Содержание
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
3
4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
6
7
8
9
10
11
12
13
Пояснительная записка
Индивидуальные сведения о ребенке
Цель программы АООП ООО
Принципы и подходы к формированию АООП ООО
Особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР
Планируемые результаты освоения обучающимся с ТМНР
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования и программы коррекционной работы
Система оценки достижения обучающимися с ТМНР планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования и программы
коррекционной работы
Программа формирования базовых учебных действий
Программа учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области
Язык и речевая практика
Чтение
Математика
Биология
География
История Отечества
Адаптивная физическая культура
Коррекционные курсы
Программа нравственного развития (воспитания)
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
Программа внеурочной деятельности
Воспитательные мероприятия
Индивидуальный учебный план
Программа сотрудничества с семьѐй
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Учебно-методическое обеспечение
3
3
3
3
4
5
6
8
8
9
10
11
12
13
13
14
14
20
21
21
22
22
24
24
25
2
1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа для обучающихся с ТМНР
(вариант 6.4.) учитывает особенности психофизического развития,
индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
Нормативно-правовую базу разработки АООП ООО для обучающегося с
ТМНР 6.4 составляют:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования для обучающихся с ОВЗ;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
основного общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
1.1.Индивидуальные сведения о ребѐнке
ФИО ребѐнка: Сыстеров Павел Эдуардович
Возраст ребѐнка: 17 лет
Место жительства: г. Кудымкар ул. Плеханова д.29 кв. 9
Мать: Сыстерова Наталья Григорьевна
Год обучения: 9
Заключение ТПМПК: обучение по АООП для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, вариант 6.4. (Протокол № 89 от 31.08.2020 г.)
1.2.Цель программы АООП ООО
Целью реализации АООП ООО для обучающегося с ТМНР 6.4
является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие
личности
(нравственное,
социальное,
интеллектуальное,
физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными
и социокультурными ценностями.
1.3. Принципы и подходы к формированию АООП ООО
Для таких обучающихся с характерно сочетание нарушений
интеллектуального развития с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и
сочетающимися в разных вариантах.
АООП ООО обучающихся ТМНР (вариант 6.4.) включает: обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а
также другими нормативно-правовыми документами.
В
основу
формирования
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
основного
общего
образования
обучающихся с ТМНР 6.4 положены следующие принципы:
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
3
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТМНР 6.4;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования
едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие
предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с ТМНР 6.4 всеми видами доступной им
предметно-практической
деятельности,
способами
и
приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
1.4.Особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов;
необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация
возможностями;
обучения
в
соответствии
с
потенциальными
4
наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации;
коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать
речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
обеспечение особой пространственной
образовательной среды;
и
временной
организации
максимальное расширение образовательного пространства – выход за
пределы образовательного учреждения.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТМНР
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования и программы коррекционной
работы
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к
варианту 6.4.адаптированной основной общеобразовательной программы
результативность обучения оценивается только строго индивидуально с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей обучающегося. В связи с этим, требования к результатам
освоения образовательных программ представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися с ТМНР АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как
возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями
и специфическими образовательными потребностям обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания и его применению.
Возможные личностные результаты освоения адаптированной
образовательной программы заносятся в СИОП и должны отражать:
5
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина
России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери,
пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
3. Система оценки достижения обучающимися с ТМНР
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего
образования и программы коррекционной работы
Система оценки результатов включает целостную характеристику
выполнения обучающимся СИОП, отражающую взаимодействие следующих
компонентов образования:
- что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,
- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на
практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся особо важно
учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в
освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Для выявления возможной результативности обучения должен быть
учтен ряд факторов:
особенности текущего психического и соматического состояния каждого
обучающегося;
6
в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные
обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты,
фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые
средства (устная, письменная речь);
формы выявления возможной результативности обучения должны быть
вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с
практической деятельностью детей;
способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут
быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в
виде выполнения практических заданий;
в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна
оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный
характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения,
выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного
выполнения взрослым, совместно с взрослым);
при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень
выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно,
самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной
физической помощью, вместе с взрослым).
