РП Основы духовно-нравственной культуры народов России (5-6 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки
РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного

стандарта

основного

общего

образования»

с

изменениями

и

дополнениями).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый

Автор/Авторский

Название

номер

коллектив

учебника

Н.Ф.

Основы

Виноградова,

духовно-

учебника

Класс

Издатель

Нормативный

учебника

документ

М.:

приказ

Вентана-

Минобрнауки

Граф,

РФ

2019

декабря

в

Федеральном
перечне
1.2.2.1.1.1.

В.И.

5 класс

Власенко, нравственной

А.В. Поляков

культуры
народов

от

28
2018

г. № 345

России
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования изучение новой обязательной предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и
пятом классах.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить
процесс воспитания в

гимназии не только новым содержанием (ознакомление с

традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности
российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных
верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей,
которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» –
формирование

первоначальных

представлений

о

светской

этике,

мотиваций

к

осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.

Задачи курса:
•

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
личности, семьи, общества;

•

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;

•

развитие

способностей

обучающихся

к

общению

в

полиэтничной,

разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога и др.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется
их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается
большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для
общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже
располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии
«культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном
уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники
могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо
владеют

информационными

умениями

и

способны

работать

с

информацией,

представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных
методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с
информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из
реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и
взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с
рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь
веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде
(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений
о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение
знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым
явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам,
правилам

поведения

и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя

новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный
характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при
особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на
следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской
культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной
жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы
«Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,
«Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и
культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и
в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса
и тесно

связан

с

содержанием

других

предметных

областей,

прежде

всего,

«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным
средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии

с

программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что
обогащает содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными

сторонами

культуры

народов

России:

фольклором, декоративно-

прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами
и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной
религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего

поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина
многонационального

государства

–

толерантность,

доброжелательность, эмпатию,

гуманизм и др.
2.

Принцип

природосообразности.

В

младшем

подростковом

возрасте

у

формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской
стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый
жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских
идей,

тягу

к эмоциональным впечатлениям, стремление к

самоанализу и

самостоятельности.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных
культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о
ценностях, представленных как в традиционной

народной культуре, так и в

религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка
начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее
развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4.

Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается

актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном

крае,

городе,

деревне

может

стать

основой

формирования

системы

ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной
этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая
родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из
элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5
классе отводится 1 час в неделю (всего 34 часа).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные:
1)

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути

достижения целей,

в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать

учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации.
Предметные результаты:
1)

воспитание

способности

к

духовному

развитию,

нравственному

самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных

религий и

гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание учебного курса
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и
др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и
др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.

Учебно - тематическое планирование
№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

«В мире культуры»

4 часа

2

«Нравственные ценности российского народа»

14 часов

3

«Религия и культура»

10 часов

4

«Как сохранить духовные ценности»

4 часа

5

«Твой духовный мир»

2 часа

Всего за учебный год:

34 часа

Календарно-тематическое планированиепо ОДНКНР 5 класс
№ Тема
урока

Основные виды учебной
деятельности

Планируемые результаты
предметные

личностные

Дата
метапредметные

п/
п
1

Величие

Учебный диалог: чтение и

Определять и

Оформлять свои мысли

Выбирать способы

многонац обсуждение текста учебника.

формулировать цель

в устной и письменной

достижения цели,

ионально Рассматривание и анализ

своей деятельности,

речи: составлять

проверять и

й

иллюстративного

решаемую проблему,

монологические

корректировать их.

российск

«Что мы можем сказать о

поставленную задачу.

высказывания и

Составлять разные

ой

профессии этих людей? Чем

Строить

небольшие

виды планов; следовать

культур

они прославили Россию?».

предположения,

повествовательные

плану, сверяя с ним

материала

сентябрь

ы

Восприятие

и

оценка

информации,
представленной
2

Величие
многонац
ионально
й
российск
ой
культур
ы

3

видеофильме.

прогнозировать круг

тексты с элементами

свои действия и

возможных действий.

рассуждения.

ориентируясь во

в

времени.

Выделение

сентябрь

Анализировать текст,

главной мысли рассказа

выделять в нём главное

учителя о жизни и творчестве

и формулировать

Шолом-Алейхема. Обсуждение

своими словами.

