Меню сайта
Погода
Яндекс.Погода
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика
Яндекс.Метрика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
VK Widget
Версия для слабовидящих

Welcome!
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Полезные ссылки
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная » 2013 » Апрель » 24 » Как помочь ребенку преодолеть трудности чтения
14:22
Как помочь ребенку преодолеть трудности чтения


Как помочь ребенку преодолеть трудности чтения

При работе с детьми младшего школьного возраста часто сталкиваешься с проблемой, когда дети читают медленно, искажают слова, заменяют буквы и,  как следствие, не понимают прочитанное, не могут пересказать. Это явление в научной литературе получило название «дислексия», т.е. нарушение чтения. Распространенность его довольно высока, примерно 10% детей 7-9-летнего возраста страдают  нарушениями чтения, причем мальчики в  4,5 раза чаще, чем девочки. Психиаторы могут поставить такой диагноз детям уже к концу 1 класса, когда изучены все буквы и звуки русского языка и проведена работа по обучению навыкам чтения.

     Чтобы  понять причины возникновения дислексии, давайте рассмотрим  механизм процесса чтения. В основе его лежит взаимодействие 3 анализаторов:    зрительного (глаза), речедвигательного (рот), речеслухового (уши).

    Чтение –сложный процесс, состоящий из нескольких операций:

-узнавание буквы (зрительный анализатор),

-соотнесение буквы с нужным звуком (здесь нужны тонкие дифференцировки, т.к. одна буква может обозначать 2 звука (юла) или 2звука обозначены одной буквой, мягкость согласных перед гласными  ( тетрадь) – речеслуховой анализатор

- произношение звуков и слияние их в слоги, слова – речедвигательный анализатор.

Таким образом, процесс чтения схематично можно изобразить следующим образом: буква – звук – слог – слово – фраза.

    Взрослый выполняет эти этапы автоматически, не задумываясь, ребенку на  первых порах нужно время, чтобы овладеть каждым этапом. И если где-то в работе анализаторов возникнет сбой, нарушится вся цепочка, а значит, появится ошибка при чтении.

    Причины нарушения или недоразвития анализаторов различны, но в основном они возникают из-за поражения левого полушария коры головного мозга, где находятся речевые центры у правшей и правого полушария у левшей. Это происходит из-за воспалительных заболеваний матери  в период беременности  или ребенка  в возрасте до 3 лет, травм головного мозга, полученных при   родах  или  в раннем возрасте.

   Но наш головной мозг обладает свойствами, когда нарушенные функции  у детей можно частично компенсировать,  проводя соответствующую коррекционную работу.

      Вернемся к схеме.

Буква – здесь возможны замены букв. Это происходит  в связи с тем, что в русском языке много букв, похожих по написанию, которые отличаются лишь некоторыми элементами, их пространственным расположением например, М-Л, Н-П-Т, С-О. Проанализируйте чтение ребенка, и, если заметите, что он путает буквы, обговорите все элементы этих букв, как они расположены в пространстве, вырежьте их из бумаги, слепите из пластилина, добейтесь, чтобы он четко знал их написание. Нужно сравнить с буквами, которыми он заменял нужную, отметить их различия.

    Звук – искажение, неправильное называние звуков. Школьник  должен четко произносить все звуки, чтобы дефекты произношения не отражались на процессах чтения и письма. Здесь также нужен хороший фонематический слух. Например, одна буква может обозначать 2 звука: твердый и мягкий, поэтому ребенок должен четко различать твердые и мягкие варианты согласных, чтобы выбрать нужный в конкретной ситуации. Таким образом, ученик  должен уметь анализировать слово, производить его звуковой анализ.

  Только освоив звуковой анализ слов, ребенок сможет сливать отдельные звуки в слоги, синтезировать их. Чтобы научиться быстро читать, человек должен видеть не каждую букву в отдельности, а сразу несколько. Расширить поле зрения помогут таблицы Шульта.

1

10

16

3

18

7

14

6

21

15

20

24

2

8

23

4

12

17

26

19

13

22

5

9

11

 

    То, о чем мы сейчас говорили, касается лишь технической стороны чтения. Но ведь главное - понимание прочитанного, в этом цель чтения. Среди учащихся начальной школы 40% детей не понимают прочитанного, 20% не понимают скрытого смысла текста. Ребенка надо учить прогнозировать, догадываться, о чем пойдет речь дальше, о последующем слове, об его окончании. Если слово знакомо, его прочитать легче и быстрее, а для этого необходим достаточный  словарный запас, умение правильно использовать грамматические формы (изменение по числам, падежам, использование предлогов).

   Приемы обучения прогнозированию :                      

-вставить буквы:  ТЕ…ДЬ    МЕ…ДЬ

-вставить слова: По стеклам  ручейками   ……  капли дождя.

- добавить окончание:  Мальчик  читал  интересн..    книг..

- поиск несуразностей для понимания прочитанного текста: У кошки три уха и один хвост. Дети спрятались под телеграфный столб, чтобы не промокнуть  от дождя.

     Можно предложить различные занимательные задания по совершенствованию навыков чтения. Например, задания со словами-анаграммами   ( слова, в которых переставлены буквы). Сначала читаем эти слова отдельно, а затем в тексте:

нароВо       вуЖит          ерыСе        вёЖит      

  В  природе ВУЖИТ два вида ворон. Черная НАРОВО  ВЁЖИТ в Европе.  В Восточной Сибири   ВУЖИТ   ЕРЫСЕ   вороны.

      Эксперименты доказали, что можно понять смысл текста, полностью записанного с помощью анаграмм.

      В последнее время дети много времени проводят за компьютером, Надо подбирать обучающие игры, с помощью которых дети бы легче усвоили процессы письма и чтения. Их можно закачать с любых файлообменников.

      Таким образом, для овладения процессом чтения необходим достаточно  высокий уровень развития устной речи, умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов, сформированный фонематический слух.

Швецова Нина Николаевна, логопед МОБУ "Гимназия№3"

Просмотров: 2021 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]