ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов
по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что
программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли
необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного
обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки
основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это
действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым
рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по
праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников,
формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни
роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие
возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления
школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Элективный курс «программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору
для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.
Цели и задачи курса
Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
Формирование алгоритмической культуры.
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных
передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Формирование навыков грамотной разработки программ.
Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Класс: 9 класс.
Количество часов в неделю – 0,5 час в неделю, всего – 17 учебных часов.
Состав учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум:
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.:
БХВ-Петербург, 2004.
Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:
Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Также предполагается использование дополнительных пособий по программированию. Используется электронный учебник, разработанный доктором технических наук, учителем высшей категории, профессором кафедры судовой автоматики и измерений СПбГМТУ ПОЛЯКОВЫМ Константином Юрьевичем, который содержит: теоретический материал
по всему курсу программирования; задачи с решениями (готовыми программами) для самостоятельного разбора; справочный материал; тестовые задания; задачи для самостоятельного решения.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса предполагается написание двух курсовых работ. Итоговый контроль
реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с
помощью тестовых заданий.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена
система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно
организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому
материалу и защищают практикумы по решению задач, курсовые проекты;
внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном
классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы, курсовые работы.
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:
Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).
Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных
способностей и психологического настроя к программированию.
Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах
имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже
важный момент, ориентированный на личность учащегося.
Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
Примеры практикумов можно посмотреть в журнале «Информатика и образование»
№11 2005г. «Организация контроля в курсе программирования».
Семинар. После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на
семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на
возникшие вопросы в ходе обсуждения.
Итоговая работа. Данный вид работы проводится один раз в год. Цель итоговой работы – развитие самостоятельного, проектного мышления учащихся, подготовка их к обучению
в среднем и высшем учебном заведении. Учащимся предлагаются темы итоговых работ (задачи) они должны выполнить работу, которая будет содержать следующие разделы:
3
Название программы, сведения об авторе программы.
Формулировка решаемой задачи. Метод решения задачи. Принятые обозначения.
Описание алгоритма (в виде блок – схемы). Пояснения к алгоритму.
Текст программы.
Контрольный пример (проверка работы программы, тестирование программы).
Инструкция для пользователя данной программы.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных
Алгоритмы линейной структуры
Алгоритмы разветвляющейся структуры
Перечислимый и интервальный типы данных
Циклы
Подпрограммы
Массивы
МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА
Базовые алгоритмические структуры.
Запись алгоритма в виде блок-схем.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
4
№
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных – 2 часа
Введение в Паскаль.
Типы данных.
Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.
Алгоритмы линейной структуры – 2,5 часа
3 Арифметические выражения. Стандартные функции. Следование.
4 Практикум по решению задач №1
5 Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры»
Алгоритмы разветвляющейся структуры – 2 часа
5 Организация ветвлений в программах. Понятия математической логики.
6 Практикум по решению задач №1
7 Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры»
Перечислимый и интервальный типы данных – 1,5 часа
7 Оператор выбора case.
8 Практикум по решению задач №2
8 Обобщающий урок по теме «Перечислимый и интервальный типы данных»
Циклы – 2 часа
9
Программирование циклических алгоритмов.
9-10 Практикум по решению задач №2
10 Обобщающий урок по теме «Циклы»
Подпрограммы – 2 часа
11 Процедуры. Функции. Рекурсии.
11-12 Практикум по решению задач №7
12 Обобщающий урок по теме «Подпрограммы»
Массивы – 2 часа
13 Одномерные массивы. Сортировка массива.
13 Практикум по решению задач №3
14 Двумерные массивы. Квадратная матрица.
14 Практикум по решению задач №4
15 Итоговая работа №1.
16 Итоговая работа №1.
17 Итоговая работа №1.
Итого
1
2
Часы
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
17
5
1.
2.
3.
4.
5.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П.
Лапчик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.:-Издательский
центр «Академия», 2001.
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы
и статистика, 2002.
Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:
Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВПетербург, 2004.
6