1. Пояснительная записка
Тэг-регби является идеальной командной игрой для каждого на всех этапах
жизни.
Отличительные черты тэг-регби: безопасность, простота правил, простота
набора очков, отсутствие ворот, минимальные требования к разметке,
возможность играть практически на любом безопасном покрытии в любое время
года, беспрецедентный охват потенциальных участников игры, мощная
эмоциональная составляющая для игроков и зрителей. Все это делает тэг-регби
стремительно развивающейся и популярной игрой, чья армия поклонников в
мире и в России неуклонно растет.
Существенное отличие тэг-регби от многих других спортивных игр – это
отсутствие ограничений по возрасту и полу для участников. В состав одной
команды могут входить и мальчики, и девочки.
Не менее широк охват воздействия тэг-регби на физические качества,
психические процессы и на формирование социального опыта человека.
Взаимодействие с партнерами, противником, судьей, тренером-преподавателем,
зрителями во время игры создает базу социальных навыков общения, так
необходимых современному человеку для успешной самореализации в жизни.
Правила игры основаны на бесконтактном взаимодействии игроков, тем
самым вероятность столкновения участников сведена к минимуму. Тэг-регби
целиком и полностью соответствует современным правилам безопасности
проведения учебно-тренировочных занятий.
Образовательный модуль «тэг-регби» по учебному предмету «Физическая
культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные
программы начального общего и основного общего образования (далее –
Модуль) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования, Концепции преподавания
учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы, утвержденной протоколом заседания коллегии Министерства
просвещения российской Федерации от 24.12.2018 г.
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных
организаций и утверждает:
- право образовательных организаций на самостоятельность в
осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении
содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных
программ, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных
технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п. п. 6
п.3 ст.28 Закона);
- право педагогических работников на свободу выбора и использования
педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а
также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
В содержании Модуля специфика регби сочетается практически со всеми
базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура»
в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные
игры и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всем
возрастным категориям обучающихся независимо от уровня их физического
развития и гендерных особенностей.
Место учебного модуля в учебном плане:
Модуль может реализовываться на уроках физической культуры в 4-х и 5 Б
классах общеобразовательной организации на протяжении всего учебного
периода по 1-2 часу в неделю (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10).
При планировании занятий тэг-регби на уроках физической культуры, на
уровне начального общего и основного общего образования изучение базовых
основ техники тэг-регби предполагается в объеме по 34 часа- из расчета 1 час в
неделю, 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Цели и задачи модуля «Регби»
Цель: формирование физически развитой личности, готовой к активной
творческой самореализации с использованием средств регби для укрепления и
сохранения собственного здоровья, профессионального самоопределения в
соответствии с индивидуальными способностями;
- осознать значение таких базовых ценностей регби, как: единство,
честность, страсть, уважение, и дисциплина для воспитания начинающих
регбистов.
Задачи: На пути достижения этих целей решаются значимые для всех
этапов задачи:
- освоить на базовом уровне тэг-регби - игру, которая является основой для
понимания и эффективного обучения классическому регби-15 и олимпийской
дисциплине регби-7;
- готовить игроков и команду к предстоящим соревнованиям по тэг-регби;
- комплексно изучать, осваивать и совершенствовать технику и тактику
игры в тэг-регби;
- комплексно развивать физические качества: выносливость, координацию,
гибкость, ловкость, быстроту, силу;
- комплексно развивать основные личностные качества: ответственность
каждого за свои действия, принятие права на ошибку, вклад в эффективность
командных действий;
- комплексно решать вопросы социализации через общение в паузах между
упражнениями, играми и во время фестивалей;
- улучшать взаимопонимание и повышать уровень доверия и
сотрудничества;
- приобщать занимающихся к регулярным занятиям спортом и
физкультурой;
- способствовать формированию понимания здорового образа жизни,
включая вопросы питания и восстановления;
- противостоять внешним неблагоприятным факторам (снег, дождь, ветер,
солнце и т.п.)
