Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС
СОО (приказ
Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с
изменениями и дополнениями). Рабочая программа по мировой художественной культуре
для10—11 классов составлена с учетом авторской программы Л.Г. Емахоновой «Мировая
художественная
культура»
(Базовый
уровень).
10-11
класс//
Программы
общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический
школьный учебник».
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый Автор/Авторский Название
номер
коллектив
учебника
учебника в
Федеральном
перечне
Емохонова Л.Г
2.1.3.3.2.1.1
Мировая
художественная
культура:
базовый
уровень
Емохонова
Л.Г
2.1.3.3.2.1.2
Мировая
художественная
культура:
базовый
уровень
Класс Издатель
учебника
Нормативный
документ
Приказ
Минобрнауки
«Академия»
РФ от 20 мая
2020 г. № 254
Образ.-изд.
10
класс. центр
11
класс
Образ.-изд.
центр
«Академия»
Приказ
Минобрнауки
РФ от 20 мая
2020 г. № 254
Место предмета «Мировая художественная культура» в базисном учебном плане:
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации на изучение предмета «Мировая художественная культура»
отводится 68 часов, которые распределяются следующим образом:
- 10 класс- 34 часов (1 час в неделю);
- 11 класс- 33 часа(1 час в неделю).
Образовательные цели и задачи курса:
Цели программы:
•
Приобретение знаний о мировой художественной культуре периода с древнейших
времен до современности.
• Развитие у учащихся чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и
художественно-творческих способностей.
• Воспитание художественно-эстетического вкуса и потребности в освоении
ценностей мировой культуры.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
- создание целостного представления о художественной культуре периода сдревнейших
времен до современности;
- формирование ценностного отношения к искусству;
- изучение произведений различных видов искусства в их временной, идейной
и
художественной связи;
- воспитание художественного вкуса и умения отличать истинные ценности искусства от
суррогатов массовой культуры.
Планируемые личностные результаты освоения ООП
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
программы
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная
предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей,
способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для
изучаемой предметной области;
– умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Основное содержание программы вводит учащихся в мир культуры
периода с древнейших времен до современности, помогает освоить и понять природу
явлений культуры данного периода и дать им оценку.
Основное содержание программы представляет развитие основных видов искусства
(архитектура, скульптура, живопись, музыка, театр, кино) в период с древнейших времен
до XXI века. Даётся понятие о художественных стилях и направлениях того времени
(маньеризм, барокко, классицизм, рококо, реализм, романтизм, импрессионизм,
символизм, модернизм, конструктивизм). В общем контексте художественных стилей и
направлений изучаются шедевры мирового искусства.
Основной формой учебно-воспитательного процесса является урок. Обучение
учащихся на уроках состоит из получения знаний путём передачи информации (рассказ,
объяснение, лекция, беседа) с помощью показа репродукций и видеоизображений
произведений искусства. Наряду с традиционными формами урока используются такие,
как урок-путешествие, урок-вернисаж, урок-представление.
Развитие творческих способностей учащихся реализуется в написании эссе,
проектов, рефератов, в выступлениях на уроках с докладами и сообщениями.
Контроль знаний и умений учащихся осуществляется в конце изучения темы в
форме викторины. В конце учебного года проводится итоговый тест, включающий
вопросы по всему пройденному материалу. По итогам работы за год учащимся
выставляется дифференцированная оценка.
Выпускник научится:
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
• различать и характеризовать виды портрета;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов
и определять их произведения;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть
имена великих русских мастеров исторической картины;
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной
истории;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной
жизни Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи
XVIII века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
Выпускник получит возможность научиться:
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
• понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и
видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
• и в пространстве;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний о стилевых направлениях;
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека
и общества;
• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
Формы и средства контроля:
Тестирование, проведение контрольных работ, фронтальная и индивидуальная работа,
индивидуальное выступление учащихся, викторины, участие в различных конкурсах,
научно-практических конференциях.
Наиболее важными критериями оценки анализа являются:
•
•
•
•
•
•
•
Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.
Полнота и глубина характеристики произведений.
Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.
Умение логически связывать теоретический материал по искусству.
Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий,
взглядов на действительность.
Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических
суждений.
Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с
действительной жизнью.
Содержаниепрограммы
10 класс
I.Художественная культура древнейших цивилизаций (6 часов).
Первые художники Земли. 1 час.
Значение и периодизация первобытной культуры. Произведения изобразительного
искусства: сюжеты, техника. Композиции в пещерах Ласко и Альтамира. Произведения
скульптуры: «палеолитические Венеры». Зарождение архитектуры: мегалиты, их
разновидности (менгиры, дольмены, кромлехи). Стоунхендж. Театр, музыка и танец:
пантомима, ритуальные танцы, подражание звукам природы.
