Пояснительная записка
Примерная
рабочая
программа
по
физической
культуре
для
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее –
НОДА) на уровне основного образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г.№287,
зарегистрирован
Министерством
юстиции
Российской
Федерации
05.07.2021г.,рег.номер64101)(далее– ФГОС ООО).
Примерной адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с нарушением опорнодвигательного аппарата (одобренной решением ФУМО по общему
образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО
НОДА).
Федеральной рабочей программы основного общего образования по
предмету «Физической культуре», Примерной программы воспитания, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам
освоения Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного
аппарата. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции
развития физкультурного образования в Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета:
Программы
построены
по
модульному
принципу.
Содержание
образования по предмету распределено по тематическим модулям, которые
входят в раздел «Физическое совершенствование».
Распределение программного материала по годам и периодам
обучения, последовательность тем в рамках
модулей
определяются
педагогами образовательных организаций при составлении авторских
рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно
с учетом
особенностей
психофизического
2
развития
и
особых
образовательных потребностей обучающихся конкретной образовательной
организации. Программы носят компилятивный характер, виды деятельности
и планируемые
результаты
двигательных
и
определяются
интеллектуальных
с
учетом
возможностей
индивидуальных
обучающихся,
материально-технического обеспечения и др.
В программах нашли свое отражение положения о приоритетности
задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в
системе образования; современные научные представления о категории
обучающихся с НОДА, научные и методологические подходы к их
обучению, воспитанию и реабилитации.
Программы по АФК для обучающихся с НОДА имеют коррекционную
направленность и должны разрабатываться с учетом их особенностей.
Данные
программы
содействуют
всестороннему
развитию
личности
обучающегося, формированию осознанного отношения к своему здоровью,
развитию основных физических способностей, компенсации нарушенных
функций организма.
Примерные
рабочие
программы
направлены
на
содействие
социализации обучающихся на основе осмысления и понимания роли
физической культуры и спорта в жизни человека, понимания значения
мирового и отечественного олимпийского и параолимпийского движения,
приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию.
Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся навыков
взаимодействии со сверстниками и взрослыми, воспитание волевых качеств
в процессе обучения двигательным действиям.
Нормативно-правовую базу разработки программ для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют:
−
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
−
федеральные государственные образовательные стандарты;
3
−
инструктивно-методические
документы
Министерства
просвещения Российской Федерации и другие регламентирующие акты
в области образования.
АФК рассматривается как часть общей культуры, подсистема
физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная
на восстановление, укрепление здоровья и наиболее полную реализацию
физических возможностей лиц с нарушениями здоровья, в том числе
с НОДА. Основными формами занятий АФК являются уроки, внеклассные,
спортивные и оздоровительные мероприятия. При их проведении создаются
условия для всестороннего развития личности обучающегося с НОДА,
осознания своих физических возможностей, развития основных физических
способностей, компенсации нарушенных функций организма и спортивного
самоопределения.
Методика проведения занятий по АФК имеет ряд существенных
отличий, которые обусловлены спецификой заболевания обучающихся
с НОДА. Концептуальные подходы к построению и содержанию занятий
адаптивной физической культурой, специально-методические принципы
работы,
коррекционная
направленность
педагогического
процесса
обусловлены медико-биологическими и психологическими особенностями
лиц
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата,
типичными
и специфическими нарушениями двигательной сферы.
Специфика
и
тяжесть
двигательных
нарушений
в
сочетании
с особенностями психического развития и речи обучающихся с НОДА
определяют их особые образовательные потребности при реализации
программы по АФК. Их удовлетворение обеспечивается следующими
специальными образовательными условиями:
−
обязательное включение в занятия в форме уроков АФК
коррекционно-развивающей и реабилитационной (абилитационной) работы
с использованием методов физической культуры;
4
−
строгая регламентация деятельности с учетом медицинских
рекомендаций;
−
индивидуализация
образовательного
процесса
в
целом
и содержания рабочей программы по АФК;
−
обеспечение
вспомогательными
средствами
для
обучения
и облегчения самообслуживания (специальные держатели, утяжелители для
рук, мягкие маты, специальный адаптированный спортивный инвентарь,
приспособления для застегивания пуговиц и др.);
−
создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды для
занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;
−
предоставление дифференцированной помощи, в том числе
привлечение ассистента (для обучающихся с тяжелыми двигательными
нарушениями) во время занятий АФК;
−
создание условий для вербальной и невербальной коммуникации
для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми
нарушениями речи.
