайшие
промышленные
предприятия, где могут
работать выпускники
школы
1ч.
64. Сельское хозяйство
(специализация:
растениеводство,
животноводство,
бахчеводство.)
1ч.
65. Транспорт (наземный,
железнодорожный,
авиационный,
речной)
1ч.
Обобщение сведений
обучающихся о
промышленности своего края
и ее основных отраслях.
Раскрытие особенностей
взаимодействия человека и
природы Формирование
знаний об экономическом
росте своего края. Помощь в
выборе дальнейшей профессии
Обобщение сведений
обучающихся о сельском
хозяйстве своего края и его
основных отраслях.
Помощь в выборе дальнейшей
профессии
Обобщение
сведений
обучающихся о транспорте,
грузовых и пассажирских
перевозках.
Содействие
социальной
адаптации
обучающихся к жизни в
своем крае
Называют отрасли тяжелой
и легкой промышленности
своего края с опорой на
иллюстративный материал –
схемы, рисунки. Называют,
с помощью учителя,
предприятия города, в
которых могут
работать выпускники
Называют основные отрасли
промышленности своего края (с
помощью учителя). Называют
предприятия города, в которых
могут работать выпускники
Называют
отраслевой
состав
растениеводства
(полеводство, садоводство)
и
животноводства
(скотоводство,
птицеводство) своего края
с помощью учителя
По иллюстрациям
перечисляют виды
транспорта своего края
Называют
основные
отрасли
сельского
хозяйства своего края (с
помощью учителя)
Называют, какие виды
транспорта развиты в своем
крае
44
66. Архитектурноисторические 1ч.
и культурные памятники
нашего края
67. Наш город (поселок,
деревня)
1ч.
Формирование осознанного
отношения к памятникам
истории и культуры,
окружающей среде.
Закрепление знаний
обучающихся о
достопримечательностях
своего края.
Знакомство обучающихся с
историческими
архитектурными
памятниками и памятниками
культуры,
создающими
неповторимый облик края.
Формирование
умения
пользоваться
краеведческими
справочниками
для
самостоятельного получения
необходимой информации
Обобщение сведений об
окружающем
школьников
мире.
Совершенствование
навыков
взаимодействия
обучающихся
с
окружающими
(одноклассниками, родными
и близкими, соседями и т. п.).
Формирование
общечеловеческих ценностей:
Составляют рассказ о
достопримечательностях
своего края с опорой на
предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учите-
Знакомятся
с
архитектурноисторическими
и культурными памятниками,
создающими неповторимый
облик
края,
используя
краеведческие спра-
лем
вочники. Составляют рассказ о
достопримечательностях своего
края
Составляют рассказ о своем
городе, по предложенным
учителем предложениям.
Записывают предприятия,
на которых могут работать
выпускники
образовательного
учреждения. Выполняют
контрольное тестирование,
используя помощь учителя
Составляют рассказ о своем
городе. Перечисляют
предприятия своего города.
Называют
достопримечательности.
Выполняют контрольное
тестирование по всему курсу
«География»
45
любовь к Отечеству, родной
земле, людям, труду
68. Обобщающий
урок. Моя малая Родина
1ч.
Обобщение сведений о
географическом положении,
истории, климате, природных
условиях, хозяйстве,
населении своего края.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы
обучающихся в парах,
группах при выполнении
различных заданий
Составляют рассказ о своем
крае по плану,
предложенному учителем с
опорой на предложения и
иллюстративный материал
Составляют рассказ о городе,
в котором проживают, по
плану,
предложенному
учителем
46