докладов и презентаций
учащихся на тему «Словесный
портрет выдающегося
деятеля

культуры России».

Человек

Чтение и обсуждение текста

Определять и

Выделять поступки, за

Организовывать работу

– творец

учебника «Человек

–

формулировать цель

которые человек может

в паре и в группе,

и

творец

носитель

своей деятельности,

и должен чувствовать

сотрудничать с

носитель

культуры».

Конструирование

решаемую проблему,

стыд и вину.

одноклассниками,

культур

схем: «Человек

ы

культуры», «Человек –

и

–

носитель

поставленную задачу.

договариваться,

Строить

учитывая разные

сентябрь

4

Человек

творец культуры» (на основе

предположения,

мнения и

– творец

иллюстративного материала).

прогнозировать круг

придерживаясь

и

Восприятие и

возможных действий.

согласованных правил.

носитель

информации, представленной

Анализировать свои и

культур

в рассказе учителя «Что такое

чужие поступки с точки

ы

этика?». Учебный диалог

зрения норм морали,

обсуждение высказывания

сопоставлять и

Аристотеля об этике.

оценивать их

оценка

сентябрь

Совместная деятельность в
группах:

«Объяснение

значения пословиц и поговорок
разных народов». Работа с
рубриками «Жил на свете
человек» и «Для
любознательных» (составление
плана пересказа текстов).
5

«Береги

Объяснение значения

Определять и

Выделять поступки, за

Выбирать способы

землю

пословиц

и поговорок о

формулировать цель

которые человек может

достижения цели,

родимую, Родине и патриотических

своей деятельности,

и должен чувствовать

проверять и

как мать

решаемую проблему,

стыд и вину.

корректировать их.

чувствах.

Чтение текста

любимую «НюргунБоотур –
»

поставленную задачу.

Составлять разные

стремительный» и составление

Строить

виды планов; следовать

словесного портрета героя.

предположения,

плану, сверяя с ним

октябрь

Оценка образца

словесного

портрета, представленного

прогнозировать круг

свои действия и

возможных действий.

ориентируясь во

учителем. Совместная

времени.

деятельность

Анализировать текст,

в

парах:

чтение и обсуждение

выделять в нём главное

башкирской легенды об Урал-

и формулировать

батыре.

своими словами.

Рассматривание иллюстраций к

Анализировать свои и

текстам, анализ и оценка

чужие поступки с точки

выразительных

зрения норм морали,

средств.

Учебный диалог «Обсудим

сопоставлять и

вместе»: сравнение эпических

оценивать их

героев.
6

«Береги

Объяснение значения

Определять и

Выделять поступки, за

Выбирать способы

землю

пословиц

и поговорок о

формулировать цель

которые человек может

достижения цели,

родимую, Родине и патриотических

своей деятельности,

и должен чувствовать

проверять и

как мать

решаемую проблему,

стыд и вину.

корректировать их.

чувствах.

Чтение текста

любимую «НюргунБоотур –
»

поставленную задачу.

Составлять разные

стремительный» и составление

Строить

виды планов; следовать

словесного портрета героя.

предположения,

плану, сверяя с ним

Оценка образца

прогнозировать круг

свои действия и

возможных действий.

ориентируясь во

словесного

портрета, представленного
учителем. Совместная

времени.

октябрь

деятельность

в

парах:

Анализировать текст,

чтение и обсуждение

выделять в нём главное

башкирской легенды об Урал-

и формулировать

батыре.

своими словами.

Рассматривание иллюстраций к

Анализировать свои и

текстам, анализ и оценка

чужие поступки с точки

выразительных

зрения норм морали,

средств.

Учебный диалог «Обсудим

сопоставлять и

вместе»: сравнение эпических

оценивать их

героев.
7

Жизнь

Работа с информацией,

Определять и

Анализировать свои и

ратными

представленной в тексте.

формулировать цель

чужие поступки с точки достижения цели,

подвигам

Выделение главной мысли

своей деятельности,

зрения норм морали,

проверять и

и полна

рассказа-дополнения учителя.

решаемую проблему,

сопоставлять и

корректировать их.

Работа с рубрикой

поставленную задачу.

