Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки
РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
с
изменениями
и
дополнениями).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
Автор/Авторский
Название
номер
коллектив
учебника
Н.Ф.
Основы
Виноградова,
духовно-
учебника
Класс
Издатель
Нормативный
учебника
документ
М.:
приказ
Вентана-
Минобрнауки
Граф,
РФ
2019
декабря
в
Федеральном
перечне
1.2.2.1.1.1.
В.И.
5 класс
Власенко, нравственной
А.В. Поляков
культуры
народов
от
28
2018
г. № 345
России
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования изучение новой обязательной предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и
пятом классах.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить
процесс воспитания в
гимназии не только новым содержанием (ознакомление с
традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности
российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных
верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей,
которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» –
формирование
первоначальных
представлений
о
светской
этике,
мотиваций
к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
•
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
личности, семьи, общества;
•
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
•
развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога и др.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется
их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается
большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для
общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже
располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии
«культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном
уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники
могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо
владеют
информационными
умениями
и
способны
работать
с
информацией,
представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных
методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с
информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из
реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и
взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с
рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь
веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде
(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений
о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение
знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым
явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам,
правилам
поведения
и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя
новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный
характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при
особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на
следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской
культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной
жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы
«Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,
«Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и
культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и
в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса
и тесно
связан
с
содержанием
других
предметных
областей,
прежде
всего,
«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным
средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии
с
программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что
обогащает содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными
сторонами
культуры
народов
России:
фольклором, декоративно-
прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами
и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной
религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего
поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина
многонационального
государства
–
толерантность,
доброжелательность, эмпатию,
гуманизм и др.
2.
Принцип
природосообразности.
В
младшем
подростковом
возрасте
у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской
стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый
жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских
идей,
тягу
к эмоциональным впечатлениям, стремление к
самоанализу и
самостоятельности.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных
культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о
ценностях, представленных как в традиционной
народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка
начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее
развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4.
Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном
крае,
городе,
деревне
может
стать
основой
формирования
системы
ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной
этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая
родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из
элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5
классе отводится 1 час в неделю (всего 34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути
достижения целей,
в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
1)
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание учебного курса
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и
др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и
др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
«В мире культуры»
4 часа
2
«Нравственные ценности российского народа»
14 часов
3
«Религия и культура»
10 часов
4
«Как сохранить духовные ценности»
4 часа
5
«Твой духовный мир»
2 часа
Всего за учебный год:
34 часа
Календарно-тематическое планированиепо ОДНКНР 5 класс
№ Тема
урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
предметные
личностные
Дата
метапредметные
п/
п
1
Величие
Учебный диалог: чтение и
Определять и
Оформлять свои мысли
Выбирать способы
многонац обсуждение текста учебника.
формулировать цель
в устной и письменной
достижения цели,
ионально Рассматривание и анализ
своей деятельности,
речи: составлять
проверять и
й
иллюстративного
решаемую проблему,
монологические
корректировать их.
российск
«Что мы можем сказать о
поставленную задачу.
высказывания и
Составлять разные
ой
профессии этих людей? Чем
Строить
небольшие
виды планов; следовать
культур
они прославили Россию?».
предположения,
повествовательные
плану, сверяя с ним
материала
сентябрь
ы
Восприятие
и
оценка
информации,
представленной
2
Величие
многонац
ионально
й
российск
ой
культур
ы
3
видеофильме.
прогнозировать круг
тексты с элементами
свои действия и
возможных действий.
рассуждения.
ориентируясь во
в
времени.
Выделение
сентябрь
Анализировать текст,
главной мысли рассказа
выделять в нём главное
учителя о жизни и творчестве
и формулировать
Шолом-Алейхема. Обсуждение
своими словами.
докладов и презентаций
учащихся на тему «Словесный
портрет выдающегося
деятеля
культуры России».
Человек
Чтение и обсуждение текста
Определять и
Выделять поступки, за
Организовывать работу
– творец
учебника «Человек
–
формулировать цель
которые человек может
в паре и в группе,
и
творец
носитель
своей деятельности,
и должен чувствовать
сотрудничать с
носитель
культуры».
