Группа "Гости"
« Апрель 2013 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
14:22 Как помочь ребенку преодолеть трудности чтения | |||||||||||||||||||||||||
Как помочь ребенку преодолеть трудности чтения При работе с детьми младшего
школьного возраста часто сталкиваешься с проблемой, когда дети читают медленно,
искажают слова, заменяют буквы и, как
следствие, не понимают прочитанное, не могут пересказать. Это явление в научной
литературе получило название «дислексия», т.е. нарушение чтения.
Распространенность его довольно высока, примерно 10% детей 7-9-летнего возраста
страдают нарушениями чтения, причем
мальчики в 4,5 раза чаще, чем девочки. Психиаторы
могут поставить такой диагноз детям уже к концу 1 класса, когда изучены все
буквы и звуки русского языка и проведена работа по обучению навыкам чтения.
Чтобы понять причины
возникновения дислексии, давайте рассмотрим
механизм процесса чтения. В основе его лежит взаимодействие 3 анализаторов: зрительного (глаза), речедвигательного
(рот), речеслухового (уши).
Чтение –сложный процесс, состоящий из нескольких операций: -узнавание буквы (зрительный
анализатор), -соотнесение буквы с нужным звуком
(здесь нужны тонкие дифференцировки, т.к. одна буква может обозначать 2 звука (юла)
или 2звука обозначены одной буквой, мягкость согласных перед гласными ( тетрадь) – речеслуховой
анализатор - произношение звуков и слияние их
в слоги, слова – речедвигательный анализатор. Таким образом, процесс чтения схематично
можно изобразить следующим образом: буква
– звук – слог – слово – фраза.
Взрослый выполняет эти этапы автоматически, не задумываясь, ребенку
на первых порах нужно время, чтобы
овладеть каждым этапом. И если где-то в работе анализаторов возникнет сбой,
нарушится вся цепочка, а значит, появится ошибка при чтении.
Причины нарушения или недоразвития анализаторов различны, но в основном
они возникают из-за поражения левого полушария коры головного мозга, где
находятся речевые центры у правшей и правого полушария у левшей. Это происходит
из-за воспалительных заболеваний матери
в период беременности или
ребенка в возрасте до 3 лет, травм
головного мозга, полученных при
родах или в раннем возрасте.
Но наш головной мозг обладает свойствами, когда нарушенные функции у детей можно частично компенсировать, проводя соответствующую коррекционную работу. Вернемся к схеме. Буква
– здесь возможны замены букв. Это происходит
в связи с тем, что в русском языке много букв, похожих по написанию,
которые отличаются лишь некоторыми элементами, их пространственным
расположением например, М-Л, Н-П-Т, С-О. Проанализируйте чтение ребенка, и,
если заметите, что он путает буквы, обговорите все элементы этих букв, как они
расположены в пространстве, вырежьте их из бумаги, слепите из пластилина,
добейтесь, чтобы он четко знал их написание. Нужно сравнить с буквами, которыми
он заменял нужную, отметить их различия.
Звук – искажение,
неправильное называние звуков. Школьник
должен четко произносить все звуки, чтобы дефекты произношения не
отражались на процессах чтения и письма. Здесь также нужен хороший
фонематический слух. Например, одна буква может обозначать 2 звука: твердый и
мягкий, поэтому ребенок должен четко различать твердые и мягкие варианты
согласных, чтобы выбрать нужный в конкретной ситуации. Таким образом,
ученик должен уметь анализировать слово,
производить его звуковой анализ. Только освоив звуковой
анализ слов, ребенок сможет сливать отдельные звуки в слоги, синтезировать их.
Чтобы научиться быстро читать, человек должен видеть не каждую букву в
отдельности, а сразу несколько. Расширить поле зрения помогут таблицы Шульта.
То, о чем мы сейчас говорили, касается лишь технической стороны чтения.
Но ведь главное - понимание прочитанного, в этом цель чтения. Среди учащихся
начальной школы 40% детей не понимают прочитанного, 20% не понимают скрытого
смысла текста. Ребенка надо учить прогнозировать, догадываться, о чем пойдет
речь дальше, о последующем слове, об его окончании. Если слово знакомо, его
прочитать легче и быстрее, а для этого необходим достаточный словарный запас, умение правильно
использовать грамматические формы (изменение по числам, падежам, использование
предлогов). -вставить буквы: ТЕ…ДЬ МЕ…ДЬ -вставить слова: По стеклам
ручейками …… капли дождя. - добавить окончание: Мальчик
читал интересн..
книг.. - поиск несуразностей для понимания
прочитанного текста: У кошки три уха и
один хвост. Дети спрятались под телеграфный столб, чтобы не промокнуть от дождя.
Можно предложить различные занимательные задания по совершенствованию
навыков чтения. Например, задания со словами-анаграммами ( слова, в которых переставлены буквы).
Сначала читаем эти слова отдельно, а затем в тексте: нароВо вуЖит ерыСе вёЖит В
природе ВУЖИТ два вида ворон. Черная НАРОВО ВЁЖИТ в Европе. В Восточной Сибири ВУЖИТ ЕРЫСЕ вороны. Эксперименты доказали, что можно понять
смысл текста, полностью записанного с помощью анаграмм. В последнее время дети много времени
проводят за компьютером, Надо подбирать обучающие игры, с помощью которых дети
бы легче усвоили процессы письма и чтения. Их можно закачать с любых
файлообменников. Таким образом, для овладения процессом
чтения необходим достаточно высокий
уровень развития устной речи, умение проводить звукобуквенный анализ и синтез
слов, сформированный фонематический слух. Швецова Нина Николаевна, логопед МОБУ "Гимназия№3" | |||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |