СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика коррекционного курса
Содержание коррекционного курса
Содержание программы коррекционного курса
Программно–методическое обеспечение коррекционного курса
Пояснительная записка
Определение одного из вариантов АООП ООО обучающихся с ЗПР осуществляется
на основе рекомендаций психолого-медико педагогической комиссии (далее ― ПМПК). Без
хорошо развитой речи нет успешного обучения, нет настоящего общения. Формирование
полноценной учебной деятельности возможно при достаточно высоком уровне развития
речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка,
навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
При обследовании речи детей с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся с задержкой психического развития, отмечается большое количество детей, не
владеющих навыками грамотного письма, что мешает полноценному усвоению школьной
программы. Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11 -16 лет имеют ошибки
дисграфического характера. Существенную роль в их возникновении играет:
дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
нарушения слухоречевой памяти;
нарушение буквенного гнозиса;
нарушение динамического праксиса руки;
затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
нечеткая дикция, плохая артикуляция;
нарушение лексико-грамматического строя речи;
наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в
свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает
закрепление и усложнение симптоматики дисграфии, то возникла необходимость в создание
данной программы.
При составлении программы использованы коррекционно – развивающие материалы,
диагностический инструментарий, рекомендуемый МО РФ для осуществления
профессиональной деятельности учителя – логопеда. Практические приемы по
формированию функционального базиса навыков письма и чтения (А. Н. Корнев);
практические приемы коррекции письменной речи на фонетическом уровне (И. Н.
Садовникова, В. И. Городилова, Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко).
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими
рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не
только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить
значительное количество обучающихся, вести коррекционно-развивающую работу в
следующих направлениях:
преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование
языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой
деятельности);
создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала,
обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
коррекционно-воспитательная
работа
(развитие
и
совершенствование
психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование
полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций
учебной деятельности). Программа предназначена для проведения логопедических
коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5 – 9 классов, имеющих
нарушение письменной речи на фоне ЗПР, взаимосвязана с учебной программой по
русскому языку и занятия по коррекции речи обеспечивают:
-уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса обучающихся;
-овладение навыками словообразования;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие связной речи (устной и письменной);
-коррекцию
навыков
письма.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения
образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Варьироваться могут
степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Цель программы: создание условий для преодоления нарушений чтения и письма,
профилактики и преодоления дизорфографии, развития навыков учебной деятельности у
обучающихся 5 – 9 классов.
Основные задачи:
речевые:
-коррекция дисграфии, дислексии;
-профилактика и (или) коррекция дизорфографии;
-формирование и развитие фонематических, морфологических,грамматических,
морфемных представлений;
-развитие
орфографической
зоркости,
отработка алгоритмов решения
орфографических задач;
-уточнение значений
слов и
обогащение словарного запаса посредством
накопления новых слов, относящихся к разным частям речи;
-формирование правильного звукопроизношения.
неречевые:
-совершенствование умений и навыков планирования и организации деятельности;
-совершенствование умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп
деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
-совершенствование навыков
самоконтроля и самопроверки;
-совершенствование коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности;
повышение мотивации к обучению и преодолению учебных затруднений;
-совершенствование умения осуществлять рефлексию в процессе учебной
деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение
для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в
психофизическом развитии. Задержка психического развития - комплекс негрубых
нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с
тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” употребляется по
отношению к детям с минимальными органическими или функциональными поврежд ениями
центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы
и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение
программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает
работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, втретьих - мотивация к различным видам познавательной деятельности.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции
деятельности во всех звеньях процесса обучения: отсутствием достаточно стойкого
интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой
ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным
действиям;недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью,
безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить
работу в целом, понять причины ошибок.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с
незрелостью высших психических
функций, с нарушениями, памяти,с функциональной
недостаточностью зрительного и слухового восприятия, сплохой координацией движений.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об
окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку
при обучении в школе.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в
учебном процессе:
- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность
эмоциональных процессов;
- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-ограниченность словарного
запаса,
особенно активного, замедление овладения
грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык
самоконтроля;
- более низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитие всех форм мышления;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти
над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
Школьники с задержкой психического развития нуждаются в удовлетворении особых
образовательных потребностей:
- в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой
познавательной мотивации;
- в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об
окружающем мире;
-в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания,
зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
- в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции
программирования и контроля собственной деятельности;
- в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков
произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и
ответственности за собственные поступки;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков
социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому
обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
-в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании
работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок,
эмоциональных
срывов.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
защищать законные права и интересы детей.