Конструирование
решаемую проблему,
стыд и вину.
одноклассниками,
культур
схем: «Человек
ы
культуры», «Человек –
и
–
носитель
поставленную задачу.
договариваться,
Строить
учитывая разные
сентябрь
4
Человек
творец культуры» (на основе
предположения,
мнения и
– творец
иллюстративного материала).
прогнозировать круг
придерживаясь
и
Восприятие и
возможных действий.
согласованных правил.
носитель
информации, представленной
Анализировать свои и
культур
в рассказе учителя «Что такое
чужие поступки с точки
ы
этика?». Учебный диалог
зрения норм морали,
обсуждение высказывания
сопоставлять и
Аристотеля об этике.
оценивать их
оценка
сентябрь
Совместная деятельность в
группах:
«Объяснение
значения пословиц и поговорок
разных народов». Работа с
рубриками «Жил на свете
человек» и «Для
любознательных» (составление
плана пересказа текстов).
5
«Береги
Объяснение значения
Определять и
Выделять поступки, за
Выбирать способы
землю
пословиц
и поговорок о
формулировать цель
которые человек может
достижения цели,
родимую, Родине и патриотических
своей деятельности,
и должен чувствовать
проверять и
как мать
решаемую проблему,
стыд и вину.
корректировать их.
чувствах.
Чтение текста
любимую «НюргунБоотур –
»
поставленную задачу.
Составлять разные
стремительный» и составление
Строить
виды планов; следовать
словесного портрета героя.
предположения,
плану, сверяя с ним
октябрь
Оценка образца
словесного
портрета, представленного
прогнозировать круг
свои действия и
возможных действий.
ориентируясь во
учителем. Совместная
времени.
деятельность
Анализировать текст,
в
парах:
чтение и обсуждение
выделять в нём главное
башкирской легенды об Урал-
и формулировать
батыре.
своими словами.
Рассматривание иллюстраций к
Анализировать свои и
текстам, анализ и оценка
чужие поступки с точки
выразительных
зрения норм морали,
средств.
Учебный диалог «Обсудим
сопоставлять и
вместе»: сравнение эпических
оценивать их
героев.
6
«Береги
Объяснение значения
Определять и
Выделять поступки, за
Выбирать способы
землю
пословиц
и поговорок о
формулировать цель
которые человек может
достижения цели,
родимую, Родине и патриотических
своей деятельности,
и должен чувствовать
проверять и
как мать
решаемую проблему,
стыд и вину.
корректировать их.
чувствах.
Чтение текста
любимую «НюргунБоотур –
»
поставленную задачу.
Составлять разные
стремительный» и составление
Строить
виды планов; следовать
словесного портрета героя.
предположения,
плану, сверяя с ним
Оценка образца
прогнозировать круг
свои действия и
возможных действий.
ориентируясь во
словесного
портрета, представленного
учителем. Совместная
времени.
октябрь
деятельность
в
парах:
Анализировать текст,
чтение и обсуждение
выделять в нём главное
башкирской легенды об Урал-
и формулировать
батыре.
своими словами.
Рассматривание иллюстраций к
Анализировать свои и
текстам, анализ и оценка
чужие поступки с точки
выразительных
зрения норм морали,
средств.
Учебный диалог «Обсудим
сопоставлять и
вместе»: сравнение эпических
оценивать их
героев.
7
Жизнь
Работа с информацией,
Определять и
Анализировать свои и
ратными
представленной в тексте.
формулировать цель
чужие поступки с точки достижения цели,
подвигам
Выделение главной мысли
своей деятельности,
зрения норм морали,
проверять и
и полна
рассказа-дополнения учителя.
решаемую проблему,
сопоставлять и
корректировать их.
Работа с рубрикой
поставленную задачу.
оценивать их. Выделять Составлять разные
«Картинная
Строить
поступки, за которые
виды планов; следовать
предположения,
человек может и
плану, сверяя с ним
Чтение и оценка информации прогнозировать круг
должен чувствовать
свои действия и
из текстов об участии
стыд и вину.
ориентируясь во
галерея»:
описание героя картины.
в
возможных действий.
Выбирать способы
Великой Отечественной войне
времени.
представителей разных народов
Анализировать текст,
России.
