ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее –
ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика
содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных
и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо
от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать
еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес
к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи
подчѐркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всѐ это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ –
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4
классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 ч.)
Россия – наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.. Историческая связь
поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное
древо.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов,
населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие
верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России
религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные
тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и
предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия
и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной
жизни.
Раздел 2. Введение в православную культуру ( 28 ч.)
Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие
дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы
человечества.
Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв.
Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для
православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих.
Православная молитва перед учением.
Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в
христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание
славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия —
священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане
относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики
Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане
считают истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа.
Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало
проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды.
Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.
Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.
Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого
поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные
пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные
звоны.
Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое
«внутренний мир» человека. В чѐм заключается свобода для христианина. Как Библия
рассказывает о происхождении души христианина.
Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что
такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное
происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл
заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и
другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных
ценностей православия.
Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин
должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская
добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать
человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих
отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни
православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как
произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике
православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской
Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства.
Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и
убранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания
фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение
иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как
произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности
изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в
иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные
свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о
сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в
человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение
православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни
архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим
временем, здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане
благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная
проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о
своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа
человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные
Иисусом Христом согласно Евангелию. В чѐм состоит христианское учение о Святой
Троице. Что такое христианские добродетели и в чѐм они проявляются. Почему христиане
верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих.
Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения.
Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда
миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл
таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции.
Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного
монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время.
Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила
монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль
монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности.
Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше»
природы. Какую ответственность несѐт человек за сохранение природы. В чѐм
проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать
губительное воздействие на природу?
Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение
брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и
церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу.
Послушание и смирение как христианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война
бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные
народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя.
Поединок Пересвета с Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое
первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может
совершать человек (даже ребѐнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы
национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь,
культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви.
Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
Раздел 3. Подведение итогов курса (4 часа).
Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена
проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на
основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания
(творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина - 1ч
Этика – это наука о нравственной жизни человека - 1ч
Этика. Светская этика и еѐ значение в жизни человека. Вежливость, приветливость,
доброжелательность. Культура человека. Нравственные нормы поведения.
Этика общения - 4ч
Добрым жить на белом свете веселей (1ч)
Что такое доброта? Качества доброго человека.
Правила общения для всех (1ч)
Что такое чуткость, тактичность и деликатность? Золотое правило нравственности.
Принципы общения.
От добрых правил – добрые слова и поступки (1ч)
Добро и зло - главные этические категории. Почему нужно стремиться к добру и избегать
зла. Связь между добрым словом и добрым поступком.
Каждый интересен (1ч)
Каждый имеет свою особенность, индивидуальность. Правила общения. Что такое
дружба?
Этикет - 4ч
Премудрости этикета (1ч)
Что такое этикет. История этикета. Правила этикета
Красота этикета (1ч)
Расширение знаний о этикете. Правила поведения за столом.
Простые школьные и домашние правила этикета (1ч)
Правила школьного и домашнего этикета.
Чистый ручеек нашей речи (1ч)
Речь и речка – что в них общего? Что должно выражать слово? Характеристика нашей
речи.
Этика человеческих отношений - 4ч
В развитии добрых чувств – творение души (1ч)
Что такое душа, дух, духовность? Что значит – быть человеком?
Природа – волшебные двери к добру и доверию (1ч)
Природа – волшебные двери к добру и доверию. Доброе отношение к окружающему миру.
Чувство Родины (1ч)
Род. Родина. Отчизна. Патриотизм
Жизнь протекает среди людей (1ч)
Кто такой хороший человек? Чувство собственного достоинства. Уважение к людям.
Этика отношений в коллективе - 4ч
Чтобы быть коллективом (1ч)
Понятие «коллектив». Отношения в классе. Нравственные установки в коллективе.
Коллектив начинается с меня (1ч)
Как укрепить дружеские отношения в классе? Как заслужить уважение в классе?
Мой класс – мои друзья (1ч)
Чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к одноклассникам.
Ежели душевны вы и к этике не глухи (1ч)
Золотое правило этики. Общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины - 4ч
Жизнь священна (1ч)
Материальные потребности. Духовные потребности. Жизнь – наивысшая ценность.