- решать вышеперечисленные задачи в игровой, интерактивной форме
Планируемые результаты
В результате прохождения Курса обучающиеся
Узнают:
- правила техники безопасности во время занятий по тэг-регби;
- правила спортивной игры тэг-регби;
- правила разнообразных подвижных игр с овальным мячом;
- правила этики поведения регбистов и спортсменов на поле и вне его;
Получат опыт:
- повышения собственной эффективности путем концентрации на ключевых
действиях;
- самостоятельного принятия решений и командного игрового взаимодействия;
- самостоятельной организации и проведения несложных и интересных
подвижных игр;
- осознания значимости ценностей регби: единство, страсть, солидарность,
уважение, дисциплина.
Научатся:
- играть в тэг-регби;
- концентрироваться на ключевых аспектах тренировочного и игрового
процесса;
- распознавать функциональные роли игроков на поле (атака, защита, лидер,
игрок поддержки и т.п.)
- самостоятельно принимать решения во время игры;
- активно взаимодействовать друг с другом с целью повышения эффективности
командных действий;
- контролировать действия игроков относительно соблюдения игровых правил;
- отвечать за командный результат;
- ценить значимость всех участников тренировочного и игрового процесса (себя,
партнеров, тренеров-преподавателей, противников, судей, зрителей).
Личностные результаты:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и физической подготовленности;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий по тэгрегби, с учетом индивидуальных особенностями физического развития и
физической подготовленности;
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности по тэг-регби;
• способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия по тэг-регби, принимать участие в
их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные
проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим.
•умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых
норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время занятий тэг-регби, а также в учебной и игровой
деятельности.
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений
(ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических действий в тэг-регби,
а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
• восприятие вида спорта «тэг-регби» как средства организации здорового
образа жизни, профилактики вредных привычек и ассоциального поведения.
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при
совместной деятельности;
•ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать
за результаты собственной деятельности.
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность
выполнения заданий по тэг-регби;
•рациональное
планирование
учебной
деятельности,
умение
организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе
учебной деятельности, активное использование занятий тэг-регби для
профилактики психического и физического утомления.
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
•владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
•владение двигательными действиями и физическими упражнениями тегрегби и активное их использование в самостоятельно организованной
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Предметные:
• знания истории и развития регби, олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
•знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте занятий тэг-регби в
организации здорового образа жизни.
• способность организовывать самостоятельные занятия по тег-регби,
направленные на формирование телосложения и правильной осанки, подбирать
комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
•способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения различной направленности, режимы
физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физической подготовленности;
•способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития, объективно оценивать их;
•способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре
и тег-регби, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность осуществлять судейство соревнований по тэг-регби, владеть
информационными жестами судьи.
•способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для физической
подготовки регбиста;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Учебно-тематический план для 2 года обучения
№
1
2
3
4
Раздел программы
Основы знаний
Общая физическая подготовка
Специальная подготовка
Примерные показатели двигательной
подготовленности
Итого
Теория
3
3
Практика
18
49
1
Кол.часов
3
18
49
1
68
68
Содержание рабочей программы
Содержание учебного процесса определяется настоящей программой и учебными планами, в которых определяется минимум
содержания учебного материала.
Ответственность за создание условий учёбы и отдыха обучающихся несет администрация школы. Расписание занятий утверждается
администрацией по представлению тренера- преподавателя, а также с учётом установленных санитарно-гигиенических норм.
Эффективность учебного процесса определяется чёткой структурой, представляющей собой относительно устойчивый порядок
объединения компонентов учебного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.
Основными формами учебных занятий является урок в виде учебно-тренировочных занятий, индивидуальных занятий, мероприятий
восстановительной направленности, участие в спортивных соревнованиях.
Исходя из целей, занятия могут быть учебными, учебно-тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель обучающих
уроков сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идёт не только изучение нового материала, закрепление
пройденного, но и уделяется внимание общей и специальной работоспособности. Контрольные уроки применяются в конце прохождения
определенного раздела учебной программы. На таких уроках принимаются зачёты по технике, проводится тестирование, что позволяет
наглядно представить качество проведённой работы.
Данные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения урока по физическому воспитанию. Эффективность
урока зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки нагрузки, учёта индивидуальных
особенностей обучающихся. В зависимости от этих факторов и этапов подготовки, занятия могут проводиться с помощью различных
организационных форм:
групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство
взаимопомощи при выполнении упражнений;
индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность
воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, учитель может
дозировать индивидуальную нагрузку для каждого обучающегося;
фронтальная форма обучения позволяет учителю одновременно контролировать выполнение задания всеми обучающимися, так
как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно.