Цель и задачи реализации программы по предмету
Цель
реализации
программы
–
содействие
нормализации
двигательной деятельности, способствующей физической и социальной
реабилитации
осознанного
(абилитации)
отношения
к
обучающихся
своим
с
НОДА,
возможностям
формирование
и
потребностям
в систематических занятиях физическими упражнениями, осуществлении
здорового образа жизни.
Задачи реализации программы:
Цель программы конкретизируется решением следующих задач:
−
состоянию
обеспечение регулярной физической активности, адекватной
здоровья
и
соответствующей
возможностей обучающихся;
5
уровню
функциональных
−
укрепление
здоровья,
содействие
физическому
развитию,
повышению защитных сил организма;
−
обучение основам техники движений, формирование жизненно
необходимых навыков и умений;
−
развитие двигательных (кондиционных и координационных)
способностей;
−
развитие социально-коммуникативных умений;
−
развитие и совершенствование личностных и эмоционально-
волевых качеств обучающегося с НОДА.
−
развитие потребности в самостоятельных занятиях адаптивной
физической культурой, умения самостоятельно выбирать и выполнять
физические
упражнения
для
отдыха,
тренировки,
повышения
работоспособности;
−
развитие физических способностей, создание условий для
занятий адаптивным спортом и самореализации в этой сфере.
Принципы и подходы к реализации программы по предмету
«Адаптивная физическая культура» представлены в разделе «Общие
положения».
В старшем школьном возрасте продолжается дальнейшее обогащение
двигательного опыта обучающихся с НОДА и вырабатывается умение
применять наработанные умения в различных условиях. Углубляется начатая
на предыдущих этапах работа по закреплению у юношей и девушек
с нарушениями опорно-двигательного аппарата потребности в регулярных
занятиях физическими упражнениями и избранным видом адаптивного
спорта, формированию у них адекватной самооценки (в том числе с учетом
двигательных ограничений). При этом делается акцент на воспитание таких
нравственных
и
волевых
качеств
личности,
как
самосознание,
целеустремленность, выдержка, самообладание, а также на развитие
психических процессов и обучение основам саморегуляции.
6
Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, а также
возрастные и половые особенности накладывают свою специфику на
организацию и методику учебно-воспитательного процесса обучающихся
с НОДА.
Место учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
в учебном плане
На уровне среднего общего образования учебный предмет «Адаптивная
физическая культура» является одной из составляющих предметной области
«Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».
На изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
в соответствии с Примерным учебным планом среднего общего образования
отводится по 2 часа в неделю в каждом классе: 10 класс – 68 часов, 11 класс –
68 часов.
Количество часов на каждого обучающегося с НОДА определяется
школьным
психолого-медико-педагогическим
консилиумом
с
учетом
медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести двигательного
нарушения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «Физическая
культура» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
Планируемые результаты программы
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной
программы
среднего
(полного) общего
образования
Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая
программа для обучающихся с НОДА на уровне среднего общего
образования направлена на достижение старшеклассниками личностных,
метапредметных и предметных результатов по адаптивной физической
культуре.
Результаты освоения программы каждым обучающимся с НОДА
оцениваются индивидуально с учетом его физических особенностей
7
и имеющихся двигательных ограничений. Представленные ниже требования
к предметным результатам освоения программы являются описанием
возможных результатов, к которым следует стремиться.
