Теория литературы 9кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа ставит целью расширение и углубление знаний по теории
литературы и развитие практических умений навыков анализа художественных
произведений, подготовка к ОГЭ
Тема курса выбрана с учетом литературоведческих интересов учащихся,
откликнувшихся на анкетирование, а также на основе анализа наиболее встречающихся у
них трудностей при анализе литературных произведений.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние
задания предполагается совмещать с работами учащихся.
Программа курса « Теория литературы» составлена в соответствии с программой по
литературе (авторы Коровина и др.) и на основании Единых требований к знаниям
выпускников.
Данный курс имеет практико-ориентированную направленность, способствует
становлению у учащихся учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению
литературы и способствует достижению в первую очередь предметных результатов,
таких как:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат
из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа,
вести диалог;

Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 17 часов (сентябрь – май) , 0,5 часа в неделю.
При карантинных мероприятиях и особых чрезвычайных условиях (мороз, природные
катаклизмы, чрезвычайные
происшествия) предполагается дистанционное обучение.
Содержание курса
Литература как вид искусства. Специфика анализа литературного произведения.
Теоретические основы анализа художественного произведения. План анализа.
Художественные средства выразительности как элементы анализа.
Стилистические средства выразительности.
Фонетические особенности текста (звукопись).
Анализ прозаического отрывка (эпизода). Значение эпизода для понимания текста.
Анализ лирического произведения.
Анализ драматического произведения (эпизода).
Наименование темы
Наименование темы
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Специфика анализа литературного произведения.
Знакомство с демоверсией ОГЭ, кодификатором,
спуцификатором
Теоретические основы анализа художественного
произведения
План анализа
Художественные средства выразительности как
элементы анализа
Стилистические средства выразительности
Фонетические особенности текста
Анализ прозаического отрывка (эпизода). Значение
эпизода для понимания текста.
Анализ лирического произведения.
Анализ драматического произведения (эпизода).
Практические занятия по анализу художественного
произведения
Выполнение заданий ОГЭ
Всего
Список литературы

Кол-во часов
2

1
1
1
1
1
2
2
2
3
2
17

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.:
Дрофа, 2002.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение»,
1992.
3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров.
Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.
5. Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». http://rus.1september.ru
6. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»http://slovari.gramota/ru



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.