Методы диагностики в медицинской практике 10 кл

№
1
2

3

4

5

6

7

Наименование тем

Кол-во
часов
1

Введение. Метод опроса
пациента
Аускультация, пальпация

2

Виды лабораторных
исследований, методы
экспресс-анализа
Методы диагностики
заболеваний сердечнососудистой системы
Виды рентгенологических,
ультразвуковых,
эндоскопических
исследований
Методы диагностики
заболеваний эндокринной
системы
Методы диагностики
онкологических заболеваний

8

9

Генетические методы
исследований

10

Итоговое занятие

Предлагаемый
обучающихся

10

Содержание занятия
Лекция,
практическая работа
Лекция,
практическая работа

класса

Отчет по
практической
работе

Экскурсия в
мед.учреждение,
практическая работа
Экскурсия в
мед.учреждение,
практическая работа

Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе

Экскурсия в
мед.учреждение,
практическая работа
Приглашение
специалиста онколога

Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе

1

Лекция,
практическая работа

1

Лекция,
практическая работа

Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе
Тестирование

1

1

1

1

1
Зачет
Пояснительная записка
элективный

Формы
контроля

курсявляется

профильного

авторским

медицинского

и

класса.

предназначен

для

Элективный

курс

представляет из себя учебные практики, содержит материал по теме «Методы
диагностики в медицине» и расширяет рамки учебной программы. Важная роль отводится
практической

направленности

данного

курса

как

возможности

осознанного

профессионального самоопределения учащихся.
Программа курса рассчитана на 10 часов. Важное место в курсе занимает
практическая направленность изучаемого материала, реализация которой формирует у
обучающихся практические навыки работы с исследуемым материалом, выступает в роли
источника знаний и способствует формированию научной картины мира.
Курс демонстрирует связь биологии с медициной. Межпредметный характер курса
позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их

в

возможности применения теоретических знаний для диагностики и прогнозирования
заболеваний,

повысить

их

познавательную

активность,

развить

аналитические

способности.
Термином диагностика (от греч.diagnostikos - способный распознавать) в медицине
обозначают процесс распознавания болезни, ведущий к постановке окончательного
диагноза. Под методами диагностики понимают любой технический прием, с помощью
которого устанавливается (выявляется) какой-либо признак патологического процесса или
болезни. Для постановки диагноза, как известно, врач использует различные технические
приемы, методы, с помощью которых он исследует пациента и выявляет признаки,
отличающие здоровый организм от больного, то есть симптомы патологического
процесса.
Цель элективного курса - вооружение обучающихся знаниями о методах
диагностики в медицинской практике через учебные практики.
Задачи курса:


формировать представление о методах диагностики в медицинской

практике;


развивать

общеучебные

умения

(умения

работать

со

справочной

литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал,
делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических
задач;


способствовать развитию личностных качеств, обеспечивающих успешность

творческой

деятельности

(активности,

увлеченности,

наблюдательности,

сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом
коллективе.


Создавать условия для осознанного профессионального самоопределения.
Планируемые результаты

Личностные.
В процессе изучения курса выпускники научатся
 объяснять важную роль методовдиагностики в медицине для каждого человека;
 давать оценку этических аспектов медицинских исследований.
Метапредметные.
В процессе изучения курса выпускники научатся
 обоснованно разбираться в методах медицинской диагностики;

 находить информацию о методах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах
Интернет) и критически ее оценивать;
 анализировать и прогнозировать изучаемую информацию.
Предметные.
В процессе изучения курса выпускники узнают:
 классификацию методов исследования в медицинской практике, их значение;
 виды лабораторных исследований в лечебно - диагностическом процессе;
 виды рентгенологических исследований;
 виды эндоскопических исследований;
 виды ультразвуковых исследований;
 методы экспресс-анализа;
 методы диагностики онкологических заболеваний;
 методы диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы;
 методы диагностики заболеваний эндокринной системы;
 причины диагностических ошибок.
Формы контроля: тематическоетестирование, решение проблемных задач.
Формы организации учебной деятельности: лекции педагога и медицинских
работников с элементами беседы, практикумы в медицинских организациях города,
решение кейсов по практическому применению методов.