Архитектура страны фараонов.1 час.
Периодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина –
одно из семи чудес света. Храмовые комплексы в Луксоре и Карнаке: аллеи сфинксов,
пилоны, обелиски, гипостальный зал, колонны, фрески и рельефы. Скальный храм царицы
Хатшепсут.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 1 час.
Скульптурные памятники Египта. Связь с культом умерших, портретное сходство,
принципы канона.Сфинкс – страж пирамид в Гизе. Статуя фараона АменемхетаIII.
Портрет писца Каи. Деревянная скульптура «Сельский староста». Парный портрет
царевича Рахотепа и его жены Нофрет.
Рельефы и фрески: назначение, расположение, раскраска, сюжеты.
Сокровища гробницы Тутанхамона: золотая маска, предметы декоративно-прикладного
искусства. Достижения амарнского периода: рельеф «Поклонение Атону», портрет
царицы Нефертити.
Музыка Древнего Египта в настенных изображениях, поэтических произведениях («Песнь
арфиста» в переводе А.Ахматовой), музыкальные инструменты. Роль музыки в жизни
древних египтян.
Художественная культура Междуречья. 2часа.
Возникновение письменности (клинопись). Библиотека царя Ашшурбанипала. «Эпос о
Гильгамеше»
выдающийся
памятник
мировой
литературы.
Архитектура Междуречья: зиккураты, дворцы, ворота Иштар.
Изобразительное искусство: рельефы, адоранты, голова царя Саргона.
Музыкальное искусство: назначение и роль музыки в жизни общества, храмовые
музыканты-жрецы, музыкальные инструменты.
Искусство доколумбовой Америки. 1 час.
Оригинальный и самобытный характер культуры народов Центральной и Южной
Америки. Культура классического периода: достижения ольмеков (ступенчатые
пирамиды, каменная скульптура, декоративно-прикладное искусство). Период расцвета
Теотиукана (пирамида Солнца).
Искусство ацтеков: архитектура Теночтитлана (дворцы правителей, храм верховного бога
войны), монументальная скульптура, погребальные маски, ювелирное искусство.
Культура майя. Архитектура: пирамиды и дворцы (пирамида Кукулькана в Чичн-Ица),
многообразие архитектурных форм. Характерные черты изобразительного искусства:
следование канону, памятники скульптуры, фресковых росписи, декоративноприкладного исеусства.
Искусство инков, пирамиды, храм Солнца, рельеф на вратах Солнца в Тиауанако,
керамика и ювелирное искусство.
II. Художественная культура Античности ( 6 часов).
Эгейское искусство. 1 час.
Эгейское искусство – «прекрасная прелюдия» греческой художественной культуры.
Шедевры эгейской архитектуры. Кносский дворец: планировка, необычные колонны.
Львиные ворота в Микенах: внешний облик, рельефные изображения.
Фрески Кносского дворца: сюжеты, палитра («Парижанка», «Игры с быком»).
Вазопись в стиле Камарес: техническое совершенство, разнообразие форм,
оригинальность орнамента (ваза «Осьминог»). Стихотворение В.Я.Брюсова «Эгейские
вазы».
Золотой век Афин. 1 час.
Афины – столица греческой цивилизации. Понятия о греческой ордерной системе.
Афинский Акрополь – общественный и культурный центр греческого государства.
Особенность композиции: центральный вход Пропилеи, храм Ники Аптерос, статуя
Афины Промахос, главный храм Парфенон, храм Эрехтейон.
Искусство
вазописи:
виды
сосудов,
особенности
росписей,
стили
(геометрический,чернофигурный и краснофигурный).
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. 1 час.
Куросы и коры периода архаики.: повторяемость поз, отсутствие индивидуальных
образов, загадочная «архаическая» улыбка.
Великие древнегреческие скульпторы: Поликлет («Дорифор»), Мирон («Дискобол»),
Скопас («Статуя менады»), Пракситель («Афродита Книдская»), Лисипп («Голова
Александра Македонского», «Геракл, борющийся со львом»), Леохар («Аполлон
Бельведерский»).
Скульптура эллинизма: новизна тем, экспрессия («Ника Самофракийская», «Лаоокоон»).
Архитектура императорского Рима. 1 час.
Периодизация древнеримской художественной культуры. Римский форум – центр деловой
и общественной жизни города: планировка, колонна Траяна.
Пантеон – храм всех богов: грандиозность купольного перекрытия, богатство и
изысканность внутреннего убранства.
Колизей – величественный амфитеатр: внешний облик, организация внутреннего
пространства, историческая судьба.
