Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия № 3» г. Кудымкара
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Цыбина О.Г.
Приказ №411 от «29 » августа
2025г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Чудеса науки и природы»
для обучающихся 4е класса
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель:
Мехоношина Валентина Афонасьевна
учитель начальных классов
2025
Содержание:
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Планируемые результаты
1.4 Содержание программы
1.5 Формы аттестации и их периодичность
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методическое обеспечение
2.2 Условия реализации программы
2.3 Календарный график
2.4 Оценочные материалы
2.5 Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса науки и природы» (
далее - Программа) базового уровня имеет естественно - научную направленность, а также в
соответствии с требованиями :
- федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242 о
направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность
В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая деятельность является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной
адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а
главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным
наукам.
Программа «Чудеса науки и природы» интегрирует в себе пропедевтику биологии, физики, химии,
обществознания. Характерной особенностью данного программы является её нацеленность на
формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного
мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными
явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Отличительные способности программы
С целью всестороннего развития личности ребенка и формирования у него бережного отношения к
природе, программой предусмотрены экскурсии с выходом на природу, экспериментальные работы
на природе. По завершении всех занятий младшие школьники выполняют свой творческий
исследовательский проект и защищают его. На протяжении всех занятий учитель оказывает
всестороннюю поддержку каждому школьнику в выполнении этого исследования.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не
всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,
желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий,
познавательный, исследовательский— обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия
направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Адресат программы
Группа формируются из учащихся 8 - 10 лет. Состав группы постоянный. В объединение
зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Содержание данной
программы разработано с учетом местных условий и особенностей.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем
использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах естественнонаучного направления,
так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие
умений в научно - практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих
способностей личности. Создает условия для полноценного развития творческих способностей
каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям естественнонаучного направления.
Приучает ребенка быть усидчивым и внимательным.
Объем программы составляет 34 часа.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Основная форма занятий – групповая.
При введении карантинных мероприятий в программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, мастер-классы;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
Режим занятий
Объем часов составляет: 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуальногрупповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный,
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
1. 2 Цели и задачи программы
- создание условий для проявления и развития ребенком творческих способностей на основе
свободного выбора, для постижения достижений науки и техники;
- создание условий для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных
интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей
личности.
Задачи программы
1. Познакомить детей с опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью.
2. Выявить склонности, способности и интересы школьников к различным видам деятельности.
3. Сформировать положительное отношение к науке и образовательной системе в целом.
4. Развить познавательный интерес младших школьников в области естественных наук.
5. Сформировать элементарные исследовательские навыки.
6. Создать условия для развития творческого и исследовательского потенциала детей.
1.3 Планируемые результаты
личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
здоровьесберегающего поведения;
учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
навыки сотрудничества в учебной ситуации.
метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего
мира;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
предметные результаты
Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их
организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у
обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
1. Познавательные информационные УУД
В начале работы обучающимся предлагается ознакомиться с текстом по теме работы и выполнить
задание по содержанию текста;
В ходе работы обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи
измерительного модуля и заполнять таблицу полученными данными.
2. Познавательные логические УУД:
анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных
связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения исследования.
3. Коммуникативные УУД
Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5
человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а
именно:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
4. Регулятивные УУД
В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для
формирования регулятивных УУД, а именно:
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи.
1.4 Содержание программы
1.4.1 Содержание учебного плана
1.Введение в исследовательскую деятельность.
Задачи:
Познакомятся с понятием «исследование» и «исследовательская деятельность».
Узнают о доступных нам методах исследования и наблюдения.
Научатся выполнять задания на тренировку и наблюдательность.
2. Вода – источник жизни на Земле.
Задачи:
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет
вкуса.
Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.
Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать
бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
Раскрыть роль и значение воды в природе
3. Воздух - источник жизни на Земле.
Задачи:
Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его
помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека,
животных и растений).
Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации
опытно-экспериментальной деятельности.
4. Природные вещества.
Задачи:
Дети получат представление о природных телах и веществах;
Научатся проводить опыты и эксперименты с различными природными веществами;
Раскрыть роль и значение природных веществ в жизни человека.
