Грамотный читатель

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия № 3» г. Кудымкара
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Цыбина О.Г.
Приказ №411 от «29 » августа

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Грамотный читатель»
для обучающихся 2 класса

Направление: социально-гуманитарное

Составитель:
Ванькова Виктория Юрьевна
учитель начальных классов

2025
1

2025г.

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования ................... 3
1.1. Пояснительная записка .............................................................................. 3
1.2. Цели и задачи программы ......................................................................... 5
1.3. Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана…6
1.4. Планируемые результаты ........................................................................ 8
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий ........... 9
2.1. Условия реализации программы .............................................................. 9
2.2. Формы аттестации...................................................................................... 10
2.3. Оценочные материалы .............................................................................. 10
2.4. Методические материалы .......................................................................... 13
2.5. Список литературы ...................................................................................... 15

2

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы: начальная школа – особый этап в жизни
ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения
должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно
приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для
самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе
усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над
правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь
поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у
учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло
максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по
учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию,
представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов
освоения основной образовательной программы становится умение работать с
различными источниками информации, то данная проблема является
актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной
школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной направленности «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р,
«Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих
программ».
Новизна программы: новизна данной программы в том, что содержание
программы модифицировано, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных
знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и
технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в
программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных
форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить
3

учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для
успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические
технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит
эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Направленность программы: социально– гуманитарная.
Уровень освоения программы - базовый.
Педагогическая целесообразность: «Люди перестают мыслить, когда
перестают читать». (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Д. Дидро,
жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль,
отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно
изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране
разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России».
Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в
России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и
ее конкурентоспособности на мировой арене. Смысловое чтение – это такое
качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой
и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точно и
полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить
извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него
обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими
внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой,
текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у
него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь
письменная.
Отличительная
особенность
программы:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные
ориентации
организации
деятельности
предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результат
освоения программы курса, воспитательного результата положена методика
Беденко М. В.
6. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и
самостоятельное.
4

Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее
и вдумчивое.
Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы
проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективнотворческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины, посещение выставок,
праздников.
Адресат программы. Программа адресована для детей от 7 до 9 лет. Для
обучения принимаются все желающие, что дает возможность заниматься с
разнообразными категориями детей: одаренными, детьми из групп социального
риска, детьми из семей с низким социально-экономическим статусом. По состоянию
здоровья ограничений нет.
Форма обучения – очная.
Форма организации занятий – групповая.
Группа формируется из
обучающихся одного возраста. Состав группы – постоянный.
Объем и срок освоения программы, режим занятий. Общее количество
учебных часов, необходимых для освоения программы составляет 34 часа (1 час в
неделю). Продолжительность одного занятия 40 минут. Программа рассчитана на
один учебный год для обучающихся от 7 до 9 лет.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся полноценного устойчивого
навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи программы:
Второй год обучения
- Формировать умения осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с
учётом индивидуальных возможностей.
- Способствовать умению переходить от чтения вслух к чтению про себя; в
зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные
виды чтения (изучающее, выборочное).
- Научить воспринимать содержание художественного, научно-познавательного,
учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на
вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по
прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого
главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
- Научить определять в произведении хронологическую последовательность
событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать
повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя
составлять план повествования (вопросный, номинативный).
- Формировать умения характеризовать героев произведения, давать оценку их
поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
5

1.3 Содержание программы
Учебный план
(второй год обучения)

1

2

3
4
5
6
7
8
9

10

Тема

Всего
часов

В том числе

Стихотворение И.
Асеевой «С Днём
знаний».
Готовимся к
выразительному
чтению
Стихотворение Г.
Ладонщикова «С
добрым утром!».
Готовимся к
выразительному
чтению
Удмуртская сказка
«Березкакрасавица»
Китайская сказка
«Жадный ЧА»
«Дракон»
Чувашская сказка
«Откуда взялась
река»
Экскурсия в
городскую
библиотеку
Занятие в
компьютерном
классе
Научнопознавательный
текст «Пауксеребрянка»
Рассказ Н.

1

0,5

0,5

Текущий индивидуальный.

1

0,5

0,5

Текущий индивидуальный.

4

2

2

Текущий индивидуальный.

2

1

1

Текущий индивидуальный.

1
3

0,5
1

0,5
2

Текущий индивидуальный.
Текущий индивидуальный.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Текущий индивидуальный.

2

1

1

Текущий индивидуальный.