Принцип обходного пути. Предполагает формирование новой функциональной
системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
Комплексность. Преодоление нарушений должно носить комплексный медикопсихолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда
специалистов (учитель-логопед, классный руководитель, воспитатель, педагог- психолог,
медицинские работники, социальный педагоги др.).
Принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта,
возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка).
Направления работы:
Программа коррекционной работы с детьми с ЗПР на уровне основного общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают
ее основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи в
условиях ОУ;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в
освоении содержания образования и коррекции недостатков речевого развития и психических
процессов, лежащих в основе устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и
социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися,
их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностику отклонений в развитии
речи и выявление этиологии дефектов речи, трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля (медицинский анамнез физического и речевого развития
ребенка, собеседование с родителями, наблюдения учителя);
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
нарушениями речи, выявление его резервных возможностей;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с речевой патологией;
- системный контроль педагога-психолога, учителя- логопеда и классного руководителя за
уровнем и динамикой развития ребенка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор методик, методов и приемов обучения, и разработка оптимальной для развития
ребенка с нарушениями речи коррекционной программы в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
- организация и проведение учителем-логопедом индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений устной и
письменной речи;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике
коррекционно-образовательного процесса, направленное на формирование универсальных
учебных действий и коррекцию отклонений в развитии речи;
- коррекцию и развитие высших психических функций, лежащих в основе устной и
письменной речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с речевой патологией, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование учителем-логопедом педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ЗПР;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с ЗПР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы, тематические выступления), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» реализуется в рамках внеурочной
деятельности с учетом рекомендаций ПМПК, результатов логопедического обследования
обучающихся и выявленных трудностей в освоении программы по русскому языку. На
прохождение курса отводится
1 ч. в неделю в каждом классе. Всего 34 часа в год для учащихся 5-8 классов (16 занятий- I
полугодие, 18 занятий – II полугодие). Для учащихся 9-ых классов 30 занятий с сентября по
май.
Форма работы:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Занятия по коррекции письменной речи проводятся: 1 раз в неделю, в кабинете
учителя логопеда.
Длительность групповых логопедических занятий- 40 минут.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от
индивидуальных особенностей речевого развития детей.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать
некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, в
зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
Планируемые результаты
В результате реализации логопедической программы предполагается, что
обучающиеся 5-9 классов овладеют следующими умениями и навыками в развитии
письменной речи:
понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Фонетика и графика
- выделять в слове звуки речи;
- давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги;
- не смешивать звуки и буквы;
- свободно пользоваться алфавитом, работа со словарями;
- разбирать слова фонетически.
Орфоэпия
- правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
- разбирать слова орфоэпически.
Лексика
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- толковать лексическое значение слов и подбирать к ним синонимы и антонимы;
- пользоваться толковым словарем.
Словообразование
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов;
- подбирать однокоренные слова;
- разбирать слова по составу.
Морфология
- квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
- правильно употреблять грамматические признаки изученных частей речи;
- образовывать формы изученных частей речи;
- разбирать слово морфологически.
Синтаксис
- выделять словосочетания в предложении;
-определять главное и зависимое слово;
-определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
-составлять простые и сложные предложения;
-разбирать простое предложение синтаксически.
Орфография
- находить в словах изученные орфограммы и применять их на письме;
- правильно писать слова с непроверяемыми согласными;
- пользоваться орфографическим словарем.
Пунктуация
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
- расставлять знаки препинания в предложениях.