выявление результативности обучения должно быть направлено не только
на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для
некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей
потенциального развития.
выявление представлений, умений и навыков обучающихся с ТМНР в
каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей
корректировки СИОП, конкретизации плана дальнейшей коррекционноразвивающей работы.
Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при
выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных
жизненных задач, сформулированных в СИОП. Оценка фиксирует насколько
самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по
образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет
осваиваемые действия и насколько он использует сформированные
представления для решения жизненных задач.
Оценка результатов образования представляется в виде характеристики
по каждому предмету, включенному в СИОП обучающегося, а анализ
результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной
компетенции.
7
4. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий содержит задачи
формирования учебного поведения, умения выполнять задания в течение
определенного периода времени, от начала до конца; умение самостоятельно
переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с
расписанием (действий) занятий и т.д.
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с
ТМНР направлена на формирование его готовности к овладению
содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1. Формирование навыков учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение использовать по назначению учебные материалы;
- умение выполнять действия по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
5. Программа учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области
Содержание учебных предметов
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности
детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
3.Формирование
коммуникативных
умений
и
социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной
среде.
4.Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих
жизнедеятельность;
5.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы;
Принцип построения уроков – коммуникативный, основанный на
предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким
образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности:
мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки включают в себя
практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками, предметами.
8
Виды деятельности учащегося на уроке:
наблюдение;
упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ);
игры-имитации, жестово-образные игры.
5.1.Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
Умение
самостоятельно
использовать
усвоенный
лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
Качество
сформированности устной речи в соответствии с
возрастными показаниями.
Понимание
обращенной речи, понимание смысла рисунков,
фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими)
речь
устройствами
(коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Мотивы
коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
пользование
индивидуальными
коммуникативными
карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо
другим доступным способом;
9
общение
с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5.2. Чтение
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной
речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения
своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их
значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по
содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное
чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию
текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
10
различение главных и второстепенных героев произведения с
элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам
героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их
значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы
(с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной
литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
5.3.Математика
Математические представления
1) элементарные математические представления о форме, величине;
количественные, пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много).
2) представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
3) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач:
Минимальный уровень:
-знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых
чисел в пределах 100;
- умение применять табличное умножение;
-умение различать предметы по форме, величине.
-умение ориентироваться в схеме тела
-умение различать множества (один – много).
-умение различать части суток
-умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
-умение пересчитывать предметы.
-умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий,
11
определять время по часам, соотносить время с началом и концом
деятельности.
5.4. Биология
Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,
организма человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных,
узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных
программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых
ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение
температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы, организме
человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами,
природой и человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и
животных; выполнение классификаций на основе выделения общих
признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные
объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных
органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего
состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела,
кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения,
использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела,
оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении,
ожогах);
12
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
5.5. География
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение
описывать географический объект по карте;
выделение,
описание
и
объяснение
существенных
признаков
географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своей области.
5.6. История Отечества
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений,
процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей
(князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности
исторических событий, пользование «Лентой времени»;
13
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на
наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых
объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью
учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших
событий отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений,
процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление
рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их
значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление
элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической
карты с опорой на ее «легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и
длительности исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между
историческими событиями и явлениями.
5.7. Адаптивная физическая культура
1) правильное выполнение упражнений;
2) расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными
действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
3) формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах
жизнедеятельности
организма
человека,
о
физиологическом
и
психологическом воздействии тех или иных упражнений;
4) знакомство со специальной терминологии физических упражнений.
Обучение специальной терминологии физических упражнений;
5) обучение и применение дыхательной гимнастики.
Процесс
5.8.
Коррекционные курсы
обучения детей с ТМНР осуществляется
с
учетом
14
возможности широкого привлечения сохранных анализаторов для получения
информации об окружающем мире. Базовой образовательной потребностью
для ребѐнка с ТМНР является сознание собственного тела и, как следствие,
собственного Я. Развитие восприятия и осознания собственного тела
способствует развитию моторики и рассматривается как необходимое
условие
формирования
познавательных,
бытовых
и
трудовых,
коммуникативных и социальных умений ребенка. Чем обширнее ребѐнок
приобретает опыт в данной области, тем интенсивнее происходит развитие
его отношений к себе, другим людям, предметному и социальному миру.
Основой компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей
является совместная с педагогом и индивидуальная деятельность ребенка,
направленная на сенсомоторное развитие.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных
действий (БУД)
Коммуникативные учебные действия:
• Учить обучающих вступать в контакт и работать в коллективе,
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия.
• Слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах
деятельности.
• Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
с
группой
обучающихся:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Познавательные учебные действия:
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
-переключает взгляд с одного предмета на другой;
-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
-фиксирует взгляд на изображении;
15
-фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
-понимает жестовую инструкцию;
-понимает инструкцию по инструкционным картам;
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным
учеником на данном этапе обучения).
3) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
-подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу
педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Личностные учебные действия
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
-способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного
задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное
задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
-ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с
содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д:
-ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
-выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный
план) с помощью педагога.
5.8.1Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира
является чувственный опыт человека. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно
не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем
большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который
накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Дети с ТМНР
наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы,
поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного
воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
16
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через
целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное
восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие»,
«Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение
диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только
распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую
информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в
окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материальнотехническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату,
сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми,
звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости,
температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек,
вибромассажеры и т.д.
Содержание коррекционного курса.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация
взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на
неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от
него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко
расположенным перемещающимся источником звука. Локализация
неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его
источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная
реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение
с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),
различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий,
шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на
вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на
поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное,
вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная
реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов по характеристикам (температура, фактура,
влажность, вязкость).
17
Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов
по запаху. Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по
вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции
(жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу.
Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий,
кислый, соленый).
Предметно-практические действия
Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем
преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Целью
обучения
является
формирование
целенаправленных
произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и
трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметнопрактические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень,
шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания,
предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Содержание коррекционного курса.
Действия с материалами. Сминание материала. Разрывание материала.
Размазывание материала. Разминание материала. Пересыпание материалов.
Переливание материалов. Наматывание материала.
Действия с предметами. Захват, удержание, отпускание предмета.
Встряхивание предмета. Толкание предмета. Вращение предмета.
Нажимание на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимание предмета (двумя
руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимание предметов.
Складывание предметов. Перекладывание предметов. Вставление предметов.
Нанизывание предметов.
Двигательное развитие
18
Двигательная активность является естественной потребностью человека.
Развитие
двигательных
навыков
необходимо
для
нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с
ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности
обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков
является целью данного коррекционного курса.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на
специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной
физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
Содержание коррекционного курса.
поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа
сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов);
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона
движений и профилактика возможных нарушений;
обучение переходу из одной позы в другую;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с
помощью технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок
в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве;
обогащение сенсомоторного опыта.
Техническое оснащение курса включает: технические средства
реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для
фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания
положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла;
гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики,
специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники
и др.
Альтернативная коммуникация.
Общение –это неотъемлемая составляющая жизни человека. Каждый
человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в
каких-либо отношениях с другими окружающими людьми. Для ребенка с
ТМНР обучение общению представляет большую значимость. Его учат
выражать свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова
говорящих с ним людей. Эта способность является тем средством, с
помощью которого он адаптируется в окружающем мире и учится жить в
нем. Ребенок с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится
непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение
19
с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию
альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения
могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная)
или замены речи (в случае ее отсутствия).
Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по
предмету «Общение». Приоритетной задачей коррекционного курса является
обучение детей альтернативной коммуникации как средству, а в рамках
предмета «Общение» происходит обучение детей умению пользоваться этим
средством.
Коррекционно-развивающие занятия направлены:
на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с
ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно
трудными;
на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их
творческого потенциала.
6. Программа нравственного развития (воспитания)
Программа нравственного развития (воспитания) обучающимся с ТМНР
направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие
ценности в контексте формирования у них нравственных чувств,
нравственного сознания и поведения.