выделять в нём главное
и формулировать
октябрь
своими словами.
8
Жизнь
Работа с информацией,
Определять и
Анализировать свои и
ратными
представленной в тексте.
формулировать цель
чужие поступки с точки достижения цели,
подвигам
Выделение главной мысли
своей деятельности,
зрения норм морали,
проверять и
и полна
рассказа-дополнения учителя.
решаемую проблему,
сопоставлять и
корректировать их.
Работа с рубрикой
поставленную задачу.
оценивать их. Выделять Составлять разные
«Картинная
Строить
поступки, за которые
виды планов; следовать
предположения,
человек может и
плану, сверяя с ним
Чтение и оценка информации прогнозировать круг
должен чувствовать
свои действия и
из текстов об участии
стыд и вину.
ориентируясь во
галерея»:
описание героя картины.
в
возможных действий.
Выбирать способы
Великой Отечественной войне
времени.
представителей разных народов
Анализировать текст,
России.
выделять в нём главное
октябрь
и формулировать
своими словами.
9
В труде –
Чтение и определение главной
Определять и
Делать нравственный
Выбирать способы
красота
мысли текста. Объяснение
формулировать цель
выбор в моделях
достижения цели,
человека
значения пословиц
своей деятельности,
жизненных ситуаций и
проверять и
(поговорок).
решаемую проблему,
обосновывать его.
корректировать их.
Совместная деятельность в
поставленную задачу.
Составлять разные
парах: чтение и анализ текста
Строить
виды планов; следовать
татарской сказки «Звёздочка
предположения,
плану, сверяя с ним
Зухра».
прогнозировать круг
свои действия и
Чтение и
анализ
ноябрь
текста «Микула Селянинович»
возможных действий.
ориентируясь во
(учебник, с.38-40).
времени.
Коллективная оценка
Анализировать текст,
выполнения задания,
выделять в нём главное
обобщение: «Почему Микула
и формулировать
Селянинович стал героем
своими словами.
народных былин?». Анализ
сказки К. Ушинского «Два
плуга?»,
выделение главной
мысли.
1
В труде –
Чтение и определение главной
Определять и
Делать нравственный
Выбирать способы
0
красота
мысли текста. Объяснение
формулировать цель
выбор в моделях
достижения цели,
человека
значения пословиц
своей деятельности,
жизненных ситуаций и
проверять и
(поговорок).
решаемую проблему,
обосновывать его.
корректировать их.
Совместная деятельность в
поставленную задачу.
Составлять разные
парах: чтение и анализ текста
Строить
виды планов; следовать
татарской сказки «Звёздочка
предположения,
плану, сверяя с ним
Зухра».
прогнозировать круг
свои действия и
возможных действий.
ориентируясь во
Чтение и
анализ
текста «Микула Селянинович»
(учебник, с.38-40).
времени.
Коллективная оценка
Анализировать текст,
выполнения задания,
выделять в нём главное
обобщение: «Почему Микула
и формулировать
ноябрь
Селянинович стал героем
своими словами.
народных былин?». Анализ
сказки К. Ушинского «Два
плуга?»,
выделение главной
мысли.
1
«Плод
Учебный
1
добрых
диалог:
Определять и
Организовывать работу
обсуждение высказывания
формулировать цель
в паре и в группе,
трудов
буддийского
монаха
своей деятельности,
сотрудничать с
славен»
Шантидевы.
Определение
решаемую проблему,
одноклассниками,
поставленную задачу.
договариваться,
главной мысли текстов
учебника.
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных правил.
ноябрь
1
«Плод
Восприятие и оценка
Строить
Выделять поступки, за
Анализировать свои и
2
добрых
информации, представленной в
предположения,
которые человек может
чужие поступки с точки
трудов
рассказе учителя «Владимир
прогнозировать круг
и должен чувствовать
зрения норм морали,
славен»
Мономах о трудолюбии».
возможных действий.
стыд и вину.
сопоставлять и
Формулирование вывода по
декабрь
оценивать их.
материалам урока.
1
Люди
Чтение и работа с текстами
Встраивать этические
3
труда
учебника: Обсуждение
понятия в свою систему знакомой аудиторией
в устной и письменной
проблемы: «Как может
знаний, оперировать
(сверстников,
речи: составлять
проявляться любовь к Родине в
ими в рассуждениях.
