ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Смысловое чтение» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по смысловому чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и
задачи, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно
формировать средствами литературного чтения с учѐтом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
«Смысловое чтение» призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приѐмов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учѐтом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию
творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в
изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и
потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений
осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование
умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в
книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в
художественной литературе (формирование умений понимать художественное
произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и
анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими
видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных
средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе
прочитанных);
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственноэтических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка
анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание
адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни.
Программа представляет вариант распределения предметного содержания по годам
обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы
раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:
соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися
фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование
функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность
достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального
общего образования.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения
на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Смысловое чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На «Смысловое чтение» в 1-3 классах отводится по 1 часу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Смысловое чтение»
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) (11часов)
Восприятие на слух звучащей речи (чтение различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
произведения; умение задавать вопрос по услышанному произведению.
Чтение
Чтение про себя (8 часов).
Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста (10 часов)
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно
популярных. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Библиографическая культура (4 часа)
Виды информации в книге: научная, художественная.
2 класс
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать
вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование
у них коммуникативно -речевых умений и навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением
знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования. Умение самостоятельно подготовиться
к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению
про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее
особенностей.
Работа с разными видами текста (22 часа)
Книга как источник необходимых знаний. Участие в коллективном обсуждении:
умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Умение работать с разными видами
информации. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих
нравственных правил и отношений. Русские народные песни. Малые фольклорные
формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,
различение, определение основного смысла. Скороговорки, считалки, небылицы.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Произведения классиков отечественной литературы. Рассказ,
стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах. Прогнозирование последовательности изложения идей текста.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. Выделение
главной и избыточной информации. Составление вопросного плана.
Передача
содержания, прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного
текста. Пересказ текста по плану. Сопоставление разных точек зрения и разных
источников информации по заданной теме. Выделение опорных слов (словосочетаний).
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Умение
находить в тексте необходимую информацию. Нахождение нужной информации в
различных информационных источниках.
Работа с текстом художественного произведения (5часов)
Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со
знаниями из других источников
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Умение говорить (культура речевого общения) (7 ч).
Формулирование несложных выводов, основываясь на текст;
Нахождение аргументов, подтверждающих вывод. Прогнозирование содержания книги
по ее названию и оформлению. Осознание смысла произведения при чтении про себя.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации; Устное
сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Диагностика
сформированности навыка смыслового чтения.
3класс
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на
вопросы
по
содержанию
прослушанного
произведения,
определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать
вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно -речевых умений и навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением
знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования. Умение самостоятельно подготовиться
к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы). Развитие уме ния переходить от чтения вслух к чтению
про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее
особенностей.
Работа с разными видами текста (9 часов)
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно
популярном — их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам
и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение
работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст.
Работа с текстом художественного произведения (5 часов)
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно
выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и
его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и
речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имѐн героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами (8 часов) Понимание
заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на
части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на
ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста
(выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения) (7 часов)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному,
учебному, научно-познавательному). Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Умение
построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование
грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного
или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) (1 час)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) (4
часа)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное
рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние
природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в
устной или письменной речи.
Планируемые результаты учебного курса «Смысловое чтение»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к чтению художественной литературы; основы для
эмоционального переживания художественного текста; начальные представления о
нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители,
малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как
преодоление страха, верность в дружбе); эстетические чувства при восприятии красоты
родной природы, отраженной в художественных произведениях; понимание своих
чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений;
- интерес к чтению как особому способу изображения действительности; мотивация к
самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; основы
для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного
текста; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений
доступных жанров и форм; любви к родному дому, малой Родине; представлений об
оценке литературного героя произведения по его поступкам;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя и читателя; участвовать в обсуждении плана выполнения
заданий; соотносить внешнюю оценку и самооценку; выбирать книги для
самостоятельного чтения.
Познавательные
универсальные
учебные
действия
Обучающийся научится:
- отличать художественные книги от научно-популярных; определять автора книги и ее
название; определять содержание книги по иллюстрациям; участвовать в организации
выставки книг в библиотеке; создавать рисунки- иллюстрации к произведениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом»;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; видеть
особенности народного и авторского текста; осознавать роль названия произведения;
понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; реализовывать
потребность в общении со сверстниками; проявлять интерес к общению и групповой
работе; воспринимать мнение собеседников; следить за действиями других участников
в процессе коллективной творческой деятельности;
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения,
семейные отношения, близкие родственники; понимать контекстную речь взрослых;
В результате освоения программы учебного курса формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО: находить
произведения определѐнной тематики; сравнивать иллюстрации и содержание
произведений; иметь представления о справочной, периодической литературе;
осуществлять поиск тематических журналов; кратко и подробно пересказывать;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися
произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный
круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; писать
отзыв и аннотации о прочитанной книге; вести читательский дневник; составлять
сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники; пользоваться
самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Тематическое планирование учебного предмета «Смысловое чтение» 1 класс
(1ч в неделю-33 ч)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема
Аудирование (слушание) 8 часов
Восприятие на слух звучащей речи (чтение различных текстов)
Сказка о медвежатах и детѐнышах панды. Пролететь сквозь облако.