5. Искусственные вещества.
Задачи:
Дети получат представление об искусственных телах и веществах;
Научатся проводить опыты и эксперименты с различными искусственными
веществами;
Раскрыть роль и значение искусственных веществ в жизни человека.
6. Человек и природа.
Задачи:
Обогащать кругозор, развивать внимание, мышление, память, моторику;
Развивать познавательную деятельность на основе упражнений в установлении
причино-следственных связей;
Воспитывать любовь и бережное отношение к своему здоровью, а также бережное
отношение к природе.
Учебный эксперимент в школьных курсах физики, химии, биологии, окружающего мира в начальной
школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке.
Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с
сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в
формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих
способностей.
Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для
положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность. В школьной
практике эксперимент, экспериментальный метод и экспериментальная деятельность учащихся
реализуются в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемнопоисковом и исследовательском методах обучения.
Большое количество наблюдений и демонстраций не обеспечивают формирование умений учащихся
самостоятельно и целостно проводить исследование. Именно
лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять
лабораторные и практические работы вызывает наибольший интерес обучающихся и наиболее
эффективен с педагогической точки зрения.
1.4.2 Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
Всего часов
1
Введение в исследовательскую
3
деятельность.
2
Вода - источник жизни на Земле.
9
3
Воздух - источник жизни на Земле.
7
4
Природные вещества.
7
5
Искусственные вещества
5
6
Человек и природа.
3
Итого
34
1.5 Формы аттестации и их периодичность
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения
осуществляются:
• начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития
обучающихся;
• текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися
учебного материала;
• итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития
обучающихся, их творческих способностей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий,
промежуточный и итоговый контроль.
Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного,
творческого потенциалов детей и их способностей.
Формы проведения:
Собеседование.
Анкетирование.
Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного
материала на последующих занятиях и определение готовности обучающихся к
восприятию нового материала.
Формы проведения:
Тестовые задания.
Мини - опросы.
Игры – задания.
Викторины.
Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия с целью
обобщения занятий по теме.
Формы проведения:
Текущие тестовые задания.
Мини - опрос.
Наблюдение.
Творческие задания.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения
уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов
обучения.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методическое обеспечение
Формы проведения занятий
Для изучения теоретического и практического материала данная Программа предусматривает
использование следующих форм занятий:
Открытые занятия.
Лабораторные работы.
Экспериментальные работы на основе учебных текстов.
Тестовый контроль по теории и практике.
Защита проекта, исследовательской работы.
Мероприятия.
Приемы и методы, используемые при реализации программы:
- словесные, наглядные, практические, проблемные;
- анализ, обобщение, систематизация;
- подготовка к защите проектной работы, изучение литературных источников;
- самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний, закрепления
имеющихся знаний, практических умений и навыков, при выполнении лабораторных и
экспериментальных работ).
2.4 Список литературы и электронных ресурсов
Список литературы для учителя
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г.
Самара 2007г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство
«Аркти» Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы»
Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г.
.№2.
6. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
7. Джанни Родари. "Книжка разных почему" Ташкент "ЮЛДУЗЧА", 1987г.
8. Окружающий мир: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов (Серия "Итоговый
контроль в начальной школе")/ Е.В. Чудинова, М.Ю. Демидова. - М.; СПб.:
"Просвещение", 2011г.
9. Учебное пособие. Модульная система экспериментов PROLog. М.: Современные
Образовательные Технологии, 2012г.
Материалы Интернет-сайтов:
http://razvivash-ka.ru/fizicheskie-opyty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah
http://www.karusel-tv.ru/announce
https://simplescience.ru/product
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом [Текст]: опыты и эксперименты для дошкольников / О.
В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2015. – 362 с.
2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей[Текст]:
учебн. пособие / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты: Мир растений [Текст]:
учеб.пособие/ А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 98 с.
4. Джанни Родари. "Книжка разных почему" Ташкент "ЮЛДУЗЧА", 1987г.
5. Окружающий мир: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов (Серия "Итоговый
контроль в начальной школе")/ Е.В. Чудинова, М.Ю. Демидова. - М.; СПб.:
"Просвещение", 2011г.