Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Путешествуя по карте» предназначена для
учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Содержание
курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими
(топографической и географической картами), профилями, рисунками, схемами, диаграммами.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся,
выполнение практических заданий. Данная программа факультативного курса рассчитана на 30
часов.
Цель данной программы: сформировать информационную и коммуникативную
компетентность обучающихся в области изучения некоторых географических вопросов; через
практическую направленность раскрыть сущность природы географических явлений и процессов.
Личностные результаты освоения курса:
учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных источников географической
информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение
основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты:
овладевать приемами самостоятельной
деятельности при решении различных проблем:
доступными методами научного познания, рациональными способами познавательной
деятельности.
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, п роцессов и
явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных
вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Предметные результаты:
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых
различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие
знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для
получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
применять понятия «географическая карта», «стороны горизонта», «горизонтали»,
«масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов,
глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе
своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач, и извлекать её из различных источников.
Содержание курса
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.(10)Представление о мире в древности.
Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать
Уметь
Знать имена путешественников: Эратосфен, Ф.Магеллан,
Х.Колумб, А. Никитин, Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев,
Сопоставлять имена
путешественников и
А. Веспуччи, Р.Амундсен, Р. Скотт и другие.
территории
Тема 2. Географическая карта (19 часов)
Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки.
Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки.
Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Карта Пермского края и своей
территории
Географическая карта. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические
координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на
глобусе.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать
Уметь
Содержание понятий: план местности,
масштаб, особенности различных видов
изображения местности.
Определять по плану объекты местности, стороны
горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления,
расстояния; читать план местности.
Форму и размеры Земли. Определение
географической карты, градусной сети на
глобусе и карте, классификацию карт.
Географические координаты
Определять по глобусу и карте расстояния и
направления, показывать полюса, экватор.
Определять на карте полюса, направления,
описывать по плану карту полушарий и России;
определять географические координаты,
абсолютные высоты и глубины.
Тема 3. Итоговое занятие (1 часа)
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать
Уметь
Основные понятия за курс: стороны горизонта,
масштаб, географическая карта,
географическая широта, географическая
долгота, глобус, параллели, меридианы.
Определять по географической карте
местоположение объекта
Тематический план курса
№
п/п
1
Раздел. Тема
Количе
Форма контроля
ство
часов
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.(10)
Представление о мире в древности.
Кроссворд
1
2
Эпоха Великих географических открытий.
1
Тестирование
3
Кругосветные плавания и географические
открытия
1
4
Открытия русских путешественников
1
Составление картографической
модели
Рассказ - описание
5
1
Составление картографической
модели
6
Открытия материков и частей света:
Европа
Открытия материков и частей света: Азия
1
7
Открытия материков и частей света:
1
Составление картографической
модели
Составление картографической
модели
Африка
8
9
10
Открытия материков и частей света:
Америка
Открытия материков и частей света:
Австралия
Открытия материков и частей света:
Антарктида
1
Составление картографической
модели
1
Составление картографической
модели
1
Составление картографической
модели
Тема 2. Географическая карта (20)
11
Географическая карта — особый источник
информации. Измерение расстояний по карте с
помощью масштаба и градусной сетки
1
Практическая
1.
Ориентирование.
Стороны
горизонта. Масштаб
12
Географическая карта — особый источник
информации. Ориентирование по карте.
Географическая карта — особый источник
информации. Градусная сетка. Параллели.
Меридианы.
1
Практические задания по
плану местности
Практические задания по
плану местности
14
Географическая карта — особый источник
информации.
Географические
координаты:
географическая широта и долгота
1
Практические задания по
карте
15
Практическая работа «Определение
географических координат по карте»
Практическая работа «Определение
географических координат и размещение
их на контурной карте»
1
Практические задания по
карте
1
Практическая 2.
Определение элементов
градусной сетки на глобусе и
карте
17
Практическая работа «Нахождение
географических
объектов
по
географическим координатам по карте»
1
18
Практическая работа «Нахождение
географических
объектов
по
географическим
координатам
и
размещение их на контурной карте»
19
Способы изображения земной поверхности.
20
Горы на материках
Практические задания по
карте
21
Равнины на материках
Практические задания по
карте
22
Вулканы на материках
Практические задания по
карте
23
Практическая работа «Размещение форм рельефа
на контурной карте»
Практические задания по
карте
24
Материки, части света и океаны на контурной
карте
Береговая линия Евразии
Практические задания по карте
13
16
25
1
Практическая 3.
Определение
географических координат
Практические задания по
карте
1
Практические задания по
карте
Практические задания по
карте
26
Береговая линия Северной Америки
Практические задания по
карте
27
Береговая линия Южной Америки
Практические задания по
карте
28
Береговая линия Африки
Практические задания по
карте
29
Береговая линия Австралии
Практические задания по
карте
30
Итоговое занятие
Практические задания по
карте