родителей, педагогов) с
монологические
мирное время?» Учебный
сообщениями,
высказывания и
диалог: «Является ли учеба
используя
небольшие
трудом? Какие качества
иллюстративный ряд
повествовательные
должны быть у ученика,
(плакаты, макеты,
тексты с элементами
чтобы
презентации,
рассуждения.
его
труд
был
Выступать перед
успешным?». Анализ и оценка
отдельные слайды,
ситуаций из жизни сверстников.
таблицы, графики,
Оформлять свои мысли
декабрь
схемы).
1
Люди
Чтение и работа с текстами
Встраивать этические
Выступать перед
4
труда
учебника: Обсуждение
понятия в свою систему знакомой аудиторией
Оформлять свои мысли
в устной и письменной
декабрь
проблемы: «Как может
знаний, оперировать
(сверстников,
речи: составлять
проявляться любовь к Родине в
ими в рассуждениях.
родителей, педагогов) с
монологические
мирное время?» Учебный
сообщениями,
высказывания и
диалог: «Является ли учеба
используя
небольшие
трудом? Какие качества
иллюстративный ряд
повествовательные
должны быть у ученика,
(плакаты, макеты,
тексты с элементами
чтобы
презентации,
рассуждения.
его
труд
был
успешным?». Анализ и оценка
отдельные слайды,
ситуаций из жизни сверстников.
таблицы, графики,
схемы).
1
Бережное Оживление
5
отношен
Определять и
Делать нравственный
Организовывать работу
использование имеющихся
формулировать цель
выбор в моделях
в паре и в группе,
ие к
знаний: ответ на вопрос «Как
своей деятельности,
жизненных ситуаций и
сотрудничать с
природе
древние люди относились к
решаемую проблему,
обосновывать его.
одноклассниками,
природе?».
поставленную задачу.
договариваться,
информации, представленной в
Строить
учитывая разные
рассказе-обобщении учителя.
предположения,
мнения и
Совместная
прогнозировать круг
придерживаясь
возможных действий.
согласованных правил.
группах:
и
Анализ
работа
в
анализ
информации, представленной в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма.
Анализ
иллюстраций материалом
декабрь
(учебник, с. 53).
Обсуждение и формулирование
вывода по материалам урока.
1
Бережное Оживление
6
отношен
Определять и
Делать нравственный
Организовывать работу
использование имеющихся
формулировать цель
выбор в моделях
в паре и в группе,
ие к
знаний: ответ на вопрос «Как
своей деятельности,
жизненных ситуаций и
сотрудничать с
природе
древние люди относились к
решаемую проблему,
обосновывать его.
одноклассниками,
природе?».
поставленную задачу.
договариваться,
информации, представленной в
Строить
учитывая разные
рассказе-обобщении учителя.
предположения,
мнения и
Совместная
прогнозировать круг
придерживаясь
возможных действий.
согласованных правил.
группах:
и
Анализ
работа
в
анализ
информации, представленной в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма.
Анализ
иллюстраций материалом
(учебник, с. 53).
Обсуждение и формулирование
вывода по материалам урока.
январь
1
Семья –
Учебный
7
хранител
ь
диалог
на
Определять и
Анализировать текст,
Формулировать
основе иллюстративного
формулировать цель
выделять в нём главное
смысловое содержание
материала. Коммуникативная
своей деятельности,
и формулировать
иллюстраций,
духовных деятельность: «Послушаем
решаемую проблему,
своими словами.
связывать графическое
ценносте
друг друга» (традиции в моей
поставленную задачу.
й
семье).
январь
и текстовое
предоставление
информации
1
Семья –
Чтение и анализ текста
Строить
Анализировать текст,
Формулировать
8
хранител
стихотворения «Бабушкины
предположения,
выделять в нём главное
смысловое содержание
ь
сказки». Обсуждение
прогнозировать круг
и формулировать
иллюстраций,
возможных действий.
своими словами.
связывать графическое
духовных проблемы: «Отражение в
ценносте
фольклоре народов России
и текстовое
й
семейных ценностей».
