Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практическая география» предназначена
для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса составлена
на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего
образования. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
картографическими (топографической и географической картами), профилями, рисунками,
схемами, диаграммами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя
самостоятельную работу учащихся, выполнение практических заданий. Данная программа
элективного курса рассчитана на 32 часа.
Цель данной программы: сформировать информационную и коммуникативную
компетентность обучающихся в области изучения некоторых географических вопросов;
через практическую направленность раскрыть сущность природы географических явлений и
процессов.
Личностные результаты освоения курса:
учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Метапредметные результаты:
овладевать приемами самостоятельной деятельности при решении различных проблем:
доступными методами научного познания, рациональными способами познавательной
деятельности.
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ
их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Предметные результаты:
знать данные о Земле: как планеты, как крупнейшего природного территориального
комплекса, как места обитания человечества;
знать картографические основы географии: понятия «профиль местности»,
«картографическая проекция», «масштаб»
знать научное «обоснования» географических явлений и процессов»;
алгоритмы и правила решения географических задач разного содержания.
пользоваться словарями, справочниками, географическими картами, материалами научно
– популярной литературы, ресурсами Интернета;
систематизировать материал; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять чтение и анализ географических карт;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
«читать» географическую информацию с карты; пользоваться источниками
географической информации;
составлять графики, диаграммы, профили, составлять поло-возрастные пирамиды;
рассчитывать расстояния, определять масштаб, читать легенду карты, определять
координаты,
Содержание курса
Источники
географической
информации
и
методы
географических
исследований. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического
изображения, градусная сеть). Топографическая карта. Свойства географической карты.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Практическая 1. Ориентирование. Стороны горизонта.
Практическая работа 2. Построение профиля
определенного участка земной
поверхности.
Природа Земли и человек.
Форма и размер Земли. Географические следствия
движения Земли. Суточное вращение Земли. Годовое вращение Земли. Часовые пояса.
Географические явления и процессы в геосферах (литосфере, гидросфере, атмосфере).
Климатограммы. Синоптическая карта: циклоны и антициклоны, атмосферные фронты.
Высотная поясность. Широтная зональность. Распределение тепла и влаги. Климатическая
карта. Географические особенности природы материков и океанов. Индивидуальные черты
материков и океанов. Выдающиеся объекты. Свойства вод Мирового океана: температура и
соленость. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Землетрясения.
Вулканизм. Цунами, Лавины. Заболоченность. Оползни. Географическая специфика
отдельных стран. Особенности хозяйства и населения России.
Тематический план курса 9 класса
(33 часа)
№
п/п
План
Раздел. Тема
Количе
Форма контроля
овые
ство
сроки
часов
прохо
жден
ия
Раздел 1.Источники географической информации и методы географических
исследований (15)
1
Географические модели. Понятие карты
Решение обучающих
как модели действительности.
задач
2
Определение элементов градусной
сетки на глобусе и карте
3
Определение географических координат
4
Решение географических задач
«Географические координаты»
5
6
Географические модели. План
местности. Основные параметры и
элементы.
Расстояния на плане местности
7
Направления на плане местности
8
Решение географических задач
«Расстояния и направления на плане
местности»
Построение профиля
9
Решение
познавательных задач
Практическая работа
10
Чтение профиля участка
11
Решение практических задач по теме
«Географические модели»
12
Выдающиеся географические
исследования, открытия и путешествия
13
Русские выдающиеся географические
исследования, открытия и путешествия
Решение практических задач по теме
«Путешественники»
Решение практических задач по теме
«Географическая карта и план
местности»
14
15
Практическая работа
Тестирование
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Раздел 2. Природа Земли и человек (17)
Форма и размер Земли. Географические
следствия движений Земли.
Решение практических задач по теме
«Географические следствия движений
Земли»
Географические явления и процессы в
литосфере
Географические явления и процессы в
атмосфере
Географические явления и процессы в
гидросфере
Географические явления и процессы в
биосфере
Решение практических задач по теме
«Географические явления и процессы в
геосферах»
Определение географических объектов
и явлений по их существенным
признакам
Географические особенности природы
материков и океанов
Решение обучающих
задач
Практическая работа
Работа с проблемными
вопросами
Практическая работа
Решение обучающих
задач
Решение тестовых
заданий
Географическая специфика отдельных
стран
Решение практических задач по теме
«Географическая специфика отдельных
стран»
27
Решение практических задач на
определение естественного и
механического движение населения.
28
Решение ландшафтно-экологических
задач.
29
Решение географических задач
на определение плотности населения
30
Объяснение влияния факторов
на размещение отраслей
промышленности
31
Определение специализации основных
районов выращивания
Решение
познавательных задач
Практическая работа
сельскохозяйственных культур на
основе картографического материала.
32
33
Определение границ и состава
экономических районов России
Тестирование
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Атласы География. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»;
Акционерное общество Издательство «Просвещение»
2. ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты/ под ред. Э.М.
Амбарцумовой.Москва.2026
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
2. Контрольно – измерительные материалы. География. М.: Вако,2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