Личностные результаты освоения программы:
−
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России на примере истории
национальных видов спорта и народных игр, гордости за спортивные
достижения российский спортсменов на международных соревнованиях
и олимпиадах, уважения государственных символов (герба, флага, гимна);
−
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной спортивной
деятельности;
−
сформированность положительной мотивации и устойчивого
учебно-познавательного интереса к учебному предмету «Адаптивная
физическая культура»;
−
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
−
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, спортивной и других видах
деятельности;
−
нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
−
готовность и
способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к занятиям физической культурой и спортом как условию успешной
жизнедеятельности;
8
−
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
−
принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
−
бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так
и других людей, формирование умения оказывать первую помощь;
−
готовность адекватно оценивать свое поведение и поступки
во время проведения занятий адаптивной физической культурой, участия
в спортивных мероприятиях и соревнованиях по адаптивному спорту;
−
готовность адекватно оценивать собственные возможности
и ограничения здоровья;
−
готовность проявлять самостоятельность в быту, использовать
навыки самостоятельного и безопасного передвижения в незнакомом
пространстве с применением специального оборудования.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют
сформированность у обучающихся с НОДА межпредметных понятий
и универсальных
коммуникативных),
учебных
действий
способность
(регулятивных,
использовать
их
в
познавательных,
познавательной
и социальной практике. Обладание этими универсальными действиями
и способностями проявляется в готовности осуществлять самостоятельное
планирование учебной деятельности по адаптивной физической культуре,
организовывать сотрудничество с педагогами и сверстниками, выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию, участвовать в учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности. В число основных
метапредметных результатов входят:
−
умение
и составлять
самостоятельно
планы
определять
деятельности,
9
цели
самостоятельно
деятельности
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов, выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
−
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
занятий АФК и адаптивным спортом, учитывать позиции других участников
спортивной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
−
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и практической деятельности в области АФК и спорта, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
−
готовность и способность к самостоятельной информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
−
умение
использовать
средства
информационных
и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
−
умение
самостоятельно
оценивать и
принимать
решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
−
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых
действий
и
мыслительных
процессов, их
результатов
и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы
Предметные
ценностей
результаты
адаптивной
проявляются
физической
в
культуры
опыте
использования
в
удовлетворении
индивидуальных интересов обучающихся с НОДА в физической активности,
10
физическом совершенствовании, укреплении здоровья и оптимизации
жизнедеятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
ведения здорового образа жизни, умениях проводить занятия адаптивной
физической культурой, организовывать отдых и досуг, активно включаясь
в игровую и соревновательную деятельность. Достижению предметных
результатов активно содействует включение обучающихся с НОДА
в проектную деятельность, навыки которой формировались на уровне
основного общего образования. На уровне среднего общего образования
целесообразно расширить тематику научно-исследовательской (поисковой)
проектной деятельности, в рамках которой должны учитываться не только
индивидуальные цели и проблемы обучающихся с НОДА, но и коллективные
(сохраняется
результата).
общность
Так,
в
цели,
качестве
интерес
в
содержания
получении
коллективного
коллективной
проектной
деятельности старшеклассников с НОДА может выступать эффективная
подготовка команды класса, школы к спортивным соревнованиям, где
коллективный результат будет определяться подготовкой и участием
каждого.
Предметные
результаты
освоения
базового
курса
адаптивной
физической культуры отражают:
– умение осознанно использовать разнообразные формы и виды
адаптивной физкультурной деятельности для организации здорового образа
жизни, активного отдыха и досуга с учетом двигательных возможностей;
– владение современными технологиями укрепления и сохранения
здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний,
связанных с учебной и производственной деятельностью;
– владение основными способами самоконтроля индивидуальных
показателей
здоровья,
умственной
и
физической
работоспособности,
физического развития и физических качеств;
–
владение
физическими
упражнениями
из
различных
оздоровительных систем адаптивной физической культуры, использование
11
их в режиме учебной и производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения работоспособности;
– владение техническими приемами и двигательными действиями
базовых видов адаптивного спорта, активное применение их в игровой
и соревновательной деятельности с учетом собственных двигательных
особенностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного предмета физическая культура для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением
опорно-двигательного аппарата) соответствует федеральной рабочей
программе по физической культуре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
конт.
