Меню сайта
Погода
Яндекс.Погода
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика
Яндекс.Метрика



Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
VK Widget
Версия для слабовидящих

Welcome!
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Афоризмы
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Полезные ссылки

Причины возникновения дисграфии

 

       Ваш ребенок вроде смышленый и не глупый, а в тетрадках у него ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. Про оценки даже говорить не хочется… Что с ним происходит? Ленится, невнимателен, не хочет учиться? А может, попался строгий или недоброжелательный учитель? На самом деле виной всему особенность речевого развития.

     Что это такое?

     Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера, о которых я уже рассказывала в предыдущих сообщениях на сайте. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но стать ближе к идеалу – вполне.

     Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

     Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфии.

Фонематическая, ее еще называют акустической, связна с тем, что детям трудно услышать звуковой состав слова, они плохо воспринимают звучащую речь. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка»; слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково.

Оптическая дисграфия (зрительная) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений у ребенка. Нарушение буквенного зрения (умения различать буквы) проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З – Э, Р – Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г).

Кинетическую (моторную) дисграфию признают не все специалисты. Однако у некоторых детей можно заметить нарушения движений глаз в процессе чтения – ребенок не удерживает строчку глазами. Возникают трудности движения руки во время письма.

     Почему так происходит?

     Дисграфия и дислексия чаще всего связаны с неравномерным развитием полушарий мозга. Центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же половина мозга «заведует» предметными символами и зрительными образами. Поэтому у детей с более развитым правым полушарием могут возникнуть проблемы в овладении чтением и письмом.

Ряд исследователей считает, что играет роль наследственный фактор. Вспомните, не страдали ли вы сами в детстве от подобных проблем?

      Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда – авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи.

     Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.

     Поскольку дисграфику трудно ориентироваться в пространстве, возникают проблемы не только на уроках чтения и письма, но и на уроках ручного труда, географии, геометрии, рисования и черчения. При изучении иностранного языка ребенок путает одинаковые по написанию буквы двух алфавитов. На математике не в силах прочитать условия задачи, в геометрии запомнить и различить фигуры.

      Неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация «хронического неуспеха» все это может привести к серьезным проблемам. У ребенка копится и нарастает утомление, в конце концов он отказывается не только выполнять домашние задания, но и вообще посещать школу.

     Данные исследований показывают, что в России в обычных школах число детей с дисграфией достигает  30%, в нашей школе количество  детей-дисграфиков  в начальных классах  ежегодно колеблется от 9 до 11%.

     Нарушения в овладении письмом (дисграфия) включены в международную медицинскую классификацию и рассматриваются как заболевание врачами –психиатрами. Такие дети могут успешно учиться только по особым методикам. В ряде стран, например в Великобритании, нашли возможность ее диагностировать и больше не мучают дисграфиков стандартными методиками обучения грамотности. Российская  школа пока не в силах помочь необычным детям: преподавание ведется по общим для всех учеников методикам, не хватает специалистов - логопедов, учителя не всегда умеют и в условиях большой наполняемости  классов не успевают индивидуально работать с дисграфиками. Поэтому в работе по преодолению нарушений чтения и письма существенно возрастает роль родителей. О том, как можно помочь таким детям я расскажу в следующих сообщениях на нашей страничке.

     Но надо отметить, что среди людей, страдавших дисграфией и дислексией, было немало талантливых ученых, политиков, художников и поэтов. Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней… Им трудно было  овладеть письменной речью, зато у них в большей степени  было развито образное мышление, нестандартное, что позволило им добиться определенных успехов  в жизни.