Индивидуальный проект 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО (приказом
Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями),
разработана на основе основной образовательной программы СОО образовательного
учреждения. Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по
выбранному направлению.Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в
неделю).
Цель - формирование у обучающихся представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности,
формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов
исследования.
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
– выработать способность к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретѐнных знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
– мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности.
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя сводится к
минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему,
формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу.
Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и
предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского
продукта.
Результаты проектной деятельности должны быть представлены в виде учебноисследовательской работы либо проекта.
Продуктами проектной деятельностимогут быть:
– макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
– постеры, презентации;
– альбомы, буклеты, брошюры, книги;
– реконструкции событий;
– результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
– документальные фильмы;

веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.
Формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная,
самостоятельная работа.
Формы контроля освоения программы:
1. Промежуточный контроль: осуществляет руководитель курса
- защита темы исследования (оценка)
- отчет по выполнению теоретической части исследования (оценка)
2. Итоговый контроль: оценка проектной/исследовательской деятельности
обучающихся проводится членами комиссии по результатам представления
продукта/учебного исследования и публичной защиты.
- содержание исследовательского проекта (оценка)
- оформление исследовательского проекта (оценка)
- публичная защита исследовательского проекта (оценка)
Защита индивидуального проекта проходит в конце завершения курса по
секциям, соответствующим направлениям проектных/исследовательских работ.
Выставление оценки за курс «Индивидуальный проект»: каждый выполненный
элемент исследования оценивается по пятибалльной системе, итоговая оценка
выставляется как среднее арифметическое оценок указанных элементов оценивания.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
– готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
– готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав
и обязанностей ученика;
– умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
приятия;
– умение конструктивно разрешать конфликты;
– потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
– устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
– готовность к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты:
ученик научится:
– определять область своих познавательных интересов;
– искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами
библиотек;
– находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе
выполнения учебного исследования или проекта;
– планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя
методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
– распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
– использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы,
–

доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение,
опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение
алгоритма и т.д.;
– ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать
проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
– видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты
проблемы;
– предполагать возможное практическое применение результатов учебного
исследования и продукта учебного проекта;
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

Тематическое планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименования тем
Введение. Что такое проект и проектная деятельность
Виды проектов. Структура исследовательского проекта
Определение проблемы и ее актуальности
Анализ проблемной ситуации
Определение объекта, предмета и темы исследования
Методы исследования
Определение методов исследования
Определение цели, декомпозиция задач, выдвижение гипотезы
Структура введения
Презентация проектных замыслов
Этапы работы над исследовательским проектом
Алгоритм работы с литературой, с ресурсами Интернета
Составление списка информационных источников
Оформление теоретической части работы
Оформление теоретической части работы
Оформление теоретической части работы
Оформление теоретической части работы
Этапы работы над практической частью исследования
Работа над практической частью исследования
Работа над практической частью исследования
Работа над практической частью исследования
Работа над практической частью исследования
Статистическая обработка материала и представление результатов в виде
таблиц, диаграмм, схем
Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов
Ссылки в тексте исследования. Указание ссылок в тексте
Редактирование текста и оформления работы
Составление тезисов к исследовательскому проекту
Составление презентации к защите исследования
Структура стендового доклада
Планирование выступления по защите исследования
Подготовка публичной защиты
Публичная защита реализованного исследования
Публичная защита проектов и исследовательских работ
Итоговое занятие

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Приложение 1
Критерии оценки содержания исследовательского проекта
Показатели
1. Обоснованность выбора темы,
актуальности темы

2. Формулировка цели и задач проекта в
соответствии с темой проекта

3. Обоснованность выбора методики
работы

4. Разнообразие источников информации,
целесообразность их использования

5. Теоретическая часть исследования:
всесторонний обзор предмета
исследования, освещение значимых
аспектов проблемы
6. Практическая часть исследования:
описание методики, результатов и
выводов исследования

7. Наглядность представления
результатов (графики, гистограммы,
схемы, фото и т.д.)
8. Формулирование выводов
исследования в разделе «Заключение»,
анализ достижения цели и задач

Критерии
Выбор темы и актуальность обоснованы;
аргументы целесообразны
Выбор темы и актуальность обоснованы;
целесообразна часть аргументов
Выбор темы и актуальность не обоснованы,
аргументы отсутствуют
Цель проекта чѐтко сформулирована, задачи
обозначены в соответствии с темой проекта
Цель сформулирована, но нет чѐтких задач по
достижению цели в соответствии с темой
Целей и задач нет или они не соответствуют теме
Выбор методик целесообразен, обеспечивает
достижение цели
Выбор методик целесообразен, но неполно
обеспечивает достижение цели
Выбор методик явно нецелесообразен
Использованы достаточное количество источников
информации
Использовано недостаточное количество
информации
Необоснованный подбор информации
Освещена значительная часть предмета
исследования, проблемы, связанной с ним
Предмет исследования и проблемы, связанные с
ним, освещены фрагментарно
Проблема не освещена, предмет не описан
Описана методика, представлены результаты и
выводы исследования
Частично описана методика или частично
представлены результаты или выводы
Не описана методика, не представлены результаты
и выводы исследования
Использованы необходимые способы
Использована часть способов
Не использовано наглядное представление
результатов
Выводы сформулированы, достижение цели
проанализировано
Частично сформулированы выводы, частично
проанализировано достижение цели
Выводы не сформулированы, достижение цели не
проанализировано