представление
январь
информации
1
Роль
Оживление имеющегося опыта
Определять и
Сопоставлять своё
Находить нужную
9
религии
и знаний: высказывания на
формулировать цель
мнение с мнениями
информацию в
в
тему: «О каких религиозных
своей деятельности,
других людей,
печатных и
развитии
праздниках мы уже знаем? Что
решаемую проблему,
находить полезную для
электронных
культур
мы можем рассказать о
поставленную задачу.
себя информацию в их
источниках.
ы
православном храме, мечети,
Строить
позициях и
синагоге и пагоде? Восприятие
предположения,
высказываниях
и анализ информации,
прогнозировать круг
представленной в рассказе
возможных действий.
февраль
учителя. Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».
2
Роль
Оживление имеющегося опыта
Определять и
Сопоставлять своё
Находить нужную
0
религии
и знаний: высказывания на
формулировать цель
мнение с мнениями
информацию в
в
тему: «О каких религиозных
своей деятельности,
других людей,
печатных и
развитии
праздниках мы уже знаем? Что
решаемую проблему,
находить полезную для
электронных
культур
мы можем рассказать о
поставленную задачу.
себя информацию в их
источниках.
ы
православном храме, мечети,
Строить
позициях и
синагоге и пагоде? Восприятие
предположения,
высказываниях
и анализ информации,
прогнозировать круг
представленной в рассказе
возможных действий.
февраль
учителя. Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».
2
Культур
Обсуждение вопросов «Что мы
Встраивать этические
Выступать перед
Оформлять свои мысли
1
ное
знаем о христианской вере?
понятия в свою систему знакомой аудиторией
в устной и письменной
наследие
Когда Древняя Русь приняла
знаний, оперировать
(сверстников,
речи: составлять
христиан
христианство?» (по
ими в рассуждениях.
родителей, педагогов) с
монологические
ской
имеющемуся опыту). Чтение и
сообщениями,
высказывания и
Руси.
обсуждение текста учебника
используя
небольшие
«Откуда на Русь пришло
иллюстративный ряд
повествовательные
христианство?». Учебный
(плакаты, макеты,
тексты с элементами
диалог («Обсудим вместе»):
презентации,
рассуждения.
анализ информации,
отдельные слайды,
февраль
представленной в текстах
таблицы, графики,
учебника Чтение и выделение
схемы).
главной мысли текста о
Ярославе Мудром.
2
Культур
Обсуждение вопросов «Что мы
Встраивать этические
Выступать перед
Оформлять свои мысли
2
ное
знаем о христианской вере?
понятия в свою систему знакомой аудиторией
в устной и письменной
наследие
Когда Древняя Русь приняла
знаний, оперировать
(сверстников,
речи: составлять
христиан
христианство?» (по
ими в рассуждениях.
родителей, педагогов) с
монологические
ской
имеющемуся опыту). Чтение и
сообщениями,
высказывания и
Руси.
обсуждение текста учебника
используя
небольшие
«Откуда на Русь пришло
иллюстративный ряд
повествовательные
христианство?». Учебный
(плакаты, макеты,
тексты с элементами
диалог («Обсудим вместе»):
презентации,
рассуждения.
анализ информации,
отдельные слайды,
представленной в текстах
таблицы, графики,
учебника Чтение и выделение
схемы).
февраль
главной мысли текста о
Ярославе Мудром.
2
Культура Чтение и обсуждение текста Определять и
Сопоставлять своё
Выделять нравственные Март
3
ислама
мнение с мнениями
мотивы в действиях
других людей,
персонажей
находить полезную для
художественных
себя информацию в их
произведений,
учебника
ислама».
«Золотой
культуры».
«Возникновение формулировать цель
Учебный
век
диалог своей деятельности,
исламской решаемую проблему,
Анализ поставленную задачу.
информации, представленной в Строить
позициях и
одноклассников и
рассказе учителя о великом предположения,
высказываниях
других людей.
персидском и таджикском поэте прогнозировать круг
Фирдоуси.
Чтение
и возможных действий.
обсуждение текста учебника о
мечети.
Рассматривание
иллюстраций,
оценка
информации, представленной в
видеофильме.
2
Культура Чтение и обсуждение текста Определять и
Сопоставлять своё
Выделять нравственные март
4
ислама
мнение с мнениями
мотивы в действиях
других людей,
персонажей
находить полезную для
художественных
себя информацию в их
произведений,
информации, представленной в Строить
позициях и
одноклассников и
рассказе учителя о великом предположения,
высказываниях
других людей.
