1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
задержкой психического развития.
III. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития.
IV. Основные принципы и направления коррекционно-развивающей
работы.
V.
Содержание программы.
VI. Примерное
календарно-тематическое
планирование
коррекционно - развивающих занятий.
1. Календарно-тематическое планирование 2 класс.
2. Календарно-тематическое планирование 3 класс.
3. Календарно-тематическое планирование 4 класс.
I.
II.
VII. Планируемые результаты.
VIII. Способы оценки качества усвоения материала.
XI. Материально-техническая база.
X.
Справочная литература.
2
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с
задержкой психического развития составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от
29.12.2012 г;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением главного государственного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача России от 28.01.2021.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью
его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы начального
общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
3
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
- реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Цель программы - создание системы комплексной помощи детям с речевыми
нарушениями в освоении основной образовательной программы основного
общего образования.
Задачи:
— создание посредством индивидуализации и дифференциации коррекционноразвивающей работы специальных условий развития и коррекции,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
речевыми нарушениями;
— своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации,
обусловленными речевым недоразвитием;
— определение особых образовательных потребностей детей с недостатками
устной и письменной речи;
— определение особенностей организации коррекционно-образовательного
процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой речевого
дефекта и степенью его выраженности;
— осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым
недоразвитием с учётом особенностей психического и физического развития,
индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и
письменной речи обучающихся;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям).
Программа предусматривает проведение коррекционно-логопедических
занятий с обучающимися : во 2 классе – 34 ч., в 3 классе – 34 ч., в 4 классе –
34 ч.
Время и место проведения: 2 - 4 классы 1 раз в неделю в течение всего
учебного года, кабинет учителя – логопеда.
4
II. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющие
недостатки в психическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий4.
Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее
многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы,
конституциональные
факторы,
хронические
соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная
депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает
значительный
диапазон
выраженности
нарушений
от
состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности
и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и
сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической
и
комплексной
(психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического
развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих образовательных
5
маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по
срокам с образованием здоровых сверстников.
Программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп
либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются
нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или
иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию
в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость
удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от
уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а
также от актуального эмоционального состояния.
III. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ
разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят
своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих
адаптированную основную образовательную программу начального общего
6
образования характерны следующие специфические образовательные
потребности:
увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования до 5 лет;
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся с задержкой психического развития;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной
деятельности и поведения;
специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию
умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие
разных форм коммуникации;
специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях
максимально расширенных социальных контактов.
IV. Основные принципы и направления коррекционно-развивающей
работы
Принципы коррекционно-развивающей работы:
принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с
максимальной пользой и в интересах ученика;
принцип
системности
обеспечивает
единство
диагностики,
коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями
здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их
7
действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех
участников образовательного процесса;
принцип деятельного подхода предусматривает формирование
различных функций в процессе организации совместной деятельности;
принцип усложнения заданий, упражнений;
принцип развивающей направленности обучения;
принцип наглядности и занимательности обучения;
принцип доступности обучения;
принцип игровой деятельности, использование дидактического
материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
принцип вариативности;
принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в
себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и
углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
Направления работы:
Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией на уровне
основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей
с нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях ОУ;
-коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
оказание
своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции
недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе
устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта;
-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся;
-информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
V. Содержание программы
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с
содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание
коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы
коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов
для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы
обучающихся.
8
Коррекционная работа делится на два этапа:
Подготовительный этап (1 класс):
Цель:
развитие
и
совершенствование
сенсомоторных
функций,
психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учитель-логопед по своему усмотрению проводит данные занятия в
начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития
детей и характер их речевых нарушений.
I.
этап:
коррекция дефектов звукопроизношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе
развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых
обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
II.
этап:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса
путём накопления новых слов, относящихся к различным частям
речи;
за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными
способами словообразования;
уточнение, развитие и совершенствование грамматического
оформления речи.
III.
этап:
совершенствование предложений различных синтаксических
конструкций, различных видов текстов;
Основной этап (2 - 4 классы).
Коррекционная работа ведется в трёх основных направлениях:
1.
2.
3.
На фонетическом уровне;
На лексико - грамматическом уровне;
На синтаксическом уровне.
1.Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на
базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко слогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе
упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слого - ритмической
структуры слова.