теоре
тичес
кие
практ
ическ
ие

№
п/п

6

Формы
Контроля

11

12
13
14

15
16
17

Сладкова
«Воздушный
замок»
Рассказ Н.
Сладкова
«Болтливые
окуни»
Рассказ В.
Осеевой «Долг»
Рассказ В.
Осеевой
«Картинки»
Рассказ Л.
Каминского
«Послушный
Петя»
Стихотворение И.
Бродского
«История двойки»
Рассказ В.
Голявкина «Вот
что интересно!»
Стихотворение З.
Письман «В
летние каникулы».
Готовимся к
выразительному
чтению
Всего часов в
программе:

3

1

2

Текущий индивидуальный.

2

1

1

Текущий индивидуальный.

2

1

1

Текущий индивидуальный.

3

1

2

Текущий индивидуальный.

2

1

1

Текущий индивидуальный.

4

2

2

Текущий индивидуальный.

1

0,5

0,5

Текущий индивидуальный.

34

15,5

18,5

Содержание учебного плана (второй год обучения)
1.Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся к выразительномучтению
стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний»
2.Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Готовимся квыразительному
чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С добрым утром!»
3.Удмуртская сказка «Березка-красавица»
4.Китайская сказка «Жадный ЧА»
5.Чувашская сказка «Откуда взялась река»
6.Экскурсия в библиотеку.
7.Занятие в компьютерном классе.
8.Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»
9.Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка»
7

10.Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»
11.Рассказ В. Осеевой «Долг»
12.Рассказ В. Осеевой «Картинки»
13.Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»
14.Подготовка к выразительному чтению рассказа Л. Каминского«Послушный
Петя». Стихотворение И. Бродского «История двойки»
15.Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»
16.Стихотворение З. Письман «В летние каникулы». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения З. Письман «В летние каникулы».
1.4 Планируемые результаты
Второй год обучения
- Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми
словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при
чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от
особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения
(изучающее, выборочное);
- излагать фактический материал, отвечать на вопросы в устной форме,
подтверждать свой ответ примерами из текста, задавать вопросы к фактическому
содержанию произведений, участвовать в беседе по прочитанному.
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать
героев одного произведения по заданным критериям. Находить в тексте средства
художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль
в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном
высказывании.
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
8

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Раздел № 2. «Комплекс организационно - педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
Материально-технические условия. Для эффективной реализации программы
необходимы:
- компьютер;
- принтер (сканер, ксерокс);
- средства телекоммуникации (выход в Интернет);
- учебный комплект для каждого обучающегося: тетрадь, ручка, набор цветных
фломастеров и карандашей, папку с файлами для размещения информационных
листов, таблиц, раздаточного материала;
- методические разработки по всем темам, сценарии проведения мероприятий и
праздников, схемы, опросные и технологические карты.
Кадровое обеспечение. Программу «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» реализуют учителя начальных классов, имеющие
педагогическое образование. Требования к квалификации и стажу работы не
предъявляются.
Информационно-методическое обеспечение.
При реализации программы широко применяются такие сетевые платформы
как: GoogleДиск. Возможно использование дистанционного обучения через: Skype,
Instagram, WhatsApp, Zoom и т.д
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда
9

для ребенка создает возможности для успешной реализации обучающегося во
взрослом возрасте. Позволяет проявлять свои способности не только в
организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует
развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему
гармоничному развитию личности.
2.2 Формы аттестации
Результативность освоения обучающимися программы «Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению» оценивается через:
- формы отслеживания и фиксации результатов:
1. Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов,
результатов выполнения).
2. Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования).
3. Итоговый контроль (проверка техники и навыка смыслового чтения).
- формы предъявления и демонстрации результатов:
- участие в конкурсах чтецов;
- участие в тематических викторинах и играх;
- выступление с номерами художественной самодеятельности;
- защита проектов.
Темы проектов.
Искусство создания книги. (2 класс)

2.3 Оценочные материалы
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе используются:
-диагностика
усвоения
материала,
в
процессе
обучения
по
общеобразовательной общеразвивающей программе «Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению»;
- таблица сформированности навыка смыслового чтения;
- критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения.
Примерная диагностика сформированности навыка смыслового чтения.
Задание к тексту

Второй год обучения
Варианты ответов учащихся
10

2.
Определи стиль текста: Это научный текст, в нем есть точные данные
научный, художественный или о грызунах. Это информация из энциклопедии.
публицистический.
Научный текст
Художественный
3.
Какова
тема
текста, Тема – грызуны. Автор знакомит нас с
определи главную мысль текста. многообразием отряда грызунов
Текст о грызунах
4.
Отметь
рисунки
животных, которые относятся к
грызунам, и подтверди ответ
информацией из текста.

