1
2025
Содержание
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ..............................................................................................................................3
II. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ..........................................4
II..1. Пояснительная записка ......................................................................................................4
II..2. Планируемые результаты освоения учащимися адаптированной
общеобразовательной
программы среднего общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата ........................................................................................................................................7
II..3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной
общеобразовательной программы среднего общего образования для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата .................................................................................................8
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА .........................................15
III. 1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности..........15
III. 2. Программа формирования универсальных учебных действий АООП СОО
обучающихся с НОДА................................................................................................................15
III. 3. Программа коррекционной работы................................................................................16
III. 4. Рабочая программа воспитания обучающихся..............................................................17
IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...........................................17
IV.1. Учебный план АООП СОО для обучающихся с НОДА ................................................17
IV.2. Календарный учебный график .........................................................................................20
IV.3. План внеурочной деятельности .......................................................................................24
IV.4. Календарный план воспитательной работы…………………………………………..26
2
I. Общие положения
1. Адаптированная общеобразовательная программа среднего общего образования для
обучающихся 10-11 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее АООП
СОО НОДА) разработана педагогическим коллективом МОБУ «Гимназия № 3» г.
Кудымкара на период 2025- 2027 г г. (далее «гимназия»).
2.При разработке адаптированной образовательной программы использованы следующие
нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,
- Конвенция о правах ребѐнка.
- ФГОС СОО (Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613), изменения, которые внесли в
ФГОС СОО (приказ Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2022 года №
732)
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014)
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"",
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N
2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания".
- Устав МОБУ «Гимназия № 3» г. Кудымкара
3. Срок реализации программы составляет два года.
4. АООП СОО обучающихся с НОДА содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
5. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП СОО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
6. Целевой раздел АООП СОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися АООП СОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП СОО.
7. Содержательный раздел АООП СОО включает программы, ориентированные на
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
федеральные рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
программу коррекционной работы;
рабочую программу воспитания.
3
8. Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения АООП СОО и разработаны на основе требований
ФГОС СОО к результатам освоения программы среднего общего образования.
9. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся.
10. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России9.
11. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том
числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими
результатов освоения программы основного общего образования.
12. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
13. Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
14. Организационный раздел АООП СОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы среднего общего образования и включает:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
II. Целевой раздел АООП СОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
II.1. Пояснительная записка.
II.1.1. АООП СОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
II.1.2. АООП СОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения,
воспитания и социализации обучающихся с нарушениями НОДА с учетом их особых
4
образовательных потребностей, в том числе обеспечивающая коррекцию нарушений
развития, освоивших основные, в том числе адаптированные, общеобразовательные
программы основного общего образования.
II.1.3. Целями реализации АООП СОО для обучающихся с НОДА являются:
организация учебного процесса для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего
образования, отраженных в ФГОС СОО;
создание условий для становления и формирования личности обучающегося с учетом
имеющихся ограничений в двигательной сфере;
организация деятельности педагогических работников образовательной организации по
созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
II.1.4. Достижение поставленных целей реализации АООП СОО для обучающихся с
НОДА предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, в том
числе специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности
обучающихся с НОДА, достижение планируемых результатов освоения обучающимися
адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего
образования, создание возможности для их социализации;
обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического
каждого обучающегося с НОДА и реализации ПКР;
сопровождения
взаимодействие образовательной организации при реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы с социальными партнерами, в том числе с
медицинскими, образовательными организациями, учреждениями социальной защиты,
оказывающими помощь обучающимся с НОДА;
выявление и развитие способностей обучающихся с НОДА, их интересов через систему
клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
профессиональная ориентация обучающихся с НОДА с учетом профессиональных
возможностей и имеющихся ограничений при поддержке педагогических работников,
психологов, социальных педагогов и сотрудничестве с базовыми предприятиями,
учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной подготовки;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся с НОДА, коррекция отклонений в развитии, обеспечение безопасности;
формирование готовности обучающихся с НОДА к саморазвитию и социальной
активности
для
продолжения
обучения
в
образовательных
организациях
профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной
социализации с учетом имеющихся ограничений в двигательной сфере.