оценивать их. Выделять Составлять разные

«Картинная

Строить

поступки, за которые

виды планов; следовать

предположения,

человек может и

плану, сверяя с ним

Чтение и оценка информации прогнозировать круг

должен чувствовать

свои действия и

из текстов об участии

стыд и вину.

ориентируясь во

галерея»:

описание героя картины.
в

возможных действий.

Выбирать способы

Великой Отечественной войне

времени.

представителей разных народов

Анализировать текст,

России.

выделять в нём главное
и формулировать

октябрь

своими словами.
8

Жизнь

Работа с информацией,

Определять и

Анализировать свои и

ратными

представленной в тексте.

формулировать цель

чужие поступки с точки достижения цели,

подвигам

Выделение главной мысли

своей деятельности,

зрения норм морали,

проверять и

и полна

рассказа-дополнения учителя.

решаемую проблему,

сопоставлять и

корректировать их.

Работа с рубрикой

поставленную задачу.

оценивать их. Выделять Составлять разные

«Картинная

Строить

поступки, за которые

виды планов; следовать

предположения,

человек может и

плану, сверяя с ним

Чтение и оценка информации прогнозировать круг

должен чувствовать

свои действия и

из текстов об участии

стыд и вину.

ориентируясь во

галерея»:

описание героя картины.
в

возможных действий.

Выбирать способы

Великой Отечественной войне

времени.

представителей разных народов

Анализировать текст,

России.

выделять в нём главное

октябрь

и формулировать
своими словами.
9

В труде –

Чтение и определение главной

Определять и

Делать нравственный

Выбирать способы

красота

мысли текста. Объяснение

формулировать цель

выбор в моделях

достижения цели,

человека

значения пословиц

своей деятельности,

жизненных ситуаций и

проверять и

(поговорок).

решаемую проблему,

обосновывать его.

корректировать их.

Совместная деятельность в

поставленную задачу.

Составлять разные

парах: чтение и анализ текста

Строить

виды планов; следовать

татарской сказки «Звёздочка

предположения,

плану, сверяя с ним

Зухра».

прогнозировать круг

свои действия и

Чтение и

анализ

ноябрь

текста «Микула Селянинович»

возможных действий.

ориентируясь во

(учебник, с.38-40).

времени.

Коллективная оценка

Анализировать текст,

выполнения задания,

выделять в нём главное

обобщение: «Почему Микула

и формулировать

Селянинович стал героем

своими словами.

народных былин?». Анализ
сказки К. Ушинского «Два
плуга?»,

выделение главной

мысли.
1

В труде –

Чтение и определение главной

Определять и

Делать нравственный

Выбирать способы

0

красота

мысли текста. Объяснение

формулировать цель

выбор в моделях

достижения цели,

человека

значения пословиц

своей деятельности,

жизненных ситуаций и

проверять и

(поговорок).

решаемую проблему,

обосновывать его.

корректировать их.

Совместная деятельность в

поставленную задачу.

Составлять разные

парах: чтение и анализ текста

Строить

виды планов; следовать

татарской сказки «Звёздочка

предположения,

плану, сверяя с ним

Зухра».

прогнозировать круг

свои действия и

возможных действий.

ориентируясь во

Чтение и

анализ

текста «Микула Селянинович»
(учебник, с.38-40).

времени.

Коллективная оценка

Анализировать текст,

выполнения задания,

выделять в нём главное

обобщение: «Почему Микула

и формулировать

ноябрь

Селянинович стал героем

своими словами.

народных былин?». Анализ
сказки К. Ушинского «Два
плуга?»,

выделение главной

мысли.
1

«Плод

Учебный

1

добрых

диалог:

Определять и

Организовывать работу

обсуждение высказывания

формулировать цель

в паре и в группе,

трудов

буддийского

монаха

своей деятельности,

сотрудничать с

славен»

Шантидевы.

Определение

решаемую проблему,

одноклассниками,

поставленную задачу.

договариваться,

главной мысли текстов
учебника.

учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных правил.

ноябрь

1

«Плод

Восприятие и оценка

Строить

Выделять поступки, за

Анализировать свои и

2

добрых

информации, представленной в

предположения,

которые человек может

чужие поступки с точки

трудов

рассказе учителя «Владимир

прогнозировать круг

и должен чувствовать

зрения норм морали,

славен»

Мономах о трудолюбии».

возможных действий.

стыд и вину.

сопоставлять и

Формулирование вывода по

декабрь

оценивать их.

материалам урока.

1

Люди

Чтение и работа с текстами

Встраивать этические

3

труда

учебника: Обсуждение

понятия в свою систему знакомой аудиторией

в устной и письменной

проблемы: «Как может

знаний, оперировать

(сверстников,

речи: составлять

проявляться любовь к Родине в

ими в рассуждениях.

родителей, педагогов) с

монологические

мирное время?» Учебный

сообщениями,

высказывания и

диалог: «Является ли учеба

используя

небольшие

трудом? Какие качества

иллюстративный ряд

повествовательные

должны быть у ученика,

(плакаты, макеты,

тексты с элементами

чтобы

презентации,

рассуждения.

его

труд

был

Выступать перед

успешным?». Анализ и оценка

отдельные слайды,

ситуаций из жизни сверстников.

таблицы, графики,

Оформлять свои мысли

декабрь

схемы).
1

Люди

Чтение и работа с текстами

Встраивать этические

Выступать перед

4

труда

учебника: Обсуждение

понятия в свою систему знакомой аудиторией

Оформлять свои мысли
в устной и письменной

декабрь

проблемы: «Как может

знаний, оперировать

(сверстников,

речи: составлять

проявляться любовь к Родине в

ими в рассуждениях.

родителей, педагогов) с

монологические

мирное время?» Учебный

сообщениями,

высказывания и

диалог: «Является ли учеба

используя

небольшие

трудом? Какие качества

иллюстративный ряд

повествовательные

должны быть у ученика,

(плакаты, макеты,

тексты с элементами

чтобы

презентации,

рассуждения.

его

труд

был

успешным?». Анализ и оценка

отдельные слайды,

ситуаций из жизни сверстников.

таблицы, графики,
схемы).

1

Бережное Оживление

5

отношен

Определять и

Делать нравственный

Организовывать работу

использование имеющихся

формулировать цель

выбор в моделях

в паре и в группе,

ие к

знаний: ответ на вопрос «Как

своей деятельности,

жизненных ситуаций и

сотрудничать с

природе

древние люди относились к

решаемую проблему,

обосновывать его.

одноклассниками,

природе?».

поставленную задачу.

договариваться,

информации, представленной в

Строить

учитывая разные

рассказе-обобщении учителя.

предположения,

мнения и

Совместная

прогнозировать круг

придерживаясь

возможных действий.

согласованных правил.

группах:

и

Анализ

работа

в

анализ

информации, представленной в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма.

Анализ

иллюстраций материалом

декабрь

(учебник, с. 53).
Обсуждение и формулирование
вывода по материалам урока.
1

Бережное Оживление

6

отношен

Определять и

Делать нравственный

Организовывать работу

использование имеющихся

формулировать цель

выбор в моделях

в паре и в группе,

ие к

знаний: ответ на вопрос «Как

своей деятельности,

жизненных ситуаций и

сотрудничать с

природе

древние люди относились к

решаемую проблему,

обосновывать его.

одноклассниками,

природе?».

поставленную задачу.

договариваться,

информации, представленной в

Строить

учитывая разные

рассказе-обобщении учителя.

предположения,

мнения и

Совместная

прогнозировать круг

придерживаясь

возможных действий.

согласованных правил.

группах:

и

Анализ

работа

в

анализ

информации, представленной в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма.

Анализ

иллюстраций материалом
(учебник, с. 53).
Обсуждение и формулирование
вывода по материалам урока.

январь

1

Семья –

Учебный

7

хранител
ь

диалог

на

Определять и

Анализировать текст,

Формулировать

основе иллюстративного

формулировать цель

выделять в нём главное

смысловое содержание

материала. Коммуникативная

своей деятельности,

и формулировать

иллюстраций,

духовных деятельность: «Послушаем

решаемую проблему,

своими словами.

связывать графическое

ценносте

друг друга» (традиции в моей

поставленную задачу.

й

семье).

январь

и текстовое
предоставление
информации

1

Семья –

Чтение и анализ текста

Строить

Анализировать текст,

Формулировать

8

хранител

стихотворения «Бабушкины

предположения,

выделять в нём главное

смысловое содержание

ь

сказки». Обсуждение

прогнозировать круг

и формулировать

иллюстраций,

возможных действий.

своими словами.