Связная речь
-определять тему и основную мысль текста, его стиль;
-составлять простой план текста;
-подробно и сжато излагать повествовательные тексты;
-писать сочинения повествовательного характера;
-совершенствовать языковое оформление речевых высказываний.
Содержание коррекционного курса
Коррекционно-развивающая работа проводится в 4 этапа.
Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется
состояние звукопроизношения, состояние языкового анализа и синтеза, представлений;
фонематического восприятия (дифференциация фонем), проверяется состояние лексикограмматического строя, состояние связной речи, выявляются индивидуальные особенности
таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие
мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной
школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптикопространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию
психических процессов.
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических
нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам
ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Комплексный подход данной методики по коррекции дисграфии предполагает при
необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений
звукопроизношения, чтения и письма.
Четвертый (оценочный) этап.
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится
повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Условия реализации
- Обеспечение оптимальных условий получения специализированной помощи в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
- Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
- Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей.
- Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для эффективности образовательного процесса.
- Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
коррекционной работы, использование специальных методов, приемов, средств обучения,
коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей,
учет специфики речевого нарушения ребенка; комплексное воздействие на обучающегося.
- Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при
проведении занятия – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения
детьми изучаемого материала.
- Необходимым условием является создание на уроке атмосферы доверия, открытости,
доброжелательности.
- Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной,
мелкой и общей моторики.
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических
перегрузов, обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм
и правил).
Количество учеников в группе от 2 до 6 человек.
Основные методы обучения
Практические методы:
Упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые,
артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация
действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный
настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;
Игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом,
пояснением, указаниями, вопросами;
Метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования
требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и
звукового состава слова);
Наглядные методы знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных
пособий и технических средств обучения.
Наблюдение – связано с применением
плакатов, рисунков, макетов,
графических схем;
Пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы,
при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков.
Моделирование – составление звуковых и графических схем слова;
«зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения
действия и т.д.
Словесные методы
Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление
ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену
впечатлениями.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого
занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя
преодолению характерных трудностей концентрации внимания,
произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше
организует детей.
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Виды контроля
Ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением результатов в
речевой карте, проведение диктантов и творческих работ (написание рассказа по теме, по
впечатлению, по представлению), тестовые задания, а также списывание печатного и
рукописного текста.
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с
педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С
родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
№
1
2
3
4
5
6
Содержание программы коррекционного курса 5 класс
Тема коррекционного занятия
Виды
образовательной деятельности
Кол-во
часов
Письменная работа, включающая в
Экспресс-диагностика письменной
себя списывание и диктант слогов,
речи старших школьников (5-9
классы)
по
Т.А.Фотековой,
слов, предложений и текстов.
Т.В.Ахутиной
Обследование состояния
лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Гласные звуки.
1
Ударение. Роль ударения. Проверяемые Д/игра «Спасти безударную
безударные гласные в корне слова.
гласную». Работа с рабочими
листами.
Гласные после шипящих и Ц.
Д/игра «Орфографический
робот». Работа с рабочими
листами.
Согласные звуки.
1
Парные звонкие и глухие согласные в
слабых позициях (на конце и в середине
слова)
Обозначение мягкости согласных двумя
способами: гласными второго ряда
и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Д/игра «Орфографический
робот». Работа с рабочими
листами.
«Разложи правильно»;
графокоррекция.
1
1
1
1
8
д/игра «Товарищ Ь»; упражнение
«Исправь
ошибку»;
графокоррекция.
Разделительный твёрдый знак.
д/игра «В гостях у Сказки»;
Дифференциация разделительного
упражнения «Исправь ошибку»;
мягкого и твёрдого знаков.
графокоррекция.
Правописание непроизносимых и двойных согласных
9
Непроизносимые согласные.
1
10
Двойные согласные.
11
Основа слова и окончание.
12
Корень слова. Однокоренные слова.
7
д/игра «Подбери проверочное
слово»;
д/игра «В
гостях у Кирилла
и Анны»; упражнение
«Составь историю»;
графокоррекция.
Морфемика и словобразование
д/игра «Мой, моя, моё, мои»;
упражнение «Разложи
правильно»; графокоррекция.