5
II.1.5. АООП СОО для обучающихся с НОДА учитывает следующие принципы:
принцип учета ФГОС СОО: АООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на
уровне среднего общего образования;
принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной
организации АООП СОО характеризует право получения образования на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного
принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип учета ведущей деятельности обучающегося: АООП СОО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: АООП СОО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с
НОДА с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения,
на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся с НОДА при построении образовательного процесса и
определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: АООП СОО предусматривает связь урочной
и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий соответствуют требованиям, предусмотренным санитарными правилами и
нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований;
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип единства диагностики и коррекции, который реализуется в двух аспектах
(коррекционная работа на основе комплексного диагностического обследования и
контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных
состояний обучающегося);
принцип непрерывности получения образования (подготовка обучающегося с НОДА к
интеграции в систему непрерывного образования; обеспечение преемственности знаний);
6
принцип инклюзивности, направленный на продуктивное включение каждого
обучающегося с НОДА в образовательный процесс вне зависимости от его ограничений и
стартовых возможностей.
принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся в
соответствии с требованиями, предусмотренными санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), с
изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 24 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72558),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января
2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования)."
II.1.6. АООП СОО для обучающихся с НОДА учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся.
АООП СОО для обучающихся с НОДА
предполагает, что обучающиеся получат
образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения, планируемым результатам среднего общего образования нормативно
развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (10-11 классы) при создании
условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
II.1..7. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
с НОДА разрабатываются индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы среднего общего
образования в порядке, установленном Положением о порядке обучения по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, утверждѐнным
приказом директора МОБУ «Гимназия №3» г.Кудымкара №172 от 31.03.2023.
II.2. Планируемые результаты освоения АООП СОО.
II.2. 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
НОДА АООП СОО для обучающихся с НОДА соответствуют ФГОС СОО с учетом их
особых образовательных потребностей.
Личностные результаты
максимально обеспечивают социализацию обучающихся с
НОДА с учетом их образовательных потребностей, формируя у них индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции. Личностные результаты
напрямую связаны как с предметными и метапредметными результатами, так и с
результатами освоения ПКР.
К жизненным компетенциям, необходимым для повышения качества жизни лиц с НОДА,
можно отнести следующие:
7
сформированность навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки,
мобильность;
сформированность реальных представлений о собственных возможностях и ограничениях
здоровья, о необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий
для пребывания в образовательной организации, сообщать о своих нуждах и правах в
образовательной организации;
сформированность социально-бытовых умений, необходимых в рутинной жизни
(самостоятельное посещение туалета, организация рабочего места, переодевание на урок
физкультуры и другие умения), насколько это возможно в каждом индивидуальном случае
развития обучающегося с НОДА;
сформированность умения обращаться с просьбой к окружающим, особенно в ситуации,
когда обучающийся с НОДА лишен возможности себя самостоятельно обслуживать,
поддержать разговор, корректно выразить отказ, сочувствие, благодарность, использовать
разные варианты коммуникации для решения какой- либо проблемной ситуации;
сформированность осмысленных представлений о реальной картине мира (соблюдение
правил безопасности жизнедеятельности, уточнение, расширение, упорядочивание
представлений об окружающем природном и социальном мире);
сформированность умения самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и
незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
сформированность
дифференцированных
и
осмысленных
согласно
возрасту
представлений о социальном окружении, ценностях и социальных ролях (знание правил и
норм общественного поведения, использование их, умение оценивать свое социальное
окружение, умение использовать принятые в обществе социальные ритуалы и другие
умения).
II.2..2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА
дополняются результатами освоения ПКР.
АООП СОО
II.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП СОО.
II.3. 1. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее
основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения АООП СОО для обучающихся с НОДА
и
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
II.3..1.1. Процедуры текущей, промежуточной и итоговой оценки результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы адаптируются в соответствии
с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА. Адаптация
предполагает (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума
образовательной организации с учетом индивидуальных психофизических особенностей
обучающегося):
организацию и проведение оценочных мероприятий;
8
изменение временного режима, предусмотренного процедурой проведения оценочных,
контрольных работ;
специальную психолого-педагогическую помощь обучающимся с двигательной
патологией (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля
результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья
обучающегося с двигательными нарушениями и имеющихся ограничений, направленную
на создание и поддержание эмоционального комфортного климата во время проведения
оценочных мероприятий.