работы
прак.
работы
Дата
изучения
Виды
деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Раздел 2. СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1
Общее представление
о видах и формах
деятельности
в
структурной
организации
образа
жизни современного
человека
(профессиональная,
бытовая и досуговая).
Основные типы и
виды
активного
отдыха, их целевое
предназначение
и
содержательное
наполнение.
Кондиционная
тренировка
как
системная
организация
комплексных
и
целевых
занятий
оздоровительной
физической
культурой;
особенности
планирования
физических нагрузок
и
содержательного
наполнения.
1
0
проектировать Практическая
работа;
досуговую
деятельность с
включением в
её содержание
разнообразны
х форм
активного
отдыха,
тренировочны
хи
оздоровительн
ых занятий,
физкультурномассовых
мероприятий
и спортивных
соревнований;
контролирова
ть показатели
индивидуальн
ого здоровья и
функциональн
ого состояния
1
12
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
организма,
использовать
их при
планировании
содержания и
направленност
и
самостоятельн
ых занятий
кондиционной
тренировкой,
оценке её
эффективност
и;
Итого по разделу
1
Раздел 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
3.1
Модуль
1
«Гимнастика».
Физкультурнооздоровительная
деятельность.
Упражнения
оздоровительной
гимнастики
как
средство
профилактики
нарушения осанки и
органов
зрения;
предупреждения
перенапряжения
мышц
опорнодвигательного
аппарата
при
длительной работе за
компьютером.
0
выполнять
упражнения
корригирующей
и
профилактическо
й
направленности,
использовать их
в
режиме
учебного дня и
системе
самостоятельных
оздоровительных
занятий;
выполнять
комплексы
упражнений из
современных
систем
оздоровительной
физической
культуры,
использовать их
для
самостоятельных
занятий с учётом
индивидуальных
интересов
в
физическом
развитии
и
физическом
совершенствован
ии;
1
выполнять
упражнения
общефизическ
13
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
ой
подготовки,
использовать
их
в
планировании
кондиционной
тренировки;
3.2
Модуль
«Гимнастика».
Атлетическая и
аэробная гимнастика
как современные
оздоровительные
системы физической
культуры: цель,
задачи, формы
организации. Способы
индивидуализации
содержания и
физических нагрузок
при планировании
системной
организации занятий
кондиционной
тренировкой.
3
0
1
выполнять
упражнения
общефизической
подготовки,
использовать их
в планировании
кондиционной
тренировки;
составляют
гимнастическую
комбинацию из
8—10 хорошо
освоенных
упражнений и
разучивают её;;
контролируют
технику
выполнения
упражнений
другими
учащимися,
сравнивают их с
образцами и
выявляют
возможные
ошибки,
предлагают
способы их
устранения
(обучение
в парах).;
3.3
Модуль
«Гимнастика».
Висы и упоры на
невысокой и низкой
гимнастической
перекладине
1
0
1
повторяют
технику ранее
разученных
упражнений на
гимнастической
перекладине;
наблюдают и
анализируют
образец техники
перемаха одной
ногой вперёд и
назад,
определяют
технические
сложности в их
исполнении,
делают выводы;
описывают
технику
14
Практическая
работа;
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
выполнения
перемаха одной
ногой вперёд и
назад и
разучивают её;
контролируют
технику
выполнения
упражнения
другими
учащимися,
сравнивают её с
образцом и
выявляют
возможные
ошибки,
предлагают
способы их
устранения
(обучение в
группах);
3.5
Модуль
«Гимнастика».
Опорные прыжки
Итого по разделу
2
0
повторяют
Практическая
технику ранее
работа;
разученных
упражнений на
гимнастическом
козле;
наблюдают и
анализируют
образец техники
опорного
прыжка,
определяют
технические
сложности в их
исполнении,
делают выводы;
описывают
технику
выполнения
опорного прыжка
и разучивают её;
контролируют
технику
выполнения
упражнения
другими
учащимися,
сравнивают её с
образцом и
выявляют
возможные
ошибки,
предлагают
способы их
устранения
(обучение в
группах);
2
7
15
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
Раздел 4.СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4.2
Модуль «Лёгкая
атлетика».