д/игра «Мы с тобой одного
корня»; упражнение «Соедини
родственные слова»;
1
1.
1
1
графокоррекция.
Приставка. Роль приставки в изменении тренажёр «Выбери приставку»;
значения слова. Слова с приставками, упражнение «Новые слова»;
противоположными и близкими
графокоррекция.
по значению.
Суффикс. Образование качественных д/игра «Что из чего сделано»
прилагательных с помощью различных (камень-каменный); упражнение
суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, - оват-, «Новые слова»; графокоррекция.
-еват-).
Образование относительных
д/игра
«Какой
сок,
прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, суп,варенье»; упражнение
-енн-).
«Найди суффикс»;
графокоррекция.
Образование притяжательных
д/игра «Чей хвост, морда, следы,
прилагательных (-инн-, …).
лапы»; графокоррекция.
Род и число имён прилагательных.
д/игра «Мой, моя, моё, мои»;
упражнение «Подбери признак»;
графокоррекция.
Изменение существительных по
Составление словосочетаний и
падежам, в том числе существительных предложений. Работа со
на -ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п., Д.п., П.п.) словарными словами.
Согласование прилагательных с
Составление словосочетаний и
существительными в роде и числе.
предложений. Работа с текстом.
1
20
Изменение по падежам прилагательных с Составление словосочетаний и
основой на шипящие -ц, -ий, -ья, -ье, -ов, предложений.
-ин.
Глагол.
1
21
Изменение глаголов по временам.
1
22
Изменение глаголов по числам.
Составление словосочетаний и
предложений. Игра «Найди
ошибку».
Составление словосочетаний и
предложений.
23
Изменение глаголов по родам в
прошедшем времени.
Составление словосочетаний и
предложений.
1
24
Согласование глаголов с
существительными в числе.
Составление словосочетаний и
предложений.
1
25
Согласование глаголов прошедшего
времени с именем существительным.
26
Предложение. Грамматическая основа.
Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
13
14
15
16
17
18
19
Составление связного
высказывания, работа с
карточками.
Работа с текстом
списывание; подбор слово
смыслу; составление
предложений по схеме;
графокоррекция
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
Обращение.
28
Прямая и косвенная речь.
29
Работа с текстом. Основная мысль
текста. Заголовок.
Составление рассказа по картине.
30
31
32
33
34
План текста. Пересказ текста по
составленному плану.
Виды сочинения. План сочинения.
Написание сочинения по заранее
составленному плану.
Проверка
результативности
коррекционной работы.
ситуации общения «Я в
поликлинике/парикмахерской,
магазине»; упражнение
«Расставь знаки
препинания»; графокоррекция
чтение, списывание,
упражнение
«Расставь знаки»; графокоррекция
списывание; графокоррекция.
1
Работа с картинами,
монологическое высказывание.
Работа с текстом, главная мысль
текста.
Работа с текстом.
1
Работа с текстом.
1
проверочная работа. Диктант.
1
1
1
1
1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Содержание программы коррекционного курса 6 класс
Тема коррекционного занятия
Виды
образовательной деятельности
Колво
час
ов
Письменная работа, включающая в
Экспресс-диагностика письменной 1
себя списывание и диктант слогов,
речи
слов, предложений и текстов.
старших школьников
(5-9
классы)
по Т.А.Фотековой, 1
Обследование состояния
Т.В.Ахутиной
лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Проверяемые и непроверяемые
Д/игра «Спасти безударную
1
безударные гласные и непроизносимые гласную». Вставка пропущенных
согласные в корне слова.
букв, повторение правил.
Части слова, разбор слова по составу. Повторение.
1
Работа с карточками, текстом.
Правописание слов с двойными
согласными, непроверяемыми гласными Списывание.
и согласными. Чередование согласных.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Гласные после шипящих и ц.
Списывание. Вставка пропущенных
букв. Повторение правил.
1
Чередование гласных О-А в корнях
-лож-, -лаг-; -рос-,-раст-, -ращ-.
