Физиология человека 10 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Физиология человека» составлена в соответствии с
нормативными документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования"
Приказ Минпросвещения РФ № 732 от 12 августа 2022 года
Программа рассчитана на 17 часов (из расчета 1 час в неделю, 17 учебных недель) для
профильного медицинского класса.
Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания,
не содержащиеся в базовых программах, ранее изученные в разделе «Человек и его здоровье»
знания, является ознакомительной с задания ЕГЭ по данному разделу.
Цель курса – овладение знаниями об анатомии и физиологии организма человека на
углубленном уровне.
Задачи курса:
1.

Рассмотреть особенности физиологии организма человека, особенности строения
всех систем органов, их функции.

2.

Овладеть

определенными

физиологических

медицинскими

процессов

организма

навыками
с

в

вопросах

использованием

изучения

медицинского

оборудования профильного медицинского класса.
3.

Познакомиться с КИМами ЕГЭ, с кодификатором и спецификатором 2023 года по
биологии по разделу «Человек и его здоровье».

4.

Сформировать

интерес

к

медицинским

профессиям

и

специальностям,

способствовать профессиональному самоопределению.
Программа предусматривает организацию учебных занятий на базе кабинета
медицинского класса гимназии с использованием специализиров анного медицинского
оборудовани:
 «Цифровая лаборатория «Физиология человека» (профильный уровень)
 Тонометры, спирометры, динамометры
 Таблицы
 Муляжи органов, систем органов

Планируемые результаты курса
Личностные.
В процессе изучения курса выпускники научатся
соблюдать правила безопасного поведения в чрезвычайных, экстремальных и опасных
ситуациях
бережно, ответственно относиться к своему здоровью и здоровью других людей
оказывать первую помощь и самопомощь
осознают значение здоровья в жизни человека,
объяснять важную роль знаний о первой помощи в жизни человека;
давать оценку практических и этических аспектов медицинских действий
Метапредметные.
В процессе изучения курса выпускники научатся
находить информацию о методах в различных источниках (учебных текстах, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически
ее оценивать
анализировать и прогнозировать изучаемую информацию
Предметные.
обоснованно разбираться в методах изучения физиологических процессов в организме человека
владение основами медицинских знаний по анатомии и физиологии человека, включая знания об
основных заболеваниях и их профилактике
знание КИМ по биологии по разделу «Человек и его здоровье»
Формы контроля: отчеты по практическим работам, работа с КИМ ЕГЭ, итоговый зачет
в формате ЕГЭ.
Формы организации учебной деятельности: лекции педагога с элементами беседы,
практикумы в медицинском классе, решение задач по практическому применению методов.

Содержание программы
Основы гистологии (1 час)
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов пищеварения, дыхания,
выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.
Практическая работа «Изучение гистологических препаратов, определение типов
тканей»
Регуляция функций организма: нервная и гуморальная (1час)
Понятие о нервной и гуморальной регуляции. Сравнение типов регуляций. Нервная и
эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма как основа его целостности, связи со средой. Эндокринная система, гормоны и
их значение.
Нервная система (1час)
Строение нервной системы, головного и спинного мозга. Отделы головного мозга,
нервные центры. Вегетативная и соматическая нервные системы, симпатический и
парасимпатические отделы. Безусловные и условные рефлексы, возбуждение и
торможение.
Анализаторы (1час)
Понятие об органах чувств и анализаторах. Строение глаза, органа слуха, вестибулярного
аппарата, их значение. Анализаторы, их строение.
Высшая нервная деятельность (1час)
Понятие о ВНД. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память,
эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Основы остеологии и миологии (2 часа)
Строение костной соединительной ткани. Строение кости (на примере трубчатой), типы
соединений костей, типы костей. Отделы скелета, их строение. Строение мышечной
ткани, виды основных мышц.
Практическая

работа

«Мышечное

утомление

при

статической

нагрузке,

при

динамической нагрузке»
Внутренняя среда организма (1час)
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Физиология кровообращения (1час)
Строение кровеносной системы. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Проводящая
система сердца. Автоматия сердца.