Восприятие на слух звучащей речи (чтение различных текстов)
Санта-Клаусы в шортах.
Восприятие на слух звучащей речи (чтение различных текстов)
Бразильский воск.
Восприятие на слух звучащей речи (чтение различных текстов)
Надѐжная защита
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения.
Одежда для яблок.
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения.
«Приятный» запах помойки
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения. Сказка о русалочке
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения.
Рисовые картины
Работа с разными видами текста 7 часов
Общее представление о разных видах текста: художественных, научно-популярных.
Договор кота и мышей. Почему в мире так много Кузнецовых?
Общее представление о разных видах текста: художественных, научно-популярных.
Сказка о львѐнке и мяче
Общее представление о разных видах текста: художественных, научно-популярных.
Как напугать с помощью воздуха? Доктор медведь
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст.
Танцы на пруду. Зачем электричке две головы?
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст. Река в океане.
14
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст.
Зачем театру сцена. Теневые портреты
15
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст.
Деньги и гроши
16
Аудирование (слушание) 3 часа
Умение задавать вопрос по услышанному произведению.
Бумажные осы. Воздушные корабли
17
Умение задавать вопрос по услышанному произведению.
Водные дороги. Договор мышки с кротами
18
Умение задавать вопрос по услышанному произведению.
Антикрыло. «Строительство» паутины.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Чтение про себя 4 часа
Умение находить в тексте необходимую информацию. Зачем кобре очки? Хитрая
фасоль
Умение находить в тексте необходимую информацию. Сказка о машинке. Деревянная
летопись
Умение находить в тексте необходимую информацию.
Как жить в живом капкане. Птица-секретарь.
Пустыня днѐм и ночью. Сказка о ѐлке
Умение находить в тексте необходимую информацию. Улыбайтесь! Любимые
памятники
Библиографическая культура 4 часа
Виды информации в книге: научная, художественная. Незаметный автомобильчик.
Дом для белки. Перекатиполе.
Виды информации в книге: научная, художественная. «Планета Вода». Зачем лопуху
колючки?
Виды информации в книге: научная, художественная. Дым от костра вместо
телефона. Самолѐтик
Виды информации в книге: научная, художественная. Зачем доят змей? Страуспочтальон. Дождевые леса. Цена грибов
Чтение про себя 3 часа
Умение находить в тексте необходимую информацию. Удав в кинотеатре. Ноги
роботов
Умение находить в тексте необходимую информацию. Ожоги медуз. Цветы дневные
и ночные
Умение находить в тексте необходимую информацию. Маленький автобус. Галька
Работа с разными видами текста 3 часа
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст.
Первые автомобили. Какая польза от битого стекла
31
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст.
Прятки у жуков. Конкурс сонь. Белая диковинка. Продавцы на роликах
32
Умение находить в тексте необходимую информацию. Плот бобра. Сказка о хомяке и
черепахе. Щедрый горошек. Сказка о мышиных ковриках.
33
Чтение про себя 1 час
Итоговая работа. Работа с текстом.
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование учебного предмета «Смысловое чтение» 2 класс
(1ч в неделю-34ч)
№ пп
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема
Работа с разными видами текста - 22часа
Книга как источник необходимых знаний. Введение.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. .
Умение работать с разными видами информации. Библиотеки.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений. Русские народные песни.
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Скороговорки,
считалки, небылицы.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Сказка «Лиса и тетерев».
Произведения классиков отечественной литературы
Люблю природу русскую. И.Соколов-Микитов « Осень»
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения
и выразительных средствах. И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Самостоятельное формулирование вопросов по тексту («толстые и тонкие» вопросы). Е.
Пермяк «Старушка»
Определение последовательности событий в прочитанном тексте. И.Соколов-Микитов
«Хлопотливая белка»
Определение главной мысли текста. В.Бурлаков «Осенние листья.»
Составление вопросного плана. Пересказ текста по плану. А.Тихонов «Хитрые грибы».»
