Меню сайта
Погода
Яндекс.Погода
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика
Яндекс.Метрика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
VK Widget
Версия для слабовидящих

Welcome!
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Афоризмы
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Полезные ссылки
Главная » 2013 » Апрель » 24 » Акустическая дисграфия или дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания
14:26
Акустическая дисграфия или дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания
Акустическая  дисграфия или дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания

У детей, обучающихся в общеобразовательной школе, встречаются разные виды дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Я хочу  рассказать об одном из самых распространенных  видов нарушений письма, встречающемся у младших школьников. Связано оно с недоразвитием фонематического слуха. Что это такое? У человека, кроме физического слуха, существует особый, речевой, слух, который позволяет нам различать звуки, похожие по произношению, но отличающиеся какими-то акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные   (б-п,  д-т, в-ф,  г-к,  ш-ж, с-з), твердые и мягкие (с-сь, л-ль, н-нь), свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, ч-щ). Звуки в русском языке называются фонемы, поэтому этот речевой слух получил название «фонематический слух». Если по каким-то причинам  у школьника наблюдается недоразвитие фонематического слуха, он путает вышеперечисленные звуки, нарушается внутреннее проговаривание, которое сопровождает письмо как взрослого, так и ребенка,   это непосредственно выражается  в ошибках в его письменных работах. При этом нарушений звукопроизношения может и не быть. Такой вид дисграфии получил название  «акустическая дисграфия» или «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания».

        Проявляется это нарушение письма чаще всего в виде  замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, например, вместо слова  «бабушка»  ребенок  может написать «пабушка» или «папушка», вместо «сушка» - «шушка» или «суска»,  вместо  «щегол» - «чегол».

        Еще одним очень частым проявлением данного вида дисграфии является неправильное обозначение мягкости согласных звуков на письме. Это происходит, как я отмечала выше, из-за трудности различения твердых и мягких согласных, например, «писмо» вместо «письмо», «читат» вместо «читать», «лубит» вместо «любит», «мач»  вместо «мяч».

         Частыми ошибками являются замены акустически сходных гласных даже в ударном положении:   о-у («точа» вместо «туча»), ё–ю («свюкла» вместо «свёкла» или «плёшевый» вместо «плюшевый).

          В качестве иллюстрации можно привести  диктант учащегося 2 класса, страдающего акустической дисграфией.

     Как помочь таким детям? Работа по предупреждению и исправлению такого рода   нарушений  письма начинается с  развития фонематических процессов - слуха  и  восприятия. Начинать надо с самого простого. Даже если ребенок легко справляется с заданиями и проблема состоит в другом, все равно их выполнять, создавая таким образом ситуацию успеха. Затем можно постепенно усложнять материал, но постоянно отмечать даже незначительные успехи  детей.

     Начинаем работу с выделения на слух гласных А, О, У, Ы, Э из слогов и слов. Слова берем сначала  односложные, затем из 2, 3 слогов, но отрабатываемая гласная должна находиться в ударном положении. Только когда ребенок научится выделять ее безошибочно, можно будет брать слова  любой сложности с этой гласной в безударном положении. Называем слово или показываем картинку и просим  ребенка назвать гласную или показать соответствующую букву. Или, например, вставить нужную гласную букву в слова:

_птека, _зюм, _льбом, _таж, _читель, _зложение, _кран.

   Аналогичная работа производится и с согласными звуками и буквами, но опять  же начинается она с простого и постепенно усложняется, например,  услышав звук С, хлопнуть в ладоши сначала в начале слова (солнце, заяц, снег), затем в конце (класс, палец, нос), затем в позиции между гласными (коса, коза) и только потом со стечением согласных в слове (сосна,воздух,шишка, стол).