1
списывание;
подбор
слов
по смыслу; упражнение
«Подбери нужную гласную»;
графокоррекция
Чередование гласных О-А в корнях
списывание;
подбор
слов по
-кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
смыслу; составление предложений
по
схеме;
графокоррекция.
подбор
нужной
приставки
Правописание гласных в приставках
(по правилу); составление
–пре-, -при-.
словосочетаний;
графокоррекция.
Пунктуация
1
1
1
10
Знаки препинания при однородных
членах предложения.
Списывание, работа с описательным
текстом.
1
11
Запятые перед словами что, если,
потому что, чтобы, где, когда,
который, хотя, кроме, куда.
Работа с текстом, списывание.
1
12
Знаки препинания при обращении и
вводных словах.
Работа с текстом.
1
Звонкие и глухие согласные
13
Правописание согласных в приставках. выделение корня, и согласной, с
которой
начинается
слово;
подбор
нужной
приставки
(по правилу); составление
словосочетаний;
графокоррекция.
Твёрдые и мягкие согласные
1
14
Употребление мягкого знака для
обозначения грамматических форм.
списывание;
подбор
слов по
смыслу; составление предложений
по
схеме; графокоррекция.
Употребление твердого
списывание;
подбор
слов по
разделительного знака.
смыслу; составление предложений
по
схеме; графокоррекция.
Упражнение в употреблении твердого и списывание;
подбор
слов по
мягкого разделительных знаков.
смыслу; составление предложений
по
схеме; графокоррекция.
Развитие слогового анализа и синтеза
1
17
Правописание сложных слов.
Д/игра «Новое слово»
1
18
Составление сложных слов.
Упражнение в переносе слогов.
Д/игра «Новое слово». Работа с
текстом.
1
15
16
1
1
Словообразование.
19
Сложные слова. Сложносокращённые
слова.
20
Разбор слова по составу (морфемный
разбор).
21
д/игры «Новое слово»;
«Весёлая
аббревиатура»;
расшифровка и сокращение слов;
графокоррекция.
д/игра «Новое слово»; повторение.
Словоизменение
Имя существительное
Несклоняемые имена
упражнения «Слова»; «Составь
существительные.
свою историю»; графокоррекция.
Имя прилагательное
1
1
1
22
Степени сравнения имени
прилагательных.
списывание;
подбор
слов
по смыслу;
составление словосочетаний;
графокоррекция.
1
Имя числительное
23
Согласование порядковых
числительных с существительными.
Местоимение
списывание;
подбор
слов
по смыслу; графокоррекция.
1
24
Согласование местоимений с
существительными.
списывание;
местоимений
по
графокоррекция.
1
подбор
смыслу;
Глагол
25
Изменение глагола по лицам и числам. списывание; графокоррекция.
Спряжение глаголов. Окончания
глаголов
Развитие анализа структуры предложения
1
26
Работа с текстом. Основная мысль
текста. Заголовок.
списывание; графокоррекция.
1
27
Главные и второстепенные члены
предложения.
Работа с текстом, анализ
предложений.
28
Составление монологического и
диалогического высказывания на
заданную тему.
План. Пересказ текста по
составленному плану.
Устная работа, структура
монолога и диалога.
29
составление плана; запись
плана; пересказ текста по
составленному плану;
графокоррекция.
Работа с картинами,
монологическое высказывание.
1
30
Составление рассказа по картине.
31
Виды сочинения. План сочинения.
Работа с текстом.
1
32
Написание сочинения по заранее
составленному плану.
Работа с текстом.
1
33
Проверка результативности
коррекционной работы.
Повторение
проверочная работа.
1
работа над ошибками.
1
34
1
Содержание программы коррекционного курса 7 класс
№
1
2
3
4
5
Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая
в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и
текстов.
Виды образовательной
деятельности
Кол-во
часов
Экспресс- диагностика
письменной старших школьников
(5-9 классы) по Т.А.Фотековой,
Т.В.Ахутиной.
1
Обследование состояния лексикограмматической стороны речи,
связной речи.
1
Повторение орфографических правил
Чередование гласных в корнях
Упражнения на дифференциацию
-бир-, -бер-.
с применением правила; работа с
карточками; графокоррекция.