учебника
ислама».
«Возникновение формулировать цель
Учебный
«Золотой
век
диалог своей деятельности,
исламской решаемую проблему,
культуры».
Анализ поставленную задачу.
персидском и таджикском поэте прогнозировать круг
Фирдоуси.
Чтение
и возможных действий.
обсуждение текста учебника о
мечети.
иллюстраций,
Рассматривание
оценка
информации, представленной в
видеофильме.
2
Иудаизм
Чтение и обсуждение текста Определять и
Открывать для себя
Находить нужную
5
и
учебника «Как всё начиналось». формулировать цель
значение этических
информацию в
культура
Практическая
понятий, объяснять их
печатных и
смысл своими словами.
электронных
нахождение
Палестины
работа: своей деятельности,
на
и
других
карте решаемую проблему,
мест, поставленную задачу.
март
источниках.
связанных с ранней историей
иудаизма.
2
Иудаизм
Беседа-повторение
6
и
культура
Строить
Открывать для себя
Находить нужную
пройденного по вопросам: «Что предположения,
значение этических
информацию в
такое Ветхий Завет? Частью прогнозировать круг
понятий, объяснять их
печатных и
какой книги он является? Какие возможных действий.
смысл своими словами.
электронных
религии признают Ветхий Завет
священной
книгой?».
Анализ
информации, представленной в
материале рубрики «Жил на
свете человек» и «Картинная
галерея»,
составление
повествования
по
сюжету
картины. Беседа по тексту и
иллюстрациям учебника «Дом
окнами
на
Восток»Игра-
источниках.
март
экскурсия «Иудейская история в
произведениях
живописи»
(учебник,
2
Культур
Обсуждение проблемы: какие Встраивать этические
7
ные
народы
традиции
буддизм (на основе имеющихся знаний, оперировать
(сверстников,
речи: составлять
буддизма
знаний). Анализ информации, ими в рассуждениях.
родителей, педагогов) с
монологические
РФ
Выступать перед
исповедуют понятия в свою систему знакомой аудиторией
Оформлять свои мысли
в устной и письменной
апрель
2
Культур
представленной
8
ные
в
сообщениями,
высказывания и
учителя «Буддизм в России»,
используя
небольшие
традиции
составление плана пересказа.
иллюстративный ряд
повествовательные
буддизма
Практическая работа с картой:
(плакаты, макеты,
тексты с элементами
нахождение мест, связанных с
презентации,
рассуждения.
ранней
буддизма.
отдельные слайды,
Анализ и оценка информации,
таблицы, графики,
представленной
схемы).
историей
рассказе
в
текстах
апрель
учебника. Составление плана
пересказа текста «Буддийский
монастырь».
обсуждение
Просмотр
и
видеофильма
«Искусство танка».
2
Забота
Оценка информации,
Сопоставлять своё
Анализировать текст,
Участвовать в
9
государст
представленной в рассказе
мнение с мнениями
выделять в нём главное
дискуссии,
ва о
учителя «Забота государства о
других людей,
и формулировать
выслушивать
сохранен
сохранении духовных
находить полезную для
своими словами.
одноклассников,
ии
ценностей». Чтение и
себя информацию в их
выделяя в их речи
духовных обсуждение главной мысли
позициях и
мнения и аргументы.
ценносте
текстов учебника. Составление
высказываниях.
й
плана пересказа текста
апрель
3
Забота
«Храм Христа Спасителя»;
Обсуждать разные
Анализировать текст,
Уметь задавать
0
государст
чтение и выделение главной
мнения, оценивать их с
выделять в нём главное
вопросы; излагать своё
ва о
мысли текста «Охраняется
точки зрения норм
и формулировать
мнение, используя
сохранен
государством».
морали и логики
своими словами.
аргументы.
ии
Конструирование вывода по
духовных теме.
ценносте
й
апрель
3
Хранить
Учебный диалог: обсуждение
Осознание
Осознание своей
Высказывать
1
память
статьи Д. Лихачева «Память».