Максимальный балл

Баллы
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
16

Оценка содержания проекта
Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

16 - 14

13 – 11

10 - 7

Приложение 2
Критерии оценки оформления исследовательского проекта
Показатели
1. Оформление титульного листа

2. Оформление содержания

3. Оформление введения в
последовательности:
- формулировка обоснования выбора
темы,
- цели и задачи проекта,
- объект и предмет исследования,
- гипотеза,
- методы и практическая значимость
4. Оформление текста:
- соответствующий шрифт Times New
Roman,
- кегль 14,
- интервал 1,15,
- выравнивание текста по ширине,
- наличие интервалов (отступов)
- заголовки по центру
5. Оформление рисунков, таблиц:
- рисунки: надпись под ними
- таблицы: надпись над ними
- сквозная нумерация рисунков
- сквозная нумерация таблиц
6. Оформление информационных
источников

7. Оформление ссылок в тексте
- ссылки на рисунки
- ссылки на таблицы
- ссылки на информационные источники
- ссылки на приложение
Максимальный балл

Критерии
Полностью оформлено в соответствии с образцом
Оформлено в соответствии с образцом, 1-2
замечания
Оформлено не в соответствии с образцом
Полностью оформлено в соответствии с образцом
Оформлено в соответствии с образцом, 1-2
замечания
Оформлено не в соответствии с образцом
Полностью оформлено в представленной
последовательности
Оформлено в соответствии с в представленной
последовательностью, 1-2 замечания
Оформлено не в соответствии с в представленной
последовательностью

Баллы
2
1
0
2
1
0
2
1
0

Полностью оформлено в соответствии с
требованиями
Оформлено в соответствии с требованиями, 1-2
замечания
Оформлено не в соответствии с требованиями

2

Полностью оформлено в соответствии с
требованиями
Оформлено в соответствии с требованиями, 1-2
замечания
Оформлено не в соответствии с требованиями
Полностью оформлено в соответствии с
требованиями
Оформлено в соответствии с требованиями, 1-2
замечания
Оформлено не в соответствии с требованиями
Полностью оформлено в соответствии с
требованиями
Оформлено в соответствии с требованиями, 1-2
замечания
Оформлено не в соответствии с требованиями

2

1
0

1
0
2
1
0
2
1
0
14

Оценка оформления исследовательского проекта
Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

14 - 13

12 – 10

9-6

Приложение 3
Критерии оценки публичной защиты исследовательского проекта
Показатели
1. Соответствие публичной
защиты заявленной теме
2. Культура выступления

3. Доступность сообщения о
содержании проекта, его
целях, задачах, методах и
результатах
4. Целесообразность
наглядности и уровень еѐ
использования
5. Соблюдение временного
регламента сообщения (не
более 7 минут)
6. Чѐткость и полнота
ответов на дополнительные
вопросы
7. Владение специальной
терминологией по теме
проекта
8. Качество компьютерной
презентации

Градация
Соответствует полностью
Соответствует не в полном объеме
Не соответствует
Рассказ, обращѐн к аудитории, без обращения к тексту или
частичное обращение
Рассказ с частым обращением тексту
Чтение с листа
Доступно и понятно без уточняющих вопросов
Доступно и понятно с уточняющими вопросами
Недоступно и непонятно с уточняющими вопросами

Баллы
2
1
0
2

Целесообразна
Частично целесообразна
Нецелесообразна
Соответствует
Превышен, но не более чем на 2 минут
Превышен более чем на 2 минуты
Все ответы чѐткие, полные
Не на все вопросы есть четкие ответы
Все ответы неполные
Владеет свободно
Частично
Не владеет
Презентация дополняет текст выступления, не перегружена
информацией, оптимальна для восприятия
Презентация повторяет текст выступления, перегружена
информацией, затрудняет восприятие
Презентация отсутствует
Максимальный балл

2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2

1
0
2
1
0

1
0
16

Оценка публичной защиты исследовательского проекта
Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

16 - 14

13 – 11

10 - 7

Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, приказ №413 от 17.05.2012, Министерство образования и науки Российской
Федерации
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов
/Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника /
Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.
Список использованных информационных источников
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С. 130-139.
2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания
общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг в образовании.-2003.
- №3. - 58-61.
3. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени
Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе. - 2006. - №2. - 15-19.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для
студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 192 с.
5. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к
открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания,
2008. – 160 с.
6. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. /
Г.К.Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
7. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В.
Соколова // Физика в школе. - 2007. - №6. - с. 7-17.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.