Смысловое чтение 9 кл

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия № 3» г. Кудымкара
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Цыбина О.Г.
Приказ №411 от «29 » августа

2025г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
для обучающихся 9 класса

Направление: общеинтеллектуальное

Составитель:
Сторожева Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы

2025

Программа курса «Смысловое чтение»
9 класс
33 часа
Пояснительная записка.
Программа курса «Смысловое чтение» составлена в соответствии с
требованиями ФГОС и представляет собой занятия по развитию речи, обучению
написанию изложения и сочинения в формате ОГЭ.
Изучение курса
преследует основную цель – подготовка учащихся к
государственной итоговой аттестации по русскому языку в формате как ОГЭ, так и
ГВЭ.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения (33 часа), но имеет
продолжение в виде программы «Подготовка к ОГЭ» для учащихся 9 классов.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания
текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести
устойчивые навыки).
Учебно-тематический план.
Содержание
Введение
Орфографические
и
пунктуационные нормы
Творческие задания: изложение и
сочинение-рассуждение
Повторение
и
систематизация
изученного материала.
ИТОГО

Кол-во часов
1
14

Количество тестов и
работ по развитию речи
1

13

3

5

1

33

5

Календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование

дата

Тема занятия

Элементы содержания

Основные требования к
знаниям, умениям,
навыкам
Структура экзаменационной
Знать: структуру
работы, критерии ее
экзаменационной
оценивания.
работы, критерии ее
оценивания.
Тема, проблема, идея, авторская Знать: принципы
позиция. Сжатое изложение,
сжатия исходного теста,
принципы трансформации
понятия тема, проблема,
исходного текста
авторская позиция.
Уметь: применять
принципы сжатия
текста, определять тему,
проблему, авторскую
позицию.
Изобразительно-выразительные Знать: изобразительносредства фонетики, лексики, выразительные средства
синтаксиса.
языка.
Уметь: определять в
тексте тропы.

1.

Введение.

2.

Выполнение
заданий,
способствующих
пониманию
содержания
исходного текста.

3.

Изобразительновыразительные
средства языка

4.

Орфограммы в
приставках

5.

Орфограммы
корне

в Корень. Безударные гласные в
корне: непроверяемые
ударением, проверяемые
ударением, чередующиеся.

6.

Орфограммы
суффиксах

в Правописание суффиксов в
различных частях речи.

Приставка. Значения приставок.
Единообразное написание
приставок. Правописание
приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок
на –З/-С.

Знать: правила написания
неизменяемых приставок,
букв з и с на конце
приставок, приставок
ПРЕ-/ПРИ-.
Уметь: правильно писать
слова с неизменяемыми
приставками, приставками
на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-;
выделять в словах
изученную орфограмму;
подбирать к данным
словам однокоренные с
приставками с
орфограммой

Знать: орфографические
правила написания
корней слов.
Уметь: применять
правила написания слов
с безударными гласными
в корне (проверяемыми,
непроверяемыми,
чередующимися).
Знать: орфографические
правила правописания
суффиксов различных
частей речи.
Уметь: различать части

7.

Простое
осложненное
предложение. Знаки
препинания при
однородных членах

Простое и сложное
предложение. Однородные
члены предложения.
Сочинительные союзы.
Обобщающие слова при
однородных членов
предложения.

речи, определять
морфемный состав слов,
применять
орфографические
правила,
регламентирующие
написание суффиксов
разных частей речи.
Знать: понятия простое
и сложное предложение;
знаки препинания при
однородных членах
предложения, знаки
препинания при
однородных членах
предложения с
обобщающим словом.
Уметь: опознавать
предложения осложненной
структуры, разграничивать
сложные предложения от
предложений осложненной
структуры; применять
пунктуационные правила
при однородных членах
предложения.

8.

Простое
осложненное
предложение. Знаки
препинания при
вводных словах и
предложениях

Обособленные
члены
предложения. Пунктуация при
обособленных
членах
предложения.

Знать: понятия простое
и сложное предложение;
пунктуационные
правила обособления
членов предложения.
Уметь: опознавать
предложения осложненной
структуры, разграничивать
сложные предложения от
предложений осложненной
структуры;
понимать
сущность
обособления;
применять
пунктуационные правила
при обособленных членах
предложения.

9.

10.

Простое
осложненное
предложение. Знаки
препинания
при
вводных словах и
предложениях.
Простое предложение.
Сложносочиненное
Сложносочиненное предложение.
предложение
Предикативные части сложного
предложения. Знаки завершения.

Знать: отличие простого
предложения от сложного.
Уметь: определять тип
предложения по
количеству
грамматических основ;
отличать простое

11.

Сложноподчиненное Простое предложение.
Сложноподчиненное предложение.
предложение
Предикативные части сложного
предложения. Знаки завершения.

12.

Виды связи слов в Виды словосочетаний по способу
связи слов: согласование,
словосочетании
управление, примыкание.
Синтаксический разбор
словосочетаний

13

Грамматическая
основа и способы
выражения
подлежащего и
сказуемого.

Структура простого предложения.
Главные члены двусоставного
предложения, основные типы
грамматических основ

14.

Виды
односоставных
предложений

Односоставные предложения, их
основные группы (определенноличные, неопределенно-личные,

предложение с
однородными членами от
сложносочиненного;
находить сложные
предложения в текстах;
составлять схемы сложных
предложений.
Знать: отличие
сложносочиненного от
сложноподчиненного
предложения.
Уметь: определять тип
предложения по
количеству
грамматических основ и
типу союзов; отличать
сложносочиненное
предложение от
сложноподчиненного ;
находить сложные
предложения в текстах;
составлять схемы
различных типов сложных
предложений.
Знать: типы связи слов в
словосочетании:
согласование, управление,
примыкание, нормы
сочетания слов и причины
нарушения сочетания.
Уметь: моделировать
словосочетания всех
видов, выделять их из
предложения, определять
тип связи, производить
синтаксический разбор
словосочетаний, уместно
использовать
синонимичные по
значению словосочетания
Знать: понятие
грамматическая основа
простого предложения,
типы грамматических
основ.Уметь: производить
синтаксический разбор
простого предложения,
определять
грамматические основы в
простом и сложном
предложении, интонацию
для смысловой и
грамматической связи слов
в предложении
Знать: структурные
особенности
односоставных

безличные). Главные члены
односоставного предложения.

15.

Бессоюзное сложное Бессоюзные сложные
предложения. Интонация БСП.
предложение.
Смысловые отношения между
частями БСП. Контекст. Знаки
препинания в БСП.

16.

Способы связи
сложной
синтаксической
конструкции

в Многочленные сложные

17

Тестирование

Тест в формате ГИА.

18.

Структурные
особенности
сжатого изложения

Тема текста, идея, ключевые
слова, микротема

19.

Основные приёмы
компрессии

предложения. Союзная
сочинительная и подчинительная
связи.

предложений.
Уметь: различать
двусоставные и
односоставные
предложения, опознавать
односоставные
предложения в тексте, в
структуре сложного
предложения, определять
тип односоставного
предложения.
Знать: понятие
бессоюзное сложное
предложение,смысловые
отношения между частями
БСП, особенности
интонации БСП.
Уметь: находить БСП в
тексте, определять
смысловые отношения
между частями БСП и
особенности интонации
БСП; составлять БСП с
различными значениями;
расставлять знаки
препинания в БСП.
Знать: алгоритм
постановки знаков
препинания в сложных
предложениях с
различными видами связи.
Уметь: применять
алгоритм постановки
знаков препинания в
сложных предложениях с
различными видами связи.
Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: выполнять
тестовые задания в
формате ГИА.

Работа с текстом,
определение темы, идеи,
ключевых (опорных)
слов. Знакомство
со структурными
особенностями сжатого
изложения.
Основные приемы компрессии Работа с текстом.
исходного текста: исключение, Знакомство с основными

исходного текста.
20,21 Написание сжатого
изложения

22

Редактирование
изложений

23

Структура
сочинениярассуждения на
лингвистическую
тему

24.