Триумфальные арки и общественные сооружения: арка императора Тита, водопроводыакведуки, мосты, дороги, термы.
Изобразительное искусство Римской империи. 1 час.
Изобразительное искусство этрусков: изделия из керамики, ювелирное искусство,
женские скульптуры, бронзовое литьё («Капитолийская волчица»).
Римский скульптурный портрет: создание, эволюция, портретное сходство (статуи
Августа, Марка Аврелия, Каракаллы).
Мозаичные и фресковые композиции: богатство сюжетов, разнообразие художественных
приёмов. Фресковые росписи виллы Мистерий в пригороде Помпеи. Мозаичная картина
«Битва Александра Македонского с персами».
Театральное и музыкальное искусство Античности. 1 час.
Выдающиеся трагики греческого театра: отец греческой трагедии» Эсхил («Персы»,
«Орестея», «Агамемнон»), Софокл («Электра, «Царь Эдип», «Антигона»), «философ на
сцене» Еврипид («Медея», «Федра».Комедийное творчество Аристофана («Облака»,
«Лягушки», «Птицы»).
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Грандиозность представлений
(состязания гладиаторов, схватки диких зверей, пантомима).
Музыкальное искусство Древней Греции. Древнегреческие мифы о рождении музыки.
Значение музыки в жизни общества (как средство воспитания и воздействие на
нравственный мир человека). Странствующие певцы-сказители аэды и рапсоды. Хоровая,
сольная, гражданская и военная лирика. Музыкальные инструменты. Роль музыки в
античной трагедии. Теоретические школы музыкального искусства (гармоники и
каноники).
Музыкальная культура Древнего Рима. Влияние греческой музыки и музыки Востока.
Назначение музыки. Учителя музыки и танцев. Состязания певцов, кифаредов и поэтов.
Роль оркестров.
III. Художественная культура Средневековья ( 9 часов).
Мир византийской культуры. 1 час.
Значение культуры византийской империи.
Византийская архитектура. Базилика: назначение, устройство, векшнее и внутреннее
убранство. Понятие о крестово-купольном
храме. Собор Святой Софии в
Константинополе.
Искусство мозаики: способы создания, сюжеты, символика цвета. Мозаики Равенны.
Искусство иконописи: происхождение, каноны. «Владимирская богоматерь»: история
создания, последующая «жизнь».
Музыка Византии. Воздействие церковной музыки. Тропари, стихиры, гимны, канон.
Нотное письмо.
Архитектурный облик Древней Руси. 2 часа.
Основные черты. Крестово-купольный храм.
Киевская Русь: Десятинная церковь, Золотые ворота, храм Святой Софии.
Великий Новгород: характерные особенности. Собор Святой Софии.
Владимиро-Суздальское княжество. Белокаменное зодчество. Золотые ворота, Успенский
и Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли.
Московское княжество. Владимиро-суздальские и европейские традиции. Успенский
собор в Кремле. Церковь Вознесения в Коломенском.
Деревянное зодчество. Технология возведения.Архитектурный ансамбль в Кижах. «Сказка
куполов» Преображенской церкви.
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. 2 часа.
Мозаики и фрески Софии Киевской. Следование византийскому канону, выработка
собственного стиля. Мозаика «Богоматерь Оранта». Религиозное и светское содержание
фресок.
Новгородская живопись. Отличительные черты. Шедевры новгородской иконописи:
«Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный».
Творчество Феофана Грека. Отличительные черты стиля, основные образы. Образ старца
Макария Египетского.
Изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества. Каменная резьба
Дмитриевского собора и церкви Покрова на Нерли. Икона «Дмитрий Солунский».
Творчество Андрея Рублёва.Создание первого русского иконостаса в Благовещенском
соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире и Троицкого
собора в Троицко- Сергиевом монастыре. Шедевры иконописи: «Звенигородский Спас,
«Троица».
Творчество Дионисия. Особенности стиля. Фресковые росписи Кирилло-Белозёрского
монастыря в Ферапонтове.
Музыкальная культура Древней Руси. Языческие и христианские традиции, византийский
канон. Церковные песнопения. Знаменный распев. Светская музыка. Музыкальные
инструменты. Искусство колокольных звонов. Творчество скоморохов.
Архитектура Западноевропейского Средневековья. 2 часа.
Романский стиль архитектуры. Связь с римской и византийской архитектурой.
Отличительные черты. Основные типы сооружений: храмы, замки. Тип храма базилика.
Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни. Архитектурный ансамбль в Пизе. Структура,
планировка феодального замка.
Готический стиль. Периоды развития готической архитектуры. Готические соборы:
каркасные перекрытия, система аркбутанов и контрфорсов. Оформление фасадов. Собор
Нотр-Дам де Пари – шедевр мировой готики. Кёльнский собор в Германии.
