Пояснительная записка
Основной государственный экзамен по истории (ОГЭ) — это форма государственной
итоговой аттестации (ГИА) по истории.
ОГЭ
проводится
с
использованием
контрольных
измерительных
материалов,
представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), а также с
использованием специальных бланков для записи ответа на задания КИМ.
ОГЭ по истории – сложный и специфический экзамен. В отличие от наиболее близкого
ОГЭ по обществознанию, история - более комплексный, объемный и информативный предмет.
Подготовка ОГЭ по истории является актуальной задачей, как для учащихся, так и для учителей.
ОГЭ по истории России охватывает исторический материал с древности до начала 20 века. Для
успешной сдачи экзамена требуется знание огромного количества фактов, терминов, хронологии.
При этом надо усвоить и уметь анализировать разные аспекты истории.
Программа курса «Сдам ОГЭ: история» подготовки к ОГЭ по истории России составлена
на основе ФГОС ООО, примерной программы (основного) общего образования по предмету
«История» (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838) и историко-культурного стандарта, а также:
-
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов государственной
итоговой аттестации 2025 года по истории;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения в 2025 году государственной итоговой
аттестации по истории;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году
государственной итоговой аттестации по истории.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам, а также
реализует компетентностный подход к образованию.
Цель программы – подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию
знаний по основным темам курса; углубление представления учащихся по предмету, повторение и
систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и
представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной
истории с древнейших времён до начала XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются
для них трудными, сложными;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками
работы с различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция,
стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание
своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение
гуманистических
традиций
и
ценностей;
осмысление
социально-
нравственного
опыта
предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом
решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам
смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять
существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как
составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинноследственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск
информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать
правило,
инструкцию во
времени; планировать, контролировать и выполнять действие по
заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные
результаты
своих
действий,
а также
возможные
ошибки;
начинать
и
заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины,
используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в
мире и в России; содержание и специфику экономической, социально- политической и духовной
жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные
даты всеобщей истории и истории России; составлять хронологические и синхронистические
таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку,
характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты
и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее
и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей,
приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки,
выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку; решать проблемные задачи и
тестовые задания разной степени сложности.
Формы: индивидуальная; групповая; фронтальная.
Методы работы: лекции, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам,
эпохам.
Программа предполагает проведение довольно большого числа практических занятий, на
которых учащимся представится возможность на практике применить полученные знания и
проявить себя. Большую роль в обучении играет самообразование, которое выходит на новый
уровень: школьник с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал
данный предмет, и он ему действительно интересен. Кроме того, подготовка к ОГЭ даёт отличную
возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. Рабочая
программа предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю - 34 часа в год.
Умения и навыки, которые необходимо получить учащимся.
По
окончанию
освоения
программы,
ученики
должны
быть
готовы
к
выполнению
экзаменационной работы. Готовность ученика к экзамену включает умение выполнять
предложенные задания, способность к самоконтролю, умение правильно распределить отведенное
время на выполнение тестовых заданий, психологический настрой, концентра- ция внимания.
Контроль знаний. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия
заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Календарно-тематический план
«История. Тестовый практикум» (16 часов)
№
Тема занятия
п/п
1 Основные структурные и содержательные
характеристики экзаменационной работы по
истории в форме ОГЭ
Кол-во часов
1
2
Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности. Образование Древнерусского
государства. Владимир I. Крещение Руси Ярослав
Мудрый. Русская Правда
1
3
Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)
1
4
Политическая раздробленность Руси Борьба против
внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание.
Экспансия с Запада. Александр Невский. Начало
объединения русских земель. Иван Калита.
Дмитрий Донской. Куликовская битва Роль церкви
в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский
1
5
Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)
Составление плана ответа Работа с исторической
картой
1
6
Свержение золотоордынского ига. Иван III.
Завершение объединения русских земель.
Становление органов власти Российского
государства. Судебник 1497 г. Иван IV Грозный.