Развитие скоростносиловых
способностей.
Знакомство с
рекомендациями
учителя по развитию
выносливости и
быстроты на
самостоятельных
занятиях лёгкой
атлетикой с помощью
гладкого
равномерного
и спринтерского бега
2
0
2
знакомятся с
рекомендациями
учителя по
развитию
выносливости и
быстроты на
самостоятельных
занятиях лёгкой
атлетикой с
помощью
гладкого
равномерного
и спринтерского
бега;
Устный опрос;
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
4.3
Модуль «Лёгкая
атлетика».
Развитие координации
движений. Метание
гранаты с места и 5-7
шагов.
Прыжки в длину с
места, разбега.
4
0
4
повторяют ранее
разученные
способы метания
малого
(теннисного)
стоя на месте и с
разбега, в
неподвижную
мишень и на
дальность;;
наблюдают и
анализируют
образец учителя,
сравнивают
с техникой ранее
разученных
способов
метания, находят
отличительные
признаки;;
разучивают
технику броска
малого мяча в
подвижную
мишень,
акцентируют
внимание на
технике
выполнения
выявленных
отличительных
признаков;;
контролируют
технику метания
малого мяча
другими
учащимися,
выявляют
возможные
ошибки и
предлагают
способы их
устранения
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
16
(работа в
группах).;
4.4
Модуль «Зимние виды
спорта».
Развитие
выносливости.Передв
ижения на лыжах с
равномерной
скоростью в режимах
умеренной, большой и
субмаксимальной
интенсивности;
с
соревновательной
скоростью.
Развитие
силовых
способностей.
Передвижение
на
лыжах по отлогому
склону
с
дополнительным
отягощением.
Скоростной подъём
ступающим
и
скользящим
шагом,
бегом,
«лесенкой»,
«ёлочкой».
Упражнения
в
«транспортировке».
Развитие
координации.
Упражнения
в
поворотах и спусках
на лыжах; проезд
через
«ворота»
и
преодоление
небольших
трамплинов.
12
0
повторяют ранее Практическая
разученные
работа;
способы
передвижения на
лыжах;;
повторяют
технику спусков,
подъёмов и
торможения с
пологого склона;;
наблюдают и
анализируют
образец техники
одновременного
одношажного
хода, сравнивают
с техникой ранее
разученных
способов ходьбы,
находят
отличительные
признаки и
делают выводы;;
описывают
технику
передвижение на
лыжах
одновременным
одношажным
ходом, выделяют
фазы движения и
их технические
трудности;;
разучивают
технику
передвижения на
лыжах
одновременным
одношажным
ходом по фазам и
в полной
координации;;
контролируют
технику
передвижения на
лыжах другими
учащимися,
выявляют
возможные
ошибки и
предлагают
способы их
устранения
(работа в парах);;
демонстрируют
технику
передвижения на
лыжах по
учебной
12
17
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
дистанции.;
4.9
Модуль «Спортивные
игры. Баскетбол».
Технические действия
баскетболиста.
Игровые действия в
баскетболе.
6
0
6
совершенствуют Практическая
ранее разученные работа;
технические
действия игры
баскетбол;;
знакомятся с
образцами
технических
действий игрока
без мяча
(передвижения в
стойке
баскетболиста;
прыжок вверх
толчком одной и
приземление на
другую,
остановка двумя
шагами,
остановка
прыжком,
повороты на
месте);;
анализируют
выполнение
технических
действий без
мяча, выделяют
их трудные
элементы и
акцентируют
внимание на их
выполнении;;
разучивают
технические
действия игрока
без мяча по
элементам и в
полной
координации;;
контролируют
выполнение
технических
действий
другими
учащимися,
анализируют их
и определяют
ошибки, дают
рекомендации по
их устранению
(работа в парах);;
изучают правила
и играют с
использованием
разученных
технических
действий.;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
4.10
Модуль «Спортивные
3
0
3
знакомятся с
www.edu.ru
18
Практическая
игры. Баскетбол».