Бобры могут перегрызать деревья. В число
грызунов входят также мыши, крысы, белки.
Отмечены на картинке знаком «+» белка,
мышь, бобр
Отмечены на картинке знаком «+» мышь, бобр,
заяц

Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения
Группы
метапредметных
результатов

1

Поиск
информации и
понимание
прочитанного

Критерии

Показатель критерия

Умение
Определил и записал тему и
определять
главную мысль текста
тему и
главную
мысль текста
Определил и написал только
тему текста, не смог найти в
тексте предложение, передающее
главную мысль
Не записал тему и главную
мысль текста
Умение
Составил простой план, в
составлять
котором отразил все смысловые
план текста
части, последовательность
частей не нарушена
Составил простой план,
пропущена одна смысловая часть
текста; или в плане отражены
все смысловые части текста, но
нарушена последовательность
частей
Не составил план
Умение
Последовательность событий не
восстанавлив нарушена
11

Балл
2

1

0
2

1

0
2

ать
последовател
ьность
событий

Умение
отвечать на
вопросы по
содержанию
текста

Умение
определять
тип, стиль
текста

Умение
объяснять
Преобразование и новые
2
интерпретация
(незнакомые)
информации
слова
(сочетания
слов),

Допустил ошибку в
последовательности двух
событий
Последовательность событий
нарушена
Ответ оформлен как законченное
речевое высказывание,
подтвержденное информацией из
текста

1

Сформулированный ответ
правильный, но односложный, не
подтвержденный информацией
из текста
Ответ не соответствует
содержанию текста
Правильно определил тип и/или
стиль текста, записал
характерные признаки

1

Указал тип и/или стиль текста,
но не записал характерные
признаки
Допустил ошибки в определении
типа и/или стиля текста
Задания по тексту выполнены
частично (не менее половины
заданий), допустил 1-2
орфографических ошибки
Выполнено менее половины
заданий по тексту, допущено
много орфографических ошибок
Объяснил значение нового слова
(сочетания слов), опираясь на
содержание текста

1

12

0
2

0
2

0
1

0

2

опираясь на
контекст

3

Оценка
информации

Умение
устно
выказывать
свое
отношение к
тексту или
описываемы
м событиям
на основе
собственных
знаний

Объяснил значение нового слова
(сочетания слов), используя не
информацию из текста, а
имеющиеся знания
Не смог объяснить значение
нового слова (сочетания слов)
Высказал личное отношение к
тексту, объясняя свое мнение

1

Высказал свое отношение на
уровне нравится – не нравится,
не смог оценить полезность
информации для себя
Без интереса относя к
полученной информации, не
высказал никаких суждений

1

0
2

0

2.4 Методические материалы
Методика обучения предполагает доступность излагаемой информации для
возраста обучающихся, что достигается за счёт наглядности и неразрывной связи с
практическими занятиями. Формы занятий определяются направленностями
программы и её особенностями. Программа включает как теоретические и
практические занятия в учебных кабинетах, так и экскурсионные выходы на
территорию учреждения и своей местности.
Формы организации учебного занятия. Подача теоретического материала
осуществляется в форме проведения традиционных и комбинированных занятий,
лекций с одновременным показом иллюстраций, схем, видеоматериалов,
фотографий.
Подача практического материала осуществляется в форме
индивидуально-групповых, самостоятельных работ, практических занятий,
просмотров видеофильмов и презентаций, защитой проектов.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются современные
педагогические и информационные технологии:
 здоровьесберегающие технологии;
13






игровые технологии;
личностно – ориентированные технологии;
технология проблемного обучения;
технология проектной деятельности.

Методические и дидактические материалы:
- методические разработки по темам;
- наличие наглядного материала;
- наличие демонстрационного материала;
- видеофильмы;
- раздаточный материал;
- дидактические карточки;
- информационные карточки.

2.5 Список литературы
14

Литература для педагога:
1. Антошин М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2020.
2.Бондаренко, С.М. Как учить работать с книгой / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник,
Л.А. Концева.- М.: Просвещение, 1995.
3.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.
Гальперин. – М.: Наука, 1981.
4.Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы /Г.Г. Гецов. - М.: Книга, 1984.
5.Граник, Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачникпрактикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. М.: Педагогика, 2001.
6.Граник, Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста / Г.Г. Граник, А.Н.
Самсонова // Вопросы психологии.- 1993.- № 2.
7.Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах /
В.К. Дьяченко. – М.: Народное образование, 2004.
8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.-Изд.
«Аркти», Москва, 2003.-210с.
9. Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы//
Начальная школа.2014.№3.С.17-19.
Литература для обучающихся:
1. АнтошинМ.К.. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2020.
2. Детская художественная литература.
3.Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия, М.;ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Литература для родителей:
1.Николаева Л.А. Учись быть читателем: о работе культуры с научной и научнопопулярной книгой / Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.
2.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н.
Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1.
3.Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах
непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография] /
О.В. Чиндилова. –М. :Баласс, 2010.

15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.