связывать графическое

духовных проблемы: «Отражение в
ценносте

фольклоре народов России

и текстовое

й

семейных ценностей».

представление

январь

информации
1

Роль

Оживление имеющегося опыта

Определять и

Сопоставлять своё

Находить нужную

9

религии

и знаний: высказывания на

формулировать цель

мнение с мнениями

информацию в

в

тему: «О каких религиозных

своей деятельности,

других людей,

печатных и

развитии

праздниках мы уже знаем? Что

решаемую проблему,

находить полезную для

электронных

культур

мы можем рассказать о

поставленную задачу.

себя информацию в их

источниках.

ы

православном храме, мечети,

Строить

позициях и

синагоге и пагоде? Восприятие

предположения,

высказываниях

и анализ информации,

прогнозировать круг

представленной в рассказе

возможных действий.

февраль

учителя. Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».
2

Роль

Оживление имеющегося опыта

Определять и

Сопоставлять своё

Находить нужную

0

религии

и знаний: высказывания на

формулировать цель

мнение с мнениями

информацию в

в

тему: «О каких религиозных

своей деятельности,

других людей,

печатных и

развитии

праздниках мы уже знаем? Что

решаемую проблему,

находить полезную для

электронных

культур

мы можем рассказать о

поставленную задачу.

себя информацию в их

источниках.

ы

православном храме, мечети,

Строить

позициях и

синагоге и пагоде? Восприятие

предположения,

высказываниях

и анализ информации,

прогнозировать круг

представленной в рассказе

возможных действий.

февраль

учителя. Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».
2

Культур

Обсуждение вопросов «Что мы

Встраивать этические

Выступать перед

Оформлять свои мысли

1

ное

знаем о христианской вере?

понятия в свою систему знакомой аудиторией

в устной и письменной

наследие

Когда Древняя Русь приняла

знаний, оперировать

(сверстников,

речи: составлять

христиан

христианство?» (по

ими в рассуждениях.

родителей, педагогов) с

монологические

ской

имеющемуся опыту). Чтение и

сообщениями,

высказывания и

Руси.

обсуждение текста учебника

используя

небольшие

«Откуда на Русь пришло

иллюстративный ряд

повествовательные

христианство?». Учебный

(плакаты, макеты,

тексты с элементами

диалог («Обсудим вместе»):

презентации,

рассуждения.

анализ информации,

отдельные слайды,

февраль

представленной в текстах

таблицы, графики,

учебника Чтение и выделение

схемы).

главной мысли текста о
Ярославе Мудром.
2

Культур

Обсуждение вопросов «Что мы

Встраивать этические

Выступать перед

Оформлять свои мысли

2

ное

знаем о христианской вере?

понятия в свою систему знакомой аудиторией

в устной и письменной

наследие

Когда Древняя Русь приняла

знаний, оперировать

(сверстников,

речи: составлять

христиан

христианство?» (по

ими в рассуждениях.

родителей, педагогов) с

монологические

ской

имеющемуся опыту). Чтение и

сообщениями,

высказывания и

Руси.

обсуждение текста учебника

используя

небольшие

«Откуда на Русь пришло

иллюстративный ряд

повествовательные

христианство?». Учебный

(плакаты, макеты,

тексты с элементами

диалог («Обсудим вместе»):

презентации,

рассуждения.

анализ информации,

отдельные слайды,

представленной в текстах

таблицы, графики,

учебника Чтение и выделение

схемы).

февраль

главной мысли текста о
Ярославе Мудром.
2

Культура Чтение и обсуждение текста Определять и

Сопоставлять своё

Выделять нравственные Март

3

ислама

мнение с мнениями

мотивы в действиях

других людей,

персонажей

находить полезную для

художественных

себя информацию в их

произведений,

учебника
ислама».
«Золотой
культуры».

«Возникновение формулировать цель
Учебный
век

диалог своей деятельности,
исламской решаемую проблему,
Анализ поставленную задачу.

информации, представленной в Строить

позициях и

одноклассников и

рассказе учителя о великом предположения,

высказываниях

других людей.

персидском и таджикском поэте прогнозировать круг
Фирдоуси.

Чтение

и возможных действий.

обсуждение текста учебника о
мечети.