Рекомендации
учителя по
использованию
подводящих и
подготовительных
упражнений для
самостоятельного
обучения техническим
действиям
баскетболиста.
рекомендациями
учителя по
использованию
подводящих и
подготовительны
х упражнений
для
самостоятельног
о обучения
техническим
действиям
баскетболиста
без мяча;
работа;
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
4.12
Модуль «Спортивные
игры. Волейбол».
Игровые действия в
волейболе.
Рекомендациями
учителя по
использованию
подводящих и
подготовительных
упражнений для
самостоятельного
обучения техническим
действиям
волейболиста.
4
0
4
совершенствуют
технику ранее
разученных
технических
действий игры
волейбол;
разучивают и
совершенствуют
передачу мяча
двумя руками
снизу и сверху в
разные зоны
площадки
соперника;
разучивают
правила игры в
волейбол и
знакомятся с
игровыми
действиями в
нападении и
защите; играют в
волейбол по
правилам с
использованием
разученных
технических
действий;
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
4.13
Модуль «Спортивные
игры. Футбол».
Рекомендации
учителя по
использованию
подводящих и
подготовительных
упражнений для
самостоятельного
обучения техническим
действиям
футболиста.
5
0
5
совершенствуют
технику ранее
разученных
технических
действий игры
футбол;;
знакомятся с
образцом удара
по катящемуся
мячу с разбега,
демонстрируемог
о учителем,
выделяют его
фазы и
технические
элементы;;
описывают
технику удара по
катящемуся мячу
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
19
с разбега и
сравнивают её с
техникой удара
по
неподвижному
мячу, выявляют
имеющиеся
различия, делают
выводы по
способам
обучения;;
разучивают
технику удара по
катящемуся мячу
с разбега по
фазам и в полной
координации;;
контролируют
технику
выполнения
удара по
катящемуся мячу
другими
учащимися,
выявляют
возможные
ошибки и
предлагают
способы их
устранения
(работа в парах);;
совершенствуют
технику передачи
катящегося мяча
на разные
расстояния и
направления
(обучение в
парах);
4.14
Модуль «ОФП»
Рекомендации
учителя по
использованию
подводящих и
подготовительных
упражнений для
самостоятельного
обучения техническим
действиям
5
0
Развитие
физических
качеств(сила,
выносливость,
гибкость,
быстрота) с
помощью
различных
физических
упражнений
5
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru
Итого по разделу
Раздел 5. СПОРТИВНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
5.1
Модуль «ВФСК ГТО».
Основные требования
к
выполнения
нормативов
ГТО.
Выполнение
5
0
совершенствуют
ранее разученные
технические
действия;
анализируют
выполнение
5
20
Практическая
работа;
www.edu.ru
www.school.e
du.ru
https://uchi.ru/
основных нормативов.
технических
действий,
контролируют
выполнение
технику
выполнения
упражнений
другими
учащимися,
анализируют их
и определяют
ошибки, дают
рекомендации по
их устранению
(работа в парах);
изучают правила
соревнований;
Итого по разделу
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
52
0
52
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Физическая культура »
Содержание учебного предмета физическая культура для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорнодвигательного аппарата) соответствует федеральной рабочей программе по
физическая культура.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения
контроля
1
Модуль «Спортивные игры.
Волейбол. Правила игры и игровая
деятельность по правилам с
использованием разученных
технических приёмов в подаче
мяча.
1
0
1
Практическая
работа
2
Модуль «Спортивные игры.
Волейбол. Правила игры и игровая
деятельность по правилам с
использованием разученных
технических приёмов
нападающего удара.
1
0
1
Практическая
работа
3
Модуль «Спортивные игры.
Волейбол. Правила игры и игровая
деятельность по правилам с
1
0
1
Практическая
работа
21
использованием разученных
технических приёмов
нападающего удара.