Работа над дифференциацией звуков ведётся в следующей
последовательности:
9
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его
артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение,
фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому
оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык
правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3
классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации
оппозиционных звуков.
2.Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне.
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее
обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к
различным частям речи, и за счёт развития у детей умения активно
пользоваться различными способами словообразования.
3.Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления
речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении,
моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение.
Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений.
Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения.
Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор
адекватных языковых средств, для построения высказывания.
При работе над предложением:
Учить выделять предложения из сплошного текста. Учить писать
предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в
конце, отличать главные и второстепенные члены.
Формировать умение устанавливать связь слов в предложении,
разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Содержание коррекционно – развивающей работы
1.
Диагностика обучающихся. Обследование артикуляционного
аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
2.
Слово. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие
действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов,
обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов.
Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак
предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка
слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова.
Словообразование слов.
3.
Предложение. Речь, предложение. Предложение, слово. Простое
двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов.
10
Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово.
Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на –
с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений
по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из
текста.
4.
Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их
образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и
буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных
I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё.
Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение
гласных из слов.
5.
Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы.
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е,
ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П.
Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т.
Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К.
Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С.
Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж.
Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж.
Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих
согласных.
6.
Связная речь. Описание предмета. Составление рассказа по
опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на
вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
11
VI.Календарно – тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-логопедических занятий с обучающимися 2 класса.
№
п/п
Тема занятия
Примечания
1.
Входная диагностика речевого развития. Обследование устной и письменной речи.
Тема: Предложение.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Упражнение в
2.
выделении предложений из рассказа.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово»
3.
- «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в
4.
предложении.
Тема: Звуки и буквы.
5.
Звуки и буквы. Алфавит.
Тема: Гласные и согласные
6.
Гласные звуки и буквы.
7.
Согласные звуки и буквы.
Тема: Звукобуквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.
12
8.
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.
9.
Звукобуквенный анализ и синтез односложных слов.
10.
Развитие простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза.
11.
Развитие слогового анализа и синтеза слов различной звуко-буквенной структуры.
Ударение. Перенос слов.
12.
Составление слоговых схем, трансформационные упражнения со словами. Ударение.
Перенос слов.
Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.
15.
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый
способ обозначения мягкости.
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения
на различение твердых и мягких согласных.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».
16.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».
17.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».
18.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».
19.
Дифференциация гласных «о - у».
20.
Дифференциация гласных «ё-ю».
13.
14.
13
21.
Дифференциация гласных второго ряда.
22.
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй
способ обозначения мягкости.
Разделительный мягкий знак.
23.
Тема: Различение звонких - глухих согласных звуков.
24.
25.
26.
Звуки [б], [б]׳, буква «Б». Звуки [п], [п]׳, буква «П».
Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Звуки [в], [в]׳, буква «В». Звуки [ф], [ф]׳, буква «Ф». Упражнение в различении [В] [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
Звуки [г], [г]׳, буква «Г». Звуки [к], [к]׳, буква «К».
Звуки [х], [х]׳, буква «Х».
Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.
Звуки [д], [д]׳, буква «Д». Звуки [т], [т]׳, буква «Т».
28.
Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.
Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш».
29.
Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.
Звуки [з], [з]׳, буква «З». Звуки [с], [с]׳, буква «С».
30.
Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.
Тема: Дифференциация шипящих и свистящих звуков.
27.
31.
Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.
Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи.
14
Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.
Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.
Тема: Предлоги
32.
33.
Предлоги С, ИЗ, ЗА, БЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.
Тема: Итоговая Диагностика
34.
Диагностика результативности работы.
15
№
п/п
Тема занятия
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-логопедических занятий с обучающимися 3 класса.
Примечания
1. Тема: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов.
1.
Входная диагностика устной и письменной речи.
2.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Упражнение в
выделении предложений из рассказа.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в
предложении.
Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи.
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.
Синонимы.
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).
Антонимы.
Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.
Омонимы.
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
16
9.
Многозначные слова.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение.
Пересказ текста.
10. Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных
членов предложения и постановке вопросов к ним.
Тема II: Состав слова.
II.1 Словообразование.
Родственные слова. Корень.
11.
Родственные слова. Корень слова.
12.
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и
выделении корня.
13.
Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.
14.
Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Упражнение на
дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.
15.
Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о"
или "е" между ними.
16.
Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в
сложных словах.
17
Приставка.
17.
Актуализация знаний о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные
упражнения в выделении приставок.
