Рабочая программа по основам программирования 8 класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по основам программирования на уровне основного
общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Программа по основам программирования дает представление о
целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами информатики на углубленном уровне, устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает
его
структурирование по разделам и темам.
Программа
по
основам
программирования
определяет
количественные и качественные характеристики учебного материала, в том
числе для содержательного наполнения разного вида контроля
(промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных
работ, государственной итоговой аттестации). Программа по основам
программирования составлена на основе федеральной рабочей программы
по информатике для 7-9 классов (углубленный курс), которая является
основой для составления авторских учебных программ и учебников,
тематического планирования курса учителем.
Целями изучения программы, так и информатики в целом на уровне
основного общего образования являются:
формирование
основ
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки информатики, достижениям
научно-технического прогресса и общественной практики, за счет
развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества, понимание роли
информационных
процессов,
информационных
ресурсов
и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации
многих сфер жизни современного общества;
развитие алгоритмического мышления как необходимого условия
профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать
сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с
задачами, решенными ранее, определять шаги для достижения результата
и так далее;

формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том
числе знаний,
умений
и навыков работы с информацией,
программирования, коммуникации в современных цифровых средах в
условиях обеспечения информационной безопасности личности
обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения,
стремления к продолжению образования в области информационных
технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности. Изучение информатики оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования
информационных
технологий
как
необходимого
инструмента практически любой деятельности и​
одного из наиболее
значимых технологических достижений​ современной
цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в
рамках образовательного​
процесса​ при​ изучении​ других​
предметных​
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы
на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Основы программирования»
– сформировать у обучающихся:
владение базовыми нормами информационной этики и права,
основами информационной безопасности, знания, умения и навыки
грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности,
для их решения с помощью информационных технологий, умения и
навыки формализованного описания поставленных задач;

базовые знания об информационном моделировании, в том числе
о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ
(приложений)
общего
назначения
и
информационных систем для решения с их помощью практических задач;
умение
грамотно
интерпретировать
результаты
решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения основ программирования на уровне
основного общего образования определяют структуру основного
содержания учебного предмета в виде следующих тематических разделов:
алгоритмы и программирование.
В системе общего образования элементы программирования в том
или ином виде входят в связанные с данным тематические разделы,
которые входят в состав предметной области «Математика и информатика»
для 7-9 классов и признаны обязательными. ФГОС ООО предусмотрены
требования к освоению предметных результатов по информатике, в
точности по разделу “алгоритмы и программирование”, на базовом и
углубленном уровнях, имеющих общее содержательное ядро и
согласованных между собой. Это позволяет реализовывать изучение
программирования как в рамках отдельных классов, так и в рамках
индивидуальных образовательных траекторий, в том числе используя
сетевое взаимодействие организаций и дистанционные технологии. По
завершении реализации программы обучающиеся смогут детальнее
освоить материал базового и углубленного уровня, овладеть расширенным
кругом понятий и методов, решать задачи более высокого уровня
сложности.
На основе учебного плана и основной образовательной программы
основного общего образования МОБУ «Гимназия №3» на 2025-2026
учебный год общее число часов, рекомендованных для изучения основ
программирования, – 17 часов:
в 8 классе – 17 часов (1 час в неделю через неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Алгоритмы и программирование.
Язык программирования (Python, C++, Java, C#). Система
программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление,
остаток от деления. Проверка делимости одного целого числа на другое.
Операции с вещественными числами. Встроенные функции.
Случайные (псевдослучайные) числа.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на
изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума
из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни. Логические переменные.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр
значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры. Разложение натурального числа на простые
сомножители.
Цикл с переменной. Алгоритм проверки натурального числа на
простоту.
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы
алгоритма при заданном множестве входных данных, определение
возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значений элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Обработка
символьных
данных.
Символьные
(строковые)
переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления
символа в строке. Встроенные функции для обработки строк.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление
и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки

одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования
(Python, C++, Java, C#): заполнение числового массива случайными
числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел, нахождение
суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве,
подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию,
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Понятие о сложности алгоритмов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение основ программирования на уровне основного общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное
отношение
к
отечественному
культурному,
историческому и научному наследию, понимание значения информатики
как науки в жизни современного общества, владение достоверной
информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в
области информатики и информационных технологий, заинтересованность
в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в Интернет-среде, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё

поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных
процессах
и
информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему
здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств
информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:

осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учетом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями –
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, проводить умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в
условиях открытого доступа к любым объемам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции,
конъюнкции, отрицания, импликации и эквиваленции, определять
истинность логических выражений при известных значениях истинности
входящих в него переменных;
выбирать подходящий алгоритм для решения задачи;
оперировать понятиями: переменная, тип данных, операция
присваивания, арифметические и логические операции, включая операции
целочисленного деления и остатка от деления;
использовать константы и переменные различных типов (числовых –
целых и вещественных, логических, символьных), а также содержащие их
выражения, использовать оператор присваивания;
записывать
логические
выражения
на
изучаемом
языке
программирования;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять,
какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений,
определять возможные входные данные, приводящие к определенному
результату;
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения (Python, С++, Java, C#),
реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
ветвлений (нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх
чисел, решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни);
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
циклов с переменной, циклов с условиями (алгоритмы нахождения
наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, проверки
натурального числа на простоту, разложения натурального числа на
простые сомножители, выделения цифр из натурального числа);
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки потока данных (вычисление
количества, суммы, среднего арифметического, минимального и

максимального значений элементов числовой последовательности,
удовлетворяющих заданному условию);
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки символьных данных (посимвольная
обработка строк, подсчет частоты появления символа в строке,
использование встроенных функций для обработки строк);
создавать и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы
обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков
программирования из приведённого выше списка: заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путем ввода
чисел, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчет элементов
массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение суммы,
минимального и максимального значений элементов массива.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Алгоритмы и программирование
1.1

Язык
программирования

17

15

Итого по разделу

17

15

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/70c62e41

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
2

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования
По теме «Алгоритмы и программирование»

2.1

Раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике

2.2

Описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы

2.3

Составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и
циклов для управления исполнителями

2.4

Использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также
содержащие их выражения, использовать оператор присваивания

2.5

Использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними

2.6

Анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при
заданном множестве исходных значений

2.7

Создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java,
C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых
данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного
целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального
числа

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС
Код
2

Проверяемый элемент содержания
Алгоритмы и программирование

2.1

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем

2.2

Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа)

2.3

Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных
алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных
данных

2.4

Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и
ложность высказывания). Простые и составные условия

2.5

Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла

2.6

Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных
исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления
формальными исполнителями. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические
ошибки. Отказы

2.7

Язык программирования (Python, C++, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования:
редактор текста программ, транслятор, отладчик

2.8

Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные

2.9

Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами:
целочисленное деление, остаток от деления. Проверка делимости одного целого числа на другое

2.10

Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования).
Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни

2.11

Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор
точки останова

2.12

Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел.
Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры

2.13

Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа
на простоту

2.14

Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт
частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк

2.15

Определение возможных результатов работы алгоритма при заданном множестве входных данных, определение
возможных входных данных, приводящих к данному результату

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код проверяемого
требования
1

Проверяемые требования к предметным результатам базового уровня освоения основной
образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС
Знать (понимать)

1.1

Владение основными понятиями: информация, передача, хранение и обработка информации,
алгоритм, модель, цифровой продукт и их использование для решения учебных и практических задач

1.2

Владение понятиями: высказывание, логическая операция, логическое выражение

2

Уметь

2.1

Умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных

2.2

Умение записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах
счисления с основаниями 2, 8, 16, выполнять арифметические операции над ними

2.3

Умение кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; понимание основных
принципов кодирования информации различной природы: текстовой, графической, аудио

2.4

Умение записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания,
определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него
переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; записывать логические
выражения на изучаемом языке программирования

2.5

Умение составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы для управления
исполнителями (Черепашка, Чертёжник и другие); создавать и отлаживать программы на одном из
языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык),
реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и
ветвлений; умение разбивать задачи на подзадачи, использовать константы, переменные и выражения
различных типов (числовых, логических, символьных); анализировать предложенный алгоритм,
определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений

2.6

Умение записать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости одного
целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального
числа, поиск максимумов, минимумов, суммы числовой последовательности

2.7

Владение умением ориентироваться в иерархической структуре файловой системы, работать с
файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а
именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и
каталоги

2.8

Владение умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий
для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации

2.9

Умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки
данных

2.10

Умение формализовать и структурировать информацию, используя электронные таблицы для
обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы
и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; умение применять в электронных таблицах
формулы для расчётов с использованием встроенных функций, абсолютной, относительной,
смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых
задачахиз разных предметных областей

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
Код
1

Проверяемый элемент содержания
Цифровая грамотность

1.1

Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу
(папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов.
Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы

1.2

Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов.
Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных

2

Теоретические основы информатики

2.1

Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных
данных.
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите, кодовая таблица,
декодирование. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные
кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и
неравномерного кода. Информационный объём текста

2.2

Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд.
Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость
передачи данных. Единицы скорости передачи данных

2.3

Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических
данных для растрового изображения

2.4

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов

2.5

Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа.
Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления.
Римская система счисления

2.6

Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления.
Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы
и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную,
восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления

2.7

Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение),
«не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические
выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений

2.8

Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера

2.9

Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели
моделируемому объекту и целям моделирования

2.10

Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк,
удовлетворяющих заданному условию

2.11

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая
матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина
(источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном
ациклическом графе

2.12

Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования
деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева

3

Алгоритмы и программирование

3.1

Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителем (Робот, Черепашка, Чертёжник и другие). Выполнение алгоритмов вручную и на
компьютере

3.2

Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами:
целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на
изучаемом языке программирования). Нахождение минимума
и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел.
Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое,
проверки натурального числа на простоту

3.3

Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт
частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк

3.4

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных, определение
возможных входных данных, приводящих к данному результату

3.5

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих
типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python,
C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными
числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел, нахождение суммы элементов массива, линейный
поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию,
нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных:
вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию

3.6

Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (например, касания,
расстояния, света, звука). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления
техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике

4

Информационные технологии

4.1

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора
текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью
списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в
текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул,
нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и других элементов

4.2

Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов,
в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями
(выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика.
Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ
(приложений). Добавление векторных рисунков в документы

4.3

Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки

4.4

Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции
для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном
диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа
диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация

4.5

Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному
условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
●​ Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова. – М.: Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
●​ Lutz M. Learning Python. 5-е изд., пер. с англ. – Санкт-Петербург:
БХВ-Петербург, 2013. – 1600 с.
●​ Pydocs [Электронный ресурс]. – URL: https://pydocs.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
●​
●​
●​
●​

Видеоуроки / Электронный ресурс. – URL: https://videouroki.net/
Yaklass / Электронный ресурс. – URL: https://www.yaklass.ru/
Codewars / Электронный ресурс. – URL: https://www.codewars.com
Python — задачи для начинающих [Электронный ресурс]. – URL:
https://pydocs.ru/python-zadachi-dlya-nachinayushhih



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.