Все занятия, кроме теоретических, состоят из трёх частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
ТЭГ-РЕГБИ (регби с поясами)
1
этап. На данном этапе осуществляется общая физическая подготовка обучающихся с включением элементов ТАГ-РЕГБИ.
Методический материал данного раздела рассчитан на занятия ГНП-1-3 года обучения, где обучающиеся занимаются 3 раз в неделю
Задачи 1 этапа:
научить правилам, технике безопасности на уроках, посвященных занятиям регби;
привить навыки личной гигиены;
подготовить детей для занятий ТАЧ-РЕГБИ, РЕГБИ;
обучить различным играм и эстафетам с элементами игры.
К занятиям допускаются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется физкультурнооздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку оздоровительной направленности.
Преимущественная направленность образовательного процесса этого этапа:
укрепление здоровья, улучшение физического развития;
приобретение разносторонней физической подготовленности;
выявление задатков и способностей у детей;
формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
ТАЧ-РЕГБИ (регби до касания)
2
этап. Данный этап рассчитан до пяти лет учебного процесса. В этот период создаются предпосылки для углубленного занятия
данным видом спорта.
Данный раздел включает 2 периода подготовки:
1.
Общеподготовительный период. Он рассчитан на изучение истории возникновения и развития РЕГБИ, воспитания физических качеств,
освоение базовых технических и тактических действий. На освоение материала этого периода запланировано до пяти лет занятий (УТГ1-5).
2.
Специально-подготовительный период. Этот временной отрезок предусматривает дальнейшее воспитание физических качеств,
изучение и совершенствование вариантов техники и тактики игры, участие по желанию обучающихся во внутришкольных, районных и
окружных соревнованиях.
Задачи 2 этапа:
научить соблюдать технику безопасности на уроках, привить навыки личной гигиены, обучить простейшим приемам закаливания
и убедить в необходимости повседневного их применения;
убедить в необходимости здорового образа жизни и привлечь как можно большее количество детей к занятиям спортом;
воспитать силовые качества, координационные навыки, закрепить навыки техники паса и ловли мяча, научить тактическому
мышлению;
развивать мотивацию к познанию и совершенствованию своего тела, сформировать потребность в регулярных занятиях спортом;
обучить базовым приемам, элементам техники и тактики ТАЧ-РЕГБИ, дать возможность будущим гражданам страны
почувствовать себя уверенней в своих силах и возможностях.
К занятиям допускаются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется физкультурнооздоровительная, воспитательная работа и изучаются основы техники ТАЧ-РЕГБИ.
Преимущественная направленность образовательного процесса 1 периода (общеподготовительный период):
повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовки;
овладение основами техники ТАЧ-РЕГБИ;
развитие мотивации к познанию и совершенствованию своего тела, формирование потребности к регулярным занятиям спортом.
Преимущественная направленность образовательного процесса 2 периода (овладение и совершенствование основами техники ТАЧРЕГБИ;
развитие специальных физических качеств.
Процесс участия в этой игре пробуждает у обучающихся стремление к жизни, желание «окунуться в нее с головой», а также
потребность использовать и развивать то, чему они научились, изучая технику и тактику этой силовой игры, ибо сама игра и есть некое
отображение нашей жизни с ее борьбой, радостью и огорчениями.
Из многолетнего опыта ведущих учителей, передовых тренеров, методистов бытует мнение, что регби - жесткая, силовая,
травмоопасная игра, хотя она на самом деле является многофункциональной по своей сути. В подготовку игрока входят практически все
базовые виды спорта, такие как легкая атлетика, гимнастика, элементы борьбы и другие, что значительно повышает интерес к занятиям у
обучающегося и снижает сам риск получения травмы.
Умение радоваться победам и переживания возможных поражений в команде привьет обучающемуся чувство сотрудничества внутри
команды, умение терпеть и ровно относится ко всем членам его команды независимо от их характера и физических возможностей, поэтому при
обучении игре в регби важно также обращать большое внимание обучению правилам ведения «честной борьбы» (соблюдению техники
безопасности, правил игры, достойному отношению к «слабому»).