18.
Приставки пространственного значения. Приставки временного значения.
19.
Многозначные приставки. Составление рассказа по картинке.
20.
Приставки, сходные по буквенному составу.
21.
Разделительный твердый знак. Упражнение в написании слов с разделительным
твердым знаком.
22.
Разделительный мягкий знак. Упражнение в написании слов с разделительным мягким
знаком.
Суффикс.
23. Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.
24. Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.
25. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
II.2 Словоизменение. Согласование слов.
26. Окончание. Актуализация знаний об окончании и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении окончаний.
18
27. Морфологический состав слова. Закрепление материала.
28. Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.
29. Употребление имен существительных разного рода. Определение рода
существительных.
30. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе и падеже.
31.
Согласование глагола и существительного в числе, роде и времени.
Тема III: Предлоги.
32.
Предлоги. Смысловая функция предлогов, схематичное обозначение обозначение
предлогов, включение предлогов в схему предложений.
33.
Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения в
дифференциации предлогов и приставок.
Тема VI: Итоговая проверочная работа.
34. Итоговый диктант.
19
№
п/п
Тема занятия
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-логопедических занятий с обучающимися 4 класса.
Примечания
Тема I: Повторение.
1.
Входная диагностика.
2.
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог.
3.
Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
4.
Ударение. Ударный и безударный слог.
Тема II: Повторение «Состав слова».
5.
Корень. Родственные слова.
6.
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов
7.
Приставка. Образование новых слов.
20
8.
Окончание.
9.
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.
10.
Правописание безударных гласных в корне слова
11.
Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов
12.
Непроизносимые согласные в корне слова.
13.
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
14.
Дифференциация предлогов и приставок.
15.
Разделительный Ъ и Ь.
16.
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог.
Тема III:Части речи.
17.
Имя существительное. Изменение существительных по числам и родам.
18.
Практическое употребление существительных в форме единственного и
множественного числа разных падежей.
19.
Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в роде и
числе.
20.
Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе, роде и во времени.
21
21.
Понятие о неопределенной форме глагола.
Тема IV: Предложение.
22.
Речь. Предложение как единица речи. Слово. Смысловое значение слова.
23.
Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении образных
слов при описании предмета.
24.
Связь слов в предложении. Упражнение в установлении связей слов в предложении.
25.
Упражнение в выделении главных и второстепенных членов предложения.
Тема V: Текст.
26.
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой
последовательности. Работа с деформированным текстом. Деление текста на части и
озаглавливание их.
27.
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.
28.
Работа над изложением. Составление плана изложения.
29.
Написание изложения по составленному плану.
30.
Работа над сочинением. Составление плана рассказа.
31.
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.
32.
Сочинение-описание.
22
33.
Сочинение-рассуждение.
34.
Итоговая проверочная работа.
23
VII. Планируемые результаты
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова
при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные
ударные и безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно
реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов
в предложении;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
- писать под диктовку предложения и тексты;
24
- правильно читать вслух целыми словами;
- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
- дифференцировать звуки по акустическому сходству;
- подбирать к слову родственные слова;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
- дифференцировать предлоги и приставки;
- составлять распространенные предложения;
- определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
- составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
- должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными
представлениями о морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам,
числам, падежам в зависимости от существительных);
- обучающихся должны уметь:
25
- характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,
парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно
реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
26
VIII. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития компонентов
речи
Графический диктант. Эльконин Д.Б.
Обследование звукопроизношения. Иншакова О.Б.
Обследование речевого развития. (связная речь, состояния словаря, фонематический слух) Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.
Проверка навыков письма. Садовникова И.Н.
27
XI. Материально- техническая база:
-школьная доска, цветные мелки;
-магнитная доска, магнитные буквы;
-использование ИКТ;
-учебники, сборники упражнений, печатные рабочие тетради к учебникам;
-словари, справочники;
-таблицы настенные, таблицы раздаточные;
-памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты;
-словарь в картинках;
-таблицы по развитию речи и другие пособия.
28
X. Справочная литература:
1.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
2.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 1991 г.
3.
Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексикограмматического строя речи младших школьников с задержкой психического
развития. Ярославль, 2003 г.
4.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001
г.
5.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений
чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
6.
Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С.
Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
7.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс».
2001 г.
8.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
9.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
Спб., 2001.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
11.
12.
Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,
1989.г.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,
1983 г.
13. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. М., 1984 г.
29