II.3.1.2. При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП
СОО для обучающихся с НОДА создаются специальные условия, обусловленные особыми
образовательными потребностями обучающихся с НОДА и связанными с ними
объективными трудностями. Данные условия включают:
специально организованную среду и рабочее место в соответствии с особенностями
ограничений здоровья обучающегося с НОДА;
сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА в соответствии с особенностями
психофизического развития и имеющихся ограничений обучающихся с НОДА (при
необходимости);
использование ассистивных средств и технологий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения.
II.3.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной
организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов
деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности
аккредитационных процедур.
образовательной
организации
как
основа
II.3.3. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС СОО, которые конкретизируются в планируемых
результатах освоения обучающимися АООП СОО для обучающихся с НОДА . Система
оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
II.3..4. Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
9
Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки
результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или)
метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков ( 40 минут каждый).
Длительность практической работы, являющейся формой организации учебного
процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая
лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля,
составляет один урок (не более чем 40 минут).
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на
изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году;
II.3..5. Внешняя оценка включает: независимую оценку качества образования;
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
II.3.6. В соответствии с ФГОС СОО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
II.3.7. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной
грамотности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Он
обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают
планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
II.3.8. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
II.3.9. Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже
базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся
решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми
обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей,
отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и
усвоения последующего учебного материала.
II.3.10. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов,
исследовательских и
творческих работ;
10
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в
самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том
числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых)
технологий.
II.3. 11. Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которые
устанавливаются требованиями ФГОС СОО и дополняются требованиями по
формированию жизненных компетенций обучающихся с НОДА.
II.3. 12. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
II.3. 13. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения,
принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни
образовательной организации, ближайшего социального окружения, Российской
Федерации, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты
обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в
том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся,
формируемых средствами учебных предметов, в сформированности жизненных
компетенций.
II.3. 14. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных)
данных.
II.3. 15. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения АООП СОО для обучающихся с НОДА, которые
отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных
учебных
действий,
а
также
систему
междисциплинарных
(межпредметных) понятий.
II.3.16. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
II.3. 17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование,
кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы
решения задач);
коммуникативными универсальными учебными действиями;
регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
11
II.3.18. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и
периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического
совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе
и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой
грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий.
II.3.19. Рекомендуемые формы оценки:
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий - экспертная оценка процесса и результатов
выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов.
Диагностика проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года.
II.3. 20. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую и другие).
II.3.20.1. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
II.3.20.2. Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты
о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
II.3.20.3. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разработаны образовательной организацией в рабочей программе
«Индивидуальный проект».
II.3. 0.4. Проект оценивается по следующим критериям:
сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в. умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и других;
сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных
универсальных
учебных действий:
умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
12
сформированность коммуникативных универсальных учебных действий:
умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
II.3..21. Предметные результаты освоения АООП СОО для обучающихся с НОДА с
учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные
предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.
II.3. 22. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
II.3..23. Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных
предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим
направлениям функциональной грамотности.
II.3.24. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание,
применение, функциональность.
II.3.24.1. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание
роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание
и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или
алгоритмов.
II.3. 24.2. Обобщенный критерий «применение» включает:
использование изучаемого материала при решении учебных задач,
различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных
познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при
решении учебных задач или проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности.
II.3.24.3.
Обобщенный
критерий
«функциональность» включает
осознанное
использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных
проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений,
контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности
обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в
реальной жизни.
II.3. 25. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в
ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
13
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости с
учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
При оценке предметных результатов обучающихся с НОДА педагогический работник
учитывает особенности их психофизического развития и имеющиеся ограничения.
При оценке устного ответа учитываются речевые особенности обучающихся с
двигательными нарушениями и не снижаются отметки за недостаточную интонационную
выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность речи и
другие особенности.
При оценке результатов письменных работ не снижается отметка за: неправильное
написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение букв,
несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей);
выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв,
неодинаковый их наклон и другие особенности;
нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине; смешение сходных по
начертанию букв;
прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных
движений.
При оценке знаний осуществляется учет ошибок, связанных с фонетико-фонематическим
и общим недоразвитием речи.
Текущий контроль в форме устного опроса при низком качестве устной экспрессивной
речи обучающихся с НОДА необходимо заменяется письменными работами в разных
доступных им форматах.
