Основы медицинских знаний 5-6 классы

Пояснительная записка
Программа «Основы медицинских знаний» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования для преподавания в юнармейских классах.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в
приобретении духовных, физических и социальных качеств путѐм приобретения ими
важных навыков в области оказания первой помощи и практической медицины.
Обучение медицинским знаниям со школьного возраста, кроме приобретения нужных
навыков, позволяет обучающимся соприкоснуться с профессией медицинского работника
и помогает в профессиональном самоопределении.
Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков по оказанию первой
помощи и основам ухода за больным.
В рамках реализации этой цели курс содействует решению следующих образовательных
задач:
1. Обучить выявлять состояния человека, при которых оказывается первая помощь.
2. Обучить выполнять мероприятия по оказанию первой помощи.
3. Формировать умение эффективно действовать в критических для жизни человека
ситуациях.
4. Формировать основные навыки ухода за больным.
6. Знакомить с медицинской профессией.
7. Воспитывать высокую ответственность, чувство долга, морали, гуманизма, чуткого и
внимательного отношения к больным людям.
8. Помочь в профессиональном самоопределении в медицине, поддержание интереса к
профессии.
Программа курса рассчитана на 17 часов в 5 классе и 17 часов в 6 классе.
Формы работы: лекции, беседы, мастер-классы, практические занятия, решения
ситуационных задач.
Планируемые результаты курса
Данный курс характеризуется широким спектром воздействия на целостное развитие
личности.
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами
поведения.
Гражданское воспитание:
- сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
2

- формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности.
Патриотическое воспитание:
- сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу,
памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою
Родину и Вооружѐнные силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
- готовность к служению Отечеству, его защите.
Духовно-нравственное воспитание:
- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно
действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения
опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их
последствий;
- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтѐрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития
и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
-осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
- знание приѐмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости.
Трудовое воспитание:
- готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе трудовой деятельности;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
3

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмет, должны
отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области оказания первой помощи, выявлять их
закономерности и противоречия;
- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации;
- моделировать объекты (события, явления), анализировать их различные состояния для
решения познавательных задач, переносить приобретѐнные знания в повседневную жизнь;
- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
- развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
-владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области оказания
первой помощи;
- владеть знаниями и навыками по основам преподавания первой помощи и основам ухода
за больным;
- владеть знаниями и навыками по основам ухода за больным;
- владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач;
- анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учѐтом установленных
(обоснованных) критериев;
Работа с информацией:
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию;
- распознавать вербальные и невербальные средства общения;
- аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:

4

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в
конкретной учебной ситуации;
- ставить цели и организовывать совместную деятельность с учѐтом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
1. общие положения, касающиеся первой помощи, и основные понятия, еѐ
определяющие;
2. состояния, при которых оказывается первая помощь, еѐ основные мероприятия;
3. общую последовательность действий на месте происшествия с наличием
пострадавших;
4. внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи;
5. признаки отсутствия сознания и дыхания;
6. признаки острой непроходимости дыхательных путей;
7. правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
8. правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и
повреждений;
9. признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур;
10. признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур;
11. признаки отравлений;
12. способы перемещения пострадавших;
13. порядок вызова скорой медицинской помощи;
14. правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и
кровообращения, правила проведения сердечно-лѐгочной реанимации;
15. правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных
путей;
16. правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела;
17. правила транспортной иммобилизации;
18. правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздействия
высоких температур;
19. правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах
воздействия низких температур;
20. правила оказания первой помощи при отравлениях.

5

Содержание курса
5 класс
Раздел 1. Введение (3 часа).
Понятие здоровья. Факторы здоровья. Валеология — наука о здоровом образе жизни.
Сущность понятия «болезнь». Гигиена как наука.
Раздел 2. Основы правильного питания (3 часа).
Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.
Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров
у зубного врача и выполнение его рекомендаций. Практическое занятие. Подбор зубной
щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов. Понятие о рациональном питании.
Режим питания. Гигиена питания. Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры
предупреждения «болезней грязных рук».
Раздел 3. Личная гигиена человека (5 часов).
Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и профилактика гнойничковых заболеваний
кожи. Уход за волосами. Уход за ногтями. Гигиена одежды и обуви.
Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль состава воздуха в
поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание. Гигиена
дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых
помещениях. Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа,
туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и
тех, кто ухаживает за больными.
Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика.
Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия.
Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.
Гигиена труда и отдыха. Режим для школьника.
Раздел 4. Значение физических упражнений, закаливания и сна для человека (3
часа).
Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия
гиподинамии. Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для
получения положительных эмоций.
Виды закаливания. Значение для организма человека.
Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. Отдых, его значение в
поддержании здоровья и высокой работоспособности.
Раздел 5. Признаки здорового человека. Уход за больными (2 часа).
Признаки здорового человека. Уход за больными.
Итоговое занятие (1 час).