целостности
принадлежности к
предположения о
предков
Оценка информации,
окружающего мира,
народу,
последствиях
представленной в рассказе-
расширение знаний о
национальности,
неправильного
объяснении учителя. Выделение
российской
стране, государству;
(безнравственного)
главной мысли рассказа.
многонациональной
чувство привязанности
поведения человека.
культуре, особенностях
и любви к малой
традиционных религий
родине, гордости и за
России.
своё Отечество,
российский народ и
историю России
(элементы гражданской
идентичности.
май
3
Хранить
Чтение и анализ текста
Использование
Понимание роли
Оценивать свои
2
память
учебника «Творить
полученных знаний в
человека в обществе,
поступки, соотнося их
предков
Коммуникативная
продуктивной и
принятие норм
с правилами
деятельность: послушаем друг
преобразующей
нравственного
нравственности и
друга, выскажем свое мнение:
деятельности;
поведения.
этики; намечать
можем ли мы принять
способность к работе с
способы
участие
информацией,
саморазвития.
благо».
в
благотворительности?
представленной
Составление
разными средствами
портрета
май
героя художественного
полотна (И. Репин. Портрет
С.И. Мамонтова).Учебный
диалог
(обсудим вместе):
оценим жизненные истории.
3
Твой
3
Анализ информации,
Расширение кругозора
Проявление гуманного
Участвовать в
духовный представленной в объяснении
и культурного опыта
отношения,
диалоге: высказывать
мир
учителя «Что такое этикет и
школьника,
толерантности к
свои суждения,
зачем он
формирование
людям, правильного
анализировать
Практическая работа «Учимся
умения воспринимать
взаимодействия в
высказывания
быть образованными». Учебный
мир не только
совместной
участников беседы,
диалог: обсудим вместе,
рационально, но и
деятельности,
добавлять, приводить
заполним устно таблицу,
образно.
независимо от
доказательства.
возраста,
Создавать по
нужен?».
дополним ее. Совместная
май
деятельность в группах: анализ
национальности,
изображениям
информации, представленной в
вероисповедания
(художественным
дидактических текстах К.Д.
участников диалога
полотнам, иконам,
Ушинского. Составление
или деятельности;
иллюстрациям)
описательного рассказа по
стремление к развитию
словесный портрет
картине П. Федотова «Свежий
интеллектуальных,
героя. Оценивать
кавалер». Сюжетная игра
нравственных,
поступки реальных
«Разговор с младшим
эстетических
лиц, героев
братишкой (сестренкой) об
потребностей.
произведений,
этикете».
высказывания
известных личностей.
3
Итоговое
Использование
Сопоставлять своё
Участвовать в
4
повторен
полученных знаний в
мнение с мнениями
дискуссии,
ие
продуктивной и
других людей,
выслушивать
преобразующей
находить полезную для
одноклассников,
деятельности;
себя информацию в их
выделяя в их речи
способность к работе с
позициях и
мнения и аргументы;
информацией,
высказываниях.
задавать вопросы;
представленной разным Обсуждать разные
излагать своё мнение,
Сопоставлять своё
мнения, оценивать их с
используя аргументы
мнение с мнениями
точки зрения норм
Высказывать
других людей,
морали и логики
предположения о
находить полезную для
последствиях
май
себя информацию в их
неправильного
позициях и
(безнравственного)
высказываниях.
поведения человека.
Обсуждать разные
Оценивать свои
мнения, оценивать их с
поступки, соотнося их
точки зрения норм
с правилами
морали
нравственности и
этики; намечать
способы
саморазвития.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во уроков
1-2
Величие многонациональной российской культуры
2
3-4
Человек – творец и носитель культуры
2
5-6
«Береги землю родимую, как мать любимую»
2
7-8
Жизнь ратными подвигами полна
2
9-10
В труде – красота человека
2
11-12
«Плод добрых трудов славен»
2
13-14
Люди труда
2
15-16
Бережное отношение к природе
2
17-18
Семья – хранитель духовных ценностей
2
19-20
Роль религии в развитии культуры
2
21-22
Культурное наследие христианской Руси.
2
23-24
Культура ислама
2
25-26
Иудаизм и культура
2
27-28
Культурные традиции буддизма
2
29-30
Забота государства о сохранении духовных ценностей
2
31-32
Хранить память предков
2
33
Твой духовный мир
1
34
Итоговое повторение
1