Изобразительное искусство Средних веков. 1 час.
Условный характер, влияние церкви. Библейские сюжеты и образы.
Скульптура романского стиля. Круглая скульптура. Орнаментальные изоюражения
полуфантастических зуществ. Королевский портал собора Нотр-Дам в Шартре.
Скульптура готики. Связь с архитектурой. Религиозная тематика. Скульптуры Реймского
собора. Искусство витража. Техника, назначение. Витражные окна «розы». Витражи
Шартрского собора.
Театральное искусство и музыка средних веков. 1 час.
Виды театральных представлений и их особенности: литургическая драма, миракль,
моралите, фарс.
Достижения музыкальной культуры. Церковная музыка: понятие о григорианском хорале,
роль и значение органной музыки, развитие многоголосия, первые профессиональные
композиторы.
Творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Особенности: связь с народными
традициями, анонимность авторства, жанры, тематика. Творчество Бертрана де
Вентадорна и Тангейзера.
IV. Средневековая культура Востока. 5 часов.
Индия – «страна чудес». 1 час.
Самобытность и неповторимость культуры Индии.
Шедевры индийского зодчества. Ступа: особенности и назначение. Ступа в Санчи.
Пещерные храмы чайтьи. Чайтья в Карли. Южный и северный тип храмов.Храм в
Кайласанатха в Эллоре.
Искусство живописи. Росписи в пещерных храмах Аджанты. Миниатюрная живопись:
иллюстрация книг и индийского эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата».
Музыкальное и театральное искусство Индии. Роль и значение музыки в жизни общества.
Рага – основа индийской музыки. Музыкальные инструменты. Трактат «Натьяшастра» о
присхождении театрального и танцевального искусства. Спектакль как единство музыки.
Пения и танца.
Художественная культура Китая. 1 час.
Значение и уникальность китайской культуры.
Шедевры китайской архитектуры. Особенности китайского зодчества. Типичные
архитектурные сооружения: монастыри, пещерные храмы, пагоды, дворцы. Великая
китайская стена. Пагода Даяньта. Буддийские пещерные храмы (монастырь Юньган).
Деревянные павильоны. Ансамбль императорского дворца в Пекине. Храм Неба. Садовопарковое искусство.
Скульптура Китая. Погребальный комплекс в Шаньси. Подземная глиняная армия. Связь
скульптуры с буддизмом. Статуя Будды Вайрочаны в монастыре Лун-мынь.
Китайская живопись. Техника выполнения. Слияние поэзии и живописи. Многообразие
жанров: пейзаж («горы-воды», «цветы-птицы»), портрет, историко-бытовая живопись.
Творчество художников: Ма Юань, Ли Бо, Лян Кай.
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). 1 час.
Своеобразие и неповторимость искусства Японии.
Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям, выработка
собственного стиля. Буддийский монастырь Хорюдзи в Наре. Золотой павильон в Киото.
Оборонительный замок в Химедзи (Замок белой цапли).
Садово-парковое искусство. Разнообразие типов: сад деревьев, сад камней, сад воды. Сад
камней Реандзи в Киото.
Мастера японской гравюры. «Уикё-э» - главное направление изобразительного искусства.
Разнообразие тем и сюжетов. Женские портреты Утомаро. Серия «36 видов Фудзи»
Хокусая. Мастерство Хиросигэ.
Искусство нэцке. Назначение. Особенности. Главные темы.
Театральное искусство. Традиции театра Ноо. Условный характер игры актёров.
Значение в мировом искусстве народного театра Кабуки.
Художественная культура ислама. 2 часа.
Исторические корни и значение.
Шедевры исламской архитектуры. Типы архитектурных сооружений: мечеть, минарет,
медресе, мавзолей, дворец, караван-сарай, крытый рынок. Строение мечети. Соборная
мечеть в Кордове. Назначение медресе. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде.
Минарет – символ мусульманского зодчества. Минарет Аль-Мальвия в Сирии. Дворец
Альгамбра – жемчужина мавританского стиля. Мавзолей Тадж-Махал в Агре –
выдающийся шедевр мирового зодчества.
Изобразительное искусство ислама. Основные виды: орнамент, каллиграфия, книжная
миниатюра. Арабеска – ранняя форма орнамента. Искусство каллиграфии: характерные
особенности разных стилей письма. Мастерство книжной миниатюры.
Литература Арабского Востока. Любовная лирика. Рудаки – основоположник персидской
литературы, его поэма «Шахнаме». Поэзия Низами и Омара Хайяма.
Музыкальная культура ислама. Характерные особенности культовой и светской мухыки.
V. Художественная культура Возрождения. 8 часов.
Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. 1 час.
Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Санта-Мария дельФьере – символ Флоренции.
Скульптурные шедевры Донателло. Библия – источник сюжетов и образов. Образ
библейского героя Давида. Рельеф «Пир Ирода». Памятник кондотьеру Гаттамелате в
Падуе. Статуя Марии Магдалины.
Творчество Мазаччо – переворот в живописи. Главные темы произведений. Фрески
«Изгнание Адама и Евы из рая», «Чудо со статиром», «Мадонна с младенцем и ангелами»,
«Троица».
Мир образов Боттичелли. Судьба художника. Значение его творчества. Библейские
сюжеты: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Оплакивание Христа». Интерес к
образам античной мифологии: «Весна», «Рождение Венеры». Мастер портрета: «Портрет
мужчины с медалью Козимо Медичи».
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. 1 час.
Джотто – «лучший в мире живописец». Фрески в капелле дель Арена в Падуе: «Поцелуй
Иуды», «Несение креста», «Оплакивание Христа».
Живопись Раннего Возрождения. Экспериментальные поиски. Задачи художников.
Творчество Учелло. Картина «Битва приСан-Романо». Сюжеты и образы античной
мифологии: «Парнас» Мантенья. Искусство портрета: «Портрет Федериго де
Монтефельтро» Пьера Франческа, «Портрет молодого человека в красной шапке»
Антонелло Мессина, «Портрет принцессы из дома д,Эсте» Пизанелло.
«Золотой век» Возрождения. 2 часа.
Художественные принципы и идеалы Высокого Возрождения. Титаны Возрождения:
Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
Архитектурные творения Браманте. Традиции античной архитектуры и Брунеллески.
Церковь Санта-Мария деллаГрацие в Милане. Работа над пректом собора святого Петра в
Риме.
Мир Леонардо да Винчи. Основные этапы творчества. Два «Благовещения». Фреска
«Тайная вечеря». «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» в Эрмитаже. Прославленный
шедевр – «Джоконда» («Мона Лиза»), её загадочная улыбка. «Автопортрет» художника.
«Бунтующий гений» Микеланджело. Основные этапы творчества. Скульптурные
шедевры: «Пьета», «Давид», «Моисей».Скульптуры капеллы Медичи во Флоренции.
Росписи свода Сикстинской капеллы в Риме. Работа над куполом собора святого Петра в
Риме.
Рафаэль – «первый среди великих». Певец женской красоты, певец мадонн: «Мадонна
Конестабиле», «Сикстинская мадонна». Фресковые росписи во дворце Ватикана:
«Афинская школа», «Парнас», «Диспута» «Юриспруденция». Портретное творчество:
«Автопортрет», «Портрет папы Льва X».
Венецианское Возрождение. 1 час.
Архитектурный облик Венеции. Уникальность природных условий. Дворцы, церкви и
общественные здания. Площадь Сан-Марко, Вилла Ротонда в ВиченцеПалладио.
Джованни Беллини – основоположник венецианской школы живописи.: « Портрет дожа
Леонардо Лоредано».
Творчество Джорджоне. Лучшие творения: «Гроза», «Сельский концерт», « Три
философа». Трактовка библейского образа в картине «Юдифь». «Спящая Венера» идеальный женский образ Возрождения.
Мир Тициана. Этапы творческой биографии. «Автопортрет» художника. Мифологические
сюжеты: «Персей и Андромеда», «Похищение Европы», «Венера и Адонис». «Венера
Урбинская» - гимн женской красоте. Библейские сюжеты: «Святой Себастьян», «Динарий
кесаря», «Кающаяся Магдалина». Портретная галерея: «Портрет ИпполитоРиминальди»,
«Портрет юноши с перчаткой».
Веронезе – певец праздничной Венеции. Монументально-декоративные композиции.
Библейские сюжеты: «Пир в доме Левия», «Голгофа». Мифологическая тематика: «Венера
и Адонис». Портретное творчество.
Трагический мир Тинторетто. Яркий реализм. Мифологическая и библейская тематика:
«Тайная вечеря», «Распятие».
Северное Возрождение. 2 часа.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций
французского зодчества. Дворцы и замки в долине реки Луары: Шамбор, Лувр.
Своеобразие архитектуры Нидерландов и Германии. Ратуши в Антверпене и Брюсселе.
Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья ванЭйк: Гентский алтарь.
Искусство портрета: «Портрет четы Арнольфини» ванЭйка. Сюжеты евангельской
истории» «Снятие с креста» ван дер Вейдена.
Мир фантасмагорий Босха. Многогранность дарования. Произведения: «Корабль
дураков», «Сад земных наслаждений», «Блудный сын», «Несение креста».
Творческие искания Брейгеля. Сюжеты из жизни простых людей: «Нидерландские
пословицы», «Страна лентяев». Евангельские сюжеты: «Вавилонская башня», Слепые».
Дюрер – «художник, достойный бессмертия». Основные вехи творчества. Портретное
творчество: «Автопортреты», «Портрет венецианки», «Портрет молодого человека».
Искусство гравюры: «Меланхолия», «Адам» и «Ева».
Музыка и театр эпохи Возрождения. 1 час.
Музыкальная культура Возрождения. Роль музыки в воспитании общества.
Гармонический склад. Основные жанры духовной музыки: мессы, мотеты, гимны
псалмы. Нидерландская и фламандская композиторская школа. Полифонический
«строгий» стиль. Творчество Орландо Лассо. Светская музыка. Мадригалы на стихи
Данте, Петрарки, Тассо. Песни композитора Женекена.
Музыкальное наследие
Палестрины. Инструментальная музыка : лютня, орган, клавесин, виола. Становление
оперного искусства: флорентийскаякамерата.
Итальянская комедия дель арте. История возникновения. Демократический характер.
Персонажи. Синтез слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения.
Театр Шекспира «Глобус». Выдающийся актёрский талант Шекспира. Трагическая и
комическая направленность творчества. Знаменитые творения: «Гамлет», «Отелло»,
«Ромео и Джульетта», «Магбет», «Король Лир», «Двенадцатая ночь».
11 класс.
VI.Художественная культура XVII века (5 часов)
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона.
Мост Св. ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в
соборе Св. Петра в Риме.
Специфика русского барокко. ФранческоБартоломео Растрелли. Зимний дворец и
Смольный монастырьв Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском
Селе.Плафонная живопись барокко. Джованни БаттистаГаулли (Бачичча). «Поклонение
имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме.Взаимодействие тенденций барокко и
реализма в живописи.Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста»и
«Снятие с креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи».
Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио
Монтеверди.Опера «Орфей». АрканджелоКорелли. Сoncertogrosso «На рождественскую
ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти поМатфею»: «Сжалься надо мной,
Господи».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре.Версаль. Классицизм в
изобразительном искусстве Франции.Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и
Эвридика».
VII.Художественная культура XVIII- первой половины XIX века (8 часов)
Рококо (1 час)
Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры».
Интерьер рококо. Живописныепасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные
«багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфоническийцикл. Симфония № 85
«Королева». Вольфганг Амадей Моцарт.Опера «Дон Жуан». Реквием: Diesirae,Lacrimosa.
Людвиг ванБетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в
классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриель. Площадь
Людовика XV в Париж е.Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей
Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурныйдекор. Иван Иванович
Теребнев. «Выход России к морю».Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского
ампира.Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге.
Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.Неоклассицизм в
живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской
академическойживописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи».Александр
Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».Зарождение классической музыкальной
школы в России.Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном
искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора,
Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма:
увертюра«Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке:лирический
романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. ФранцШуберт. Вокальный цикл
«Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая
симфония».Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма.
Религиозные сюжеты. Джон ЭвереттМиллес. «Христос вдоме своих родителей».
Литературная тематика. Данте ГабриелРоссетти. «BeataBeatrix». Экзотика и мистика.
Эжен Делакруа.«Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ
романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский.«Портрет Евгр.
В.Давыдова».
VIII.Художественная культура второй половины XIX – начала XX века (7 часов)
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороныв Орнане». Оноре Домье.
Серия «Судьи и адвокаты». Русскаяшкола реализма. Передвижники. Илья Ефимович
Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».
Направления в развитии русской музыки. Социальная темав музыке. Модест Петрович
Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности
в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы
«Снегурочка». Историческая тема в музыке.Александр Порфирьевич Бородин.
«Половецкие пляски» изоперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человеки рок» в музыке. Опера
«Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод ОскарМоне. «Сорока». Пьер Огюст
Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города
Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».
Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм.
Поль Сезанн. «Яблокии апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж
с павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.Густав Климт. «Бетховенский
фриз». Модерн в архитектуре.Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович
Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди.
Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характернаячерта русского
модерна в живописи. Валентин АлександровичСеров. «Одиссей и Навзикая», «Похищение
Европы». МихаилАлександрович Врубель. «Демон». Специфика русского модернав
музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
IX. Художественная культура XX века (6 часов)
Модернизм (5 часов)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессияцвета в фовизме. Анри Матисс.
«Танец». Вибрация живописнойповерхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг.
«Красныйвзгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы».
Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский.
«Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали.
«Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль ЭдуарЛе
Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович
Татлин. БашняIII Интернационала. «Органическая» архитектура. Фрэнк Ллойд
Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм. ОскарНимейер. Ансамбль города
Бразилия. Модернизм в музыке.Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.
КонстантинСергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Московский Художественный театр. Спектакль попьесе Антона Павловича Чехова «Три
сестры». Эпический театр.Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуан и».
Кинематограф.Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец “Потемкин”».Федерико
Феллини. «Репетиция оркестра». Стилистическая разнородность музыки XX века.
Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота»
СергеяСергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка
Дмитрия
Дмитриевича
Шостаковича.
Седьмая
симфония
(Ленинградская).
Полистилистика Альфреда ГарриевичаШнитке. «Реквием».
Постмодернизм (1 час)
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые
виды массового искусства и формысинтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед
открыванием».Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башнявремени Мона
500». Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман.
Перформанс «ХасидскийДюшан».
Тематический план для 10 класса
№
п/п
I.
II.
III.
IV
V
Название разделов и тем
Количество часов
Художественная
культура
древнейших
цивилизаций
Художественная культура античности
Художественная культура средневековья
Средневековая культура Востока
Художественная культура Возрождения
Всего:
6
6
9
4
8
34
Тематический план для 11 класса
№
п/п
VI.
VII.
VIII.
IX.
Название разделов и тем
Художественная культура XVII века
Художественная культура XVIII- первой
половины XIX века
Художественная культура второй половины
XIX – начала XX века
Художественная культура XX века
Всего:
Количество часов
5
10
9
9
33
Календарно-тематический план для 10 класса
№ Плановые
Наименование тем
сроки
прохождения
1
2
3
I.Наименование раздела (кол-во часов)
I.
Художественная культура
древнейших цивилизаций
1
сентябрь
Первые художники Земли
2
сентябрь
Архитектура страны фараонов
3
сентябрь
45
6
сентябрь
Кол-во
часов
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные, предметные)
4
5
УУД
6
1
1
1
октябрь
Изобразительное искусство и
музыка Древнего Египта
Художественная культура
Междуречья
Искусство доколумбовой Америки
6
7
8
октябрь
октябрь
Художественная культура
античности
Эгейское искусство
Золотой век Афин
9
октябрь
1
10
Ноябрь
Выдающиеся скульпторы Древней
Эллады
Архитектура императорского Рима
11
Ноябрь
Изобразительное искусство
Римской империи
1
II.
Формы контроля
2
1
1
1
1
Личностные:
–
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Метапредметные:
–
самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
Предметные: овладение ключевыми понятиями и
закономерностями, на которых строится данная
предметная
область,
распознавание
соответствующих им признаков и взаимосвязей,
способность демонстрировать различные подходы к
изучению явлений, характерных для изучаемой
предметной области;
Личностные:
–
гражданственность, гражданская позиция
активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
Беседа
Работа с учебником.
Сообщения
Сообщения.
Конспект
Работа с учебником.
Тезисный план
Работа с учебником.
Сообщения
Сообщения.
Работа с учебником.
Беседа.
Сообщения.
12
Ноябрь
III.
Театральное и музыкальное
искусство античности
1
Художественная культура
средневековья
Мир византийской культуры
9
13
ноябрь
14
15
16
17
18
Декабрь
Архитектурный облик Древней
Руси.
2
декабрь
Изобразительное искусство и
музыка Древней Руси
2
декабрь
1
19
январь
20
январь
21
январь
Контрольная работа за первое
полугодие
Архитектура западноевропейского
средневековья
Изобразительное искусство
Западной Европы средних веков
Театральное искусство и музыка
средних веков
Средневековая культура
Востока
IV.
1
Метапредметные:
–
оценивать
возможные
последствия
достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
Предметные:– умение решать как некоторые
практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
Эссе
Личностные:
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
Метапредметные:
–
ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
Предметные:
– наличие представлений о данной предметной
области как целостной теории (совокупности
теорий), об основных связях с иными смежными
областями знаний.
Тезисный план.
Сообщения.
Работа с учебником.
Сообщения.
Тест
1
1
1
4
Эссе
22
Февраль
23
24
Февраль
Февраль
25
февраль
V.
Индия – страна чудес
1
Художественная культура Китая
Искусство Страны восходящего
солнца (Япония)
Художественная культура ислама
1
1
Художественная культура
Возрождения
Флоренция – колыбель
итальянского Возрождения
8
1
1
26
27
28
Март
29
30
31
апрель
Живопись Проторенессанса и
Раннего Возрождения
«Золотой век» Возрождения
апрель
Венецианское Возрождение
1
32
Северное Возрождение
2
33
Апрель
май
май
Музыка и театр эпохи
Возрождения
1
34
май
Контрольная работа за второе
полугодие.