Человек рожден для добра (1ч)
Добро и зло в русских народных сказках. Добро – основа продолжения жизни. Истина.
Красота.
Милосердие – закон жизни (1ч)
Сочувствие, сопереживание, сострадание. Понятие «милосердие»
Жить во благо себе и другим (1ч)
Нормы нравственного поведения людей. Понятия «справедливость» и «тактичность» и из
роль во взаимодействии людей.
Душа обязана трудиться - 4ч
Следовать нравственной установке (1ч)
Понятие «нравственная установка». Твои нравственные усилия. Что значит думать и
поступать с позиции добра.
Достойно жить среди людей (1ч)
Дерево мудрости. Как «победить дракона» в себе? Что значит жить достойно? Понятие
«бескорыстие».
Уметь понять и простить (1ч)
Понятие «гуманность». Что значат слова «понять и простить»? Умение контролировать
свои необдуманные порывы.
Простая этика поступков (1ч)
Нравственный выбор. Этические правила твоих поступков. Что значит быть терпимым?
Посеешь поступок – пожнешь характер - 4ч
Общение и источники преодоления обид (1ч)
Общение с одноклассниками: что радует и что огорчает. Как преодолеть обиду. Человек,
приятный в общении - какой он?
Ростки нравственного опыта поведения (1ч)
Азбука поведения с людьми. Привычка поступать в соответствии с нравственными
нормами и правилами.
Доброте сопутствует терпение (1ч)
Понятия «терпение» и «терпимость». В чем разница между этими понятиями. Терпение –
это сила или слабость человека?
Действия с приставкой «со» (1ч)
Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, содействие. Образ
жизни неравнодушного человека.
Судьба и Родина едины - 4ч
С чего начинается Родина (1ч)
Родина, ее связь с семьей, с природой. Понятия «Родина», «семья», «цветы».
В тебе рождается патриот и гражданин (1ч)
Понятия «патриот», «гражданин». Твои гражданские обязанности. Патриот и гражданин в
твоей семье.
Человек – чело века (1ч)
Человек, назначение человека, внутренний мир человека, смысл жизни
Слово, обращенное к себе (1ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при
необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в
разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ
принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом
особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской
этике.
Регулятивные УУД:
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны
обеспечивать следующие достижения обучающегося:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей
Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке
Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор,
алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая Воскресение Христово
и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам,
старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной
традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри,
святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы
и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории
России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению еѐ результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.
Тематическое планирование учебного модуля
«Основы православной культуру»
№
п/п
1
2
Наименование разделов программы
Раздел 1. «Россия – наша Родина»
Раздел 2. «Основы православной
культуры»
3
Раздел 3. «Подведение итогов курса»
Итого часов
Количество часов
Контрольная
работа
1
29
4
34
1
1
Тематическое планирование учебного модуля
«Основы светской этики»
№
п/п
1
2
3
4
Раздел
Введение в предмет
Этика общения
Этикет
Этика человеческих отношений
Количество
часов
2
4
4
4
Контрольные
работы
5
Этика отношений в коллективе
4
6
Простые нравственные истины
4
7
8
Душа обязана трудиться
Посеешь поступок – пожнешь
характер
Судьба и Родина едины
4
4
9
Всего:
4
1
34
1
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
1. Основы религиозных культур и светской этики.. Основы православной культуры. 4
классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе. / А.В. Кураев . – 5-е изд.-М.: Просвещение, 2018.
2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2019.
3. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд.
АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество.
2006.
6. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.:
Издательский дом «Покров», 2004.
7. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
Для учителя:
1.Авторская программа А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской
этики. Основы светской этики.», утвержденной МО РФ
2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г. 24
3. Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к
учебнику «Основы светской этики», «Просвещение», 2010)
4. Аникин В.П.Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц,
загадок. М., 1987.
5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками: пособие для учителя. М., 1982.
6. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и
другим. М., 1999.
7. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н.
Назаров, Г.П. Сидоров.М., 1990.
8. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
9. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
10. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
11. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
12. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов.
http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.
http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.
http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.
http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».
http://testedu.ru – Образовательные тесты.
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons –Методическое обеспечение
экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов.
http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml - Золотые купола.
www.diak-kuraev.livejournal.com – Сайт диакона Андрея Кураева.
http://www.otdelro.ru/ – Отдел религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви.