Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с НОДА
(вариант 6.1.) коррекционно-развивающего курса для 10-11 класса
разработана
- в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (приказ
Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 №413);
- с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 года№371);
- в соответствии с Адаптированной образовательной программой среднего
общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного
аппарата (6.1) МОБУ «Гимназия №3» Кудымкара
- в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей)и рабочих программ курсов внеурочной деятельности» гимназии;
- с учетом программы Митеевой Л., Удалова Л. «Развитие сенсомоторики
детей с ограниченными возможностями здоровья», Безбородовой М.А.
Развитие психомоторных способностей школьников в учебной деятельности.
За последнее десятилетие научные представления об особенностях
развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (НОДА)
расширились и уточнились. Выявление и накопление новых фактов связано с
тем, что образование в рамках образовательной организации стали получать
дети с тяжелыми нарушениями опорно – двигательного аппарата. Для детей с
нарушениями опорно–двигательного аппарата характерно своеобразное
психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического
поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и
сенсорными дефектами.
У детей с НОДА формирование процессов восприятия задерживается и
нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной
депривацией, нарушением зрительного, слухового и в первую очередь,
двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически
развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже
самого простого движения вызывает трудности.
В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена
манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов
на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной
координации препятствует формированию полноценного предметного
восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с
первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к
ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения
формирования высших психических функций.
Нарушения зрительного восприятия у детей с НОДА объясняется
недостаточной зрительной фиксацией, плохим прослеживанием предмета,
сужением поля зрения и снижением остроты зрения. Кроме того, у таких
детей часто отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение
согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз),
непроизвольные движения глазных яблок. Такие особенности зрительного
анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному
восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
В силу двигательной недостаточности нарушается формирование
восприятия предметов окружающего мира. Недостаточное развитие
предметного восприятия в значительной степени зависит также от отсутствия
у детей предметных действий. Известно, что действия с предметами
формируются по мере совершенствования общей моторики. Для развития
познавательной деятельности важное значение имеет согласованность
движений руки и глаза. По мере совершенствования действий с предметами у
него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания
предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития
познавательной деятельности.
У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата
ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание
предметов на ощупь затруднены. Это приводит к тому, что у ребенка
задерживается формирование целостного представления о предметах, их
свойствах и фактуре, что в свою очередь обусловливает недостаточность
запаса знаний и представлений об окружающем мире и задерживает
овладение мыслительными операциями.
Реализуемая Программа строится на принципе личностноразвивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с
ребенком.
Цель Программы: Создание условий развития ребѐнка с особыми
образовательными потребностями, открывающих возможности для
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы,
активности и творческих способностей на основе сотрудничества с
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Все стороннее развитие познавательной сферы.
Задачи:
Коррекция и развитие высших психических функций и
познавательной деятельности:
развитие пространственного восприятия;
коррекция
концентрации,
устойчивости,
распределения,
переключения, объема внимания;
развитие памяти (зрительной, слуховой);
опосредованного запоминания;
развитие мышления;
развитие воображения;
2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение
регулятивным поведением, развитие внутренней активности,
формирование адекватной самооценки, формирование поведения
адекватного социальным нормам.
3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть
вербальными и невербальными средствами передачи информации,
умение общаться поддержать беседу, диалог.
4. Повышение мотивации к учебной деятельности.
Решить эти задачи возможно за счѐт активного включения учащихся в
психологические упражнения, игры, беседы и т. д. Учитываются возрастные
черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни
и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.
Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Особенности программы: Программа следует трем принципам
воспитания:
принцип уважительного отношения к чувствам, мыслям,
достижениям, настроения и ошибкам ребенка, к его собственным темам –
они важнее запланированного на сегодняшнее занятие содержания;
принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок
предъявляет;
принцип признания любого человека безусловной ценностью,
личностью, достойной внимания, уважения, принятия, сотрудничества
Форма занятий - индивидуальные занятия, что соответствует
возрастным особенностям детей старшего школьного возраста.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые
результаты
коррекционной
работы
имеют
дифференцированный характер и определяются индивидуальными
программами развития детей с НОДА. В зависимости от формы организации
1.
коррекционной работы планируются разные группы результатов
(личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты освоения:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
• Положительное отношение к школе.
• Принятие социальной роли ученика.
• Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи.
• Способность к оценке своей учебной деятельности.
• Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки.
• Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,
связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
• Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор,
соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной
жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться,
уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности; - готовность к самообслуживанию, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Содержание курса
Содержание программы определяют следующие принципы:
—Соблюдение интересов ребѐнка.
— Системность.
— Непрерывность.
— Вариативность.
Принципы построения коррекционных занятий заключаются в
моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность
деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему
поведенческими
стереотипами,
и
демонстрации
результатов,
свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности
этой деятельности при их изменении. Чтобы обеспечить эффективную
коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию
участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение
данного требования является решающим в организации всей коррекционной
работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь
только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает
взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное,
как необходимое.
Темами занятий в 10 - 11 классах выбраны личные проблемы детей
старшего школьного возраста, решение которых требует от ребенка навыков
обращения с чувствами. На протяжении всех этапов освоения программы,
переплетясь, звучит несколько тем:
как мы познаем мир – занятия помогают развивать такие понятия как
ощущение и восприятие, внимание и внимательность, содержит упражнения
на развитие памяти;
принятие себя – занятия направлены на формирование сильного «Я»
и готовность к внутреннему диалогу, дружественному отношению к самому
себе;
я среди людей – занятия помогают лучше ориентироваться в мире
человеческих проблем, позволяют эмоционально чувствовать и яснее
понимать мир, ведут к пониманию ценности отношений с другими, учат
ухаживать за отношениями и получать от них больше радости, об уважении
непонятного и признания права быть неповторимым.
Ценностные ориентиры содержания курса. В процессе
коррекционно – развивающего обучения у учащихся школы формируется
позитивное эмоционально – ценностное отношение к обучению, стремление
к коммуникативному общению, пониманию того, что образование является
показателем общей культуры человека. На коррекционно – развивающих
занятиях учащиеся работают с целью повышения познавательной
активности, обеспечения устойчивой положительной мотивации в различных
видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом
возрастных
и
индивидуально-типологических
возможностей
дает
возможность ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных средств для успешного развития коммуникативных задач.
Коррекционно – развивающие занятия являются для учащихся основой для
успешного
освоения
основной
общеобразовательной
программы,
способствуют достижению не только предметных, но и метапредметных и
личностных результатов.
Тематическое планирование, 10 класс
№ Наименование
Количество Деятельность учителя
тематических
часов
разделов
1
Раздел
2
Установление
доверительных
«Введение»
отношений
с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися: включение в урок
игровых
процедур,
с
целью
поддержания мотивации обучающихся
к получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
2
Раздел «Познай 9
Установление
доверительных
себя»
отношений
с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
3
Раздел «Я среди 5
людей»
Итоговая
диагностика
Итого
4
1
17
сверстниками, принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися: включение в урок
игровых
процедур,
с
целью
поддержания мотивации обучающихся
к получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
Установление
доверительных
отношений
с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися: включение в урок
игровых
процедур,
с
целью
поддержания мотивации обучающихся
к получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого
Тема
Диагностика
Развитие концентрации внимания
Тренировка слуховой и зрительной памяти
Развитие логического мышления
Совершенствование воображения
Развитие слухового восприятия
Совершенствование мыслительных операций
Развитие эмоционально-личностной сферы
Развитие мотивации
Воля. Волевые качества личности
Жизненные ценности
Итоговая диагностика
Количество часов
2
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
17