Принципы русской
орфографии

25

Принципы русской
пунктуации

26

Написание
сочинениярассуждения на
лингвистическую
тему.

28

Структура
сочинениярассуждения на
тему, связанную с
анализом

обобщение, упрощение.
Тема текста, идея, ключевые
слова, микротема. Основные
способы компрессии текста.

приёмами компрессии
исходного текста.
Выбор приемов
компрессии исходного
текста. Создание
собственного текста
изложения, оценивание
работы.
Уметь редактировать
собственный текст.

Тема текста, идея, ключевые
слова, микротема. Основные
способы компрессии текста.
Тезис.
Доказательство. Знакомство с
Аргументы. Вывод.
алгоритмом написания
сочинения на
лингвистическую тему.
Знакомство с
критериями оценки
выполнения заданий.
Принципы русской
Знать: принципы
орфографии: морфологический, русской орфографии:
фонетический,
морфологический,
дифференцированного
фонетический,
написания.
дифференцированного
написания.
Уметь: применять
принципы русской
орфографии при
создании собственного
речевого произведения.
Принципы русской пунктуации: Знать: принципы
структурный, смысловой,
русской пунктуации:
интонационный.
структурный,
смысловой,
интонационный.
Уметь: применять
принципы русской
пунктуации при
создании собственного
речевого произведения
Структура сочиненияЗнать: структуру
рассуждения на
сочинения-рассуждения
лингвистическую тему.
на лингвистическую
тему.
Уметь: писать
сочинение-рассуждение
на лингвистическую
тему.
Структура сочиненияЗнать: структуру
рассуждения на тему,
сочинения-рассуждения
связанную с анализом
на тему, связанную с
содержания прочитанного
анализом содержания
текста.
прочитанного текста.

содержания
прочитанного
текста.

29

30

31

32

33

34

Уметь: писать
сочинение-рассуждение
на тему связанную с
анализом содержания
прочитанного текста.
Лексические нормы. Лексические нормы. Синонимы. Знать: лексические
Антонимы. Паронимы.
нормы русского языка,
Омонимы. Фразеологизмы.
особенности русской
лексики.
Уметь: отличать
различные лексические
явления, соблюдать
лексические нормы при
создании собственного
речевого произведения.
Виды речевых
Типология речевых ошибок и
Знать: типологию
ошибок и недочетов. недочетов.
речевых ошибок и
недочетов.
Уметь: находить
речевые ошибки и
недочеты в тексте и
уметь исправлять их.
Грамматические нормы:
Грамматические
Знать: типологию
словообразовательные,
нормы
грамматических норм
морфологические и
современного русского
синтаксические.
языка.
Уметь: применять
грамматические нормы
при создании
собственного речевого
произведения.
Синтаксические
нормы:
правила
Синтаксические
Знать: синтаксические
согласования слов и
нормы
нормы современного
синтаксического управления,
литературного языка.
соотнесения частей предложения
Уметь: применять
друг с другом с помощью
синтаксические нормы
грамматических форм слов.
при создании
собственного речевого
произведения.
Написание
Структура написания
Уметь: написать
авторского текста по сочинения по предложенной
сочинение-рассуждение
предложенной
модели (часть 2: С2.1 и С2.2)
по предложенной
модели
модели (часть 2: С2.1 и
С2.2)
Редактирование и
Сочинение-рассуждение по
Уметь: редактировать и
рецензирование
предложенной модели
рецензировать
сочинений.
сочинение-рассуждение
по предложенной
модели

Список литературы.
1. Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые

задания.- М.: «Экзамен», 2019
2. Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2011
3. Е.С. Симакова ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.- М.: «Экзамен»,2016

4. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2019:
Экзамен в новой форме – М.: Астрель, 2019
5. ФИПИ: http://www.fipi.ru/
6. Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. :
http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia35.xml



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.