II.3.27.
Стартовая
диагностика
проводится
педагогическими
работниками
образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего
общего образования.
II.3.1. Стартовая диагностика проводится в начале 10 класса (первого года обучения на
уровне среднего общего образования) и выступает как основа (точка отсчета) для оценки
динамики образовательных достижений обучающихся.
II.3.2. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знаково-символическими средствами, логическими операциями.
14
II.3. 3. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики
являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации
учебного процесса.
II.3..28. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
II.3. 28.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником
и обучающимся существующих проблем в обучении.
II.3..28.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
II.3. 28.3. В текущей оценке используется различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с
учетом особенностей учебного предмета.
II.3. 28.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
II.3. 29. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
II.3. 30. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
стартовая диагностика;
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценка уровня функциональной грамотности;
оценка
уровня
профессионального
мастерства
педагогического
работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим
работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается приказом
директора. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки
рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или)
для повышения квалификации педагогического работника.
II.3. 31. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП СОО для обучающихся с НОДА предусматривает оценку достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения ПКР.
II.3..31.1. Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет
дифференцированный характер, так как требования к результатам освоения ПКР
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
15
II.3..31.2. Для оценки эффективности реализации коррекционной работы могут быть
использованы следующие методы: экспериментально-психологическое исследование,
тестирование, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, другие методы.
Оценка осуществляется по следующим направлениям:
адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации;
динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития обучающегося с НОДА;
оптимизация неадекватных профессиональных намерений обучающихся с НОДА;
оптимизация детско-родительских отношений,
особенностей семейного воспитания.
в
том
числе
через
преодоление
II.3. 31.3. Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР
проводится педагогическими работниками в том числе педагогами-психологами,
социальными педагогами, учителями-дефектологами, классными руководителями.
II.3. 31.4. Основным способом оценки результатов ПКР является мониторинг, который
проводится психолого-педагогическом консилиумом образовательной организации в ходе
анализа результатов диагностической работы специалистов.
III. Содержательный раздел АООП СОО для обучающихся с НОДА
III..1 Рабочие программы учебных предметов.
III.1.1 При реализации
АООП СОО для обучающихся с НОДА используются
федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины»,
предусмотренные федеральной образовательной программы среднего общего
образования.
III.1.2. Программа по физической культуре адаптирована с
образовательных потребностей обучающихся, их возможностей
обусловленных двигательными нарушениями.
учѐтом особых
и ограничений,
III.2. Программа формирования универсальных учебных действий.
III.2. 1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
НОДА представлена в ООП СОО на 2024-2026 гг..
III.2..2. Специфика формирования и развития универсальных учебных действий у
обучающихся с НОДА определяется их нозологически обусловленными особенностями:
уровень развития общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук,
разборчивость речи и связанные с этим коммуникативные трудности, особенности
познавательной и регуляторной сферы. При выборе направлений и форм учебноисследовательской и проектной деятельности необходимо учитывать их доступность для
обучающихся с НОДА с точки зрения двигательных возможностей. Выраженность
астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервнопсихических процессов) у обучающихся с НОДА приводят к снижению
самостоятельности в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в
16
сравнении со здоровыми сверстниками. К началу обучения на уровне основного общего
образования, как правило, они еще не обладают навыками самостоятельной работы,
требуется значительная организационная помощь. Необходимо постепенно расширять
возможности обучающихся с НОДА в выборе уровня и характера самостоятельной
работы, снижая степень организационного контроля со стороны педагогических
работников. Неравномерный, дисгармоничный характер формирования отдельных
психических функций обучающихся с НОДА определяют специфику развития
универсальных учебных познавательных действий. При постановке задач, формирующих
познавательные УУД, необходимо включать в учебный процесс упрощенные учебнопознавательные задачи, имеющие практико-ориентированную направленность и
решаемые в различных предметных областях; организовывать специальное обучение
«переносу» сформированных знаний и умений в новые жизненные ситуации;
предусматривать использование алгоритмов выполнения различных видов заданий с
конкретизацией действий при самостоятельной работе. Формирование и развитие у
обучающихся с НОДА компетенций в области ИКТ требует создания специальных
условий в части специального вспомогательного оборудования и ассистивных
технологий.
III.3. Программа коррекционной работы.
III.3.1. ПКР является неотъемлемым структурным компонентом АООП СОО для
обучающихся с НОДА .
В соответствии с ФГОС СОО ПКР направлена на осуществление индивидуальноориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с НОДА в освоении
АООП СОО с учетом их особых образовательных потребностей, коррекцию нарушений
развития, социальную адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня основного
общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования
(начальным, средним).
III.3.2. ПКР обеспечивает:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с НОДА,
направленности личности, профессиональных склонностей;
систему комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях
образовательной деятельности, включающего психолого-педагогическое обследование
обучающихся с НОДА и мониторинг динамики их развития, личностного становления,
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
успешное освоение АООП СОО, достижение обучающимися с НОДА предметных,
метапредметных и личностных результатов с учетом их особых образовательных
потребностей.
III.3..3. ПКР содержит:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с НОДА,
освоение ими АООП СОО ;
описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их особых
образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, применение, при
17
необходимости, учебных пособий и дидактических материалов, специализированных
компьютерных программ, используемые технические средства обучения, ассистивные
технологии, особенности проведения групповых и индивидуальных коррекционных
занятий (при наличии);
описание основного содержания рабочих программ логопеда, психолога, других
специалистов;
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
III.3..4. ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых
образовательных потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей
социальной адаптации обучающихся с НОДА, региональной специфики и особенностей
образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации.
III.3. 5. ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся посредством
дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и
дифференциации образовательно-коррекционного процесса.
III.3. 6. ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных
коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА в освоении АООП СОО.
III.3. 7. ПКР может быть реализована при разных формах получения образования
обучающимися, в том числе включая обучение на дому и с применением дистанционных
технологий. Степень включенности специалистов в программу коррекционной работы
устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Объем помощи,
направления и содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимся
определяются на основании заключения психолого-педагогического консилиума
образовательной организации и рекомендаций и психолого-медико-педагогической
комиссии.
III.3. 8. Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода в
образовательно-коррекционном процессе на основе взаимодействия участников
образовательных отношений. Основным механизмом, обеспечивающим системность
помощи, является психолого-педагогический консилиум образовательной организации.
III.3..9. ПКР разрабатывается на период получения среднего общего образования,
включает следующие разделы:
Цели, задачи и принципы построения ПКР.
Перечень и содержание направлений работы.
Механизмы реализации программы.
Условия реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы.
III.3. 10. ПКР представлена в приложении № 1 к настоящей АООП СОО.
III.4. Рабочая программа воспитания.
III.4. 1. Рабочая программа воспитания представлена в приложении № 1 к ООП СОО на
2024-2026 гг..
18
IV. Организационный раздел АООП СОО для обучающихся с НОДА
IV. Учебный план среднего общего образования для обучающихся с НОДА составлен на
основе ФОП СОО.
IV.1. В соответствии с ФГОС СОО в учебный план АООП СОО для обучающихся с
НОДА вместо учебного предмета «Физическая культура» включен учебный предмет
«Адаптивная физическая культура».
Учебный план АООП СОО для обучающихся с НОДА
адресован обучающимся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающим АООП СОО как в условиях
инклюзивного образования, так и в специальных образовательных организациях или
классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для
обучающихся с НОДА.
IV.2. Для обучающегося с НОДА разработан индивидуальный учебный план
период обучения по программе гуманитарного профиля (вариант 4).
на весь
Индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже
указанных задач:
усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или
индивидуально ориентированные трудности;
введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям обучающихся, в том числе потребностям в
сохранении и укреплении здоровья;
проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы;
организация и проведение индивидуальных консультаций педагогических работников по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания
для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально
ориентированных трудностей в обучении;
реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся
профиля в обучении.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение недели составляет:
в 10 классе - 34 часа (5-дневная учебная неделя)
в 11 классе - 34 часа (5-дневная учебная неделя)
Объем максимально допустимой нагрузки в течение года составляет:
в 10 классе - 1156 часов (5-дневная учебная неделя).
в 11 классе - 1156 часов (5-дневная учебная неделя).
IV.3. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 3,5 часа. Образовательной
организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего задания
обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими
нормативами и Санитано-эпидемиологическими требованиями.
19
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке,
при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени
окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки
(например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами.
Учебный план АООП среднего общего образования для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата гуманитарного профиля (вариант 4)
2025-2027
Предметная область
Учебный предмет
Уровень 5-ти дневная неделя
Количество часов в
неделю
10 класс
11 класс
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
Б
2
2
Литература
Б
3
3
Иностранные языки
Иностранный язык
Б
3
3
Математика и
информатика
Алгебра и начала
математического анализа
Б
2
3
Геометрия
Б
2
1
Вероятность и статистика
Б
1
1
Информатика
Б
1
1
Физика
Б
2
2
Химия
Б
1
1
Биология
Б
1
1
История
У
4
4
Обществознание
У
4
4
География
Б
1
1
Адаптивная физическая
культура
Б
2
2
Основы безопасности и
защиты Родины
Б
1
1
Естественно-научные
предметы
Общественно-научные
предметы
Физическая культура,
основы безопасности и
защиты Родины
20
Индивидуальный проект
1
ИТОГО
31
30
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Избранные вопросы математики
Итоговое сочинение в выпускных классах
Орфография русского языка
История политико-правовых учений в России
Работа с историческими документами
Тестовый практикум. Обществознание.
3
4
1
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
Учебные недели
34
34
Всего часов
33,5
34
Максимально допустимая недельная нагрузка в
соответствии с действующими санитарными правилами
и нормами
34
34
Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10 11-х классах в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами в часах, итого
2312
V. Календарный учебный график составлен на основе федерального календарного
учебного графика:
V.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение
внеурочной деятельности57.
V..2. Продолжительность учебного года среднего общего образования составляет 34
недели. Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося - не менее 2312 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю).
V.3. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день.
V.4. Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий
рабочий день.
V.5. С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени
и
каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
V.6. Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8 учебных недель , II
четверть - 8 учебных недель, III четверть - 10 учебных, IV четверть - 8 учебных недель.
21
V.7. Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней;
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней;
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней;
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
V.8. Продолжительность урока 40 минут.
V.9. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены
допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20 - 30 минут.
V.10. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
V.11. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 10-11 классов - не более 7 уроков.
V.12. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
V.13. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо
организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
V.14. Календарный учебный график образовательной организации составлен с учетом
мнений участников образовательных отношений, и определяет чередование учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования
для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
22
23
24
VI. План внеурочной деятельности.
VI.1. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в
формах, отличных от урочной.
VI.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП СОО.
VI.3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
может включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по проведению коррекционно-развивающих занятий в
соответствии с программой коррекционной работы;
3) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
4) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально производственном окружении;
5) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
6) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
7) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями (законными
25
представителями) по обеспечению успешной реализации образовательной программы и
другие);
8) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа
тьюторов, педагогов-психологов);
9) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
VI..4. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана.
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа, на профориентацию
обучающихся еженедельно до 1 часа.
Формы реализации внеурочной
определяет самостоятельно.
деятельности
образовательная
организация
VI.5 Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Один
час в неделю для обучающихся 10 - 11 классов отводится на внеурочное занятие "Россия
- мои горизонты".
VI.6. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Внеурочные занятия "Россия - мои горизонты" направлены на формирование
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, приобретение навыков
и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления
всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления профориентационно
значимого опыта.
План внеурочной деятельности 10-11 классов МОБУ «Гимназия №3» на 20242026 учебный год
Направления внеурочной
деятельности
Название рабочей
программы/форма
10
11
Ито
го
1.
Информационно
просветительские
занятия
патриотической, нравственной
и
экологической
направленности
«Разговоры о важном»/классный
час
1
1
2
26
Россия – мои горизонты
3. Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
4. Занятия, связанные с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных потребностей
обучающихся
Индивидуальные консультации
по выполнению
индивидуального проекта
5.Коррекционно-развивающие
занятия
Итого: но не более 10 часов на
одного обучающегося
1
1
0,5
2
0,5
1
1
2
3,5
3
6,5
VII. Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы разработан на основе Федерального
календарного плана воспитательной работы.
Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для
образовательных организаций.
Федеральный календарный план воспитательной работы
реализуется в рамках
урочной и внеурочной деятельности.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности
в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
27
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День
освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау
(Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск
в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15
февраля:
День
памяти
о
россиянах,
исполнявших
служебный
долг
за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
в годы Великой Отечественной войны
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
28
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино
29