Одна из основных задач заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил
обучающихся, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполнения этой
задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка обучающихся, которая предусматривает:
содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
обучающегося.
повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и моральноволевыми качествами обучающихся;
подготовку и выполнение нормативных требований.
В основе планирования на этапе начального обучения лежит игровая деятельность с элементами регби. Занятия проводятся в форме
игровых упражнений, различных эстафет, подвижных игр. Со стороны учителя планирование процесса обучения предусматривает творческий
подход к изучению индивидуальных особенностей детей и создания у них общего представления о структуре выполнения основных движений
и навыков, создающих основу для обучения игре в регби.
Новизной и актуальностью данной программы является одна из основных задач в подготовке физически крепких, с гармоничным
развитием физических и духовных сил обучающихся, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в
будущем. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка обучающихся, которая
предусматривает:
содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
обучающихся;
повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игры и морально-волевыми
качествами обучающихся;
подготовку и выполнение нормативных требований.
Календарно – тематический план
№
1
2
3
3.1
4
4.1
5
6
7
8
9
10
10.1
10.2
11
11.1
11.2
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема
Техника безопасности. Правила регби. Определение уровня скоростно-силовой подготовки
Подвижная игра с элементами регби. ОФП. Развитие выносливости
Расположение игроков по амплуа.
Виды передвижений.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Совершенствовать виды передвижений.
Простейшие передвижения в атаке. Челночный бег.
Силовая подготовка.Подвижные игры
Элементы защиты. Подвижные игры
ТЭГ-РЕГБИ. Требования безопасности. Правила. Начальное обучение
Развитие скоростно-силовых качеств средствами легкой атлетики
Обучение передаче мяча на короткой дистанции.
Обучение передаче мяча средней дистанции.
Обучение передачи мяча в движении Игра 4х4
Закрепление техники передвижений в атаке.
Закрепление техники передвижений в защите.
Закрепление техники передвижений в играх.
Закрепление передачи мяча.
Учебная игра
Развитие скоростных качеств и координации: подвижные игры с элементами гандбола, баскетбола
Совершенствовать передачу мяча «короткий» пас, «средний пас».
Совершенствовать передачу мяча, прием передачи мяча.
Закрепление групповых тактических взаимодействий
Двусторонние подвижные игры с элементами регби. Развитие выносливости
Закрепление изученных элементов в учебной игре 3×3, 4×4
Кол.
часов
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
Дата
План
Факт
Техника владения мячом: подбор неподвижного мяча катящегося мяча.
Скоростно -силовой подготовка.
2
2
21.1
22
Подвижная игра с элементами регби.
Закрепление группового тактического взаимодействия в нападении.
2
2
22.1
23
Закрепление группового тактического взаимодействия в защите.
Подвижные игры с элементами баскетбола.
2
1
23.1
24
Подвижные игры с элементами гандбола.
Закрепление технико-тактические взаимодействий.
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Учебная игра
Подвижная игра с элементами гандбола, баскетбола.
Развитие общей выносливости.
Совершенствование передачи мяча.
Учебная игра
Развитие скоростных способностей.
Развитие быстроты.
Развитие координации.
Развитие силы
Развитие ориентировке в пространстве.
Передача мяча в парах
Совершенствовать группового тактического взаимодействия в нападении и защите.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
37
38
39
Эстафеты с регбийными мячами
Совершенствование передачи мяча «короткий» пас, «средний пас», прием передачи мяча.
Развитие общей выносливости. Развитие скоростной выносливости.
1
1
1
20
21
40
41
42
43
Отработка изученных элементов в учебной игре 5×5
Инструктаж ТБ на занятиях регби. Определение уровня скоростно-силовой подготовки.
Подвижная игры с элементами гандбола, баскетбола.
Итоговая промежуточная аттестация.
1
1
1
1
Список литературы
1. Иванов В.А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса
квалифицированных регбистов: дис. канд. пед. наук. - М., - 2004 г.
2. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. - М.,
Спортакадемпресс, 2000 г
3. Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся
общеобразовательных учреждений на основе регби. г.Москва. Кулешов А.В.,
БесполовД.В..Москва ,2013г.