    Затем мы должны объяснить ребенку, что согласные бывают твердые и мягкие, это зависит от  положения средней части  языка (при произнесении мягких звуков она приподнимается вверх).Задача взрослого приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с тем, что он слышит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме происходит с помощью гласных букв Я, Е, Ё, Ю, И и мягкого знака. При этом виде дисграфии дети очень часто неправильно обозначают мягкость, так как, например, слыша в слове «любит» звук Л мягко, а затем звук У, так и пишут в тетради «лубит», игнорируя мягкость согласного.  Обычно я провожу сравнения между гласными буквами, используя слоги: в каких слогах Л слышится твердо, а в каких-мягко:ЛА-ЛЯ, МО-МЁ, НУ-НЮ, РЕ-РЭ, ТИ-ТЫ. С помощью каких букв показывается мягкость согласного?А твердость?   Результат достигается после многочисленных тренировок, но каждый раз школьник должен объяснять, почему он написал именно эту гласную букву.

Вставить буквы А или Я: М_та – полезн_я трав_. На полу вал_лась  гр_зная тр_пка.

    Аналогично происходит  и с мягким знаком. Ребенок должен  слышать мягкие согласные и понимать, что, если рядом нет гласной, мягкость можно обозначить специальным знаком – буквой Ь. А для начала научите его сравнивать слова:  угол – уголь, мел – мель и подобные, объясняя их написание и значение. Мягкий знак может быть не только в конце, но и в середине слова. В этом случае он стоит между согласными, а согласный не может обозначать мягкость: «мальчики» - Л произносится мягко, Ч не обозначает его мягкость, значит, нужен Ь. Если мы его не напишем, получится «малчики», а такого слова нет.   И опять, как в случае с гласными, нужны тренировки:

 Измени слова так, чтобы в них оказался  мягкий знак: окунек (окуньки), пенек (пеньки), василек (васильки). Объясни, почему в моих словах его нет. (Мягкость согласных звуков на письме обозначалась буквой Ё).

        Так мы отрабатываем дифференциацию твердых и мягких согласных. Но, кроме этого, согласные у нас еще делятся на звонкие и глухие, написание  которых также вызывает трудности у детей с акустической дисграфией. Здесь надо понимать, что парные  согласные, которые  произносятся очень похоже,  отличаются участием голоса в их образовании. При произнесении звонких согласных голос присутствует, а глухих – нет. Проверить это можно тактильно, используя тыльную сторону ладони. Если при произнесении звонкого согласного мы положим руку на горлышко, то почувствуем, как оно «дрожит», так как происходит вибрация голосовых связок. При  произнесении глухого согласного горлышко спокойно, голосовые связки расслаблены  и не мешают воздуху выходить. Основываясь на этих ощущениях, учим ребенка различать парные согласные сначала изолированно, затем в слогах, словах и предложениях, опять же используя дидактический принцип «от простого к сложному».Например:

- разложить картинки на 2 группы по  наличию в словах звуков П или Б,

- вставить пропущенный слог –ПА- или –БА-: тру_, ры_, _нан, _латка, ло_та, при_вил,

-дополнить предложения подходящим по смыслу словом: На дереве раскрылась ______________.______________по морю плывет. (бочка, почка)

-записать слова в 2 столбика: пакет, бабочка, билет, пятница и т.д.

-вставить пропущенные буквы П или Б: В _арке растут _ольшие ли_ы и _ерезы.

     Только когда дети  научатся правильно дифференцировать парные согласные в более легких случаях, переходим к  словам, требующим знание орфограммы «Написание парных согласных в середине и в конце слова».Здесь необходимо научить школьника подбирать проверочные слова, а для этого нужен достаточный словарный запас. Но в качестве подсказки-«секретика»  можно предложить изменять слова, образуя уменьшительную форму, если парный согласный в середине слова (сетка-сеточка, тетрадка-тетрадочка),   и  множественное число, если он стоит в конце слова(медведь-медведи)Но самым беспроигрышным будет вариант, когда мы добавим слово «много»: ветка-много веток, зуб-много зубов.

      Занимаясь таким образом, заинтересованный родитель поможет своему ребенку  не только избавиться от дисграфических ошибок, но и значительно уменьшить количество  орфографических ошибок, что несомненно скажется на оценках школьника.

      Швецова Нина Николаевна, логопед МОБУ "Гимназия№3" г. Кудымкара

Просмотров: 2535 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]