Содержание программы
Тема 1. Классификация методов медицинской диагностики (1 ч)Лабораторные,
рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые, методы экспресс-анализа.
Практическая работа: «Решение задач по определению методов исследований».
Тема 2. Виды лабораторных исследований, методы экспресс-анализа (2 ч)Виды и
значение лабораторных исследований. Методы экспресс-анализа, их значение.
Практическая работа: «Экспресс – диагностические методы для оценки состояния
здоровья: индекс Кетле, индекс Робинсона, индекс Руфье, индекс Штанге, индекс
Ромберга».
Тема 3. Виды рентгенологических исследований (1 ч)Рентгеноскопия, рентгенография,
томография, контрастная рентгеноскопия. Примеры использования рентгенологических
исследований, их значение.
Практическая работа: «Анализ рентгенологическихснимков».
Тема 4. Виды эндоскопических исследований (1 ч)Бронхоскопия, эзофагоскопия,
фиброэзофагогастродуоденоскопия, интестиноскопия, колоноскопия, ректороманоскопия,
цистоскопия.Примеры использования эндоскопических исследований, их значение.
Экскурсия в медицинское учреждение, ознакомление с эндоскопическими приборами.
Тема 5. Виды ультразвуковых исследований (1 ч)Виды ультразвуковых исследований,
использование в практике ультразвуковых исследований, их значение.
Экскурсия в медицинское учреждение, ознакомление с ультразвуковой техникой.
Тема 6. Методы диагностики онкологических заболеваний (1 ч)Виды диагностических
методов по обнаружению онкологических заболеваний организма, их значение.
Беседа со специалистом – онкологом, посещение онкологического кабинета.
Тема 7. Методы диагностики заболеваний сердечно-сосудистойи эндокринной
системы (1 ч)Виды диагностических методов по обнаружению функциональных и
анатомических нарушений в сердечно-сосудистой системе организма.
Практическая работа: «Анализ лабораторных исследований, проводимых при ЭКГ».

Тема 8. Генетические методы исследований (1 ч)Виды диагностических генетических
методов.
Практическая работа «Решение и анализ задач по составлению родословных».
Итоговое занятие (1 ч) Зачет. Решение тестовых задач и заданий.

Календарно-тематический план
№
1
2

3

Наименование тем
Классификация методов
медицинской диагностики
Виды лабораторных
исследований, методы
экспресс-анализа
Виды рентгенологических
исследований

Кол-во
часов
1
2

1

Содержание занятия
Лекция,
практическая работа
Лекция,
практическая работа
Экскурсия в
мед.учреждение,
практическая работа
Экскурсия в
мед.учреждение,
практическая работа
Экскурсия в
мед.учреждение,
практическая работа
Приглашение
специалиста онколога

Формы
контроля
Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе

4

Виды эндоскопических
исследований

1

5

Виды ультразвуковых
исследований

1

6

Методы диагностики
онкологических заболеваний

1

7

Методы диагностики
заболеваний сердечнососудистойи эндокринной
системы
Генетические методы
исследований

1

Лекция,
практическая работа

Отчет по
практической
работе

1

Лекция,
практическая работа

Итоговое занятие

1

Зачет

Отчет по
практической
работе
Тестирование

9

10

Литература
1. Классификация

основных

методов

медицинских

исследований.

https://www.bestreferat.ru/referat-198552.html
2. Кишкун, А.А. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие для
медицинских сестер. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 720с.
3. Клинико-лабораторные аналитические технологии и оборудование: учеб.пособие
/ под ред. В.В. Меньшикова. – М.: Академия, 2007.
4. Особенности

медицинских

классификация.

Методы

диагностики.

https://knowledge.allbest.ru/medicine/2c0b65635a3ad79a4d53b88421216c37_0.html



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.