Рассматривание

иллюстраций,

оценка

информации, представленной в
видеофильме.
2

Культура Чтение и обсуждение текста Определять и

Сопоставлять своё

Выделять нравственные март

4

ислама

мнение с мнениями

мотивы в действиях

других людей,

персонажей

находить полезную для

художественных

себя информацию в их

произведений,

информации, представленной в Строить

позициях и

одноклассников и

рассказе учителя о великом предположения,

высказываниях

других людей.

учебника
ислама».

«Возникновение формулировать цель
Учебный

«Золотой

век

диалог своей деятельности,
исламской решаемую проблему,

культуры».

Анализ поставленную задачу.

персидском и таджикском поэте прогнозировать круг
Фирдоуси.

Чтение

и возможных действий.

обсуждение текста учебника о
мечети.
иллюстраций,

Рассматривание
оценка

информации, представленной в
видеофильме.

2

Иудаизм

Чтение и обсуждение текста Определять и

Открывать для себя

Находить нужную

5

и

учебника «Как всё начиналось». формулировать цель

значение этических

информацию в

культура

Практическая

понятий, объяснять их

печатных и

смысл своими словами.

электронных

нахождение
Палестины

работа: своей деятельности,
на

и

других

карте решаемую проблему,
мест, поставленную задачу.

март

источниках.

связанных с ранней историей
иудаизма.

2

Иудаизм

Беседа-повторение

6

и
культура

Строить

Открывать для себя

Находить нужную

пройденного по вопросам: «Что предположения,

значение этических

информацию в

такое Ветхий Завет? Частью прогнозировать круг

понятий, объяснять их

печатных и

какой книги он является? Какие возможных действий.

смысл своими словами.

электронных

религии признают Ветхий Завет
священной

книгой?».

Анализ

информации, представленной в
материале рубрики «Жил на
свете человек» и «Картинная
галерея»,

составление

повествования

по

сюжету

картины. Беседа по тексту и
иллюстрациям учебника «Дом
окнами

на

Восток»Игра-

источниках.

март

экскурсия «Иудейская история в
произведениях

живописи»

(учебник,

2

Культур

Обсуждение проблемы: какие Встраивать этические

7

ные

народы

традиции

буддизм (на основе имеющихся знаний, оперировать

(сверстников,

речи: составлять

буддизма

знаний). Анализ информации, ими в рассуждениях.

родителей, педагогов) с

монологические

РФ

Выступать перед

исповедуют понятия в свою систему знакомой аудиторией

Оформлять свои мысли
в устной и письменной

апрель

2

Культур

представленной

8

ные

в

сообщениями,

высказывания и

учителя «Буддизм в России»,

используя

небольшие

традиции

составление плана пересказа.

иллюстративный ряд

повествовательные

буддизма

Практическая работа с картой:

(плакаты, макеты,

тексты с элементами

нахождение мест, связанных с

презентации,

рассуждения.

ранней

буддизма.

отдельные слайды,

Анализ и оценка информации,

таблицы, графики,

представленной

схемы).

историей

рассказе

в

текстах

апрель

учебника. Составление плана
пересказа текста «Буддийский
монастырь».
обсуждение

Просмотр

и

видеофильма

«Искусство танка».
2

Забота

Оценка информации,

Сопоставлять своё

Анализировать текст,

Участвовать в

9

государст

представленной в рассказе

мнение с мнениями

выделять в нём главное

дискуссии,

ва о

учителя «Забота государства о

других людей,

и формулировать

выслушивать

сохранен

сохранении духовных

находить полезную для

своими словами.

одноклассников,

ии

ценностей». Чтение и

себя информацию в их

выделяя в их речи

духовных обсуждение главной мысли

позициях и

мнения и аргументы.

ценносте

текстов учебника. Составление

высказываниях.

й

плана пересказа текста

апрель

3

Забота

«Храм Христа Спасителя»;

Обсуждать разные

Анализировать текст,

Уметь задавать

0

государст

чтение и выделение главной

мнения, оценивать их с

выделять в нём главное

вопросы; излагать своё

ва о

мысли текста «Охраняется

точки зрения норм

и формулировать

мнение, используя

сохранен

государством».

морали и логики

своими словами.

аргументы.

ии

Конструирование вывода по

духовных теме.
ценносте
й

апрель

3

Хранить

Учебный диалог: обсуждение

Осознание

Осознание своей

Высказывать

1

память

статьи Д. Лихачева «Память».

