Решение сложных задач по физике 11 класс

Пояснительная записка.
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 0,5 часа в неделю.
Всего 15 часов.Настоящая программа элективного курса по физике является дополняющим
материалом к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно
изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа посвящена рассмотрению
отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной
сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия,
схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных
материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются
вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять
математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному
восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие
учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний
фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и
учебной литературой различных источников информации; развитие творческих
способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к сдачи ЕГЭ.
Задачи
1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу
и находить наилучший способ её решения.
2. Развитие физического и логического мышления школьников.
3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается
использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач,
самостоятельная работа учащихся, консультации. На занятиях применяются
коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения
решения задач, подбор и составление задач на тему, составление обобщающих таблиц, а
также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач.
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач,
решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических
теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а
также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных
сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Ожидаемыми результатами занятий являются:









расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах
приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки
новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего
обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и
математических методах исследования.

Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;

проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейшие задачи;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки
Содержание курса






















Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия
Электромагнитные колебания и волны
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость,
отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по
геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО
и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»:
конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение
экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора,
трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных
волн, электроизмерительных приборов.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной
емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности,
модель передачи электроэнергии и др
Решение комбинированных задач(уровень С) из базы данных ЕГЭ

Перечень учебно-методических средств обучения
1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы
элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В.
А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11
классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней
школе», М., Просвещение, 1987 г.
4. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа,
2007 г.
5. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
6. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для
поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
7. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых
тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
8. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному

Календарно-тематическое планирование
№

Темы занятий

1

Решение качественных задач по теме «Магнитное поле.
Электромагнитная индукция»
Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях
Механические колебания
Свободные электрические колебания в контуре
Мощность в цепи переменного тока. Трансформатор. КПД
трансформатора
Дифракционная решетка
Система линз
Разрешающая способность микроскопа и телескопа
Теория фотоэффекта
Давление света
Модель атома водорода по Бору
Физика атомного ядра
Разбор задач 2 части
Разбор задач 2 части
ИТОГО

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.