Выделение главной и избыточной информации . С.Михалков «Аисты и лягушки»
Работа со словами-образами.С. А. Есенин «Поет зимааукает», «Береза».Ф.Тютчев
«Чародейкою Зимою …». А. А. Блок «На лугу»
Поиск ключевых слов. И. Пузанов «Речка»
Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учетом специфики
художественного текста. В.Бахревский «Терпеливый Мишка»
Определение последовательности событий в тексте
по вопросам. Восстановление эпизодов. . И.СоколовМикитов «Зимой в лесу»
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией . Л.Яхтин «Силачи»
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. А.Тихонов
«Сороки»
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной
теме.«Как растѐт сосулька» (по материалам энциклопедии)
Умение находить в тексте необходимую информацию. К.Ушинский «Играющие собаки»
Выделение опорных слов (словосочетаний). И.Соколов-Микитов «Таинственная природа»
Работа с текстом художественного произведения – 5часов
Характеристика героев и их поступков . Е.Пермяк «Первая рыбка»
Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения. С.Михалков «Мой щенок»,
С..Михалков «Не стоит благодарности»
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Г.Цыферов
«Жил на свете слонѐнок»
Объяснение ситуации с опорой на прочитанный текст. В.Кологрив «Кузнечики»
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
С.Аксаков «Щенок»
Умение говорить (культура речевого общения) – 7 ч
Формулирование несложных выводов, основываясь на текст. Ш Перро «Золушка»
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Н.Юрцевич
«Берѐзка»
Осознание смысла произведения при чтении про себя С.Юцзунь «Светлячок»
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. В.
Танасийчук «Есть такая рыба»
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. В.Коржиков
«Грибная прогулка»
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Ш.Перро « Кот в сапогах»
Итоговая работа. Работа с текстом. Промежуточная аттестация .
Тематическое планирование учебного предмета «Смысловое чтение» 3 класс
(1ч в неделю-34ч)
№
Тема
Работа с разными видами текста 4 ч
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Понятие «текст». Тема текста. Главная мысль текста. «Синица» по Г. Скребицкому
Определение типа текста: повествование, описание, рассуждение. А. Тихонов «Летняя
тундра»
Определение стиля текста: научный, художественный, публицистический. Их сравнение.
«Фламинго» по Э.Бауэру.
Общее понимание содержания прочитанного текста. «Грызуны» по материалам
энциклопедии «Хочу все знать».
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами 5 ч
Умение находить информацию, заданную в явном виде.
«Бактерии» по материалам энциклопедии Хочу всѐ знать».
Работа с научным текстом «Волчиха» по А.Чехову.
Значение слова или фразы. Работа с художественным текстом.К .Ушинский «История
одной яблоньки»
Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. «Что за диковинное дерево»
по Л.Солженицину
Определение особенностей научно-популярного текстов. Знакомство с простейшими
приемами анализа различных видов текста. По материалам энциклопедии «Хочу все
знать».
Работа с текстом художественного произведения 1 ч
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). «Кто хозяин» В. Осеева. *
Работа с разными видами текста 1 ч
11. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
используя текст. По материалам энциклопедии «Что такое?», «Кто такое?»
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
1ч
12 Развитие умения различать состояние природы в различные времена года,
настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Э.Шим. «Всему свой срок»*
Работа с текстом художественного произведения 1 ч
13. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
данного текста. По материалам энциклопедии «Что такое?», «Кто такое?».
Работа с разными видами текста 1 ч
14. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. «И так бывает»
по Л. Киселѐвой.
Работа с научно-популярным и другими текстами 1 ч
15. Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом. По материалам энциклопедии «Что такое?», «Кто такое?».
Умение говорить (культура речевого общения) 2ч
16.
17.
18.
19.
20.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. «Жихарка» русская народная
сказка *
Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с
учѐтом особенностей монологического высказывания. И.Соколов-Микитов.
Работа с разными видами текста 1 ч
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и деление
текста на смысловые части, их озаглавливание. По материалам энциклопедии «Что
такое?», «Кто такое?».
Умение говорить (культура речевого общения) 1 ч
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. «Башмачки» по
Л.Киселѐвой.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей). Н.Сладков «Веселый крапивник»*.
Умение говорить (культура речевого общения) 2 ч
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. «Осел и Бобр»
С. Михалков.
22. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов. «Черная изба» М. Улыбышева *
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) 1 ч
21.
23.
24.
25.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование и т.д. В.Осеева «Всего дороже».
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста. «Самые разные
карты» М.Ревенко*
Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. И.Соколов- Микитов.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Умение говорить (культура речевого общения) 2 ч
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа с текстом художественного произведения 2 ч
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, анализ
поступков героев с точки зрения норм морали. Хлебный голос» А. Ремизов *
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
Работа с разными видами текста 2 ч
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению.
Письмо (культура письменной речи) 1 ч
Нормы письменной речи: использование в письменной речи выразительных средств языка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) 2 ч
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование
их.
Итоговая работа. Работа с текстом. Промежуточная аттестация .
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Беденко М.В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажѐр. 1-4 классы. - М.: ВАКО,
2019
2. Крылова О.Н. Литературное чтение. 1-4 классы. Работа с текстом. –
М.Экзамен, 2025
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Жиренко О.Е. Смысловое чтение. 1–4 классы : методические рекомен
дации / О.Е. Жиренко. –. Москва : ВАКО, 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