Практическая работа «Электрическая активность сердца. ЭКГ», «Артериальное
давление и пульс»
Иммунная система (1час)
Понятие об иммунной системе. Клеточный и гуморальный иммунитет. Специфический и
неспецифический иммунитет. СПИД.
Физиология дыхания (1час)
Строение органов дыхания. Механизм дыхания, его регуляция.
Практическая работа «Влияние физической нагрузки на содержание углекислоты в
выдыхаемом воздухе», «Определение объемов легких», «Проба с задержкой дыхания»
Физиология пищеварения (1час)
Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком
кишечнике. Витамины. Группы витаминов, их значение. Авитаминоз, заболевания.
Практическая работа «Изучение свойств слюны»
Обмен веществ и энергии (1час)
Обмен белков, жиров, углеводов. Пластический и энергетический обмен.
Выделение. Кожа (1час)
Строение мочевыделительной системы, строение нефрона, регуляция водно-солевого
обмена. Строение кожи.
Физиология репродуктивной системы (1час)
Строение репродуктивной системы человека.
Онтогенетическое развитие человека (1час)
Периоды жизни человека, онтогенез.
Итоговый зачет (1час)

Тематический план
Темы уроков

Количество

Практические

часов

работы
+

1

Основы гистологии человека

1

2

Регуляция функций организма: нервная и

1

гуморальная
3

Нервная система

1

4

Анализаторы

1

5

Высшая нервная деятельность

1

6

Основы остеологии

1

7

Основы миологии

1

8

Внутренняя среда организма

1

+

9

Физиология кровообращения

1

+

10

Иммунная система

1

11

Физиология дыхания

1

12

Физиология пищеварения

1

13

Обмен веществ и энергии

1

14

Выделение. Кожа

1

15

Физиология репродуктивной системы

1

16

Онтогенетическое развитие человека

1

17

Итоговый зачет

1

+

Литература
1. Максутова Г. И. Анализаторы: Учебное пособие по выполнению лабораторных
работ/под ред. Т. В. Поповой. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.— 24 с.
2. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1982.—347
с.
3. Основы физиологии человека: Учебник. — В 2-х т./ Под ред. Б. И. Ткаченко. — СПб.:
Медицина, 1994.
4. Рохлов В. С. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учебное пособие для
сред. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 1999. — 157 с.
5. Фомин Н. А. Физиология человека. — М.: Просвещение, 1982.— 320 с.
6. Анатомия человека. — В 2-х т./ Под ред. М. Р. Сапина. — М.: Медицина, 1993.
7. Асратян Э. А. Руководство к практическим занятиям по курсу нормальной физиологии.
— М. : Медгиз, 1963. — 304 с.
8. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека, 2011
9. Физиология человека Авторы книги: Покровский В. М., Коротько Г. Ф. Год: 1997, 2
тома 447+372 с.
10. Большой практикум по физиологии, Под редакцией А. Г. Камкин
11. Алфѐрова Т. В. Утомление и восстановление при локальной работе мышц. —
Омск:Изд. ОГИФК, 1990. — 17 с.
12. Белявская Л. И., Гудкова Н. С., Андронова Т. А. Методическое пособие к
практическим занятиям по биологии. — Саратов. Изд. СМИ, 1977, — 183 с.
13. Белянина С. И., Кузьмина К. А., Боброва Л. А. Биология. Методические указания для
слушателей подготовительного отделения. — Саратов. Изд. СМИ, 1990.
14. Максутова Г. И. Анализаторы: Учебное пособие по выполнению лабораторных
работ/Под ред. Т.В. Поповой. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.– 24 с.
15. Шибкова Д. З., Андреева О. Г. Практикум по физиологии человека и животных. —
Челябинск: ЧГПУ, 2004.—282 с.
16. Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В. Н. Ярыгина. — М., Высшая школа.
1997.
17. Хелевин Н. В. Задачник по общей и медицинской генетике. — М., Высшая школа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.