Гласные в суффиксах
работа
с
раздаточным
действительных причастий
материалом, закрепление правила
настоящего времени.
Гласные в суффиксах
работа
с
раздаточным
страдательных причастий
материалом, закрепление правила
настоящего времени.
1
1
1
6
Правописание гласных в полных работа с раздаточным
и кратких страдательных
материалом, закрепление правила
причастиях.
1
7
Наречие. Конечные гласные
наречий.
работа с раздаточным
материалом, закрепление правила
1
8
Правописание согласной буквы Н
в суффиксах наречий.
Одна и две буквы Н в наречиях на
-о, -е.
работа с раздаточным
материалом, закрепление правила
1
работа с раздаточным
материалом, закрепление правила
1
Развитие
структуры предложений
9
10 Причастие
глагола.
как
анализа
особая форма
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
1
повторение правил пунктуации.
11 Причастный оборот.
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
повторение правил пунктуации
1
12 Анализ предложений с причастным
оборотом.
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
повторение правил пунктуации
1
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
1
13
Деепричастие как особая
форма
глагола.
повторение правил пунктуации.
14
Деепричастный оборот.
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
1
повторение правил пунктуации
15
Анализ предложений
с
деепричастным оборотом.
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
повторение правил пунктуации
1
16
Наречие
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
повторение правил пунктуации.
1
17
Анализ предложений
наречиями.
работа с карточками;
составление предложений,
анализ предложений;
1
как
часть речи.
с
повторение правил пунктуации
18
19
20
21
22
23
24
25
Анализ предложений с
непроизносимыми предлогами
(без, до, для, из, к, над, о(об), от,
по, под, пред, при, про, у, с, через).
Анализ предложений со
сложными предлогами (из-за, изпод, по-за, по-над).
Анализ предложений
с
производными предлогами (ввиду,
вместо, вроде, вследствие, сверх,
насчет, в продолжение, в виде, в
течение)
Конструирование предложений со
словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
Распространение предложений.
Построение сложносочинённых
предложений с союзами (и, а,
но). Построение схем.
Построение
сложноподчинённых
предложений с союзами(чтобы,
потому что, и т. д.).
Их перестроение.
работа с карточками; подбор
предлогов.
1
работа с карточками; подбор
предлогов.
1
работа с карточками; подбор
предлогов.
1
работа с карточками; подбор
предлогов.
1
Подбор второстепенных
членов предложения
(дополнения,
определения); графокоррекция.
работа с карточками;
составление сложносочинённых
предложений.
работа с карточками;
составление
предложений.
Работа с текстом
Текст. Дифференциация понятий
Работа с карточками;
«текст», «предложение».
дифференциация понятий;
составление текста из
деформированных предложений;
графокоррекция.
1
1
1
1
26
27
Составление текста из
деформированных предложений.
Тема текста и его основная
мысль. Заглавие текста.
28 План. Пересказ текста по
составленному плану.
29 Подробное изложение
повествовательных текстов.
30 Подробное изложение с
творческими дополнениями.
31 Сжатое изложение. Выборочное
изложение.
32 Составление рассказа по картине.
работа
с карточками;
графокоррекция.
работа
с
карточками; графокоррекция.
составление плана; запись
плана; пересказ текста по
составленному плану;
графокоррекция.
составление плана; запись
плана;пересказ текста по
составленному плану; изложение;
графокоррекция.
составление плана; запись
плана; пересказ текста по
составленному плану; изложение;
графокоррекция.
составление плана; запись плана;
пересказ
текста
по
составленному
плану;
сокращение текста, изложение;
графокоррекция.
Работа с сюжетной картиной.
33 Повторение.
Повторение
пройденного
материала.
Подготовка
к
проверочной работе.
34 Проверка результативности
коррекционной работы.
проверочная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
Содержание программы коррекционного курса 8 класс
Тема коррекционного занятия
1
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
2
Обследование состояния
лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Кол-во
часов
1
1
Повторение правил орфографии
3
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
1
4
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях позициях (на
конце и в середине слова)
1
5
Удвоенные согласные.
1
6
Приставки и предлоги.