Установление царской власти. Реформы середины
XVI в. Земские соборы. Опричнина Расширение
территории государства (присоединение Казанского
и Астраханского ханств, Западной Сибири)
1
7
Смутное время. Борьба против внешней экспансии.
К. Минин, Д. Пожарский. Россия при первых
Романовых. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права
Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные
движения второй половины XVII в. Степан Разин.
Внешняя политика России в XVII в. Вхождение
Левобережной Украины в состав России
1
8
Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)
Составление плана ответа Работа с исторической
картой Работа с историческими источниками (текст,
схема; иллюстративный, статистический материал)
Работа с понятиями и терминами
1
9
Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I.
Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота.
Северная война. Дворцовые перевороты.
Расширение прав и привилегий дворянства.
1
Дата проведения
«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.
Оформление сословного строя. Социальные
движения. Е.И. Пугачёв. Россия в войнах второй
половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков
10
Внутренняя политика в первой половине XIX в.
М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г.
Движение декабристов. Общественная мысль во
второй четверти XIX в. Официальная
государственная идеология. Западники и
славянофилы Начало промышленного переворота
Присоединение Кавказа. Крымская война
1
11
Выполнение заданий в формате ОГЭ Составление
плана ответа Работа с исторической картой Работа с
историческими источниками (текст, схема;
иллюстративный, статистический материал) Работа
с понятиями и терминами
1
12
Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена
крепостного права. Завершение промышленного
переворота. Формирование классов
индустриального общества Общественные
движения второй половины XIX в. Россия в военнополитических блоках Промышленный подъём.
Формирование монополий. С.Ю. Витте. Русскояпонская война. Обострение социальных
противоречий в условиях модернизации. Революция
1905–1907 гг. Государственная дума. П.А.
Столыпин. Аграрная реформа
1
13
Выполнение заданий в формате ОГЭ
1
14
Светский характер культуры. Взаимосвязь и
взаимовлияние российской и мировой культуры.
Наука и образование. М.В. Ломоносов, Н.И.
Лобачевский, Д.И. Менделеев. Литература и
искусство.
1
15
Знание важнейших достижений культуры XVIII –
начала XX века
1
16
Итоговая работа
1
Итого:
16 часов
Литература и средства обучения
1. Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времен до
наших дней. – М.: изд.центр «Академия», 1999. – 400 с.
2. Баранов П. А. История: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс.
- Москва: АСТ: Астрель, 2016. - 416 с.
3. Всемирная история. Т.1-15.-М.: АСТ, Мн.:Харвест, 2001.
4. История
Российского
Приморья:
Учебное
пособие
для
8–9
классов общеобразовательных учреждений – Вл-к: Дальнаука, 1998. – 248
с.
5. Кушнир А. Г. Хрестоматия по истории России в документах, материалах и
комментариях. Учебное пособие. Т. 1,2 – М.: «Рипол классик», 1999.
6. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. – М.: Издательская группа Норма Инфра- М, 2000 – 656с.
7. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005, 704 с., илл.
8. Самыгин П. С., Чапек В. Н. История России. Серия «Высший балл». Ростов н/Д.:
Феникс, 2002. – 352 с.
9. Юрьев А. И. Новейшая история России. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 256 с.
Учебные и справочные пособия:
1. Зуев М. Н. История. 5–11 кл.: Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.- 224
с.
2. История в таблицах. 5–11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук.
авт. колл.), Д. И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.
3. История России. IX – XX века: 6 – 11 кл.: Справ. материалы/ Авт.-сост. В.В. Керов, Т.
В. Слепцова. – М.: ООО «Изд – во АСТ»: ООО «Изд – во Астрель», 2002. – 64 с.(Справочник – шпаргалка).
4. Олейников Д. И. История. Россия. XVIII – XX века: Краткий справочник школьника.
7–11 классы. - М.: Дрофа, 1997.- 224 с.
5. Приморский край: Краткий энциклопедический справочник. –Владивосток: Изд-во
Дальневост. ун – та, 1997. – 596 с.
Средства обучения:
Проектор
Нетбук
Колонки
Экран
Комплект учебных карт по истории
Презентации, видеофрагменты и видеоуроки по темам