целостности

принадлежности к

предположения о

предков

Оценка информации,

окружающего мира,

народу,

последствиях

представленной в рассказе-

расширение знаний о

национальности,

неправильного

объяснении учителя. Выделение

российской

стране, государству;

(безнравственного)

главной мысли рассказа.

многонациональной

чувство привязанности

поведения человека.

культуре, особенностях

и любви к малой

традиционных религий

родине, гордости и за

России.

своё Отечество,
российский народ и
историю России
(элементы гражданской
идентичности.

май

3

Хранить

Чтение и анализ текста

Использование

Понимание роли

Оценивать свои

2

память

учебника «Творить

полученных знаний в

человека в обществе,

поступки, соотнося их

предков

Коммуникативная

продуктивной и

принятие норм

с правилами

деятельность: послушаем друг

преобразующей

нравственного

нравственности и

друга, выскажем свое мнение:

деятельности;

поведения.

этики; намечать

можем ли мы принять

способность к работе с

способы

участие

информацией,

саморазвития.

благо».

в

благотворительности?

представленной

Составление

разными средствами

портрета

май

героя художественного
полотна (И. Репин. Портрет
С.И. Мамонтова).Учебный
диалог

(обсудим вместе):

оценим жизненные истории.
3

Твой

3

Анализ информации,

Расширение кругозора

Проявление гуманного

Участвовать в

духовный представленной в объяснении

и культурного опыта

отношения,

диалоге: высказывать

мир

учителя «Что такое этикет и

школьника,

толерантности к

свои суждения,

зачем он

формирование

людям, правильного

анализировать

Практическая работа «Учимся

умения воспринимать

взаимодействия в

высказывания

быть образованными». Учебный

мир не только

совместной

участников беседы,

диалог: обсудим вместе,

рационально, но и

деятельности,

добавлять, приводить

заполним устно таблицу,

образно.

независимо от

доказательства.

возраста,

Создавать по

нужен?».

дополним ее. Совместная

май

деятельность в группах: анализ

национальности,

изображениям

информации, представленной в

вероисповедания

(художественным

дидактических текстах К.Д.

участников диалога

полотнам, иконам,

Ушинского. Составление

или деятельности;

иллюстрациям)

описательного рассказа по

стремление к развитию

словесный портрет

картине П. Федотова «Свежий

интеллектуальных,

героя. Оценивать

кавалер». Сюжетная игра

нравственных,

поступки реальных

«Разговор с младшим

эстетических

лиц, героев

братишкой (сестренкой) об

потребностей.

произведений,

этикете».

высказывания
известных личностей.

3

Итоговое

Использование

Сопоставлять своё

Участвовать в

4

повторен

полученных знаний в

мнение с мнениями

дискуссии,

ие

продуктивной и

других людей,

выслушивать

преобразующей

находить полезную для

одноклассников,

деятельности;

себя информацию в их

выделяя в их речи

способность к работе с

позициях и

мнения и аргументы;

информацией,

высказываниях.

задавать вопросы;

представленной разным Обсуждать разные

излагать своё мнение,

Сопоставлять своё

мнения, оценивать их с

используя аргументы

мнение с мнениями

точки зрения норм

Высказывать

других людей,

морали и логики

предположения о

находить полезную для

последствиях

май

себя информацию в их

неправильного

позициях и

(безнравственного)

высказываниях.

поведения человека.

Обсуждать разные

Оценивать свои

мнения, оценивать их с

поступки, соотнося их

точки зрения норм

с правилами

морали

нравственности и
этики; намечать
способы
саморазвития.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

1-2

Величие многонациональной российской культуры

2

3-4

Человек – творец и носитель культуры

2

5-6

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

7-8

Жизнь ратными подвигами полна

2

9-10

В труде – красота человека

2

11-12

«Плод добрых трудов славен»

2

13-14

Люди труда

2

15-16

Бережное отношение к природе

2

17-18

Семья – хранитель духовных ценностей

2

19-20

Роль религии в развитии культуры

2

21-22

Культурное наследие христианской Руси.

2

23-24

Культура ислама

2

25-26

Иудаизм и культура

2

27-28

Культурные традиции буддизма

2

29-30

Забота государства о сохранении духовных ценностей

2

31-32

Хранить память предков

2

33

Твой духовный мир

1

34

Итоговое повторение

1



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.