4
Модуль
«Гимнастика». Упражнения
ритмической гимнастики.
Упражнения с партнером,
акробатические, на
гимнастической стенке.
Упражнения с предметами.
1
0
1
Практическая
работа
5
Модуль «Гимнастика». Правила
техники безопасности на уроках.
Акробатическая комбинация.
Строевой шаг, размыкание и
смыкание на месте.
1
0
1
Практическая
работа
6
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация из
общеразвивающих и сложно
координированных упражнений,
стоек и кувырков, ранее
разученных акробатических
упражнений.
1
0
1
Практическая
работа
7
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация из
общеразвивающих и сложно
координированных упражнений,
стоек и кувырков, ранее
разученных акробатических
упражнений.
1
0
1
Практическая
работа
8
Модуль «Гимнастика». Висы и
упоры на невысокой
гимнастической перекладине.
Прыжки через скакалку.
1
0
1
Практическая
работа
9
Модуль «Гимнастика». Знакомство
с техникой выполнения опорного
прыжка, техника безопасности во
время выполнения прыжка.
1
0
1
Практическая
работа
10
Модуль
«Гимнастика». Совершенствование
техники выполнения опорного
прыжка. Зачет.
1
0
1
Практическая
работа
11
Физическая подготовка: освоение
содержания
программы, демонстрация
приростов
в
показателях
физической подготовленности и
1
0
1
Практическая
работа
22
нормативных
комплекса ГТО
требований
12
Физическая подготовка: освоение
содержания
программы, демонстрация
приростов
в
показателях
физической подготовленности и
нормативных
требований
комплекса ГТО
1
0
1
Практическая
работа
13
Физическая подготовка: освоение
содержания
программы, демонстрация
приростов
в
показателях
физической подготовленности и
нормативных
требований
комплекса ГТО
1
0
1
Практическая
работа
14
Физическая подготовка: освоение
содержания
программы, демонстрация
приростов
в
показателях
физической подготовленности и
нормативных
требований
комплекса ГТО
1
0
1
Практическая
работа
15
Физическая подготовка: освоение
содержания
программы, демонстрация
приростов
в
показателях
физической подготовленности и
нормативных
требований
комплекса ГТО
1
0
1
Практическая
работа
16
Модуль «Зимние виды
спорта». Правила техники
безопасности на уроках.
Передвижение на лыжах
одновременным одношажным
ходом.
1
0
1
Практическая
работа
17
Модуль «Зимние виды
спорта». Преодоление небольших
трамплинов при спуске с пологого
склона в низкой стойке.
1
0
1
Практическая
работа
18
Модуль «Зимние виды
спорта». Повороты на лыжах.
1
0
1
Практическая
работа
19
Модуль «Зимние виды
спорта». Игры на лыжах: «С горки
на горку», Эстафета с передачей
палок»
1
0
1
Практическая
работа
23
20
Модуль «Зимние виды
спорта». Зачет. Преодоление
небольших трамплинов при спуске
с пологого склона в низкой стойке.
1
0
1
Практическая
работа
21
Модуль «Зимние виды
спорта». Торможение и поворот
упором; подъём «ёлочкой»;
прохождение дистанции 3 км.
1
0
1
Практическая
работа
22
Модуль «Зимние виды
спорта». Передвижение по лыжной
трассе ранее изученными
способами лыжных ходов.
1
0
1
Практическая
работа
23
Модуль «Зимние виды
спорта». Передвижение по
учебной лыжне одновременным
одношажным ходом.
1
0
1
Практическая
работа
24
Модуль «Зимние виды
спорта». Игры и эстафеты с
подъёмами и спусками с гор,
преодоление подъёмов и
препятствий.
1
0
1
Практическая
работа
25
Модуль «Зимние виды
спорта». Прохождение дистанции
до 3 км. попеременный
двухшажный ход, скользящий шаг.
1
0
1
Практическая
работа
26
Модуль «Зимние виды спорта».
Прохождение дистанции до 3 км.