Программа обеспечивает:
организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих
обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные
модели и нормы поведения;
формирование целостной образовательной среды, включающей
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей
историко-культурную, этническую и региональную специфику.
направление
Отношение к себе и к
другим,
как
к
самоценности.
содержание
1) умение
устанавливать
контакт,
взаимодействовать с людьми.
2) Поддержание у ребенка положительных
эмоций и добрых чувств в отношении
окружающих с использованием общепринятых
форм общения, как вербальных, так и
невербальных.
20
Взаимодействие
с
окружающими на основе
общекультурных норм и
правил
социального
поведения.
1)
Усвоение правил совместной деятельности
7. Программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает:
формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе,
безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем
соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них
взрослым;
умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями;
потребность содержать тело, одежду в чистоте, следить за своим
внешним видом;
формирование установок на использование здорового питания.
направление
содержание
Экологическая культура
Представления об основах экологической
культуры.
Здоровый образ жизни
Готовность безбоязненно обращаться к
врачу по любым вопросам, связанным с
особенностями состояния здоровья.
Техника безопасности
Умение вести себя в экстремальных
(чрезвычайных)
ситуациях
(доступными
средствами обратиться за помощью, привлечь к
себе внимание).
8. Программа внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (адаптивно-спортивное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное).
Внеурочная
деятельность
способствует социальной интеграции обучающихся с ТМНР путем
организации и проведения мероприятий. Виды внеурочной деятельности
подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с НОДА,
с ТМНР так и их обычно развивающихся сверстников.
21
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием
организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и
адаптивного спорта). В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности используются возможности организации отдыха детей и их
оздоровления.
9. Воспитательные мероприятия
Название мероприятия
1 сентября. День
знаний.
Международный день
пожилого человека
День народного
единства
«Новый год»
Декада «Здоровая
Россия-здоровая нация»
Всемирный день
«Спасибо»
23 февраля
Неделя детской книги
«Весенняя капель»
8 Марта
Месячник по
экологическому
воспитанию «В
согласии с природой»
День космонавтики.
9 мая
«Здравствуй, лето»
Форма проведения
Беседа
Слушание песен и стихов, чтение книг о
пожилых людях.
Беседа. Просмотр видеофильма.
Беседа. Просмотр видеофильма. Слушание песен
и стихов.
Беседа.
Видеофильм.
Беседа.
Просмотр мультфильмов о доброте.
Выполнение игровых заданий.
Беседа. Видеофильм.
Чтение(слушание) любимых сказок.
Экскурсия.
Беседа. Видеофильм.
Беседа. Видеофильм.
Гагаринский урок «Космос-это мы»
Беседа. Видеофильм.
Экскурсия.
Урок безопасности «Мое безопасное лето».
10. Индивидуальный учебный план
Учебный план реализуется
на
основе
СИПР,
учитывая
психофизические особенности и возможностям обучающегося, с учетом
рекомендаций ИПР и заключения ППк.
Учебный план для обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) разработан на
основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом
Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
22
отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства
образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с
ОВЗ и детей-инвалидов.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию
личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план
выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний,
формированием практических общеучебных знаний и навыков,
обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их
социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств
личности.
9ж
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Математика
Учебные предметы
Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
Математика
1
1
1
Естествознание
Человек и общество
Биология
География
История Отечества
1
1
1
Физическая
Физическая культура
Итого:
Коррекционно-развивающая область
из них:
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Внеурочная деятельность
Всего:
1
7
1,5
1
0,5
1
9,5
Варианты проведения занятий определены в зависимости от
особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося,
сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы,
характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического
учреждения.
Распределение
по
предметам
осуществляется
в
пределах,
установленной недельной нагрузки, учитывая состояние здоровья и
возможности ребенка, по согласованию с законными представителями
ребенка. Продолжительность учебной недели в течение 2023-2024 учебного
года – 3 дня. На занятиях происходит частая смена видов деятельности с
целью предупреждения утомления обучающегося.
