Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия № 3» г. Кудымкара
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Цыбина О.Г.
Приказ №411 от «29 » августа
2025г.
Рабочая программа факультативного курса
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1 класса
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель:
Добрина Екатерина Владимировна
учитель начальных классов
2025
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность»
составлена на основе авторского курса программы «Функциональная
граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А.
Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок
реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию
математической финансовой грамотности. Если учитель считает
необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство
с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 ч)
№
п/п
1
Раздел
Читательская
грамотность
Итого
2.
Математическая
грамотность
Колво
часо
в
Содержание
Формы внеурочной
деятельности
В. Бианки. Лис и
мышонок.
Библиотечные уроки;
1
Русская народная
сказка. Мороз и заяц.
1
В. Сутеев. Живые
грибы.
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
1
1
Г. Цыферов. Петушок
и солнышко.
1
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
1
Грузинская сказка.
Лев и заяц.
1
Русская народная
сказка. Как лиса
училась летать.
1
Е. Пермяк. Четыре
брата.
Деловые беседы;
Практические
упражнения
8
1
Про курочку рябу,
золотые и простые
яйца.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
1
Про козу, козлят и
капусту.
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
1
Про петушка и
жерновцы.
Практические
упражнения
1
1
1
Как петушок и
курочки делили
бобовые зернышки.
Про наливные
яблочки.
Про Машу и трех
медведей.
Итого
3.
Финансовая
грамотность
1
Про старика, старуху,
волка и лисичку.
1
Про медведя, лису и
мишкин мед.
8
1
За покупками.
Библиотечные уроки;
1
Находчивый колобок.
Деловые беседы;
1
День рождения мухицокотухи.
1
1
4.
Естественнонаучная
грамотность
молоко.
1
Лесной банк.
1
Как мужик и медведь
прибыль делили.
1
Итого
Участие в научноисследовательских
Буратино и карманные дискуссиях;
деньги.
Практические
упражнения
Кот Василий продает
Как мужик золото
менял.
8
Как Иванушка хотел
попить водицы.
Библиотечные уроки;
1
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
1
Про репку и другие
корнеплоды.
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
1
1
Плывет, плывет
кораблик.
1
Про Снегурочку и
превращения воды.
1
Как делили апельсин.
1
Крошка енот и Тот,
кто сидит в пруду.
1
Иванова соль.
1
В. Сутеев. Яблоко.
Итого
9
Итого
33
Деловые беседы;
Практические
упражнения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
В. Бианки. Лис и
мышонок.
1
0,5
0,5
1.
Русская народная
сказка. Мороз и заяц.
1
0,5
0,5
1.
В. Сутеев. Живые
грибы.
1
0,5
0,5
1.
Г. Цыферов. Петушок
и солнышко.
1
0,5
0,5
1.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
1
0,5
0,5
1.
Грузинская сказка.
Лев и заяц.
1
0,5
0,5
1.
Русская народная
сказка. Как лиса
училась летать.
1
0,5
0,5
1.
Е. Пермяк. Четыре
брата.
1
0,5
0,5
1.
Про курочку рябу,
золотые и простые
яйца.
1
0,5
0,5
1.
Про козу, козлят и
капусту.
1
0,5
0,5
1.
Про петушка и
жерновцы.
1
0,5
0,5
1.
Как петушок и
курочки делили
бобовые зернышки.
1
0,5
0,5
1.
Про наливные
яблочки.
1
0,5
0,5
1.
Про Машу и трех
медведей.
1
0,5
0,5
1.
Про старика, старуху,
1
0,5
0,5
Дата
проведения
волка и лисичку.
1.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
1
0,5
0,5
1.
За покупками.
1
0,5
0,5
1.
Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
1.
День рождения мухицокотухи.
1
0,5
0,5
1.
Буратино и карманные
деньги.
1
0,5
0,5
1.
Кот Василий продает
молоко.
1
0,5
0,5
1.
Лесной банк.
1
0,5
0,5
1.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
1
0,5
0,5
1.
Как мужик золото
менял.
1
0,5
0,5
1.
Как Иванушка хотел
попить водицы.
1
0,5
0,5
1.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
1
0,5
0,5
1.
Про репку и другие
корнеплоды.
1
0,5
0,5
1.
Плывет, плывет
кораблик.
1
0,5
0,5
1.
Про Снегурочку и
превращения воды.
1
0,5
0,5
1.
Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
1.
Крошка енот и Тот,
кто сидит в пруду.
1
0,5
0,5
1.
Иванова соль.
1
0,5
0,5
1.
В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
Итого: 33
16,5
16,5