1
Работа над предложением
7
Уточнение представлений о предложении.
1
8
Типы предложений по цели высказывания.
1
9
Главные и второстепенные члены предложений.
1
10
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
1
11
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
1
12
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
1
13
Конструирование предложений с однородными членами.
1
14
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
1
15
Способы передачи чужой речи.
1
16
Прямая и косвенная речь. Способы их оформления в письменной речи.
1
17
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
1
18
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
1
19
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
1
20
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
1
21
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование
предложений.
1
22
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование 1
предложений.
Работа с текстом
23
Рассказ по фотографии.
1
24
Что такое план. Виды планов. Пересказ по плану.
1
25
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
1
26
Изложение текста по коллективно составленному плану.
1
27
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
1
28
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
1
29
Текст – повествование. Составление рассказа.
1
30
Текст – описание. Составление рассказа.
1
31
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
1
32
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
1
33
Сочинение – повествование с
элементами рассуждения.
1
34
Проверка результативности
коррекционной работы.
1
Содержание программы коррекционного курса 9 класс
Тема коррекционного занятия
Количество часов
№
1 Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
Работа над предложением
2
Уточнение представлений о предложении. Подготовка к устному
собеседованию по русскому языку.
3
Типы предложений по цели высказывания. Подготовка к устному
собеседованию по русскому языку.
4
Главные и второстепенные члены предложений.
5
Нахождение слов, связанных с подлежащим и сказуемым.
6
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами). Развитие навыка
монологического высказывания.
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
7
Развитие навыка связного высказывания.
8
Конструирование сложных предложений с подчинительными
союзами. Развитие навыка связного высказывания.
9
Конструирование бессоюзных сложных предложений. Развитие
навыка связного высказывания.
10 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Развитие навыка связного высказывания.
11 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Развитие навыка связного высказывания.
12 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Развитие навыка связного высказывания.
13 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Развитие навыка связного высказывания.
1
14 Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений. Развитие навыка монологического
высказывания и диалога.
15 Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений. Обогащение словарного запаса.
Работа над текстом.
16
Тема текста, основная мысль, опорные слова. Подготовка к
собеседованию по русскому языку.
1
17
Типы текстов. Подготовка к изложению и устному пересказу текста. 1
18
Структура текста. Подготовка к изложению и устному пересказу
текста.
План. Виды плана. Подготовка к изложению и устному пересказу
текста.
Составление планов разных видов. Подготовка к изложению и
устному пересказу текста.
Составление плана по данному тексту. Подготовка к изложению и
устному пересказу текста.
1
22
Написание сжатого изложения .
1
23
Редактирование сжатого изложения.
1
24
Типы текста. Сравнительное описание.
1
25
Написание сочинения по заданной теме.
1
26
Редактирование сочинения. Речевые ошибки.
1
27
Типы текста. Повествование.
1
28
Типы текста. Рассуждение.
1
19
20
21
Сочинение – повествование с
элементами рассуждения по заданной теме. Работа с вариантами
ГВЭ.
30 Редактирование сочинения.
29
1
1
1
1
1
Система условий реализации программы
Создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную
коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения:
а) рабочая зона учителя-логопеда, которая включает в себя:
мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов, родителей (законных представителей);
б) зона коррекционно-развивающих занятий оборудована мебелью для проведения
индивидуальных и групповых логопедических занятий, настенными зеркалами, учебными
пособиями, индивидуальным раздаточными дидактическим материалами;
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса дает
возможность для доступа каждого субъекта образовательного процесса к информационно методическим фондам и базам данных, системным источникам информации, наличие
методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также учебно наглядных пособий и т.д.
В школе имеются мультимедийные комплексы (ноутбук)
У школы есть внешний ресурс - официальный сайт. Сайт активно используется для
привлечения родителей к интересам детей, школы, общей организации образовательного
процесса.
Программно – методическое обеспечение коррекционного курса
1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:
Сфера, 2015.
2.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда
на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 2011.
3.Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н.
Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2014.
4.Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2012.
5.Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция
ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. В 2х частях. М.:
Книголюб, 2014. 112.
6.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция
специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.