23
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Должность
Логопед
ФИО
Реализация СИПР
Мехоношина Алѐна
По плану
Александровна
Педагог-психолог
Учитель индивидуального Лесникова Светлана
По плану
обучения
Васильевна
11.Программа сотрудничества с семьѐй
Применение разнообразных форм работы с родителями, направленных
на совместную деятельность родителей и детей, способствует значительному
улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня
социальной адаптации школьников.
Тесное сотрудничество учителя с семьями помогает оптимизировать
внутрисемейные отношения. А именно:
- создание обстановки эмоционального комфорта и психического
благополучия в семье
- накопление знаний родителей о психологических особенностях
данного возраста, о приѐмах и методах детского воспитания
- комплексное использование средств и методов психологопедагогической коррекции
Задачи работы с родителями:
- Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и
обучении детей
- Привлечение родителей к управлению школой
- Организация общественно-значимой деятельности родителей и
обучающихся.
- Расширение знаний родителей о психологии воспитания и развития
ребѐнка.
- Внедрение воспитательных приѐмов в повседневную жизнь
- Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития,
проблем ребѐнка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним
- Формирование позитивного, сплочѐнного образа семьи у детей
- Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе
«родитель-ребѐнок».
12. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Образовательные достижения обучающихся по предметам подлежат
текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации,
24
включенным в учебный план классы, в котором они обучаются, а также в
индивидуальный учебный план.
Текущий контроль успеваемости обучающихся:
Отметка за полугодие обучающемуся выставляется при наличии 3-х и
более текущих отметок.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме
итогового контроля 1 раз в год по предметам в рамках обязательной части
учебного плана согласно заявленным формам и срокам проведения.
Результаты промежуточной аттестации обучающегося оцениваются
количественно по трехбалльной системе:
Отметка
Критерии
Отметка не ставится
Недостаточный уровень- оценка не
ставится, если обучающийся не понимает
смысла задания и не выполняет его
совместно с учителем, не принимает
помощь учителя.
Отметка «3» удовлетворительно Допустимый
уровеньпредложенное
задание выполняется с контролирующей
помощью,
в
отдельных
ситуациях
самостоятельно. Задания подбираются с
учетом индивидуальных особенностей и
возможностей ребенка.
Оценка «4» ставится
Достаточный
уровеньобучающихся
способен
самостоятельно
выполнить
задание (иногда только в определѐнных
условиях), допускает ошибки, которые
может исправить по замечанию учителя.
Задания
подбираются
с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей ребенка.
Оценка «5» отлично
Оптимальный
уровень-обучающийся
самостоятельно выполняет предложенное
задание. Задания подбираются с учѐтом
индивидуальных
особенностей
возможностей ребенка.
Критерии оценивания:
-степень самостоятельности;
-степень потребности в посторонней помощи (самостоятельно,
направляющая, контролирующая, стимулирующая);
-полнота знаний;
-прочность усвоения;
-умение применять знания и умения на практике.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально
25
подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
13. Учебно-методическое обеспечение
Учебники и учебные пособия, используемые в образовательном
процессе, соответствуют федеральному перечню.
Реализация адаптированной основной образовательной программы
предполагает использование учебно-методического комплекса, позволяющего
достигать
уровня
образовательной
подготовки
обучающихся,
предусмотренного образовательными стандартами.
1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)
учреждений VI вида: Сб.1. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС , 2011. - 224 с.
3. Программы специальных (коррекционных) учреждений VI вида: 5-9
кл.: Сб.2. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС ,
2011. - 304 с.
Список учебно-методического комплекта на 2024 - 2025 учебный год
наименование учебника
класс
автор
Чтение. (Для обучающихся с
9 кл
А.К.Аксѐнова
интеллектуальными нарушениями)
Русский язык. (Для обучающихся с
9 кл
Н.Г.Галунчикова,
интеллектуальными нарушениями)
Э.В.Якубовская
Математика. (Для обучающихся с
9 кл
А.П.Антропов
интеллектуальными нарушениями)
Биология. Животные. (Для
9 кл
Е.Н.Соломина
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
География. (Для обучающихся с
9 кл
Т.М.Лифанова
интеллектуальными нарушениями)
История отечества. (Для обучающихся
9 кл
Бгажнокова И.М.,
с интеллектуальными нарушениями)
Смирнова Л.В.
26