попеременный двухшажный ход,
скользящий шаг
1
0
1
Практическая
работа
27
Модуль «Зимние виды спорта».
Игры и эстафеты с подъёмами и
спусками с гор, преодоление
подъёмов и препятствий.
1
0
1
Практическая
работа
28
ОФП. Методические принципы
тренировочных занятий.
Прыжки
1
0
1
Практическая
работа
29
ОФП. Особенности воспитания
выносливости в
циклических упражнениях
различной интенсивности
1
0
1
Практическая
работа
30
ОФП. Техника бега на средние
дистанции. Кроссовая
подготовка. Силовые упражнения
1
0
1
Практическая
работа
31
ОФП с собственным весом.
1
0
1
Практическая
24
Игры.
Развитие скоростной
выносливости
работа
32
ОФП Силовые упражнения
1
0
0
Практическая
работа
33
Модуль «Спортивные игры.
Правила техники безопасности на
уроках Баскетбол. Технические
действия игрока без мяча:
передвижение в стойке
баскетболиста.
1
0
1
Практическая
работа
34
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Технические действия
баскетболиста. Остановка двумя
шагами, остановка прыжком в
баскетболе.
1
0
1
Практическая
работа
35
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Технические действия
баскетболиста. Прыжок вверх
толчком одной и приземление на
другую в баскетболе.
1
0
1
Практическая
работа
36
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Тактические действия
баскетболиста. Ранее разученные
упражнения в ведении
баскетбольного мяча в разных
направлениях и по разной
траектории.
1
0
1
Практическая
работа
37
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Тактические действия
баскетболиста. Зачет. Передачи и
броски мяча в корзину.
1
0
1
Практическая
работа
38
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Тактические действия
баскетболиста. Учебная игра
баскетбол.
1
0
1
Практическая
работа
39
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Тактические действия
баскетболиста. Учебная игра
баскетбол.
1
0
1
Практическая
работа
40
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Тактические действия
баскетболиста. Учебная игра
баскетбол.
1
0
1
Практическая
работа
25
41
Модуль «Спортивные игры.
Баскетбол. Тактические действия
баскетболиста. Учебная игра
баскетбол.
1
0
1
Практическая
работа
42
Модуль
«Лёгкая
атлетика».
Правила
техники
безопасности на уроках. Кроссовая
подготовка. Бег на средние
дистанции.
Развитие
выносливости.
1
0
1
Практическая
работа
43
Модуль
«Лёгкая
атлетика». Кроссовая подготовка.
Бег на длинные дистанции.
Развитие выносливости.
1
0
1
Практическая
работа
44
Модуль «Лёгкая атлетика». Зачет:
2000 м . –девушки, 3000 м. –
юноши.
1
0
1
Практическая
работа
45
Модуль
атлетика». Метание
дальность.
«Лёгкая
гранаты на
1
0
1
Практическая
работа
46
Модуль «Лёгкая атлетика». Зачет:
метание гранаты на дальность
1
0
1
Практическая
работа
47
Модуль «Лёгкая атлетика». Зачет.
Прыжок в длину с места
1
0
1
Практическая
работа
48
Модуль «Спортивные игры.
Футбол. Удары по катящемуся
мячу с разбега в футболе.
1
0
1
Практическая
работа
49
Модуль «Спортивные игры.
Футбол. Игровая деятельность по
правилам с использованием
разученных технических приёмов
в передаче мяча в футболе.
1
0
1
Практическая
работа
50
Модуль «Спортивные игры.
Футбол. Игровая деятельность по
правилам с использованием
разученных технических приёмов
мяча его ведении в футболе.
1
0
1
Практическая
работа
51
Модуль «Спортивные игры.
Футбол. Игровая деятельность по
правилам
с
использованием
разученных технических приёмов.
1
0
1
Практическая
работа
52
Модуль «Спортивные игры.
Футбол. Игровая деятельность по
правилам
с
использованием
1
0
1
Практическая
работа
26
разученных технических приёмов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
52
0
27
52