6

Содержание курса
6 класс
Раздел 1. Введение (2 часа).
Строение организма человека. Аптечка первой помощи.
Раздел 2. Основы оказания первой помощи (13 часов).
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших.
Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для
оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение). Оценка обстановки.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего. Проведение подробного
осмотра пострадавшего.
на месте происшествия.
Отработка приѐмов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более
участниками оказания первой помощи.
Отработка навыков определения сознания у пострадавшего. Отработка приѐмов
восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у
пострадавшего.
Отработка навыков вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб.
Отработка приѐмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением
устройств для искусственного дыхания.
Отработка приѐмов давления руками на грудину пострадавшего. Выполнение алгоритма
сердечно-лѐгочной реанимации. Отработка приѐма перевода пострадавшего в устойчивое
боковое положение.
Отработка приѐмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
пострадавшего.
Отработка приѐмов временной остановки наружного кровотечения.
Отработка приѐмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными
средствами). Отработка приѐмов фиксации шейного отдела позвоночника.
Отработка приѐмов наложения повязок при ожогах и отморожениях различных областей
тела.
Отработка приѐмов придания оптимального положения тела пострадавшему при
отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере.
Отработка приѐмов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных
острых стрессовых реакциях.
Раздел 2. Основы ухода за больными (1 час).
Измерение пульса. Измерение артериального давления.
Раздел 3. Итоговый контроль (1 час).
Зачѐт в форме решения ситуационных задач.
7

Тематическое планирование
5 класс
№
урока

Тема
здоровья.

Форма проведения
урока

1

Понятие
здоровья.

Факторы лекция

2

Как устроен человек

практикум

3

Что такое здоровый образ жизни

практикум

4

Основы правильного питания

лекция, практикум

5

Режим питания

лекция, практикум

6

Уход за зубами и полостью рта

лекция, практикум

7

Уход за кожей тела, лица, рук и за лекция, практикум
волосами

8

Гигиена дыхания, болезни органов лекция
дыхания

9

Гигиена зрения

10

Гигиена осанки и рофилактика лекция, практикум
плоскостопия

11

Режим для школьника

12

Утренняя зарядка и физкультура, лекция, практикум
их значение для укрепления
здоровья

13

Значение
человека

14

Сон, его значение для сохранения лекция
здоровья

15

Признаки здорового человека

лекция, практикум

16

Уход за больными

лекция, практикум

17

Итоговое занятие

закаливания

Форма контроля
входной тест

Тест
по
«Питание»

теме

лекция
Тест
по
теме
«Гигиена человека»

лекция, практикум

для лекция

Тест по теме «Режим
дня»

Итоговый тест

8

Тематическое планирование
6 класс
№
урока

Тема

Форма проведения
урока

1

Введение.
человека

Строение

2

Состав аптечки первой помощи.

3

Сердечно-легочная
Алгоритм

4

Сердечно-легочная реанимация.

5

Удаление инородного предмета. практикум
Алгоритм. Прием Геймлиха.

6

Приборы
медицинской практикум
диагностики, их
применение,
правила использования.

7

Виды кровотечений. Признаки.

8

Первая
помощь
кровотечениях

при лекция

9

Первая
помощь
кровотечениях

при практикум

10

Десмургия. Виды повязок.

11

Первая помощь при травме головы Лекция,практикум

12

Первая помощь при травмах глаз и лекция
век

13

Первая помощь при отравлениях

14

Переломы, виды, признаки, первая
помощь

15

Иммобилизационные
шины, Лекция, практикум
правила перевозки больных и
раненых

16

Основы ухода за больными

17

Итоговое занятие.

итого

17

Форма контроля

организма лекция
практикум

реанимация. лекция
практикум

зачет

лекция

зачет

практикум

лекция

Лекция, практикум

9

зачет

Список рекомендуемой литературы
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы: учебник: в 2 частях / Т. В.
Кулиниченко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.]; под науч. ред. Ю. С. Шойгу.
— Москва: Просвещение, 2023.
2. Основы практической медицины: 10—11 классы: учебное пособие / Л. И.
Дежурный, Г. В. Неудахин, Л. Б. Шубина [и др.] — Москва: Просвещение, 2023.
3. Учебно-методический комплекс по первой помощи https://allfirstaid.ru/node/875
https://mednet.ru/pervaya-pomoshh

10



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.