Функциональная грамотность. Смысловое чтение 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность. Смысловое
чтение» рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательных школ. Она дополняет
программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствии с требованиями
и моделями заданий к подготовке ОГЭ.
В данной программе элективного курса внимание уделяется обучению написания
сжатого изложения, сочинения-рассуждения, работе с текстом. В современных
программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению
создания сжатых текстов, рассуждений. В существующих программах не определен
круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым
изложениям и сочинениям-рассуждениям школьников. Все это вызывает
необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой
аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы
работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности
попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся
написанию сочинения на морально-этическую тему. Данному виду работы по развитию
речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания,
и это затрудняет подготовку учащихся к выполнению части 3 задания 13.3.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения
структуры, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических
явлений в тексте.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления,
предметных умений и творческих способностей учащихся.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся
8 классов и рассчитан на 15 часов.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный
курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой
аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны
продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка,
основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Цель изучения курса: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся
к выполнению заданий формы Государственной итоговой аттестации по русскому
языку
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
-грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
-овладеть формами обработки информации исходного текста;
-через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и
систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и
текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
-уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это
написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение
– это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;




умение адекватно воспринимать авторский замысел;



умение вычленять главное в информации;



умение сокращать текст разными способами;



умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства
обобщённой передачи содержания.


Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить
понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная
информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или
искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик
точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст,
его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с

текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся
составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее
остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого
стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться
в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами
сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1
абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание, которое проверяет
коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание
в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно
это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а
часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры,
рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность
аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития
эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое
личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинениюрассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи
(повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на
рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических,
синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут
использовать именно этот тип речи.

Содержание программы элективного курса
Работа с текстом (15 час).
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий.
Знакомство с демонстрационным вариантом 2026 г. Особенности заполнения бланков
экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема.
Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на
главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной
информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Сжатое
изложение. Приемы сжатия текста.
Критерии оценки задания 13.3. Структура сочинения на морально-этическую
тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Аргументы в сочинении на морально-этическую тему. Приемы ввода примеров из
исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление
сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую
тему по толкованию ключевого понятия в тексте. Понимание текста. Целостность
текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные
средства. Стили речи.

Учебно-тематический план.
Тема
1. Работа с текстом
Итого

Кол-во часов
15
1533

Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и
терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема»,
«приёмы сжатия (компрессии) текста»;




лексические явления в языке;



грамматические явления в языке.

Учащиеся должны уметь:
создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе
прочитанного текста;


аргументировать положения своей работы, показывая умение не только
анализировать текст, но и способность к обобщению жизненных фактов.


последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в
соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по
русскому языку в 9 классе.




уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия

Колво
часов

1

Рассуждение-размышление

1

2

Рассуждение- объяснение

1

3

Рассуждение-доказательство

1

4

Языковые средства текста

2

5

Тема текста, идея, основная мысль

1

6

Текст, микротемы текста

1

7

Структура и композиция текста

1

8

Разные способы представления информации

2

9

Источники информации

2

10

Подробный и сжатый пересказ

1

11

Приемы сжатия текста

2

Всего

15

Дата
проведения



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.