1
март
1
2
Личностные:
–
нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного
сознания
и
поведения
в
поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
Личностные:
–
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
Метапредметные:
–
оценивать ресурсы, в том числе время и
другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
Предметные: – умение решать как некоторые
практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
– наличие представлений о данной предметной
области как целостной теории (совокупности
теорий), об основных связях с иными смежными
областями знаний.
Работа с учебником.
Сообщения.
Сообщения
Работа с учебником.
Тезисный план
Работа с учебником.
Сообщения
Сообщения.
Эссе
Тезисный план
Работа с учебником.
Эссе
тест
Календарно-тематический план для 11 класса
№ Плановые
Наименование тем
сроки
прохождения
1
2
3
I.Наименование раздела (кол-во часов)
VI.
Художественная культура XVII
века
1-2.
сентябрь
Новое мировосприятие в эпоху
барокко и его отражение в
искусстве.
3-4.
сентябрь
Специфика русского барокко.
5.
сентябрь
Живопись барокко
6.
сентябрь
Музыка барокко
VII.
октябрь
7
8
октябрь
октябрь
9.
ноябрь
10
ноябрь
Художественная культура
XVIII- первой половины XIX
века
Истоки рококо в живописи.
Музыка Просвещения.В.-А.
Моцарт. Л.В.Бетховен.
Образ «идеального» города в
классицистических ансамблях
Парижа и Петербурга.
Имперский стиль в архитектуре
Петербурга
Кол-во
часов
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные, предметные)
4
5
УУД
Формы контроля
5
1
2
1
1
Личностные:
–
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Метапредметные:
–
самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
Предметные: овладение ключевыми понятиями и
закономерностями, на которых строится данная
предметная
область,
распознавание
соответствующих им признаков и взаимосвязей,
способность демонстрировать различные подходы к
изучению явлений, характерных для изучаемой
предметной области;
Беседа
Сообщения
Сообщения
Конспект
10
1
1
1
1
Личностные:
–
гражданственность, гражданская позиция
активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности, готового к участию в
Сообщение
Сообщения
Работа
с
учебника
Тезисный план
Беседа
Работа
с
текстом
текстом
общественной жизни;
Метапредметные:
–
оценивать
возможные
последствия
достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
Предметные:– умение решать как некоторые
практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
учебника
11
ноябрь
Неоклассицизм в живописи
1
12.
ноябрь
1
13.
декабрь
14.
декабрь
Классицистические каноны в
русской академическойживописи.
Зарождение классической
музыкальной школы в России.
Романтический идеал в музыке.
16.
декабрь
Живопись романтизма
1
17.
декабрь
Контрольная работа за первое
полугодие.
Художественная культура
второй половины XIX – начала
XX века
Социальный тематика в живописи.
Русская школа реализма.
Передвижники.
1
Направление в развитии русской
музыки. Социальная тема в
музыке.
Лирико-психологическое начало в
русской музыке П.И. Чайковский.
2
Основные черты импрессионизма
в живописи.
Символизм в
живописи.Постимпрессионизм.
1
Беседа. Сообщения.
1
Беседа. Сообщения.
Воплощение
1
Работа
VIII.
18-19
январь
20-21
январь
22.
февраль
23.
февраль
24.
февраль
25.
март
идеи
абсолютной
1
1
Беседа
Сообщения
Сообщения
Беседа. Сообщения
Беседа. Сообщения
Тест
9
2
1
Личностные:
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
Метапредметные:
–
ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
Предметные:
– наличие представлений о данной предметной
области как целостной теории (совокупности
теорий), об основных связях с иными смежными
областями знаний.
Беседа
Сообщения
Беседа.
Работа
учебником
с
с
текстом
красоты в искусстве модерна.
2627.
март
IX.
28
апрель
учебника.
Мифотворчество
—
характернаячерта
русского
модерна в живописи.Специфика
русского модерна в музыке.
1
Художественная культура XX
века
10
Модернизм в живописи.Новое
видение красоты.
2
Работа
с
текстом
учебника. Беседа.
Личностные:
–
нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного
сознания
и
поведения
в
поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
Беседа.
Работа
учебником.
с
29
апрель
Модернизм
в
архитектуре.
Конструктивизм.Функционализм.
2
Беседа. Сообщения
30.
апрель
Синтез в искусстве XX века.
Режиссерский театр.
1
31.
апрель
Кинематограф XX века.
2
32.
май
Стилистическая
музыки XX века.
разнородность
1
Работа с учебником и
видеофрагментами х/ф
Эссе.
Работа с учебником
33.
май
Постмодернистское
мировосприятие — возвращение к
мифологическим истокам.
1
Беседа.
Работа с учебником.